Согласно результатам социологического опроса, проведенного в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли детскими товарами 2020», в 2020 году частота покупок детских товаров в интернете выросла на 11% относительно прошлого года и составила почти 19 раз в год. Отметим, что показатель за последний год продемонстрировал рост во всех регионах, за исключением Москвы. Самый ощутимый скачок зафиксирован в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек, где частота онлайн-покупок детских товаров выросла на треть, с 13 до 18 раз в год. Значительно увеличилась интенсивность интернет-заказов и в Санкт-Петербурге. По сравнению с 2019 годом частота покупки детских товаров среди опрошенных из северной столицы выросла на 22%.
Так как товары для детей сильно различаются в длительности жизненного цикла, разброс частот для разных категорий значительный. Высокая частота покупок характерна для товаров с коротким жизненным циклом, таких как детское питание, подгузники и детская одежда. По данным «РБК Исследований рынков»,за ноябрь 2019 – ноябрь 2020 года россияне приобретали предметы из указанных категорий в среднем 12, 10 и 6-7 раз в год соответственно (среди покупателей товаров соответствующих категорий). В то же время такие товары как детская мебель, коляски, автокресла, электроника для детей, велосипеды респонденты заказывают онлайн значительно реже – в среднем не более 3 раз в год. Впрочем, даже для товаров с длительным жизненным циклом в 2020 году зафиксирован рост частоты покупок. Наибольший подъем показателя пришелся на детскую мебель. По сравнению с предыдущим годом средняя частота ее покупки в интернете выросла на 19%. Вероятно, такой скачок обусловлен введением режима самоизоляции и переходом на удаленную работу многих россиян. Данные события способствовали обращению фокуса внимания потребителей на обустройство дома, в том числе детского пространства. Наряду с этим, в течение нескольких месяцев эта категория товаров была практически не доступна для покупки в офлайне, так как мебельные магазины были закрыты в апреле и мае. Таким образом, интернет в течение данного периода стал основным каналом продаж детской мебели.
Ощутимый рост частоты покупок в интернете зафиксирован для детского питания и подгузников. Показатели по этим категориям увеличились на 12% и 14% соответственно по сравнению с предыдущим годом. Это иллюстрирует тенденцию все большего перехода в онлайн покупки товаров повседневного спроса. Данный тренд усилился во время пандемии, когда многие потребители смогли увидеть преимущества дистанционных покупок, а частота походов в офлайн-магазины сократилась ввиду режима самоизоляции. Кроме того, влияние оказывает увеличение предложения в интернет-магазинах. На сегодняшний день детское питание и предметы гигиены для маленьких россиян представлены в ассортименте многих онлайн-игроков, не специализирующихся на детских товарах, и, таким образом, могут идти в дополнение к основной покупке. Кроме этого, детское питание и подгузники доступны для экспресс-доставки, в частности, у «Яндекс.Лавки» и «Самоката», фокусирующихся на доставке продуктов питания за 15-30 минут. За счет таких сервисов закрывается сценарий, когда потребителю нужно что-то докупить прямо сейчас, благодаря чему рассматриваемые категории товаров могут проникать в ежедневные чеки онлайн-покупателей, для которых это актуально.