Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 11 ноября 2020

X5 Retail Group укрепила свое лидерство в ретейле

Агентство «РБК Исследования рынков» подготовило обзор «Сравнительный экспресс-анализ крупнейших публичных ретейлеров в сегменте FMCG», в котором проанализировало результаты деятельности компаний.

По итогам 2019 года X5 Retail Group показал лучший результат как по абсолютному размеру розничной выручки, увеличившейся на 13,3% и составившей ₽1,7 трлн, так и по сопоставимым продажам среди российских публичных ретейлеров. 

Второй ключевой игрок на рынке продуктовой розницы – «Магнит» – за 2019 год увеличил чистую розничную выручку на 9,5% до ₽1,3 трлн, валовая прибыль ретейлера за 2019 год составила ₽312,0 млрд, а валовая маржа снизилась на 22,8% (-114 б. п. год-к-году). Данные показатели связаны, в первую очередь, с ростом потерь и увеличением доли низкомаржинального оптового сегмента, частично скомпенсированными ростом высокомаржинального формата дрогери.

Чистая розничная выручка оператора «Лента» в 2019 году выросла лишь на 1% год-к-году до ₽417,5 млрд. Одной из ключевых причин столь неоднозначного развития стала политика оптимизации розничной сети компании. Так, за 2019 год были открыты в общей сложности 11 торговых точек, в то время как закрыли свои двери для посетителей 10. По словам Германа Тинга, бывшего генерального директора компании, не самые впечатляющие показатели сети на протяжении 2019 года были продиктованы падающим интересом к крупным форматам продуктового ретейла, а также некоторым несоответствием ассортиментной матрицы оператора ожиданиям покупателей. 

В 2019 году испытывал трудности в связи с кризисом крупных форматов ретейла и «О'Кей». Розничная выручка компании увеличилась лишь на 3% относительно 2018 года, достигнув ₽165 млрд.

В 2020 году X5 Retail Group продолжил увеличивать свой отрыв от конкурентов. Чистая розничная выручка X5 Retail Group за 9 месяцев года увеличилась на 14,8% год-к-году, до ₽1,5 трлн. Согласно отчету ретейлера, наибольший вклад в развитие бизнеса на фоне пандемии внесли формат «магазинов у дома» и онлайн-каналы продаж. Так, новые бизнесы X5 – «Перекресток Впрок», 5Post и другие – продемонстрировали в III квартале рост выручки на уровне 224% год-к-году, составив Р3,0 млрд. Розничная выручка группы в III квартале выросла на 15,4% год-к-году.

Чистая розничная выручка «Магнита» за 9 месяцев 2020 года также продемонстрировала устойчивый рост, увеличившись на 14,2% до ₽1,1 трлн. За 3 квартал этот показатель вырос у компании на 11,4%, что ниже показателя конкурента. Компания отмечает, что драйвером LFL стал средний чек. На фоне снижения частоты посещения людных мест растет наполняемость корзины, и население чаще закупается продуктами впрок. Как и в случае X5 Retail Group, показатели «Магнита» демонстрируют, что формат «у дома» является наиболее популярным в текущих условиях. Так, в III квартале 2020 года «Магнит у дома» генерировал 76,7% розничной выручки оператора. 

У «Ленты» в 2020 году наиболее удачным оказался II квартал, в котором розничный оборот вырос на 11,6% благодаря росту среднего чека на 24% преимущественно за счет активно развивающихся онлайн-бизнесов. К ним относятся запущенная в 2020 году собственная служба экспресс-доставки «Ленточка» и новый сервис заказа и самовывоза Click & Collect. Средний чек покупки через систему более чем в 2 раза превышает стандартный средний чек в магазинах.

У «О'Кей» по итогам девяти месяцев 2020 года чистая розничная выручка группы выросла на 5,8% в годовом выражении до Р123,8 млн. Основным драйвером роста бизнеса компании в 2020 году выступила сеть продуктовых дискаунтеров «Да!». 

В исследовании сделан вывод, что в течение 2020 года разрыв в розничной выручке между крупнейшими FMCG ретейлерами увеличивался. X5 Retail Group усилил преимущество в сравнении с ближайшим конкурентом – «Магнитом». Выручка компании-лидера за I квартал 2020 года на 28,4% превысила показатель «Магнита», а к III кварталу отрыв X5 Retail Group от конкурента увеличился до 30,9%, что в абсолютном выражении составило ₽114,6 млрд. Таким образом, по итогам 9 месяцев 2020 года отставание «Магнита» от лидера рынка достигло ₽332,1 млрд. Для сравнения, преимущество X5 Retail Group по выручке за аналогичный период предыдущего года составляло ₽284,4 млрд.

Нарастает отставание от лидеров рынка компаний «Лента» и «О’Кей», которые существенно уступают ведущим игрокам как по обороту, так и по динамике развития.

В целом в ретейле заметно снижение интереса потребителей к крупноформатным магазинам и рост оборота в магазинах шаговой доступности. В условиях пандемии существенно выросли обороты и конкуренция в сегменте онлайн-продаж и доставки FMCG товаров на дом. 

РБК Исследования рынков Сравнительный экспресс-анализ крупнейших публичных ретейлеров в сегменте FMCG Бесплатно
Материалы по теме
Статья, 25 февраля 2021 BusinesStat В 2016-2020 гг валовой сбор культивированных грибов и трюфелей в России вырос в 8,2 раза: с 9,7 до 79,4 тыс т. После введения продэмбарго грибной рынок заинтересовал крупных агропроизводителей.

По данным "Анализа грибов и трюфелей в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг валовой сбор культивированных грибов и трюфелей в стране вырос в 8,2 раза: с 9,7 до 79,4 тыс т. Росту внутреннего производства грибов способствовала политика импортозамещения. Продуктовое эмбарго на ввоз агропродукции из ряда стран с 2014 г вызвало дефицит грибов и трюфелей на российском рынке. Девальвация рубля привела к росту розничных цен на грибы и трюфели. Рынок стал интересен для крупного капитала, что позволило в 2016-2020 гг реализовать ряд крупных инвестиционных проектов. К 2020 г имеющиеся производственные мощности крупных грибных хозяйств составляли более 100 тыс т грибов в год.

Показать еще