Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 9 февраля 2021

X5 Retail Group сохранила лидерство в сегменте FMCG в 2020 году

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, вызванную пандемией COVID- 19,крупнейшие продовольственные ретейлеры в прошлом году продолжили демонстрировать положительные темпы роста продаж, показал проведенный РБК «Сравнительный экспресс-анализ крупнейших публичных ретейлеров в сегменте FMCG».

Наиболее успешным 2020 год оказался для X5 Retail Group. Компания сумела удержать лидерство как по обороту, так и по динамике роста выручки в отрасли. За 2020 год розничные продажи Х5 увеличились на 14,2%: с ₽1,7 до ₽2,0 трлн (см. рис.1). Находящийся на втором месте по объему продаж «Магнит» увеличил выручку на 13%: с ₽1,3 до ₽1,5 трлн.

За прошедший год X5 Retail Group увеличил число точек продаж на 1 410 магазинов или на 601 тыс. м2 (рост 8,3%), что в целом обеспечило рост продаж компании на 8,8%. LFL-продажи X5 Retail Group выросли на 5,5% в 2020 году и на 5,1% в последнем квартале. 6-процентное снижение трафика, вызванное стремлением покупателей ограничить частоту посещения магазинов, X5 удалось преодолеть за счет роста среднего чека на 12%.

В компании относят свой успех за счет расширения собственного ассортимента готовой продукции, постоянной ориентации компании на эффективность, а также новых концепций магазинов «Перекресток» и «Пятерочка». В 2020 году были реконструированы 583 «магазина у дома» и 46 супермаркетов. С учетом новых открытий на конец года доля розничных точек, работающих в новой концепции, составила 13% среди сети «Пятерочка» и 12% среди сети «Перекресток».

Выручка цифрового бизнеса X5 Retail Group (онлайн-гипермаркет «Перекресток Впрок», экспресс-доставка, гиперлокальный сервис «Около» и 5Post) за прошедший год выросла на 362% и достигла ₽20,1 млрд, что позволило оператору добиться дополнительных +0,9 п.п. к темпу роста годовой консолидированной выручки.

Ян Дюннинг, генеральный директор второго ключевого игрока на рынке продуктовой розницы – «Магнита» – следующим образом прокомментировал итоги 2020: «Компания сосредоточилась на повышении операционной эффективности существующей сети магазинов, добилась высоких LFL-результатов и улучшения плотности продаж. Мы возобновили рост эффективности бизнеса».

Годовая прибыль ретейлера увеличилась на 120,8%, до ₽37,8 млрд, сопоставимые продажи компании в 2020 году выросли на 7,4%, средний чек вырос на 14,1% при снижении трафика на 5,9%.

В 2020 году «Магнит» продолжил оптимизацию розницы, закрыв 453 неэффективных магазина. Наряду с этим оператор провел редизайн 280 «магазинов у дома», 25 супермаркетов и 80 магазинов дрогери. Доля розничных точек в обновленной концепции в отмеченных форматах достигли 72, 29 и 56% соответственно. Компания продолжила и открытие новых магазинов. За прошедший год розница «Магнита» (с учетом всех форматов) увеличилось на 839 точек и достигла на конец декабря 21 564 магазинов. При этом торговая площадь компании выросла на 3,6% год-к-году, или на 258 тыс. м2.

Оператор внедрил единую систему прогнозирования спроса и планирования запасов на базе облачного решения Relex Solutions. Также была запущена и протестирована система Vendor Managed Inventory для поставщиков по прогнозированию и пополнению запасов на распределительных центрах. В то время как цифровая трансформация X5 как в сервисах для покупателей, так и во внутренних бизнес-процессах оказала положительное влияние на EBITDA в 2020 году в размере ₽7 млрд.

По динамике роста продаж «Лента» вдвое уступает как X5 Retail Group, так и «Магниту». По итогам 2020 года чистая розничная выручка оператора увеличилась на 7,3%, до ₽437,5 млрд. Несмотря на отставание от динамики розничных продаж конкурентов, 2020 год в «Ленте» считают довольно успешным, учитывая падение доходов россиян и сложную эпидемиологическую ситуацию. 

Более динамичному росту выручки «Ленты» в 2020 году способствовало открытие новых розничных магазинов. В целом за 2020 год чистый прирост сети «Лента» составил 13 магазинов, и общее число магазинов, работающих под вывеской «Лента», достигло 393.

На фоне 5,5-процентного снижения трафика магазинов и роста на 11,6% среднего чека LFL-продажи «Ленты» выросли на 5,4%. 

Близкую с «Лентой» динамику демонстрирует группа «О’Кей». По итогам 2020 года чистые розничные продажи оператора увеличились на 5,9% и составили ₽172,7 млрд. Во многом положительную динамику обеспечил рост LFL-продаж. Выручки сопоставимых магазинов оператора выросли на 5,4% год-к-году. 

По мнению экспертов РБК, более динамичному развитию «О’Кей» и «Ленты» препятствует наблюдаемый кризис крупных форматов ритейла. В частности, розничные продажи гипермаркетов «О’Кей» в 2020 году выросли лишь на 1%, до ₽146,8 млрд. Для сравнения, сеть дискаунтеров «ДА!», входящая в группу, продемонстрировала рекордный рост: чистая розничная выручка формата в 2020 году увеличилась на 45,3% до ₽26,0 млрд при значительном росте LFL-продаж на уровне 27,8%. 

Формат дискаунтеров продолжает увеличивать долю в продажах оператора. Если в 2019 году сеть «ДА!» занимала 10,9% в структуре розничной выручки «О’Кей», то в 2020 году – уже 15%.

В течение 2020 года рос разрыв в розничной выручке между крупнейшими FMCG-ретейлерами. X5 Retail Group увеличил преимущество в сравнении с ближайшим конкурентом – «Магнитом». Чистая розничная выручка компании-лидера за I квартал 2020 года на 28,4% превысила показатель «Магнита». А к IV кварталу отрыв X5 Retail Group от конкурента увеличился до 33,3%, что в абсолютном выражении составило ₽131,6 млрд. Таким образом, по итогам 2020 года отставание «Магнита» от лидера рынка достигло ₽463,8 млрд. Для сравнения, преимущество X5 Retail Group по выручке за предыдущий год составляло ₽394,8 млрд.

 

РБК Исследования рынков Сравнительный экспресс-анализ крупнейших публичных ретейлеров в сегменте FMCG: итоги 2020 Бесплатно
Материалы по теме
Статья, 25 февраля 2021 BusinesStat В 2016-2020 гг валовой сбор культивированных грибов и трюфелей в России вырос в 8,2 раза: с 9,7 до 79,4 тыс т. После введения продэмбарго грибной рынок заинтересовал крупных агропроизводителей.

По данным "Анализа грибов и трюфелей в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг валовой сбор культивированных грибов и трюфелей в стране вырос в 8,2 раза: с 9,7 до 79,4 тыс т. Росту внутреннего производства грибов способствовала политика импортозамещения. Продуктовое эмбарго на ввоз агропродукции из ряда стран с 2014 г вызвало дефицит грибов и трюфелей на российском рынке. Девальвация рубля привела к росту розничных цен на грибы и трюфели. Рынок стал интересен для крупного капитала, что позволило в 2016-2020 гг реализовать ряд крупных инвестиционных проектов. К 2020 г имеющиеся производственные мощности крупных грибных хозяйств составляли более 100 тыс т грибов в год.

Показать еще