По данным "Анализа рынка торфа в России", подготовленного BusinesStat в 2018 г, с 2013 по 2017 гг его продажи в стране упали на 13%: с 1,3 до 1,1 млн т. Значение показателя снижалось в 2014-2015 гг и росло в 2016-2017 гг. Наиболее интенсивный рост пришелся на 2016 г – продажи продукции увеличились на 24% к уровню 2015 г. В 2017 г продажи выросли на 8,3% по отношению к предыдущему году. Динамика продаж торфа напрямую связана с динамикой его производства.
Снижение объемов производства в 2014-2015 гг (на 14,5 и 21,1% по отношению к показателям предыдущих лет соответственно) эксперты торфяной отрасли связывают со следующими факторами. Во-первых, влияние аномальных погодных условий в сезон добычи 2014 г: 30-градусная жара в Москве и проливные дожди в Кировской области (где на тот момент производилось около половины от совокупного выпуска торфа). Во-вторых, наблюдалось снижение спроса со стороны ключевых потребляющих отраслей – топливного комплекса и сельского хозяйства – из-за кризисных явлений в российской экономике. Одной из причин снижения потребления торфа в тепло- и электроэнергетике являлся его проигрыш в ценовой конкуренции с другими энергоресурсами. Также на уменьшение объемов выпуска торфа повлияло прекращение государственного финансирования отрасли на региональном уровне.
Отметим, что в последние годы происходил поэтапный рост цен на газ (регулируются Федеральной службой по тарифам) и уголь (складываются рыночным путем). Подобное изменение цен позволяет торфу получить весомое конкурентное преимущество перед газом и углем. Это может ускорить проекты по строительству новых мощностей, работающих на торфе, и привлечь инвесторов.
По прогнозам BusinesStat, в 2018-2022 гг продажи торфа будут демонстрировать рост на 2,3-5% в год и достигнут к концу периода 1,3 млн т.