По данным «Анализа рынка маргарина, спреда и сливочного масла в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, в 2015-2019 гг их продажи в стране сократились на 8%: с 935 тыс т до 860 тыс т. В 2016-2017 гг продажи не только не снижались, но и демонстрировали небольшой рост. В условиях сокращения реальных доходов населения внутренний спрос на маргарин, спред и сливочное масло увеличивается. Жировая продукция, обладая высокой калорийностью, в экономически неблагополучные годы отчасти выступает в роли заменителя более дорогих белковых продуктов. В 2018-2019 гг возобновился рост реальных доходов населения, что оказало влияние на структуру питания россиян. Вновь стала набирать популярность концепция здорового питания, подразумевающая ограничение употребления продукции с высоким содержанием насыщенных жиров. В 2018-2019 гг наблюдалось снижение продаж недорогой жировой продукции – маргаринов и спредов, при этом продажи сливочного масла плавно росли.
По оценкам BusinesStat, в 2020 г под влиянием очередного снижения реальных доходов населения продажи маргарина, спреда и сливочного масла вырастут на 0,5%. При этом на структуру продаж окажет влияние то, что в период ограничительных мероприятий, направленных против распространения коронавируса, россияне были лишены возможности посещать заведения общественного питания. Сектор HoReCa является крупным потребителем маргарина, и в период его вынужденного бездействия продажи маргарина в России существенно просели: по итогам 2020 г ожидается их снижение на 8,7%. При этом продажи тех сортов жировой продукции, которые употребляются преимущественно в домашней кулинарии – сливочного масла и спредов – как ожидается, вырастут в 2020 г на 7,3% и 7,2% соответственно.
В 2021 г ожидается продолжение роста продаж маргарина, спреда и сливочного масла в стране. Основной вклад в него внесет увеличение продаж маргарина, ожидаемое в связи с возобновлением работы сектора HoReCa в нормальном режиме. В 2022-2024 гг прогнозируется снижение продаж маргарина, спреда и сливочного масла, связанное с ожидаемым ростом реальных доходов населения, и, как следствие, с возвратом популярности концепции здорового питания, подразумевающей ограничение употребления содержащих насыщенные жиры продуктов. В 2024 г продажи маргарина, спреда и сливочного масла в России составят 847 тыс т, что будет на 1,5% ниже уровня 2019 г.