– Как вы оцениваете текущее состояние российского e-commerce? Что сегодня является ключевым драйвером рынка: увеличение числа интернет-покупателей или рост активности тех, кто уже совершает покупки в интернете?
С каждым следующим годом наблюдается прирост пользователей интернета, но пользователь интернета и покупатель – разные понятия. Чтобы стать покупателем, сначала надо быть продвинутым пользователем в сети. Поэтому, на мой взгляд, ключевым драйвером рынка является все-таки сначала рост числа пользователей, а потом уже все остальное.
Текущая ситуация на рынке e-commerce неоднозначна. Если говорить об FMCG, то здесь мы видим активное развитие в категории food, когда нишевые игроки офлайна поспешно добавляют возможность продаж через интернет-канал, выделяют бюджеты на маркетинг и активно пытаются его развивать. При этом, на мой взгляд, у этого сегмента на текущем отрезке времени хороший потенциал для развития.
В сегменте одежды в этом году ситуация несколько драматична. Некоторые зарубежные бренды покидают или покинули российский рынок. Также в этом году закрылись нишевые интернет-магазины. Тем не менее нельзя не отметить, что при этом все равно появились маленькие, но амбициозные новые игроки, за которыми мы будем время от времени наблюдать.
– В последние годы значительно сократились доходы населения. Сдерживает ли это развитие российского e-commerce? Отмечаете ли вы какие-либо новые тенденции в покупательском поведении? Как ведет себя средний чек, частота заказов, доля заказов через мобильные устройства?
Да, к сожалению, доходы населения действительно упали. При этом государство, как мы знаем, предпринимает попытки поиска дополнительных источников дохода в бюджет. Одним из вариантов является введение налогов на самозанятых. Однако, к сожалению, нельзя быть уверенными, что эти шаги приведут к тому, что полученные доходы будут направлены на поддержку населения в части повышения каких-либо денежных выплат. Снижение доходов населения влияет на покупательскую способность не только в e-commerce. Традиционная торговля в офлайне также страдает.
Анализируя поведение покупателя в этом году можно уверенно говорить об увеличении доли продаж через мобильные устройства, хотя нельзя не отметить, что новизны в этой тенденции нет. Многие интернет-ретейлеры создают мобильные приложения на различных платформах для удобства своих клиентов - никак нельзя отставать, нужно идти в ногу со временем. Покупательские когорты зависят от множества факторов, начиная с сегмента продаж и заканчивая особенностями сезонного спроса. В целом, российский e-commerce развивается неплохо, но, безусловно, если бы доходы населения не упали, развитие было бы более успешным.
– Как можно охарактеризовать результаты работы вашей компании за уходящий год? Все ли поставленные цели достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль?
Mamsy имеет достаточно интересную бизнес-модель, поэтому работа в режиме «план=факт» считается для нас успехом. В этом году мы выполнили все цели, которые себе ставили. Конечно, нет предела совершенству, и мы не должны забывать о том, что каждый последующий год может принести нам новые сложные задачи, которые мы будем решать в тех реалиях, в которых окажемся в соответствующий момент.
Интернет-магазины предлагают множество способов оплаты покупки. Какой способ оплаты является наиболее популярным в Вашем магазине? Насколько популярны покупки в кредит и в рассрочку?
Мы – российский проект, поэтому, как и у большинства других проектов, самый распространенный способ оплаты для российских пользователей – это оплата после доставки (cash on delivery).
Покупки в кредит и покупки в рассрочку – такого варианта оплаты заказа в Mamsy нет. Но надо понимать, что мы и не являемся проектом, куда клиент приходит за товарами первой необходимости, у нас несколько иной ассортимент. Кроме того, мы заботимся о своих клиентах и не хотим навязывать им какие-либо банковские продукты, создавая тем самым финансовое обременение для их семей.
– Российские технологические компании строят амбициозные планы по развитию на российском рынке e-commerce и, в частности, в fashion-сегменте. Как вы считаете, станет ли конкурентная ситуация в сегменте более жесткой?
«Передел» e-commerce рынка постепенно подходит к логическому завершению, то есть уже сейчас сформировались крупные игроки, которые сражались и будут продолжать сражаться за клиента с использованием миллионных рекламных бюджетов. Конкуренция между маркетплейсами и магазинами с широким предложением по брендам достаточно высока. Хотя нельзя не отметить, что маркетплейсы и магазины с широким фокусом – это не тот шоппинг, за которым идут в Mamsy. У нас есть своя специфика и свой взгляд на то, как позиционировать бренд.
Для многих поставщиков встать на площадку Ozon.ru или других больших игроков, на первый взгляд, выглядит привлекательно. Вот только с точки зрения продаж это не всем подходит, о чем они узнают позднее. Можно привести пример с «Ашаном»: чтобы товар увидели, он должен располагаться соответствующим образом, скажем, на уровне глаз потребителя. А что делать тысячам брендов, которые не имеют возможности вставать в Ozon.ru на «главную полку»? Если они не выделяют средства на продвижение, то просто теряются в общей массе всего представленного ассортимента. Отсюда возникает конкуренция внутри самого маркетплейса. И чем больше товарное предложение, тем выше конкуренция в рамках одной площадки.
Одним из интересных нововведений, протестированных в сфере интернет-торговли, является использование мобильных устройств для визуализации товаров перед покупкой. Как вы относитесь к AR / VR решениям? Какие инновации и новые технологии уже внедрены компанией или планируются к внедрению?
Mamsy – это больше про технологии в принципе, чем про обычный ретейл в интернете, поэтому мы все время что-то внедряем, придумываем, дорабатываем и совершенствуем. Не всегда видим смысл делать «как у всех», поэтому любые новые технологии проходят у нас стадию «проверки кустарным способом». Если технология жизнеспособна и по результатам анализа может дать положительный эффект, мы ее внедряем.
Что касается AR / VR решений, то мы считаем, что это интересно. Мы неоднократно рассматривали возможность внедрения одного конкретного варианта, но на настоящий момент пришли к выводу, что не готовы к этому ввиду ежедневного обновления ассортимента. Тем не менее мы будем наблюдать за компаниями, которые используют что-то из таких технологий.
Многие отечественные компании хотели бы повторить успех Amazon. Насколько это возможно в российских реалиях, и какие компании располагают для этого наибольшим потенциалом?
Скажем так: мы видим не так много отечественных компаний, которые не только могли бы, но и хотели бы повторить успех Amazon. Скажем честно, на российском рынке очень мало игроков, которые располагают: а) знаниями; б) доступом к достаточному финансированию; в) человеческими ресурсами. Общероссийский рынок e-commerce до сих пор сильно отстает. Хотя надо отметить, что в некоторых европейских странах ситуация хуже, чем, например, в Москве. Громогласно озвучивать конкретные компании пока рано. Думаю, 2019-2020 гг. расставят все по своим местам, и мы увидим, насколько эффективно реализуют свой потенциал те, кто сейчас гипотетически может пойти по пути успеха Amazon.
– Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию на 2019 год. На каких направлениях деятельности Вы сфокусируетесь? Планируете ли расширять географию работы онлайн-магазина?
В 2019 году Mamsy планирует продолжать расширение клиентской базы. А вот с расширением географии пока сложно, но мы не исключаем, что сделаем какие-то шаги и в этом направлении.
И, поскольку Mamsy не только про бизнес, но все же и про социальные отношения и семейные ценности, основной новеллой работы компании будет развитие нового направления деятельности, старт которого запланирован как раз на 2019 год.