Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 21 апреля 2021

Доля лидера на рынке стекловаты превысила 50%

Российский рынок стекловаты в 2019-2020 гг. падает. Сокращаются все количественные параметры: производство, импорт и экспорт. Но рыночные сложности не мешают лидеру укреплять свои позиции

В отличие от производства каменной ваты на базальтовой основе, выпуск стекловаты в 2020 году претерпел падение. Предложение каменной теплоизоляции, несмотря на коронавирусный кризис, выросло на 4,7%, а стекловаты снизилось – на 9,9%. Впрочем, этот рынок всегда был более чувствительным к кризисным явлениям – в позапрошлом 2019 году снижение выпуска стеклянной ваты составило минус 2,5%.

Также второй год подряд снижается и экспорт, что для данного рынка, наоборот, не характерно. Сокращение экспортных поставок объясняется тем, что традиционные рынки сбыта (страны СНГ и Европы) в условиях пандемии чувствуют себя не самым лучшим образом. С улучшением экономического состояния стран-партнеров экспортная активность, скорее всего, возобновится. Доля экспорта от объема производства стекловаты все время растет и составляет в настоящее время около 35% (в 2018 году уровень был еще выше – более 41%). Для сравнения, минеральной ваты экспортируется пока всего 12% от общего объема производства.

При этом процесс рыночной концентрации усиливается. Три ключевых игрока – KNAUF, ISOVER и URSA – в 2013 году делили рынок практически поровну. Но затем положение одного из них стало заметно укрепляться, и в результате к 2020 году доля KNAUF INSULATION превысила 50% как в объеме производства, так и на внутреннем рынке (в общем объеме продаж).

Очевидно, что востребованность стекловолоконных утеплителей в общей картине рынка теплоизоляции носит не самый перспективный характер. Главный конкурент стекловаты – каменная вата – пользуется гораздо большим спросом. Об этом говорят не только количественные параметры обоих рынков, но и изменение цен: в первом квартале 2021 года цены на стекловату выросли на 10-15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как ведущие торговые марки каменной ваты подорожали на 20-25%.

Но это не значит, что стекловата будет вытеснена со строительного рынка заменителями. У этого материала есть свои преимущества, которые наиболее ярко проявляют себя в малоэтажном жилищном строительстве. В периоды экономического благополучия спрос на стекловату растет, и следующий такой период, по расчетам агентства ABARUS Market Research, должен наступить в 2022-2023 гг.

ABARUS Market Research Российский рынок стекловаты – итоги 2020 46 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще