Еще
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Рынок
BusinesStat, 28 февраля 2018

Молочная отрасль России после введения продуктового эмбарго

В условиях запрета на ввоз молочной продукции из стран Евросоюза растет импорт молочной продукции из Беларуси.

В 2013-2017 гг продажи молочной продукции в России выросли на 3,6%. На протяжении последних лет рост продаж поддерживался в основном растущим ассортиментом продукции. В 2015 г наблюдалось незначительное снижение продаж на 0,5% – единственный год за пять лет. Основным негативным фактором стало резкое повышение розничной цены на молочную продукцию, вызванное как введенным эмбарго, так и резким ростом обменного курса иностранной валюты к рублю. При этом в 2016-2017 гг продажи молочной продукции демонстрировали положительную динамику, темпы прироста составляли 1,6-2,1%.

Молочная продукция на российском рынке представлена в основном продукцией собственного производства – в среднем за последние пять лет на долю внутреннего производства приходилось около 84% всей предложенной к продаже молочной продукции. Однако внутреннее производство молока и молочных продуктов в России в 2013-2017 гг стагнировало. Несмотря на то, что в 2014 г было введено продуктовое эмбарго, под которое попало большинство видов молочной продукции, и объем импорта сократился, серьезного роста отечественного производства молочных продуктов за этим не последовало. В связи с ослаблением курса национальной валюты выросла себестоимость производства молочных продуктов, а рост розничных цен был существенно ограничен снизившейся покупательской способностью населения. В подобных условиях кредитные ресурсы оказались для производителей малодоступными. Кроме того, ограничения на рост объемов производства накладывает дефицит ресурсной базы – поголовье коров демонстрирует ежегодное снижение, и это сдерживает рост объемов производства сырого молока. На фоне всех этих факторов в отрасли сохраняется конкуренция с импортной продукцией, в особенности белорусского производства. В связи с этим в 2015-2016 гг рост объемов производства молочной продукции составил всего 1,5%, а в 2017 г и вовсе замедлился до 0,2%.

Доля импортной продукции на российском рынке в 2013-2017 гг была относительно невысока и сопоставима с долей складских запасов нереализованной продукции – в среднем порядка 7-9% предложенной к продаже молочной продукции. При этом импорт молочной продукции после введения Россией в 2014 г продуктового эмбарго существенно сократился (наблюдалось падение на 7,9% в 2014 г и 16,1% в 2015 г в натуральном выражении). Однако по итогам 2016 г импорт возрос на 4,9% к уровню предыдущего года, по итогам 2017 – уже на 13,0%. Это связано с тем, что произошло существенное увеличение объемов импорта молочной продукции из Беларуси, которая традиционно является основной страной-поставщиком молочной продукции на российский рынок. Если в 2013 г объем поставок из Беларуси составлял 598,7 тыс т продукции (51,2% общего объема импорта в натуральном выражении), то в 2017 г показатель составил уже 887,0 тыс т (82,8% общего объема импорта). Такой рост импорта из Беларуси позволил в значительной мере компенсировать сокращение поставок молочной продукции в Россию из других стран, вызванное введением эмбарго, и вывести общий показатель 2017 г на уровень, сопоставимый с 2013 г.

Ожидается, что в 2018-2022 гг объем продаж молочной продукции в России будет расти на 1-1,2% в год. Позитивная динамика будет достигаться в первую очередь за счет постепенного восстановления платежеспособного спроса. Другим фактором, оказывающим положительное влияние на продажи молочной продукции, останется расширение ассортимента, которое позволит каждому потенциальному покупателю выбрать для себя подходящий продукт. В частности, в настоящее время даже покупатели с непереносимостью лактозы могут подобрать безлактозные молочные продукты.

BusinesStat Анализ молочной отрасли в России в 2013-2017 гг, прогноз на 2018-2022 гг 85 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 18 января 2019 BusinesStat В 2014-2018 гг объём продаж минеральных вод в России сократился на 11,9%: с 4,06 до 3,58 млрд л. Доля продаж минеральных столовых вод в совокупном показателе в 2018 г составила 60,3%.

По данным «Анализа рынка минеральных вод в России» , подготовленного BusinesStat в 2019 г, в 2014-2018 гг объём их продаж в стране сократился на 11,9%: с 4,06 до 3,58 млрд л. Наибольший темп снижения показателя был зафиксирован в 2015 г – он составил 9,6% к уровню 2014 г. Такое значительное падение продаж было связано с ростом средней цены реализации в 2015 г на 12,2%, а также со снижением реальных доходов населения. В 2016 г объем продаж вырос на 5,7% к уровню 2015 г. Этому способствовало жаркое лето 2016 г, когда на всей территории России средние температуры превышали норму. Кроме того, рост средней цены продаж составил в 2016 г всего 2,5% (при темпе инфляции 11,5%), что также повлияло на высокий уровень реализации минеральной воды. В 2017-2018 гг продажи возобновили снижение. В 2017 г значение показателя сократилось на 7,0% относительно 2016 г – одной из причин этого послужило холодное лето 2017 г. В 2018 г темп снижения продаж был минимальным за период и составил 0,9% к уровню 2017 г.

Статья, 17 января 2019 BusinesStat В 2018 г в России было продано 620 млн шт зубных паст - на 6,7% меньше, чем в 2014 г. Снижение продаж было во многом обусловлено девальвацией рубля и последующим ростом цен на зубные пасты.

По данным «Анализа рынка зубных паст в России», подготовленного BusinesStat в 2019 г, за 2014-2018 гг объем продаж зубных паст снизился на 6,7%. По итогам 2018 г в стране было реализовано 619,7 млн шт зубных паст. В 2015-2016 гг имело место сокращение продаж на 5,6 и 0,6% соответственно. Падение продаж в 2015 г было отчасти обусловлено высокой базой сравнения. Дело в том, что в конце 2014 г отмечалось увеличение покупок непродовольственных товаров (в том числе зубных паст) «про запас» из опасения дальнейшего сильного роста цен. Негативными факторами для рынка в 2015-2016 гг явились также девальвация рубля и существенный рост средних цен на зубные пасты, что вынуждало потребителей расходовать продукцию более экономно. Кроме того, в целях экономии семейного бюджета многие покупатели стали использовать более дешевую продукцию, отказываясь от дорогостоящих лечебных и лечебно-профилактических зубных паст.

Показать еще