Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 26 декабря 2017
Разгуляев Валерий Юрьевич

Каждый случай возврата продукта покупателем – повод провести внеочередную проверку

Управляющий информацией сети магазинов «ВкусВилл» и «Избенка» о программе лояльности и поддержке качества поставляемых продуктов

Расскажите о результатах Вашей работы в 2016-2017 гг. Каких количественных показателей Вы достигли? Как меняются продажи в сопоставимых магазинах (LFL)? 

К концу 2017 года мы подошли с цифрой 440 магазинов «ВкусВилл» и 50 магазинов «Избёнка». Сейчас мы открываем магазины каждый день. Рост выручки одного магазина за 2017 год составил 12,5%.

В 2016 году в интервью РБК Андрей Кривенко говорил, что кризис совсем не коснулся сетей «ВкусВилл» и «Избенка». Остается ли ситуация позитивной в 2017 году? Какие новые тенденции потребительского поведения Вы отмечаете?

2017 год, по нашим ощущениям, был даже более удачным, чем 2016. Каких-то кардинально новых тенденций потребительского поведения в этом году мы не увидели, но это не означает, что нельзя лучше обслуживать старые.

Изменился ли средний чек в сети «ВкусВилл» в 2017 году? Как меняется структура среднего чека в последнее время? 

Средний чек в нашей сети за 2017 год упал на 5%, но мы это связываем не со снижением потребления, а с увеличением количества посещений средним покупателем наших магазинов, и как следствие - снижением объёма покупок при каждом визите. Также многие отметили в этом году, что наши магазины стали доступны покупателям с небольшим достатком, и их траты у нас повлияли на снижение среднего чека тоже. Если говорить про его содержание, то в нём за 2017 год молочная продукция снизилась на 5 процентных пунктов, а овощи и фрукты выросли на 4 процентных пункта - остальные же категории остались без особых изменений.

Расскажите, пожалуйста, о работе Вашей программы лояльности? Какое количество клиентов уже охвачено программой лояльности? Планируете ли Вы изменения в программе лояльности? 

86% покупок в наших магазинах совершается с использованием нашей скидочной карты. Весной мы запустили бот в Telegram, который получил высокую оценку наших покупателей и коллег по рынку. И именно в боте этой осенью мы попробовали новую программу, которую назвали "Разнообразное питание". 

Всю первую половину 2017 года мы много думали о том, как лучше добиться нашей главной цели, чтобы питание наших покупателей было более здоровым. Даже пытались привлекать различных диетологов и выяснили, что их мнения часто противоречат друг другу, а наши покупатели логично относятся к ним с недоверием. Единственный общий совет, который мы слышали от всех специалистов, заключался в том, что питание человека должно быть разнообразным. Мы долго думали, что мы и так уже сделали всё возможное для этого, посвятив весь 2016 год существенному расширению ассортимента наших магазинов. Но осенью мы решили попробовать сделать игру в боте, в рамках которой предложили покупателям купить 50 любых разных товаров за октябрь, чтобы в ноябре получить 5% скидку на всё по их скидочной карте. Акция оказалась успешной, мы решили сделать ее ежеквартальной.

За последние 2 года количество магазинов сети выросло более чем на 300 точек. Как при этом Вам удается поддерживать качество продуктов и наращивать количество поставщиков? На каких условиях работают поставщики с Вашей сетью? 

Мы изначально работали с минимальной отсрочкой платежа, без каких-либо штрафов, оплаты входа, полки, маркетинга, просрочки, поэтому поставщиков, желающих поставлять нам продукцию, - всегда много. Мы сохранили все эти правила в 2017 году, не собираемся отказываться от них и дальше. При этом мы удваиваем и утраиваем поставщиков по всем продуктам, а по самым критичным их количество доходит до десятка на одно наименование товара. Это позволяет, с одной стороны, сдерживать цены закупки и продажи, а с другой - иметь сравнительную характеристику по их вкусовым качествам. 

Несмотря на кратный рост сети, мы обязательно регулярно проверяем всю продукцию в лабораториях, а каждый случай возврата покупателем - это повод провести внеочередную проверку. Но несмотря на это, одинаково качественная с точки зрения лабораторных исследований продукция всё равно по-разному воспринимается на вкус нашими покупателями. И легко анализировать эти предпочтения нам позволяет сравнительный расчёт частоты покупок ими одного и того же товара каждого производителя. Соответственно, большие расхождения всегда вызывают вопросы и дополнительные исследования. 

Отдельной вехой стал запуск в боте сбора оценок от покупателей на сервис и качество продуктов. Мы получаем объективную оценку любого товара очень быстро, а в проблемных случаях дополнительно к ней ещё и множество комментариев пользователей, это позволяет решить проблему за несколько часов, а не дней. Мы, например, можем в течение часа срочно снять с полок всех наших магазинов товар, который вызывает у нас сомнения. 

Кроме этого, мы стараемся учиться на своих ошибках, и все выявленные проблемы разбираем вместе с поставщиком, чтобы сформировать требования ко всем остальным, включая новых, как недопустимо делать при производстве аналогичного продукта, чтобы не столкнуться с похожей проблемой.

Интернет-торговля продуктами питания все больше интересна ритейлерам – в этом году ряд игроков запустили интернет-магазины или расширили ассортимент категорией «фрэш». Ведете ли Вы работу в этой сфере? Как оцениваете перспективы Интернет-торговли продуктами питания в России? 

Торговля продуктами через Интернет может дать розничной сети дополнительно 2-3% от её выручки, что аналогично открытию ещё некоторого количества магазинов при несоизмеримо больших затратах времени и сил на организацию полноценной доставки. Но наши покупатели постоянно просили нас об этом, и мы запустили доставку продуктов через уже работающие сервисы доставки. Категория fresh у нас сейчас составляет 70%, практически все эти товары приезжают в распределительный центр ночью и до утра уже уезжают в магазины.

Сеть «ВкусВилл» стремительно развивается в последние 2-3 года в столичном регионе и занимает уже значимое положение на рынке. Расскажите, пожалуйста, о Ваших планах по развитию сети. В каких регионах Вы планируете активно развивать сеть в ближайшие несколько лет?  

По нашим оценкам, в Москве и области нам надо ещё удвоиться. В 2017 году мы «тестово» открыли магазины во Владимире, Калуге, Твери, Туле и Ярославле. 2018 год мы начинаем с открытия магазина в Рязани. Первые открытые магазины показали, что в регионах есть спрос на нашу продукцию, несмотря на то, что цены у нас везде одинаковые. И, кстати, зарплату мы тоже везде держим московскую. Конечно, мы будем развивать нашу розничную сеть и там. Ещё в этом году нас часто спрашивали о судьбе «Избёнок», на месте которых обычно открывались магазины «ВкусВилл», в связи с чем, конечно, доля «Избёнок» в выручке компании постоянно сокращалась. А 2018 год, скорее всего, ознаменуется закрытием последней прародительницы нашего замечательного магазина.

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) 2017 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще