Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 6 августа 2021

Исчезнут ли рынки и ярмарки из российского обувного ретейла?

Нецивилизованные форматы торговли, такие как ярмарки и рынки за последние 15 лет ушли на периферию российской розничной торговли.

Так, если в 2005 году на долю рынков приходился 21% оборота розницы, то в 2020 году только 5%. В то же время количество универсальных рынков за 10 лет сократилось с 2 579 до 584, а специализированных – вещевых с 334 до 35. Главными причинами деградации формата стали усиление государственного контроля и активное развитие сетевой торговли. 

По оценкам «РБК Исследования рынков», доля нецивилизованного торгового формата в объеме продаж обуви составляет 4,1%. По итогам 2020 года на рынках и ярмарках было реализовано обуви на сумму ₽31,3 млрд, что на 17,2% меньше, чем годом ранее.

Социологический опрос, проведенный «РБК Исследования рынков», показал, что в период пандемии коронавируса аудитория рынков и ярмарок заметно снизилась. Так, если до марта 2020 года 25% респондентов приобретали обувь в таких точках, то в период пандемии эта цифра снизилась до 12%. Сокращение трафика в 2020 году коснулось большинства традиционных форматов, что связано с введенными ограничениями и опасностью заражения в местах скопления людей. Однако, если рассматривать планы россиян относительно мест будущих покупок, становится заметно, что на рынки и ярмарки планируют вернуться только 17% респондентов, что на 8 п.п. меньше, чем до пандемии. Это может говорить о том, что именно нецивилизованный формат торговли может в большей степени пострадать от последствий пандемии. Одним из объяснений подобной картины являются ограниченные возможности рынков по обеспечению санитарной безопасности в период сложной эпидемиологической ситуации.

Несмотря на негативную динамику рынки и ярмарки вряд ли исчезнут с ландшафта российского обувного ретейла, так как данный канал продаж возмещает недостаток торговых площадей в регионах России, а также играет важную роль в обеспечении населения некоторыми товарными позициями, что особенно актуально в период ухудшения экономической ситуации в стране.

РБК Исследования рынков Прогноз обувного ретейла 2021-2022 55 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 апреля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Сладкий баланс: рынок тортов и пирожных в поиске точек роста Рынок тортов и пирожных в России вырос до 760 млн штук, но в ближайшие годы его может ожидать стагнация.

Несмотря на общее восстановление, показатели рынка тортов и пирожных в России остаются нестабильными: за период с 2017 по 2023 год совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составил –0,6%. По оценкам, в 2023 году объем видимого потребления (производство с учетом импорта и за вычетом экспорта) увеличился на 6,4%, достигнув 379,7 тыс. тонн. В пересчете на штуки (при среднем весе одного торта или пирожного 500 граммов) это около 760 млн единиц. Однако в ближайшие годы рынок, по прогнозам, будет практически стагнировать: в 2024 году ожидался спад почти на 6%, а к 2028 году объем потребления может сократиться до 357,9 тыс. тонн — это чуть более 715 млн штук в год.

Показать еще