Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 1 марта 2021

Многие россияне надолго изменили форму трудоустройства в связи с пандемией коронавируса

Пандемия коронавируса оказала серьезное влияния на многие стороны жизни россиян

Одним из основных способов борьбы с распространением инфекции стала самоизоляция и перевод сотрудников ряда компаний на удаленную работу. Кроме того, более двух месяцев многие предприятия торговли, общепита, сферы культуры и др. были закрыты. Лавинообразное падение спроса на многие товары и услуги и сокращение (или отсутствие) выручки неизбежно повлекли за собой трудности бизнеса с исполнением обязательств и невозможность покрыть расходы. В связи с этим компании стали массово увольнять сотрудников, отправлять их в неоплачиваемые отпуска, сокращать занятость с целью снижения оплаты труда и т.д. 

На момент прохождения опроса 4 респондента из 5 были трудоустроены. При этом почти половина респондентов отметили, что пандемия никак не отразилась на их трудовой деятельности. Четверть опрошенных перевели на удаленную работу. Данная мера позволила не только снизить вероятность заражения сотрудников, но и частично сократить затраты компаний на аренду, коммунальные услуги и т.д. При этом у 10% респондентов сократилась ставка или часы работы, а еще 10% потеряли или вынуждены были сменить работу. Еще порядка 7% отправили в оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска. 

На конец октября – начало ноября 2020 года только 44% опрошенных россиян вернулись к форме трудоустройства как до карантина. Половина респондентов продолжают работать в новых для них условиях. В первую очередь речь идет об удаленной работе, так как эта мера была наиболее распространена среди предприятий. Однако стоит предположить, что часть респондентов по-прежнему работает на частичной ставке или находится в поиске нового места работы. 

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже строительных материалов и товаров для дома (DIY) 2020 89 000 ₽
РБК Исследования рынков Прогноз развития рынка рынка строительных материалов и товаров для дома (DIY) на 2020-2022 гг. 50 000 ₽
РБК Исследования рынков Потребительское поведение покупателей товаров для ремонта и строительства (DIY) 2020 69 000 ₽
РБК Исследования рынков Ключевые тренды на рынке строительных материалов и товаров для дома (DIY) 2020 50 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 25 марта 2025 Компания Гидмаркет Российский рынок психологических услуг: рекордный рост и трансформация спроса Рынок услуг психологов показал стремительный рост в 2,3 раза за 4 года

Российский рынок психологических услуг демонстрирует беспрецедентный рост: за последние четыре года его объем увеличился в 2,3 раза с 21,9 млрд рублей в 2020 году до 49,7 млрд рублей в 2024 году. Такой стремительный рост, со среднегодовым темпом в 12,6% с учетом инфляции, свидетельствует о глубоких изменениях в отношении общества к ментальному здоровью. Потребление психологических услуг на душу населения выросло со 150 до 340 рублей, что отражает растущую осознанность граждан в вопросах психологического благополучия.

Ключевым драйвером роста стали кризисные периоды в жизни страны. Пандемия COVID-19 в 2020-2021 годах привела к увеличению тревожных расстройств на 35% и вызвала первый массовый переход психологических услуг в онлайн-формат доля дистанционных консультаций выросла на 25% всего за год. Последующие геополитические события 2022-2024 годов спровоцировали новый виток спроса, особенно на терапию посттравматических стрессовых расстройств (PTSD) и семейное консультирование количество таких запросов увеличилось в 1,8 раза.

Параллельно с количественными изменениями произошла качественная трансформация общественного сознания. Согласно данным ВЦИОМ, доля россиян, считающих обращение к психологу "постыдным", сократилась с 47% в 2020 году до 22% в 2024 году. Социальные сети сыграли в этом процессе ключевую роль сегодня 70% начинающих психологов стартуют свою практику в них, делая услуги более доступными и понятными для широкой аудитории.

Показать еще