Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 11 декабря 2019
Ольга Бурко

В тренде мультибрендовые фудкорты и фуд-холлы

Директор управляющей компании бренда МЯСОROOB, ООО «УК КБРГ» – о синергии концепций на ресторанном рынке

Как Вы оцениваете текущее состояние рынка общественного питания? Оправдались ли Ваши ожидания с точки зрения операционных и финансовых результатов в 2018 году?

Основной концепцией российского потребителя стал подход к более быстрой, дешевой и вкусной еде. Приток гостей стал испытывать формат Fast casual. Ниша не достигла насыщения и остается довольно динамичной. Предприятия данного сегмента отрасли ощущают ежегодный прирост.

В отрасли неуверенно себя стали чувствовать одиночные предприятия, наибольшее падение показали предприятия среднего ценового сегмента. Тем временем сетевые форматы опять же стали набирать обороты. Дополнительным импульсом развития стало появление качественных франшиз.

В 2018 году прирост за счет открытия новых ресторанов сети МЯСОROOB составил 114% при этом динамика сопоставимых ресторанов сети имеет прирост 9,3% (отдельно корпоративная сеть +15%).

Прошлый год стал для бренда МЯСОROOB крепким фундаментом для дальнейшего развития.

В 2018 году впервые за 5 лет отмечается рост реальных доходов россиян на 0,1%. Какие изменения в потребительском поведении Вы заметили за прошедший год? Наблюдаете ли улучшение покупательской способности клиентов?

По нашей оценке, незначительный рост реальных доходов россиян в 2018 году существенно не повлияет на улучшение покупательской способности клиентов и увеличение доли расходов потребителей на еду вне дома.

Замедление роста заработных плат в регионах за последние 5 лет изменило предпочтения потребителей: либо предпочитают остаться дома, либо делают выбор в пользу ресторанов быстрого и более дешевого сегмента. Таким образом, мы наблюдаем повышение интереса гостей к концепции МЯСОROOB в формате Fast casual с возможностью доставки еды.

В текущих экономических условиях рестораторам тяжело завоевать лояльность потребителей. Какими инструментами Вы пользуетесь для привлечения и удержания клиентов? На что делаете ставку: акции, сезонное меню, атмосфера в заведении, сервис, качество блюд и др.?

Очень быстрое изменение информационного поля и обилие предложений на рынке не позволяют фиксировать надолго акции. Поэтому мы меняемся каждый день, давая все больше информационных поводов нашим Гостям.

Все это говорит о том, что сейчас уже недостаточно просто соответствовать стандартным критериям ресторана: гарантировать только чистоту, качество продукта и обслуживания и иметь бонусную систему.

Гости выбирают технологичность, скорость, простоту и находят в бургерных МЯСОROOB место, которое может удовлетворить этот запрос. Это становится все более характерно и для нашего рынка.

Сегодня многие компании используют социальные сети в качестве механизма продвижения. Какие задачи для Вас решает данный канал коммуникации? На каких площадках наблюдаете наибольшую отдачу? Привлекаете ли блогеров / инфлюенсеров для рекламы сети?

Сейчас рекламные возможности имеют максимальную эффективность исключительно в Digital. Гость буквально «живет» в смартфоне, обеспечивая себе максимальное получение информации независимо от местонахождения. Социальные сети, месенджеры, мобильные приложения, кошельки – основные каналы коммуникации с гостями.

Блогеры и Инфлюенсеры конечно имеют большую вовлеченность в бизнес, особенно когда необходимо промотировать мероприятие или значимые изменения. Однако, на ежедневной основе это не совсем оправдано, и мы не рассматриваем этот рекламный канал как эффективный способ привлечения гостей.

В последнее время идут разговоры о тренде на открытие пиццерий, а в предыдущие годы отмечался рост популярности формата бургерных. Какие концепции, на Ваш взгляд, сегодня на пике популярности, а какие, напротив, уходят в тень или только зарождаются?

Тренд развития крафтовых бургерных не достиг своего пика, более того, данный формат становится классикой и уверенно занимает свою долю рынка. Мы обрабатываем более 200 запросов в месяц на покупку франшизы МЯСОROOB и отмечаем стабильный рост интереса инвесторов к нашей концепции.

Одновременно с этим, в тренде мультибрендовые фудкорты и фуд-холлы, где собираются разные интересные концепции, отличающиеся скоростью отдачи блюд. Рынок достаточно насыщен разными видами кухни, и предложить рынку что-то уникальное становится сложно. Поэтому качественная синергия разных концепций в одном месте – это то, что нужно рынку в текущий момент. Мы нередко прибегаем к взаимовыгодному соседству в стрит-формате, например, с кофейнями, которые абсолютно разделяют ценности смежной целевой аудитории. 

В 2018-2019 годах стартовали несколько крупных проектов формата «гастромаркет»: «Вокруг света», Streat, «Депо» и др. Что Вы думаете о перспективах данного сегмента? Представлена ли Ваша сеть на подобных площадках? Есть ли планы по открытию точек в фуд-холлах?

Безусловно, мы смотрим в будущее и используем все возможности участия в данных проектах. Сейчас наибольшее наполнение рынка форматом «гастромаркет» мы видим в Москве. Наш первый ресторан МЯСОROOB в формате фуд-холла откроется в столице уже в августе этого года, это будет гастромаркет «Ангара». Мы очень рассчитываем на открытие подобных концепций по всей России, считаем их наиболее перспективными на текущий момент.

Рынок доставки еды в последнее время активно развивается. Расскажите, как функционирует данное направление в Вашей компании. Какая доля выручки сети приходится на доставку? Собираетесь ли Вы в ближайшей перспективе сотрудничать с агрегаторами и сервисами доставки или планируете развивать собственный сервис? Как Вы оцениваете вклад направления доставки в развитие ресторанного бизнеса?

Действительно, рынок говорит о растущем потенциале доставки. В современном мире за доставкой будущее. Активная позиция ритейла в пользу интернет-заказов и больших мультибрендовых агрегаторов дает очень серьезный толчок общественному питанию в данном направлении.

Мы сотрудничаем с агрегаторами доставки, также имеем собственную доставку. Доля доставки в структуре доходов сети МЯСОROOB составляет 15%. Мы считаем этот показатель низким и активно развиваем направление собственной доставки, в планах сети удвоить этот показатель.

Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли Вы расширять географию присутствия ресторанной сети? Какие регионы рассматриваются менеджментом как наиболее перспективные для экспансии?

Приоритетные направления для нас – это развитие разных форматов ресторанов – фудкортов, фудмоллов, ресторанных двориков и стрит-формата.

В планах сети активное региональное развитие. Уже сейчас география МЯСОROOB – от Петропавловска-Камчатского до Москвы, мы планируем активное расширение в этих регионах присутствия.

Однако, на карте еще есть потенциальный региональный резерв, приоритетом для нас является развитие в таких городах как Уфа, Волгоград, Калининград, Ростов-на-Дону, Челябинск, Воронеж.

Одновременно с этим, мы готовим бренд к выходу на международные рынки.

Каковы Ваши прогнозы по развитию российского ресторанного рынка в 2019-2020 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста Вы видите?

Один из драйверов роста мы видим в тиражировании успешных моделей, развитии проверенного и устойчивого бизнеса в едином формате по франшизе. Франчайзинг определил тренд развития ресторанного рынка.

Эти тенденции развития рынка определили наши цели развития по франчайзингу сети бургерных МЯСОROOB на пять лет. За 2,5 года в сети открылись 22 ресторана в 19 городах России, в настоящее время 15 ресторанов находятся на этапах согласования локации и проектирования.

В планах компании до конца 2019 года увеличить сеть МЯСОROOB до 50 точек и удвоить в следующем году.

Одним из барьеров для роста ресторанного рынка является борьба за свободный рубль потребителя крупнейших игроков ритейла. Агрессивная реклама ритейла манипулирует потребительским предпочтением в пользу экономии на еде out.

РБК Исследования рынков Ресторанные тренды 2019-2020 гг 40 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок ресторанов среднего ценового сегмента 2019 65 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще