Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 28 февраля 2018

Молочная отрасль России после введения продуктового эмбарго

В условиях запрета на ввоз молочной продукции из стран Евросоюза растет импорт молочной продукции из Беларуси.

В 2013-2017 гг продажи молочной продукции в России выросли на 3,6%. На протяжении последних лет рост продаж поддерживался в основном растущим ассортиментом продукции. В 2015 г наблюдалось незначительное снижение продаж на 0,5% – единственный год за пять лет. Основным негативным фактором стало резкое повышение розничной цены на молочную продукцию, вызванное как введенным эмбарго, так и резким ростом обменного курса иностранной валюты к рублю. При этом в 2016-2017 гг продажи молочной продукции демонстрировали положительную динамику, темпы прироста составляли 1,6-2,1%.

Молочная продукция на российском рынке представлена в основном продукцией собственного производства – в среднем за последние пять лет на долю внутреннего производства приходилось около 84% всей предложенной к продаже молочной продукции. Однако внутреннее производство молока и молочных продуктов в России в 2013-2017 гг стагнировало. Несмотря на то, что в 2014 г было введено продуктовое эмбарго, под которое попало большинство видов молочной продукции, и объем импорта сократился, серьезного роста отечественного производства молочных продуктов за этим не последовало. В связи с ослаблением курса национальной валюты выросла себестоимость производства молочных продуктов, а рост розничных цен был существенно ограничен снизившейся покупательской способностью населения. В подобных условиях кредитные ресурсы оказались для производителей малодоступными. Кроме того, ограничения на рост объемов производства накладывает дефицит ресурсной базы – поголовье коров демонстрирует ежегодное снижение, и это сдерживает рост объемов производства сырого молока. На фоне всех этих факторов в отрасли сохраняется конкуренция с импортной продукцией, в особенности белорусского производства. В связи с этим в 2015-2016 гг рост объемов производства молочной продукции составил всего 1,5%, а в 2017 г и вовсе замедлился до 0,2%.

Доля импортной продукции на российском рынке в 2013-2017 гг была относительно невысока и сопоставима с долей складских запасов нереализованной продукции – в среднем порядка 7-9% предложенной к продаже молочной продукции. При этом импорт молочной продукции после введения Россией в 2014 г продуктового эмбарго существенно сократился (наблюдалось падение на 7,9% в 2014 г и 16,1% в 2015 г в натуральном выражении). Однако по итогам 2016 г импорт возрос на 4,9% к уровню предыдущего года, по итогам 2017 – уже на 13,0%. Это связано с тем, что произошло существенное увеличение объемов импорта молочной продукции из Беларуси, которая традиционно является основной страной-поставщиком молочной продукции на российский рынок. Если в 2013 г объем поставок из Беларуси составлял 598,7 тыс т продукции (51,2% общего объема импорта в натуральном выражении), то в 2017 г показатель составил уже 887,0 тыс т (82,8% общего объема импорта). Такой рост импорта из Беларуси позволил в значительной мере компенсировать сокращение поставок молочной продукции в Россию из других стран, вызванное введением эмбарго, и вывести общий показатель 2017 г на уровень, сопоставимый с 2013 г.

Ожидается, что в 2018-2022 гг объем продаж молочной продукции в России будет расти на 1-1,2% в год. Позитивная динамика будет достигаться в первую очередь за счет постепенного восстановления платежеспособного спроса. Другим фактором, оказывающим положительное влияние на продажи молочной продукции, останется расширение ассортимента, которое позволит каждому потенциальному покупателю выбрать для себя подходящий продукт. В частности, в настоящее время даже покупатели с непереносимостью лактозы могут подобрать безлактозные молочные продукты.

BusinesStat Анализ рынка молочной продукции в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций 95 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще