– Как вы оцениваете текущее состояние российского e-commerce? Что сегодня является ключевым драйвером рынка: увеличение числа интернет-покупателей или рост активности тех, кто уже совершает покупки в интернете?
Со своей стороны, мы можем дать оценку именно fashion e-commerce в России. Мы наблюдаем его поступательный рост. Одновременно увеличивается и число интернет-покупателей: в среднем на 4-5 процентных пункта ежегодно. Текущие online-шопперы все активнее вовлекаются в интернет-торговлю – у таких клиентов самая высокая частота покупок по сравнению с другими категориями. Вместе с тем, расширяется набор инструментов и каналов для коммуникации с потребителем.
– В последние годы значительно сократились доходы населения. Сдерживает ли это развитие российского e-commerce? Отмечаете ли Вы какие-либо новые тенденции в покупательском поведении?
Кризис однозначно отразился на покупательской способности и темпах роста e-commerce. Сейчас на рынке происходит активная сегментация клиентов по доходам и перераспределение спроса внутри всех ценовых групп, проявляются новые паттерны потребления, которые теперь скорее обусловлены образом жизни и индивидуальным чувством стиля, а не социально-демографическими показателями. Таким образом, каждый игрок на рынке старается найти свою нишу и своего клиента. Мы видим, что активнее всего растет эконом-сегмент, что вызвано в том числе активной коммуникацией таких онлайн-ретейлеров, как AliExpress и Joom. В денежном выражении этот сегмент значителен, но при этом здесь высокая конкуренция и низкая частота покупок.
– Как можно охарактеризовать результаты работы компании за уходящий год? Все ли поставленные цели достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль?
В этом году наша компания пересекла значимый рубеж – десять лет. Это немалый срок на российском e-commerce рынке. Перед нами стояла непростая задача по адаптации к новым условиям рынка и репозиционированию. Конечно, одним из самых важных изменений стала смена генерального директора в мае этого года. Олег Минаев переосмыслил многие процессы в компании и дал новый импульс стратегического развития. Кроме того, мы провели множество исследований, как собственных клиентских профилей, так и рынка в целом; обновили пользовательский интерфейс сайта, сделали продукт понятным и простым; расширили карту брендов и проводим работу над улучшением имиджа.
– Интернет-магазины предлагают множество способов оплаты покупки. Какой способ оплаты является наиболее популярным в Вашем магазине? Насколько популярны покупки в кредит и в рассрочку?
Самым популярным способом оплаты в нашем интернет-магазине до сих пор остается наличный и безналичный расчет при получении заказа. Предоплату онлайн мы стараемся стимулировать через специальные мотивационные программы. Что касается рассрочки, на данный момент мы тестируем эту функцию совместно с нашим партнером «картой рассрочки Халва» и очень довольны результатами сотрудничества. В будущем мы планируем и дальше привлекать партнеров для сотрудничества в этом направлении.
– Российские технологические компании строят амбициозные планы по развитию на российском рынке e-commerce и, в частности, в fashion-сегменте. Как вы считаете, станет ли конкурентная ситуация в сегменте более жесткой?
Поскольку fashion e-commerce рынок довольно привлекательный, с одной стороны, появляются новые игроки, а с другой, - существующие расширяют представленность категорий. Однако такой бизнес требует больших инвестиций, постоянной модернизации и параллельной оптимизации, поэтому количество новых игроков будет равно количеству покидающих рынок. Стоит отметить, что доля модного сегмента в online до сих пор невелика, и у многих потребителей остается приверженность к offline-покупкам в торговых центрах. По данным исследований 45% клиентов на рынке покупали одежду и аксессуары за последние полгода, и только 8% из них покупали что-то online.
Расскажите, пожалуйста, о планах по развитию на 2019 год. На каких направлениях деятельности Вы сфокусируетесь? Планируете ли Вы расширять географию работы онлайн-магазина?
Мы постоянно развиваемся, поскольку e-commerce бизнес не может стоять на месте. На данный момент мы работаем над новой стратегией, которая предусматривает множество изменений, как с точки зрения коммуникаций, позиционирования, так и с точки зрения сервиса и продукта. Конечно же мы смотрим в сторону развития перспективных регионов и оптимизации логистических процессов.