По данным «Анализа рынка водки и ликероводочных изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2020 г, за 2015-2019 гг их продажи в стране снизились на 4,2%: с 1,10 до 1,05 млрд л. Кризисные явления, происходившие в экономике страны, привели к снижению доходов потенциальных покупателей, что способствовало сокращению объема приобретения различных категорий продуктов питания, в том числе и крепкого алкоголя. Также на снижение продаж водки и ликероводочных изделий в последние годы влияли меры государственного регулирования – высокие акцизные ставки на водку и ликёроводочные изделия, которые приводят к удорожанию готовой продукции, усиленный государственный контроль за оборотом алкогольных напитков, а также запрет на торговлю алкогольными напитками в ночное время и в объектах нестационарной торговли (киосках) и запрет рекламы алкоголя. Помимо этого, водка и ликероводочные изделия находятся в значительной конкуренции с другими крепкими алкогольными напитками, популярность которых растет в последние годы, особенно среди молодого поколения – виски, ром, джин, коньяк и др.
В 2015-2019 гг наибольшая доля продаж водки и ликероводочных изделий в России приходилась на розничную торговлю. Удельный вес розничной торговли в структуре продаж в рассматриваемый период составлял в среднем 88,3%. На долю сектора HoReCa приходились оставшиеся 11,7% рынка. Преобладание розничных продаж над сектором общественного питания связано с особенностями культуры потребления. В России водку и ликёроводочные изделия пьют чаще дома, чем в заведениях общественного питания.
Ожидается, что в 2020 г пандемия коронавируса и кризисные изменения в российской экономике сильнее всего повлияют на работу предприятий общественного питания. Продажи водки и ликероводочных изделий в данном секторе снизятся на 17,7% относительно 2019 г. При этом часть потребителей, не имея возможности сходить в бар или ресторан, увеличат объем покупок водки и ликероводочных изделий в рознице. В результате в 2020 г розничные продажи вырастут на 2,7% к уровню 2019 г, что увеличит совокупный показатель на 0,3%.