Оборот нелегальных товаров является одной из ключевых проблем розничной торговли в России. Такая продукция не только лишает российскую экономику существенного объема налоговых поступлений и мешает здоровой конкуренции в отраслях за счет неестественно заниженных отпускных цен со стороны недобросовестных продавцов, но и в большинстве своем обладает низким качеством и недостаточными потребительскими характеристиками. Более того, нелегальная продукция потенциально может быть небезопасной для здоровья потребителей, в особенности, если речь идет о лекарствах, детских товарах, пищевых продуктах, алкогольных напитках, табачной продукции и т.д.
Аналитики «РБК Исследований рынков», основываясь на данных о выявленном объеме контрафакта в прошлые годы со стороны ФТС, репрезентативных оценках объемов рынка нелегальной продукции в России, произведенных различными исследовательскими компаниями, показателях продаж потребительских товаров от «Росстата» и других органов государственной статистики и результатов всероссийского социологического опроса относительно опыта взаимодействия россиян с нелегальной продукцией, оценили объем всего теневого рынка товаров в России, то есть суммарный оборот нелегальных товаров в различных товарных группах. Полные результаты этой работы представлены в настоящем исследовании.
В конце июля 2024 года отчет был дополнен экспертным мнением представителей Роспотрнадзора, Минпромторга, Федеральной службы по аккредитации, СПАП, Общественного Совета по проблеме подросткового курения, AstraZeneсa, Роскачества, компании "Балтика" и АСГ.
Рост среднего чека в 2024 году оказался самым высоким как минимум с 2012 года.По темпам роста среднего чека в последние годы фаст-фуд опередил многие другие сегменты рынка общественного питания. В частности, это привело к сокращению разницы между расходами россиян в фаст-фуде и ресторанах среднего ценового сегмента с обслуживанием: в июне 2022 года средний чек в заведениях быстрого питания был на 71% ниже, чем в ресторанах, а в июле 2024 года разница сократилась до 66%.
Российский рынок мяса кроликов отражает тенденцию увеличения своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и снижение контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей мяса кроликов показывают корректировку.