По данным «Анализа рынка свежих ягод в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, за 2014-2018 гг объём реализации свежих ягод в стране увеличился на 5,7%: с 1,19 до 1,26 млн т. Снижение отмечалось только в 2015 г – на 13,2% к уровню 2014 г.
В 2015 г продажи снизились во всех секторах рынка, что было связано с кризисными явлениями в экономике: высокой инфляцией, девальвацией рубля и падением реальных доходов населения. В 2016-2018 гг наблюдался рост продаж во всех секторах рынка. В 2017 г темпы прироста продаж были наивысшими за период (12,1% к уровню 2016 г), что обусловлено снижением средней цены закупки ягод на 9,1%.
По итогам 2018 г наибольшую долю в структуре продаж свежих ягод в России занимал виноград – 42,5%, или 536,2 тыс т. Второй по популярности ягодой в стране является смородина, на долю которой в 2018 г пришлось порядка 18,2% от объёма внутренних продаж, что соответствовало 229,3 тыс т. Третью позицию по объёму продаж в 2018 г заняла клубника – 140,5 тыс т, или 11,1% от суммарного объёма продаж свежих ягод в России.
В 2014-2018 гг наибольшая доля продаж свежих ягод в России приходилась на промышленную переработку. Её доля в структуре натуральных продаж в среднем за рассматриваемый период составляла 53,1%. На долю розничной торговли приходилось порядка 42,1%, оставшиеся 4,8% приходились на сектор HoReCa.
По прогнозам BusinesStat, в 2019-2023 гг ожидается ежегодное увеличение продаж на 2,8-3,9% в год. Рост показателя обеспечат как промышленные предприятия, которые увеличат закупку продукции, так и розничные продажи продукции. Продажи свежих ягод для сектора общественного питания также будут расти. В 2023 г объем реализации товара вырастет на 18,9% относительно 2018 г и составит 1,5 млн т.