Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 12 февраля 2018
Дарья Зайцева

Мы стали очень популярными сначала за пределами Москвы

Начальник отдела платежных и финансовых услуг AliExpress об аудитории AliExpress в России и отличиях бизнес-моделей Tmall и ALiExpress

Как Вы оцениваете текущее состояние рынка e-commerce в России и его потенциал?

Рынок e-commerce в России находится в стадии роста. Хотя число интернет-пользователей в России перестало расти – в 2016 году раз в месяц в сеть вышли 70,4% россиян старше 16 лет, при этом пользовательские навыки россиян совершенствуются – чем дольше человек в Интернете, тем более продвинутые практики он использует. AliЕxpress повышает доверие к интернет-магазинам и безналичной оплате. Если общее количество пользователей не меняется, то пользователей мобильного интернета и приложений становится все больше. AliExpress также стимулирует пользователей, предлагая более выгодные цены при покупках через приложения, – в России доля продаж через мобильное приложение у AliExpress превышает 60%. Если верить исследованиям, база новых интернет-покупателей в России прирастает во многом благодаря именно трансграничной торговле, первую покупку в интернете очень часто совершают в одном из иностранных магазинов. Мы уверены, что в будущем в России электронная торговля достигнет как минимум 10% от рынка ретейла.

С чем Вы связываете успех AliExpress в России? Можно ли сказать, что рост популярности AliExpress пришелся на пик экономического кризиса в России?

AliExpress появился в России в 2010 году. На данный момент наша аудитория очень равномерно распределена по территории России. Мы видим, что, наверное, доля двух столиц не превышает 15-20%. Остальное – это, в принципе, вся территория России, при этом мы видим, что у нас есть и города-миллионники, и совсем маленькие поселки, деревни. Стоит отметить, что у пользователей за пределами городов-миллионников не такой большой выбор магазинов для выгодных покупок. Мы стали очень популярными сначала за пределами Москвы, а потом пришли в Москву, и нас узнала столичная аудитория, столичная пресса.

По Вашим оценкам, будет ли Tmall так же популярен в России, как и AliExpress, учитывая то, что в мировом масштабе Tmall опережает AliExpress по количеству посетителей?

Tmall и AliExpress в принципе не очень корректно сравнивать между собой. Это разные философии и разные бизнес-модели.

В Китае Tmall является крупнейшим игроком в своем сегменте и занимает 56,6% рынка. В России Tmall – это совершенно другая концепция, здесь он работает по смешанной модели – и как маркетплейс (проводя сделки между различными продавцами), и как самостоятельный ретейлер (реализуя товар со своих складов). Tmall в России является частью площадки AliExpress, при этом у площадок отличается подход к ассортименту – Tmall делает акцент на товарах среднего и более высоких ценовых сегментов, включая люксовые направления. Tmall означает улучшение качества обслуживания за счет более тщательного отбора товаров и единого складского и логистического решения, которое базируется на курьерской доставке и доставке в постаматы и пункты выдачи. AliExpress остаётся основной площадкой для заграничных заказов, а Tmall специализируется на собственных продажах и маркетплейсе с товарами с российского склада от крупных производителей. Такую модель компания внедряет только в России. На первом этапе в ассортименте Tmall представлены товары из самых популярных у россиян категорий – электроника и бытовая техника, одежда и детские товары.

Ранее РБК отмечалось, что Россия – единственная страна, где AliExpress регулярно тестирует возможность выхода в офлайн. В чем еще специфика бизнеса AliExpress в России? Можно ли считать, что эксперимент с VR-магазинами свидетельствует о том, что создание розничной сети в России не является приоритетной задачей?

В ближайшей перспективе открытие розничной сети в России для нас не является приоритетной задачей, однако мы тестируем для себя разные возможности работы с офлайном: это и павильоны, и VR-эксперименты. Но, как и во всем мире, основным фокусом группы является создание онлайн-экосистемы для бизнеса и покупателей, чтобы сделать жизнь людей проще, как со стороны бизнеса, так и со стороны потребителей.

Все ли цели на текущий год были достигнуты, и каковы планы по развитию на 2018 год? Закладывается ли в них возможное введение дополнительного налога для зарубежных площадок?

Наш финансовый год заканчивается в марте, поэтому до конца года еще целый квартал. Финансовые результаты мы не раскрываем до окончания года.

Что касается дополнительного налога – пока решение о дополнительном налоге для зарубежных площадок принято не было. Нам бы хотелось, чтобы были учтены интересы не только нескольких крупных игроков, которые выступают за резкие изменения, но и всего рынка. Прежде всего нужно помнить о покупателях, особенно покупателях из регионов, на которых, разумеется, любые изменения также сильно отразятся. А это большинство покупателей AliExpress. Трансграничная торговля сегодня в России играет роль локомотива, который двигает за собой местный интернет-ретейл – за счет этих потоков улучшается и удешевляется логистика, совершенствуются платежные системы, увеличивается пул интернет-покупателей.

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли 2017 69 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще