Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 16 ноября 2017

Международный день отказа от курения – насколько казахстанцы готовы отказаться от него.

16.11.2017, Алматы. Аналитическое агентство РБК Исследования рынков изучило мнения казахстанцев по проблеме табакокурения в канун Международного дня отказа от курения, который в этом году отмечают 16 ноября, и публикует его основные выводы.

В основу исследования лег опрос, а его анализ выявил взгляды респондентов на число курящих, государственную политику в области ЗОЖ и борьбу с курением. Как выяснилось:

  • По мнению жителей РК, число курящих практически не меняется и потому преобладающая часть населения (79%) считает, что выделяемые на борьбу с курением средства расходуются неэффективно. Действенным фактором сокращения доли курящих названа пропаганда ЗОЖ и вреда курения (36,3% респондентов). 
  • Не подтвердили свою действенность картинки на пачках сигарет, введенные в РК в 2013г. Почти 70% респондентов не испытывают от них особых негативных эмоций, вне зависимости от того, курят они или нет, поскольку привыкли к ним.Абсолютное большинство (почти 80%) уверены, что рост размера изображения на пачке не изменит их пагубную привычку, и они продолжат курить. 
  • Более оптимистично казахстанцы настроены к ограничению курения в публичных местах. Данная мера введена в РК в 2009г. и предусматривает выделение специальных зон для курения.  Половина участников опроса, считают, что изолированные залы для курящих и некурящих в кафе и ресторанах позволят усилить защиту собственных гражданских прав.

Подробнее:

Государство должно активнее и эффективнее бороться с курением

Жители Казахстана считают, что пропаганда ЗОЖ и вреда курения – главный механизм, который должен способствовать сокращению доли курящих (36,3%), помимо этого важным респонденты считают открытие доступных секций (18,1%). Часть респондентов (17,2%) уверены, что победить курение возможно только за счет повышения цен на сигареты.

32,5% респондентов считают, что средства, выделяемые из бюджета на борьбу с курением, нужно было бы использовать для борьбы с другими социальными проблемами.

В Астане доля респондентов, положительно оценивающих работу государства в сфере борьбы с курением больше, чем в других городах (13,7% против 6,8%). Наименьшая доля уверенных в эффективности борьбы с курением в Алматы, там же наибольшая доля респондентов уверена в том, что запреты не работают (42,3%).

Борьба с курением: изображения на пачке не влияют на курильщиков

Предупредительные картинки не являются основным фактором, который бы препятствовал курению – лишь среди наиболее молодых респондентов 6,7% готовы не начинать курить из-за предупредительных картинок.

Наиболее действенно препятствовать курению способно появление доступных спортзалов и организация спортивного досуга (24,1%), распространение информации о вреде курения (22,7%).

Молодежь не верит в эффективность пропаганды, но верит в экономические меры

Респонденты в молодом возрасте скептически настроены к пропаганде ЗОЖ (лишь 23,1% респондентов, считают, что это может помочь в борьбе с курением), они склонны верить в экономические меры (повышение цен на сигареты) и новые законодательные запреты. При этом 41% респондентов в возрасте до 30 лет считает, что борьба с курением в Казахстане ведется формально.

Участники опроса старших возрастов напротив, считают пропаганду ЗОЖ и вреда курения первоочередной в борьбе с курением – таких 45,1%, в экономические меры верит лишь 16%.

Пример взрослых и сверстников – основная причина начала курения

Результаты опроса позволяют говорить о том, что курение – во многом, проблема плохого примера – 30,8% респондентов начинали курить по примеру курящих сверстников или родителей, еще 15,1% - ориентировались на рекламу сигарет в СМИ и кинофильмах. Дефицит информации о вреде курения сочли основной причины, побуждающей людей курить 30,4% опрошенных. Около 20% респондентов затруднились назвать причины начала курения.

Наибольшая доля респондентов считающих, что пример курящих сверстников и родителей способен стимулировать начало курения – в старших возрастах; молодые респонденты преимущественно считают, что информации о вреде курения недостаточно. Что еще более важно в рамках развернутых ответов респонденты молодых возрастов отметили отсутствие научно-подтвержденных исследований или ссылок на них, а оперирование мифами и недоказанными данными в рамках рекламных буклетов и проч. государственной информации.

Курение – проблема не только взрослых, но и молодежи

Наибольшая доля регулярно курящих людей в Казахстане – люди старше 50 лет (33,3%), наименьшая – среди наиболее молодых респондентов. Тем не менее, молодое поколение, несмотря на законодательные запреты и государственную пропаганду здорового образа жизни пробует курить, ведь доля респондентов, никогда не куривших сигареты среди наиболее молодой аудитории лишь на 11% ниже, чем среди наиболее возрастной категории.

В Астане и Алматы курят меньше, чем в регионах

Анализ результатов опроса позволяет сделать вывод о большей доле регулярно курящих, живущих вне двух столичных городов Казахстана – в Алматы и Астане доля регулярно курящих на 5,5 и 3,3% ниже, чем в других городах и сельской местности страны.

РБК Исследования рынков Рынок фитнес-услуг стран СНГ 2017 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 27 апреля 2024 AnalyticResearchGroup (ARG) Исследование показало, какие услуги чаще всего предлагаются в стоматологических клиниках Оказалось, что в каждой второй стоматологии можно получить бесплатную консультацию перед необходимой процедурой.

На рынке стоматологических услуг в России, который – даже с учетом спада в ковидном 2020 году – за последнее десятилетие рос в среднем на 15% ежегодно, продолжает увеличиваться количество услуг, предлагаемых клиентам. Исследование «AnalyticResearchGroup» показало, какие ключевые услуги и врачи каких специализаций доступны в стоматологических клиниках в России. Было проанализировано предложение более чем 21 тыс. клиник, работающих в крупных российских городах. Анализ услуг проведен на основе данных, которые организации указали в своих профилях в геоинформационной системе «2ГИС», по состоянию на конец октября прошлого года.

Показать еще