89 000 ₽
Демоверсия
Ключевые тренды российского рынка интернет-торговли 2022
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков

Ключевые тренды российского рынка интернет-торговли 2022

Дата выпуска: 28 февраля 2023
Количество страниц: 323
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 74754
89 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы Выпуски
Описание
Исследование «Ключевые тренды российского рынка интернет-торговли 2022» посвящено описанию основных тенденций российского рынка e-commerce. Информация была получена путем комплексного анализа рыночной ситуации, технологических трендов, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения онлайн-покупателей. Обзор входит в серию исследований российского рынка интернет-торговли, выполненных командой аналитиков РБК.
Особое внимание в исследовании уделено влиянию санкционного давления западных стран на российский рынок интернет-торговли после начала СВО. Рассматриваются изменения в инвестиционной активности на российском рынке e-commerce, анализируется влияние СВО на поведение интернет-покупателей в 2022 году, включая адаптацию интернет-покупателей к уходу иностранных брендов, рост потребления цифрового контента на фоне событий февраля и осенней частичной мобилизации, а также прочие трудности 2022 года для интернет-покупателей.
В отчете проанализированы изменения в образе жизни и потребительском поведении онлайн-покупателей в 2022 году, сделан акцент на росте востребованности кредитов для совершения онлайн-покупок, а также проанализированы изменения в способах оплаты онлайн-покупок на фоне ухода из России ведущих мировых платежных систем.
Кроме того, проанализированы главные тренды в сфере доставки онлайн-заказов на фоне сложностей с перестройкой логистических маршрутов, ограничений поставок товаров в Россию и сложностями оформления трансграничных покупок.
Наконец, в обзоре приводятся мнения ведущих российских экспертов отрасли e-commerce, в роли которых в исследовании 2022 года выступили: Анастасия Василькова, директор по развитию ТМ Choupette; Ксения Рясова, владелец и CEO бренда FINN FLARE; Сергей Шувалов, генеральный менеджер Geox в России; Иван Будник, директор по электронной коммерции Gulliver; Линар Хуснуллин, сооснователь и генеральный директор KazanExpress; Виталий Степанов, SEO consultant KNS; Александра Артюшкина, управляющий коммерческий директор Lamoda; Федор Смык, директор по корпоративному развитию Ozon; Олег Митрохин, исполнительный директор Selgros Cash & Carry Россия; Вячеслав Иващенко, директор по развитию Wildberries; Валерий Денисов, управляющий интернет-магазина XCOM-SHOP; Александр Сарычев, генеральный директор сети магазинов ZENDEN; Сергей Бугорский, директор по продажам «Авито»; Евгений Браславский, CEO «Акушерство.ру»; Владимир Корчагов, CEO B2C «Аскона Россия и СНГ»; Андрей Накупбаев, управляющий доставкой «ВкусВилл»; Денис Валерьевич Кондрашин, коммерческий директор сети «Золотое Яблоко»; Дмитрий Иванов, директор по онлайн-сервисам «Ленты»; Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес»; Евгений Николаев, директор по продажам и маркетингу в электронной коммерции розничной сети «Магнит»; Георгий Аликошвили, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности «Почта России»; Лиза Эмерт, директор по бренду и коммуникациям онлайн-ретейлера «Самокат»; Наталья Паршикова, директор по маркетингу и продажам «СБЕР ЕАПТЕКА»; Елена Иванова, вице-президент по маркетингу и продажам; Антон Сиземин, руководитель отдела продаж «СберМегаМаркет»; Александр Лозовский, генеральный директор компании «Ситилинк»; Алексей Погудалов, коммерческий директор «Холодильник.Ру»; Ирина Сивачёва, исполнительный директор «Экомаркет»; Вадим Петров, глава «Яндекс.Лавки»; Владислав Склянов, финансовый директор «Яндекс.Маркета».
Развернуть
Содержание
Все исследования рынка интернет-торговли 3
Краткое оглавление 4
Полное оглавление 5
Законодательные инициативы 8
Онлайн-торговля алкоголем 8
Законопроект 8
Потенциальная аудитория онлайн-покупателей алкогольных напитков 9
Онлайн-торговля рецептурными лекарствами 11
Законопроект 11
Потенциальная аудитория онлайн-покупателей рецептурных лекарств 12
Легализация параллельного импорта 14
Гарантия на товары по параллельному импорту 17
Новые требования по таможенному декларированию интернет-посылок 18
Закон «О рекламе» 18
Создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и электронных объявлений 20
Поправки в закон «О персональных данных» 21
Повышение беспошлинного порога 22
Инвестиционная активность на российском рынке e-commerce 23
Объемы российского и международного венчурного рынка снижаются 23
Инвестиции в российские проекты 26
Влияние СВО на поведение интернет-покупателей в 2022 году 38
Адаптация интернет-покупателей к уходу иностранных брендов 38
Рост потребления цифрового контента из-за СВО и мобилизации 43
Трансформация стиля онлайн-шопинга 52
Трудности 2022 года для интернет-покупателей 62
Задержка с выплатой зарплаты 63
Переезд в другую страну 64
Снижение зарплаты (включая премии и бонусы) 65
Рост цен в магазинах 67
Сложности с трудоустройством 69
Смена места работы 70
Смена профессии 71
Сокращение ассортимента магазинов 73
Трудности с получением кредита 74
Увольнения 77
Изменения в образе жизни и потребительском поведении онлайн-покупателей в 2022 году 79
Снижение роли пандемии: сокращение популярности дистанционного формата занятости 79
Факторы, подталкивающие и препятствующие онлайн-покупкам 82
Сервисы интернет-магазинов важные для онлайн-покупателей 82
Причины отказа от покупки в интернет-магазине 88
Предпочитаемые способы экономии в онлайн-магазинах 96
Скидки на покупки в интернете 96
Наиболее интересные и популярные акции для онлайн-покупателей 98
Наиболее интересные акции 102
Наиболее популярные акции 105
Сервисы подписки 107
Кэшбэк-сервисы 121
Рост востребованности кредитов для совершения онлайн-покупок 129
Ситуация на рынке потребительского кредитования 129
Ситуация на рынке POS-кредитования 132
Распространение BNPL-сервисов 132
Проникновение онлайн-кредитования и рассрочек в интернет-магазинах 134
Популярность кредитов и рассрочек среди онлайн-покупателей 136
Изменения в способах оплаты онлайн-покупок 144
Формы оплаты 144
Предоплата и постоплата 151
Тренды в сфере доставки онлайн-заказов 154
Рост популярности ПВЗ на фоне снижения востребованности курьерской доставки 154
Критерии выбора курьерской доставки 157
Критерии выбора доставки в постаматы 162
Сроки доставки 167
Максимальный срок доставки 167
Оптимальный срок доставки 176
Ситуация в отдельных сегментах российского рынка e-commerce 185
Трансграничные покупки: падение популярности зарубежных онлайн-магазинов 185
Снижение популярности зарубежных онлайн-магазинов в 2022 году 185
Российские компании стремятся наладить поставки из-за рубежа 187
Рейтинг наиболее популярных зарубежных онлайн-магазинов в России 190
Сайты объявлений как онлайн-канал продаж 193
Развитие рынка классифайдов в 2020-2021 гг. 193
Российский рынок классифайдов в 2022 году 194
Аудитория сервисов объявлений по покупке товаров / услуг 198
Перспективы сервисов объявлений 202
Социальные сети как площадки электронной коммерции 205
Аудитория интернет-покупателей, совершавших покупки через социальные медиа, растет 205
Рост интереса предпринимателей к российским социальным сетям и мессенджерам 210
Социальные сети и мессенджеры совершенствуют функционал, внедряют новые сервисы и инструменты 211
Социальные сети и мессенджеры являются заметным источником трафика для онлайн-магазинов 215
Мнения игроков о российском рынке e-commerce 219
Choupette 219
FINN FLARE 222
GEOX 224
Gulliver 227
KazanExpress 229
KNS 233
Lamoda 235
Ozon 239
Selgros Cash & Carry 243
Wildberries 245
XCOM-SHOP 246
ZENDEN 249
Авито 251
Акушерство.ру 256
Аскона 259
ВкусВилл 263
Золотое Яблоко 266
Лента 269
ЛитРес 272
Магнит 276
Почта России 279
Самокат 282
СБЕР ЕАПТЕКА 284
СберМаркет 287
СберМегаМаркет 290
Ситилинк 295
Холодильник.Ру 298
Экомаркет 301
Яндекс.Лавка 303
Яндекс.Маркет 305
Методология исследования 311
Список диаграмм 313
Список таблиц 318
Развернуть
Иллюстрации
Рис. 1. «Как Вы отнесетесь к появлению возможности приобретать в интернет-магазинах алкоголя?», % от опрошенных интернет-покупателей 10
Рис. 2. «Как Вы отнесетесь к появлению возможности приобретать в интернет-магазинах рецетурные лекарства?», % от опрошенных интернет-покупателей 13
Рис. 3. Динамика объема российского венчурного рынка (все сегменты), 1П 2016 – 1П 2022 гг., $ млн, % (к аналогичному периоду предыдущего года) 23
Рис. 4. Динамика количества сделок на российском венчурном рынке (все сегменты), 1П 2016 – 1П 2022 гг., шт., % (к аналогичному периоду предыдущего года) 24
Рис. 5. Динамика объема венчурных инвестиций в стартапы мирового онлайн-рынка, III квартал 2019 – III квартал 2022 гг., $ млрд, % (к аналогичному периоду предыдущего года) 25
Рис. 6. ТОП-5 сегментов мирового онлайн-рынка по объему привлеченных инвестиций, январь-сентябрь 2022 года, $ млрд 25
Рис. 7. Динамика объема венчурных инвестиций в российские edtech-стартапы, IV квартал 2021 – II квартал 2022 гг., ₽ млрд, % (к предыдущему периоду) 26
Рис. 8. «Как изменилось Ваше поведение после ухода с российского рынка иностранных брендов?», % от опрошенных интернет-покупателей 41
Рис. 9. Среднесуточный охват популярный социальных сетей в России в 2021-2022 годах, % населения России в возрасте старше 12 лет, посещавших площадку в течение дня 44
Рис. 10. Квартальная динамика индекса потребительской уверенности населения РФ, I квартал 2014 – III квартал 2022 гг., % 45
Рис. 11. «Укажите, пожалуйста, как изменилось Ваше поведение в 2022 году по сравнению с 2021 годом?», % от опрошенных интернет-покупателей 47
Рис. 12. «Соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга в 2022 году?», ноябрь 2022 г., % от респондентов, совершавших покупки в интернет-магазинах 57
Рис. 13. Динамика ответа на вопрос: «Cоответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», ноябрь 2021 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей 58
Рис. 14. «С какими изменениями и трудностями Вы столкнулись в 2022 году?», ноябрь 2022 г., % от порошенных интернет-покупателей 62
Рис. 15. Доля интернет-покупателей, столкнувшихся с задержкой при выплате заработной платы, ноябрь 2022 г., % 63
Рис. 16. Доля интернет-покупателей, переехавших в другую страну, ноябрь 2022 г., % 64
Рис. 17. Доля интернет-покупателей, отметивших снижение зарплаты (вкл. премии и бонусы), ноябрь 2022 г., % 66
Рис. 18. Доля интернет-покупателей, отмечающих рост цен в магазинах, ноябрь 2022 г., % 67
Рис. 19. Динамика потребительских цен на отдельные группы товаров, ноябрь 2021 – октябрь 2022 гг., % 68
Рис. 20. Доля интернет-покупателей, испытывающих сложности с трудоустройством, ноябрь 2022 г., % 69
Рис. 21. Доля интернет-покупателей, сменивших работу, ноябрь 2022 г., % 70
Рис. 22. Доля интернет-покупателей, сменивших профессию, ноябрь 2022 г., % 72
Рис. 23. Доля интернет-покупателей, отметивших сокращение ассортимента магазинов, ноябрь 2022 г., % 73
Рис. 24. Темпы роста объема кредитов, предоставленных физическим лицам, по типам кредитов, октябрь 2021 – октябрь 2022 гг., % 75
Рис. 25. Доля интернет-покупателей, столкнувшихся с трудностями при получении кредита, ноябрь 2022 г., % 75
Рис. 26. Доля интернет-покупателей, столкнувшихся с увольнением, ноябрь 2022 г., % 77
Рис. 27. «Работаете ли Вы в настоящее время УДАЛЕННО?», ноябрь 2022 г., % от трудоустроенных интернет-покупателей 80
Рис. 28. Динамика ответов на вопрос: «Работаете ли Вы в настоящее время УДАЛЕННО?», ноябрь 2021 г. – ноябрь 2022 г., % от трудоустроенных интернет-покупателей 81
Рис. 29. «Какие сервисы для Вас важны при совершении онлайн-покупок?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 85
Рис. 30. «При каких условиях Вы ОТКАЖЕТЕСЬ от покупки в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 91
Рис. 31. Динамика ответа на вопрос: «При каких условиях Вы ОТКАЖЕТЕСЬ от покупки в интернет-магазине?», ноябрь 2021 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей 92
Рис. 32. «Получили ли Вы скидку на Вашу ПОСЛЕДНЮЮ покупку в интернете?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 97
Рис. 33. Динамика ответа на вопрос: «Получили ли Вы скидку на Вашу ПОСЛЕДНЮЮ покупку в интернете?», ноябрь 2017 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей 97
Рис. 34. «Какие способы экономии в онлайн-магазинах являются для Вас наиболее интересными и какими из них Вы пользовались за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 100
Рис. 35. Динамика ответов на вопрос: «Какие способы экономии в онлайн-магазинах являются для Вас наиболее ИНТЕРЕСНЫМИ?», ноябрь 2021 г. – ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 102
Рис. 36. «Пользуетесь ли Вы сервисами подписок интернет-магазинов / онлайн-экосистем?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 108
Рис. 37. Динамика ответа на вопрос: «Пользуетесь ли Вы сервисами подписок интернет-магазинов / онлайн-экосистем?», ноябрь 2020 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей 109
Рис. 38. «Какими сервисами подписок Вы пользуетесь?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 110
Рис. 39. «Какими сервисами подписок Вы пользовались?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 110
Рис. 40. Динамика количества кэшбэк-сервисов, действующих в России в 2012 – 2022 годах 121
Рис. 41. Динамика ответа на вопрос: «Какие способы экономии в онлайн-магазинах являются для Вас наиболее интересными?», ноябрь 2020 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей 122
Рис. 42. Месячная посещаемость сайтов кэшбэк-сервисов*, ноябрь 2022 года, тыс. визитов пользователей из России 124
Рис. 43. Динамика изменения посещаемости сайтов кэшбэк-сервисов, ноябрь 2021 г. – ноябрь 2022 г., тыс. визитов пользователей из России 125
Рис. 44. Рейтинг кэшбэк-сервисов по минимальной сумме вывода, февраль 2023 г., ₽* 126
Рис. 45. Рейтинг кэшбэк-сервисов по количеству магазинов-партнеров, февраль 2023 г., шт. 127
Рис. 46. Динамика изменения количества магазинов-партнеров кэшбэк-сервисов, ноябрь 2021 г. – февраль 2023 г., шт. 128
Рис. 47. Темпы роста портфеля необеспеченных потребительских ссуд в банках и МФО РФ, январь – декабрь 2022 г., % к предыдущему месяцу, % периода с начала года к аналогичному периоду 2021 года 130
Рис. 48. Динамика средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам в рублях, в разрезе сроков погашения, % 131
Рис. 49. Динамика количества эмитированных кредитных карт, январь 2011 г. – октябрь 2022 г., на начало мес., млн. ед. 131
Рис. 50. Проникновение кредитования онлайн-покупок в России, ноябрь 2020 г. – февраль 2023 года, % интернет-магазинов* 135
Рис. 51. Наиболее активные финансовые организации, работающие на рынке кредитования онлайн-покупок в России, ноябрь 2021 г. – февраль 2023 года, % от интернет-магазинов, предоставляющих покупку в кредит 136
Рис. 52. Доля онлайн-покупателей, совершавших покупки в кредит или рассрочку в онлайн-магазинах за ноябрь 2021 г. – ноябрь 2022 г., % от опрошенных онлайн-покупателей 137
Рис. 53. Динамика доли онлайн-покупателей, совершавших покупки в кредит или рассрочку в онлайн-магазинах за ноябрь 2021 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных онлайн-покупателей 137
Рис. 54. Социально-демографический портрет опрошенных, совершавших покупки в кредит или рассрочку в онлайн-магазинах, за ноябрь 2021 г. – ноябрь 2022 г. 138
Рис. 55. «Совершали ли Вы покупки в КРЕДИТ или РАССРОЧКУ в онлайн-магазинах ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных онлайн-покупателей 140
Рис. 56. Популярность онлайн-кредитования («Что из купленного Вы приобретали в интернет-магазинах в КРЕДИТ за ПОСЛЕДНИЙ год (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?»), ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующих товаров 142
Рис. 57. Динамика количества банковских карт (включая кредитные), конец 2010 г. – 9 мес. 2022 г., млн ед. 147
Рис. 58. Динамика объемов операций на территории России, осуществленных с использованием платежных карт, эмитированных российскими банками и банками-нерезидентами, конец 2010 г. – 9 месяцев 2022 г., ₽ трлн 148
Рис. 59. «Какими способами Вы оплачивали покупки в интернете ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», % от опрошенных интернет-покупателей 148
Рис. 60. Динамика популярности некоторых способов оплаты товаров в интернет-магазинах, 2012 – 2022 гг., % от опрошенных россиян, совершавших покупки товаров в интернет-магазинах 149
Рис. 61. Динамика ответов на вопрос: «Какими способами Вы оплачивали покупки в интернете ЗА ПОСЛЕДНИЙ», ноябрь 2021 г. – ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 149
Рис. 62. «Как Вы обычно оплачиваете приобретенный товар в интернете?», ноябрь 2019 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей 152
Рис. 63. Динамика ответов на вопрос: «Как Вы ОБЫЧНО получали свои интернет-покупки ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД?», % от опрошенных интернет-покупателей 156
Рис. 64. «Какие критерии для Вас важны при КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКЕ из интернет-магазинов?» ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 159
Рис. 65. «Какие критерии для Вас важны при доставке в ПОСТАМАТЫ?» ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 164
Рис. 66. «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в российском интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, МАКСИМАЛЬНЫЙ срок ожидания, ПРИЕМЛЕМЫЙ для Вас», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 169
Рис. 67. «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в зарубежном интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, МАКСИМАЛЬНЫЙ срок ожидания, ПРИЕМЛЕМЫЙ для Вас», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах 171
Рис. 68. Максимальный приемлемый срок ожидания доставки из российского и зарубежного интернет-магазинов, ноябрь 2022 гг., % опрошенных интернет-покупателей соответствующих онлайн-магазинов 172
Рис. 69. «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в российском интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, ОПТИМАЛЬНЫЙ срок доставки для Вас», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 177
Рис. 70. «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в зарубежном интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, ОПТИМАЛЬНЫЙ срок доставки», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах 178
Рис. 71. Динамика ответов на вопрос: «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в РОССИЙСКОМ интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, ОПТИМАЛЬНЫЙ срок ожидания, ПРИЕМЛЕМЫЙ для Вас», ноябрь 2021 – ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от ГЕОГРАФИИ ПРОЖИВАНИЯ 179
Рис. 72. Динамика ответов на вопрос: «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в ЗАРУБЕЖНОМ интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, ОПТИМАЛЬНЫЙ срок ожидания, ПРИЕМЛЕМЫЙ для Вас», ноябрь 2021 – ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от ГЕОГРАФИИ ПРОЖИВАНИЯ 179
Рис. 73. МАКСИМАЛЬНЫЙ и ОПТИМАЛЬНЫЙ приемлемый срок ожидания доставки из РОССИЙСКИХ интернет-магазинов, ноябрь 2022 гг., % опрошенных интернет-покупателей 180
Рис. 74. МАКСИМАЛЬНЫЙ и ОПТИМАЛЬНЫЙ приемлемый срок ожидания доставки из ЗАРУБЕЖНЫХ интернет-магазинов, ноябрь 2022 гг., % опрошенных интернет-покупателей соответствующих онлайн-магазинов 180
Рис. 75. МАКСИМАЛЬНЫЙ и ОПТИМАЛЬНЫЙ приемлемый срок ожидания доставки из РОССИЙСКИХ интернет-магазинов, ноябрь 2022 гг., количество дней в зависимости от ГЕОГРАФИИ ПРОЖИВАНИЯ опрошенных интернет-покупателей 181
Рис. 76. МАКСИМАЛЬНЫЙ и ОПТИМАЛЬНЫЙ приемлемый срок ожидания доставки из ЗАРУБЕЖНЫХ интернет-магазинов, ноябрь 2022 гг., количество дней в зависимости от ГЕОГРАФИИ ПРОЖИВАНИЯ опрошенных интернет-покупателей зарубежных онлайн-магазинов 181
Рис. 77. Динамика доли россиян, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах за последние 12 месяцев, ноябрь 2019 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей* 186
Рис. 78. Динамика доли россиян, совершавших интернет-покупки в зарубежных онлайн-магазинов (за 12 месяцев), ноябрь 2021 – ноябрь 2022 гг., % опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих географических зонах* 187
Рис. 79. «Укажите, пожалуйста, ЗАРУБЕЖНЫЕ интернет-магазины, в которых Вы совершали покупки за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2022 г.)?», % от опрошенных интернет-покупателей, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах 191
Рис. 80. Месячная посещаемость сервисов объявлений (ПК & Мобильные), ноябрь 2020 – ноябрь 2022 гг., млн посещений 200
Рис. 81. «Какие онлайн-сервисы, кроме интернет-магазинов, Вы использовали для покупки товаров/услуг за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2022 г.)?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 200
Рис. 82. «Какие онлайн-сервисы, кроме интернет-магазинов, Вы использовали для покупки товаров/услуг за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2022 г.)?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 207
Рис. 83. Изменение числа активных авторов в соцмедиа в России, октябрь 2021 – октябрь 2022 гг., млн авторов* 208
Рис. 84. Изменение объёма публикуемого контента в соцмедиа в России, октябрь 2021 – октябрь 2022 гг., млн сообщений* 208
Рис. 85. Источники трафика, через которые покупатели приходили на онлайн-площадки ретейлеров в «Черную пятницу» в 2022 году, % 216
Рис. 86. ТОП-60 онлайн-площадок ретейлеров по доле трафика на ПК через социальные сети в октябре-декабре 2022 года*, % 217
Развернуть
Таблицы
Табл. 1.  «Как Вы отнесетесь к появлению возможности приобретать в интернет-магазинах алкоголя?», % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 10
Табл. 2.  «Как Вы отнесетесь к появлению возможности приобретать в интернет-магазинах рецетурные лекарства?», % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 13
Табл. 3. Инвестиции в российский e-commerce, ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года 29
Табл. 4. Статус работы некоторых иностранных компаний в России по сосотянию на январь 2023 года 38
Табл. 5. «Как изменилось Ваше поведение после ухода с российского рынка иностранных брендов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 41
Табл. 6. «Как изменилось Ваше поведение после ухода с российского рынка иностранных брендов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 42
Табл. 7. «Как изменилось Ваше поведение после ухода с российского рынка иностранных брендов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 42
Табл. 8. «Как изменилось Ваше поведение после ухода с российского рынка иностранных брендов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующих уровнем ЛИЧНОГО ДОХОДА 42
Табл. 9.  «Читаю новости в интернете», ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 47
Табл. 10.  «Совершаю онлайн-покупки», ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 48
Табл. 11.  «Захожу в соцсети», ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 49
Табл. 12.  «Играю в онлайн-игры», ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 50
Табл. 13.  «Совершаю покупки в офлайн-магазинах (расположенных в ТЦ и др. локациях)», ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 51
Табл. 14.  Динамика ответа на вопрос: «Соответствуют ли приведенные фразы Вашему стилю шопинга?», ноябрь 2019 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей 58
Табл. 15.  Стиль онлайн-шопинга, ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 59
Табл. 16.  Стиль онлайн-шопинга, продолжение, ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 60
Табл. 17.  Стиль онлайн-шопинга, продолжение, ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 61
Табл. 18.  Доля интернет-покупателей, столкнувшихся с задержкой при выплате заработной платы, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 63
Табл. 19.  Доля интернет-покупателей, переехавших в другую страну, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 64
Табл. 20.  Доля интернет-покупателей, отметивших снижение зарплаты (вкл. премии и бонусы), ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 66
Табл. 21.  Доля интернет-покупателей, отмечающих рост цен в магазинах, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 67
Табл. 22.  Доля интернет-покупателей, испытывающих сложности с трудоустройством, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 69
Табл. 23.  Доля интернет-покупателей, сменивших работу, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 70
Табл. 24.  Доля интернет-покупателей, сменивших профессию, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 72
Табл. 25.  Доля интернет-покупателей, отметивших сокращение ассортимента магазинов, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 74
Табл. 26.  Доля интернет-покупателей, столкнувшихся с трудностями при получении кредита, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 75
Табл. 27.  Доля интернет-покупателей, столкнувшихся с увольнением, ноябрь 2022 г., % в зависимости от их социально-демографических характеристик 77
Табл. 28.  «Работаете ли Вы в настоящее время УДАЛЕННО?», ноябрь 2022 гг., % от трудоустроенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 81
Табл. 29. «Какие сервисы для Вас важны при совершении онлайн-покупок?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 85
Табл. 30. «Какие сервисы для Вас важны при совершении онлайн-покупок?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 86
Табл. 31. «Какие сервисы для Вас важны при совершении онлайн-покупок?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих городах России 87
Табл. 32. «Какие сервисы для Вас важны при совершении онлайн-покупок?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим уровнем СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА 87
Табл. 33. «При каких условиях Вы ОТКАЖЕТЕСЬ от покупки в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 92
Табл. 34. «При каких условиях Вы ОТКАЖЕТЕСЬ от покупки в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 93
Табл. 35. «При каких условиях Вы ОТКАЖЕТЕСЬ от покупки в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих городах России 94
Табл. 36. «При каких условиях Вы ОТКАЖЕТЕСЬ от покупки в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим уровнем СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА 94
Табл. 37. «При каких условиях Вы ОТКАЖЕТЕСЬ от покупки в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим статусом ТРУДОУСТРОЙСТВА 95
Табл. 38.  «Получили ли Вы скидку на Вашу ПОСЛЕДНЮЮ покупку в интернете?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 97
Табл. 39. «Какие способы экономии в онлайн-магазинах являются для Вас наиболее интересными и какими из них Вы пользовались за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 101
Табл. 40. «Какие способы экономии в онлайн-магазинах являются для Вас наиболее интересными?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 102
Табл. 41. «Какие способы экономии в онлайн-магазинах являются для Вас наиболее интересными?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 103
Табл. 42. «Какие способы экономии в онлайн-магазинах являются для Вас наиболее интересными?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 103
Табл. 43. «Какие способы экономии в онлайн-магазинах являются для Вас наиболее интересными?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующих уровнем ЛИЧНОГО ДОХОДА 104
Табл. 44. «Какими способами экономии в онлайн-магазинах Вы пользовались за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 105
Табл. 45. «Какими способами экономии в онлайн-магазинах Вы пользовались за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 105
Табл. 46. «Какими способами экономии в онлайн-магазинах Вы пользовались за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 106
Табл. 47. «Какими способами экономии в онлайн-магазинах Вы пользовались за ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующих уровнем ЛИЧНОГО ДОХОДА 106
Табл. 48.  «Пользуетесь ли Вы сервисами подписок интернет-магазинов / онлайн-экосистем?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 109
Табл. 49.  «Какими сервисами подписок Вы пользуетесь?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 111
Табл. 50. Сервисы подписки 112
Табл. 51. Доли опрошенных, бравших онлайн-кредит на покупку в интернете за ноябрь 2021 – ноябрь 2022 гг., % от общего количества интернет-покупателей 138
Табл. 52. «Совершали ли Вы покупки в КРЕДИТ или РАССРОЧКУ в онлайн-магазинах ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных онлайн-покупателей 140
Табл. 53. «Что из купленного Вы приобретали в интернет-магазинах в КРЕДИТ за ПОСЛЕДНИЙ год (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», ноябрь 2021 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующих товаров 143
Табл. 54.  «Какими способами Вы оплачивали покупки в интернете ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 150
Табл. 55. «Как Вы обычно оплачиваете приобретенный товар в интернете?», ноябрь 2019 – ноябрь 2021 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 152
Табл. 56.  «Как Вы ОБЫЧНО получали свои интернет-покупки ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД (ноябрь 2021 года – ноябрь 2022 года)?», % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 156
Табл. 57. «Какие критерии для Вас важны при КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКЕ из интернет-магазинов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 159
Табл. 58. «Какие критерии для Вас важны при КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКЕ из интернет-магазинов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 160
Табл. 59. «Какие критерии для Вас важны при КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКЕ из интернет-магазинов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих городах России 160
Табл. 60. «Какие критерии для Вас важны при КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКЕ из интернет-магазинов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим уровнем СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА 161
Табл. 61. «Какие критерии для Вас важны при КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКЕ из интернет-магазинов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим СЕМЕЙНЫМ статусом 161
Табл. 62. «Какие критерии для Вас важны при КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКЕ из интернет-магазинов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 161
Табл. 63. «Какие критерии для Вас важны при КУРЬЕРСКОЙ ДОСТАВКЕ из интернет-магазинов?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим статусом ТРУДОУСТРОЙСТВА 162
Табл. 64. «Какие критерии для Вас важны при доставке в ПОСТАМАТЫ?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 164
Табл. 65. «Какие критерии для Вас важны при доставке в ПОСТАМАТЫ?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 165
Табл. 66. «Какие критерии для Вас важны при доставке в ПОСТАМАТЫ?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, проживающих в соответствующих городах России 165
Табл. 67. «Какие критерии для Вас важны при доставке в ПОСТАМАТЫ?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим уровнем СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА 166
Табл. 68. «Какие критерии для Вас важны при доставке в ПОСТАМАТЫ?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим СЕМЕЙНЫМ статусом 166
Табл. 69. «Какие критерии для Вас важны при доставке в ПОСТАМАТЫ?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим СОСТАВОМ СЕМЬИ 167
Табл. 70. «Какие критерии для Вас важны при доставке в ПОСТАМАТЫ?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим статусом ТРУДОУСТРОЙСТВА 167
Табл. 71. Динамика ответов на вопрос: «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в российском интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, МАКСИМАЛЬНЫЙ срок ожидания, ПРИЕМЛЕМЫЙ для Вас», ноябрь 2017 – ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей 170
Табл. 72. Динамика ответов на вопрос: «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в РОССИЙСКОМ интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, МАКСИМАЛЬНЫЙ срок ожидания, ПРИЕМЛЕМЫЙ для Вас», ноябрь 2017 – ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от ГЕОГРАФИИ ПРОЖИВАНИЯ 170
Табл. 73. Динамика ответов на вопрос: «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в ЗАРУБЕЖНОМ интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, МАКСИМАЛЬНЫЙ срок ожидания, ПРИЕМЛЕМЫЙ для Вас», ноябрь 2017 – ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах 171
Табл. 74. Динамика ответов на вопрос: «Сколько Вы готовы ожидать доставку товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в ЗАРУБЕЖНОМ интернет-магазине? Укажите, пожалуйста, МАКСИМАЛЬНЫЙ срок ожидания, ПРИЕМЛЕМЫЙ для Вас», ноябрь 2017 – ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах, в зависимости от ГЕОГРАФИИ ПРОЖИВАНИЯ 172
Табл. 75. ««Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 173
Табл. 76. ««Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 173
Табл. 77. «Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от ГЕОГРАФИИ ИХ ПРОЖИВАНИЯ 174
Табл. 78. «Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от уровня их СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА 175
Табл. 79. ««Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине?», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей с соответствующим статусом ТРУДОУСТРОЙСТВА 176
Табл. 80. «Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине? Укажите ОПТИМАЛЬНЫЙ срок доставки для Вас», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ПОЛА 182
Табл. 81. «Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине? Укажите ОПТИМАЛЬНЫЙ срок доставки для Вас», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей соответствующего ВОЗРАСТА 182
Табл. 82. «Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине? Укажите ОПТИМАЛЬНЫЙ срок доставки для Вас», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от ГЕОГРАФИИ ИХ ПРОЖИВАНИЯ 183
Табл. 83. «Сколько Вы готовы ожидать доставки товара (за исключением продуктов питания и еды из ресторанов), приобретенного в интернет-магазине? Укажите ОПТИМАЛЬНЫЙ срок доставки для Вас», ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от уровня их СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА 184
Табл. 84. Доли интернет-покупателей, совершавших покупки в зарубежных онлайн-магазинах за ноябрь 2021 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 189
Табл. 85. Динамика популярности зарубежных онлайн-магазинов в 2019 – 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах 192
Табл. 86. «Укажите, пожалуйста, ЗАРУБЕЖНЫЕ интернет-магазины, в которых Вы совершали покупки за ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА (июнь – ноябрь 2022 г.)?», % от опрошенных интернет-покупателей, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах и проживающих в соответствующих ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗОНАХ 192
Табл. 87. Выручка ведущих классифайдов в России, 2016 – 2022 гг.*, ₽ МЛН без НДС 197
Табл. 88. Динамика популярности социальных сетей и сайтов объявлений как места совершения онлайн-покупок товаров / услуг, ноябрь 2020 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей* 201
Табл. 89.  Популярность сайтов частных объявлений как места совершения онлайн-покупок товаров / услуг, ноябрь 2022 г., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 201
Табл. 90. Планы сервисов объявлений на 2023-2024 гг. 204
Табл. 91. Динамика популярности социальных сетей и сайтов объявлений как места совершения онлайн-покупок товаров / услуг, ноябрь 2020 – ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей* 207
Табл. 92. Динамика месячной аудитории социальных сетей и мессенджеров (Desktop&Mobile), октябрь 2020 – октябрь 2022 гг., млн россиян (Россия 0+, население 12+) 209
Табл. 93.  Популярность социальных сетей как места совершения онлайн-покупок товаров / услуг, ноябрь 2022 гг., % от опрошенных интернет-покупателей в зависимости от их социально-демографических характеристик 209
Развернуть
Выпуски