По данным исследования ГидМаркет подавляющую долю морских пассажирских перевозок составляет каботажное плавание (без учета пригородного) - 98%, 2 оставшихся вида не пользуются популярностью: каботажное пригородное занимает 2%, а международное практически не пользуется спросом у населения.
Незначительное количество международных пассажирских перевозок под российским флагом обусловлено, во-первых, высокой конкуренцией со стороны зарубежных компаний. Также необходимо отметить, что часть международных перевозок российскими компаниями производится не под российским флагом. В настоящее время 17% торгового флота, принадлежащего российским компаниям, ходит под «удобными флагами» (в 2010 году этот показатель был значительно выше – 65%, Правительство РФ предприняло ряд экономических мер для возвращения флота под российский флаг).
Существующая структура рынка по регулярности плавания имеет тенденцию к частичному возврату в предыдущее состояние, когда доля линейного судоходства была значительно меньше доли трампового. Тем не менее, паромные перевозки в Крыму, обеспечившие значительный рост линейного пассажирского судоходства, остаются значительной частью рынка.