Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 7 декабря 2020
Дмитрий Масюк

Самые высокие темпы роста мы ожидаем в сегменте доставки продуктов

При этом конкурировать будут не отдельные сервисы, а экосистемы – подчеркивает генеральный директор «Яндекс.Еды»

– Каким для Вас оказался 2019 год? Удалось ли выполнить поставленные цели по развитию и достичь намеченных в начале прошлого года финансовых результатов?

– 2019 год был довольно насыщенным. «Яндекс.Еда» вышла с собственной доставкой в 25 новых городов, вчетверо расширив свою географию, открылась в Казахстане, подключила много новых партнеров (среди них, например, Burger King), начала доставлять кофе и другие напитки. В отдельное направление выделилась «Яндекс.Лавка». Многие наши решения – платная доставка или безналичные чаевые для курьеров – уже успели стать стандартом для всего рынка. Другие – например, динамическое ценообразование на доставку или страхование курьеров партнерских логистических служб, вполне возможно станут стандартом в ближайшее время. Но самое главное – мы достигли серьезных успехов в улучшении экономики сервиса и лидировали по узнаваемости в своем сегменте, в том числе за счет синергии с другими сервисами «Яндекса». Так, в 2019 году «Яндекс.Еда» впервые появилась в приложении «Яндекс.Такси» (теперь оно называется «Яндекс Go») и поисковом приложении «Яндекс», расширив таким образом свою аудиторию до 50 млн человек.   

– Пандемия COVID-19 затронула все сферы экономики России. Считается, что доставка, если не выиграла, то не пострадала от карантина? Верно ли данное утверждение?

– По итогам второго квартала 2020 года, заказы в «Яндекс.Еде» удвоились в годовом исчислении, а GMV (Gross Merchendise Value) сервиса вырос почти в 2,3 раза. Пандемия ускорила потребительский сдвиг, в доставку пришло много новых пользователей, за месяцы ограничений они усвоили новые цифровые привычки и не спешат от них отказываться даже после смягчения карантинных мер. При этом нам также пришлось адаптироваться к новой ситуации, учиться справляться с повышенными нагрузками, выводить больше курьеров на линию, внедрять новые процедуры, чтобы обезопасить всех участников процесса. В пике пандемии мы увеличили в разы свою географию и теперь присутствуем в более чем 130 городах, начали доставлять заказы на такси в расширенных зонах, что помогало ресторанам дотягиваться до спроса, который был сосредоточен в спальных районах. Мы существенно упростили регистрацию новых партнеров на платформе – теперь начать работать с «Яндекс.Едой» можно за считанные часы. Внедрили программу поддержки ресторанов в сложное время – она действовала с 15 марта по 15 июня. Одними из первых представили бесконтактную доставку. Еще в самом начале карантина мы отметили взрывной рост доставки продуктов и в апреле первыми из агрегаторов вышли в этот сегмент, начав доставлять заказы из «Азбуки Вкуса». Сейчас у нас уже подключено более тысячи магазинов разных сетей, и для партнеров из ретейла мы выполняем уже не только функцию доставки последней мили, но и собираем заказы в зале.

– Как повлияла пандемия на число Ваших партнеров? Какова была динамика подключений за месяцы карантина? Многие ли из Ваших партнеров воспользовались субсидией на доставку?

– Количество ресторанов, подключенных к «Яндекс.Еде», в июне превысило 26 тысяч, что в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. К доставке подключались те, кто никогда ранее не работал в этом формате, в том числе рестораны высокой кухни, маленькие кофейные точки, которые раньше обслуживали трафик у станций метро.   

Воспользоваться программой поддержки, которую мы представили в самом начале пандемии, смогли все новые партнеры – локальные рестораны и небольшие сети до трех заведений. Для них действовала нулевая комиссия или 100 первых доставок за счет сервиса. На эту программу мы потратили около ₽120 млн. Мы также активно участвовали в разработке мер поддержки со стороны локальных властей, например, Москва и Татарстан компенсировали ресторанам затраты на работу с агрегаторами.

– Как вел себя спрос в период карантина? Произошли ли значимые изменения в портрете клиента? Выросло ли число заказов или средний чек? Наблюдалась ли смена лидеров в списке наиболее популярных позиций меню?

– По итогам второго квартала 2020 года, GMV «Яндекс.Еды» удвоился по сравнению с прошлым годом. В период карантина мы наблюдали смещение спроса из центра в спальные районы и пригороды – «догнать» его позволило расширение радиуса доставки благодаря подключению такси к развозу заказов. Пики в обед и ужин были менее выраженными, при этом пользователи заказывали доставку чаще обычного. Наиболее быстрыми темпами рос сегмент e-grocery. В доставке из ресторанов при этом сильно подросли наборы и комбо, а также полуфабрикаты, заморозка и наборы продуктов с рецептами. Гастрономические предпочтения пользователей при этом не сильно изменились.

– Вы смогли за период пандемии привлечь новых клиентов? Как планируете поддерживать интерес к сервису?

– С марта по июнь прирост пользователей в «Яндекс.Еде» составил более 120%. Увеличение радиуса доставки благодаря такси позволило существенно расширить выбор ресторанов и концепций на платформе. А подключение к доставке магазинов, интеграция с другими сервисами экосистемы «Яндекса» и запуск самовывоза открыли множество новых сценариев для наших пользователей. Все это позволяет не только привлекать новых клиентов, но и эффективно удерживать существующих.

– Насколько изменилась ситуация после отмены карантина и открытия ресторанов? Как отреагировал спрос на возможность питания вне дома? Снизилось ли число заказов? Как изменилось поведение Ваших клиентов?

– Опыт регионов, где карантинные меры уже полностью или частично сняты, показывает, что на число заказов на доставку это влияет мало. Наблюдалось либо временное незначительное снижение с дальнейшим отскоком, либо продолжался рост. При этом структура спроса продолжает возвращаться к докарантинным временам – стало больше заказов из центров деловой активности, мы наблюдаем более выраженные всплески в обеды и ужины. Продолжает быстро расти доставка продуктов из магазинов. К началу сентября мы работали по этому направлению с «ВкусВиллом», «Азбукой Вкуса», «Верным» и «Быстро-номом», «Мираторгом» и скоро анонсируем партнерство с еще несколькими крупными ретейлерами. Магазины теперь могут воспользоваться нашей сборкой для онлайн-заказов. Ей занимаются специально обученные специалисты – мастера покупок.

– Многие сервисы по доставке готовой еды в период карантина стали развивать новые для себя направления – доставку продуктов питания, а также доставку рационов питания. Насколько бизнес-модель доставки продуктов жизнеспособна в условиях конкуренции с онлайн-магазинами крупных FMCG-ретейлеров и такими онлайн-проектами как «Утконос»? 

– Уровень проникновения онлайна в e-grocery на порядок ниже, чем в доставке готовой еды – до пандемии он не превышал 1%, а сам рынок при этом гораздо более емкий. Говорить об острой конкуренции сервисов между собой пока не приходится, вместе они помогают перетягивать покупателей из оффлайна в онлайн. Плюс, в покупке продуктов есть много разных сценариев, с которыми могут работать разные сервисы – закупка впрок, дозакупка, мгновенное удовлетворение потребности и т.д. Основная борьба развернется за скорость доставки и качество пользовательского опыта. Чем быстрее вы доставляете, тем меньше вероятность замены одного товара другим. А первый опыт использования для подобного сервиса часто бывает решающим. Продолжит размываться грань между ретейлом и общепитом, не случайно так много рестораторов за время пандемии уже успели встать на полки оффлайн-магазинов или сервисов вроде «Яндекс.Лавки».

– Каковы приоритетные направления развития сервиса на ближайшее время? Собираетесь ли расширять географию доставки? Есть ли планы по выходу в офлайн в формате ресторана, развития вендингового направления?

– Мы продолжим выстраивать курьерскую логистику в новых городах, в которые вышли во время пандемии с доставкой на такси. Будем массово подключать локальных и федеральных ретейлеров к сервису доставки продуктов и работать над персонализацией пользовательского опыта в нашей экосистеме. Особое внимание планируем уделить развитию продукта для ресторанов, платформа станет для них более гибкой. У нас уже есть опыт работы в формате white label-доставки и продолжим развивать это направление.

– Каковы ваши прогнозы по развитию рынка доставки до конца года? Какие возможные сценарии Вы рассматриваете?

– Доля агрегаторов будет расти, причем конкурировать будут не отдельные сервисы, а экосистемы, уверен, что мы увидим много новых интересных услуг на стыке разных сервисов. Самые высокие темпы роста ожидаем в сегменте доставки продуктов. Будут расти и новые каналы продажи вне зала, такие как самовывоз.

Другие интервью, информацию о компаниях и аналитику смотрите в Исследованиях рынка общественного питания в России 2020

 

 

РБК Исследования рынков Российский рынок доставки готовой еды 2020 79 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок готовой кулинарии 2019 50 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще