За последние 5 лет самое низкое значение данного показателя пришлось на вторую половину 2016 года. Именно в тот год прирост цен на многие товары стал двузначным, а доходы продемонстрировали самое значительное сокращение. Далее доля покупателей мужской обуви начала расти, чему способствовала реализация отложенного спроса, привыкание к новым условиям на рынке, а также ценам в магазинах предпочитаемых брендов.
Вместе с тем, затянувшееся ухудшение благосостояния россиян привело к доминированию рационалистической модели потребления, которая отводит ценовому фактору решающую роль, подразумевает сокращение доли спонтанных покупок, количества приобретаемой обуви, увеличение времени принятия решения и т.д. «Общим для всей страны трендом является спрос на обувь в стиле casual, универсальность приобретаемой обуви – одна пара должна подходить на все случаи жизни, быть настолько комфортной, что б в ней можно было провести целый день. … Но главным определяющим фактором покупки по-прежнему является цена. Мы видим по своим покупателям, что люди стали тщательнее выбирать, сравнивать цены и качество. Покупают не то, что «к душе», а то, что дешево», – поделился в своем эксклюзивном интервью РБК Исследования рынков генеральный директор российской обувной фабрики «Юничел» Владимир Денисенко.
Обозначенные тенденции в потребительском поведении отнюдь не способствуют быстрому восстановлению продаж на рынке обуви. Так, согласно результатам опроса, проведенного в феврале 2020 года, доля покупателей вновь несколько сократилась, что, однако, могло быть вызвано, в том числе, исчерпанием эффекта отложенного спроса и в какой-то мере аномально теплой зимой 2019-2020 гг.
Стоит ожидать, что в течение 2020 года доля покупателей сократится еще сильнее, поскольку пандемия коронавируса негативно сказывается на продажах одежды и обуви. Здесь влияние оказывают несколько факторов. Во-первых, ухудшается благосостояние и настроения населения в связи с неопределенностью ближайшего будущего. Во-вторых, в течение более чем 2 месяцев были закрыты практически все магазины обуви, а интернет-продажи пока обеспечивают лишь небольшую долю от всего объема рынка обуви. В-третьих, в связи с тяжелым положением бизнеса стоит ожидать череды закрытий некоторых обувных магазинов. Так, согласно данным «Сбербанка», за первую неделю карантина спрос россиян на одежду, обувь и аксессуары сократился на 94,2%. Данная неделя оказалась «шоковой» для всех и не говорит о снижении потребления обуви до нулевой отметки. Вместе с тем, она показала, от чего потребители в кризисной ситуации отказываются в первую очередь.
Подробнее с серией исследований российского рынка обуви можно ознакомиться по ссылке: https://marketing.rbc.ru/landings/87/