|
Обзор «Розничные сети по продаже мебели 2020» посвящен подробному анализу основных событий, динамики развития, а также тенденциям и прогнозам российского мебельного рынка в условиях пандемии COVID-19. Отчет входит в серию исследований российского рынка мебели, выполненных командой аналитиков «РБК Исследования рынков». Статистика была получена путем комплексного анализа данных 320 мебельных сетей, работающих в России, мнений ведущих экспертов рынка, а также изучения потребительского поведения российских покупателей мебели. Всего в исследовании проанализированы около 10 200 сетевых магазинов мебели, включая как ретейлеров универсальной направленности, так и специализирующихся на определенных сегментах рынка: кухонной, мягкой, корпусной, детской мебели, товарах для сна и др. Анализ динамики указанных форматов в 2017-2020 годах позволил увидеть исчерпывающую картину развития и изменений российского мебельного рынка с приходом эпидемии COVID-19 и получить качественные прогнозы относительно будущего мебельного ретейла в России. Особое внимание уделено влиянию COVID-19 на рынок. В исследовании подробно проанализированы изменения в поведении покупателей мебели, произошедшие вследствие эпидемии. Статистика отражает как влияние карантина во время всеобщей самоизоляции весной 2020 года, так и более глубокий фактор общего потребительского кризиса на рынке. В отчете также приводятся мнения ведущих российских экспертов в мебельной отрасли, в роли которых в исследовании 2020 года выступили Евгений Аксёнов, член исполнительного комитета ГК «Орматек», Владимир Корчагов, вице-президент Askona Life Group, Алексей Голованов, операционный директор Е1, Александр Варанкин, генеральный директор Giulia Novars, Максим Киселёв, директор по маркетингу «МЦ5 Групп». В исследовании представлены подробные профили российских регионов, которые включают в себя статистику розничных продаж мебели, количество розничных сетевых магазинов, а также показатели обеспеченности населения мебельной продукцией. Кроме того, в обзоре приводится анализ состояния и перспектив франчайзинга как стратегии развития для мебельных ретейлеров в России, а также подробно рассматриваются различные типы каналов продаж мебели. Наконец, приведены профили основных участников мебельного рынка, куда входит краткое описание компании, динамика количества магазинов в России, география представленности, финансовые показатели и контактная информация. |
|
Краткое оглавление |
3 |
|
Полное оглавление |
4 |
|
Мнение экспертов |
11 |
|
Интервью с Евгением Аксёновым, членом исполнительного комитета ГК «Орматек» |
11 |
|
Интервью с Владимиром Корчаговым, вице-президентом Askona Life Group |
12 |
|
Интервью с Алексеем Головановым, операционным директором компании Е1 |
14 |
|
Интервью с Александром Варанкиным, генеральным директором компании Giulia Novars |
15 |
|
Интервью с Киселевым Максимом, директором по маркетингу «МЦ5 Групп» |
16 |
|
Общее состояние российского рынка мебели |
19 |
|
Текущее состояние и перспективы развития рынка |
19 |
|
Развитие непродовольственной розницы до пандемии COVID-19 |
19 |
|
Показатели розничных продаж мебели |
23 |
|
Структура рынка по розничным продажам |
28 |
|
Структура рынка по основным составляющим |
31 |
|
Производство |
31 |
|
Крупнейшие производители мебели в России |
34 |
|
Расчет индекса Херфиндаля – Хиршмана |
36 |
|
Импорт |
37 |
|
Экспорт |
42 |
|
Общее состояние российского мебельного ретейла |
48 |
|
География присутствия сетевых магазинов по продаже мебели |
48 |
|
Торговая площадь сетевых магазинов по продаже мебели |
70 |
|
Структура сетевой мебельной розницы по типу игроков (локальные, региональные, федеральные, глобальные) |
78 |
|
Ключевые игроки мебельного ретейла |
81 |
|
Крупнейшие мебельные ретейлеры в России и динамика их развития |
81 |
|
Крупнейшие мебельные ретейлеры по географии охвата |
97 |
|
Сегментация российского мебельного ретейла |
108 |
|
Ценовая сегментация сетевого мебельного ретейла |
108 |
|
Сегментация сетевого мебельного ретейла по видам продаваемой мебели |
113 |
|
Сегментация сетевого мебельного ретейла по формату организации торговли |
118 |
|
Доля сетевых мебельных магазинов, расположенных в торговых центрах |
119 |
|
Стратегии развития розничных сетей по мебели |
124 |
|
Планы по развитию |
124 |
|
Франчайзинг как стратегия развития |
127 |
|
Каналы продаж мебели в России |
133 |
|
Классификация каналов продаж |
133 |
|
Магазины в ТЦ общего профиля |
133 |
|
Специализированные мебельные торговые центры |
139 |
|
Стрит-ретейл |
141 |
|
Интернет-магазины |
143 |
|
Другие каналы продаж |
146 |
|
Сайты объявлений |
146 |
|
Частные мастерские по изготовлению мебели |
148 |
|
Профили российских регионов |
151 |
|
Центральный федеральный округ |
151 |
|
Общие сведения |
151 |
|
Уровень доходов населения |
151 |
|
Общая характеристика рынка мебели ЦФО |
152 |
|
Общее состояние рынка мебели в ЦФО |
154 |
|
Северо-Западный федеральный округ |
164 |
|
Общие сведения |
164 |
|
Уровень доходов населения |
164 |
|
Общая характеристика рынка мебели СЗФО |
165 |
|
Общее состояние рынка мебели в СЗФО |
167 |
|
Приволжский федеральный округ |
174 |
|
Общие сведения |
174 |
|
Уровень доходов населения |
174 |
|
Общая характеристика рынка мебели ПФО |
175 |
|
Общее состояние рынка мебели в ПФО |
177 |
|
Южный федеральный округ |
186 |
|
Общие сведения |
186 |
|
Уровень доходов населения |
186 |
|
Общая характеристика рынка мебели ЮФО |
187 |
|
Общее состояние рынка мебели в ЮФО |
188 |
|
Уральский федеральный округ |
195 |
|
Общие сведения |
195 |
|
Уровень доходов населения |
195 |
|
Общая характеристика рынка мебели УФО |
196 |
|
Общее состояние рынка мебели в УФО |
197 |
|
Сибирский федеральный округ |
204 |
|
Общие сведения |
204 |
|
Уровень доходов населения |
204 |
|
Общая характеристика рынка мебели СФО |
205 |
|
Общее состояние рынка мебели в CФО |
206 |
|
Северо-Кавказский федеральный округ |
212 |
|
Общие сведения |
212 |
|
Уровень доходов населения |
212 |
|
Общая характеристика рынка мебели СКФО |
213 |
|
Общее состояние рынка мебели в CКФО |
214 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
219 |
|
Общие сведения |
219 |
|
Уровень доходов населения |
219 |
|
Общая характеристика рынка мебели ДФО |
220 |
|
Общее состояние рынка мебели в ДФО |
221 |
|
Профили основных участников рынка |
226 |
|
Формула дивана, Mobel & Zeit, Диваны Express, Divanger, Фан Диван (MZ5 GROUP) |
226 |
|
Краткое описание |
226 |
|
Основные сетевые проекты |
226 |
|
Учредители и регистрационные данные |
226 |
|
АО «УОЛЛ» |
226 |
|
ООО «МЦ5 Групп» |
227 |
|
АО «МЦ-5» |
227 |
|
Динамика развития в России |
228 |
|
География представленности сети |
230 |
|
Ключевые финансовые показатели |
236 |
|
Руководство |
237 |
|
Контактная информация |
237 |
|
T.SLEEP, Орматек, Райтон (ГК «Орматек») |
238 |
|
Краткое описание |
238 |
|
Основные сетевые проекты |
238 |
|
Учредители и регистрационные данные |
238 |
|
АО «ОРМАТЕК» |
238 |
|
ООО «ВЕДА КАПИТАЛ» |
238 |
|
ООО «МАТРАСКОМПЛЕКТ» |
239 |
|
Динамика развития в России |
240 |
|
География представленности сети |
241 |
|
Ключевые финансовые показатели |
246 |
|
Руководство |
248 |
|
Контактная информация |
248 |
|
Столбери (ООО «ПМ-КАПИТАЛ») |
249 |
|
Краткое описание |
249 |
|
Учредители и регистрационные данные |
249 |
|
ООО «ПМ-КАПИТАЛ» |
249 |
|
ООО «МЕРЕЖА» |
249 |
|
ООО «БАЛТМЕБЕЛЬ» |
250 |
|
Динамика развития в России |
250 |
|
География представленности сети |
251 |
|
Ключевые финансовые показатели |
253 |
|
Руководство |
253 |
|
Контактная информация |
253 |
|
Mr. Doors (ООО «МЕБЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ № 7») |
254 |
|
Краткое описание |
254 |
|
Учредители и регистрационные данные |
254 |
|
ООО «МЕБЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ № 7» |
254 |
|
Динамика развития в России |
255 |
|
География представленности сети |
255 |
|
Ключевые финансовые показатели |
257 |
|
Руководство |
258 |
|
Контактная информация |
258 |
|
Е1 (ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «Е ОДИН») |
259 |
|
Краткое описание |
259 |
|
Учредители и регистрационные данные |
259 |
|
ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «Е ОДИН» |
259 |
|
Динамика развития в России |
260 |
|
География представленности сети |
260 |
|
Ключевые финансовые показатели |
262 |
|
Руководство |
263 |
|
Контактная информация |
263 |
|
Elfa (ООО «ЭЛФАРУС») |
264 |
|
Краткое описание |
264 |
|
Учредители и регистрационные данные |
264 |
|
Динамика развития в России |
265 |
|
География представленности сети |
265 |
|
Ключевые финансовые показатели |
267 |
|
Руководство |
267 |
|
Контактная информация |
267 |
|
KOMANDOR (ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ КОМАНДОР») |
268 |
|
Краткое описание |
268 |
|
Учредители и регистрационные данные |
268 |
|
Динамика развития в России |
269 |
|
География представленности сети |
270 |
|
Ключевые финансовые показатели |
272 |
|
Руководство |
273 |
|
Контактная информация |
273 |
|
Lazurit (ООО «Торговый дом Лазурит») |
274 |
|
Краткое описание |
274 |
|
Учредители и регистрационные данные |
274 |
|
Динамика развития в России |
275 |
|
География представленности сети |
275 |
|
Ключевые финансовые показатели |
279 |
|
Руководство |
280 |
|
Контактная информация |
280 |
|
Ангстрем (ООО ПК «АНГСТРЕМ») |
281 |
|
Краткое описание |
281 |
|
Учредители и регистрационные данные |
281 |
|
Динамика развития в России |
282 |
|
География представленности сети |
283 |
|
Ключевые финансовые показатели |
286 |
|
Руководство |
287 |
|
Контактная информация |
287 |
|
O’PRIME (ООО «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА АПРИОРИ») |
288 |
|
Краткое описание |
288 |
|
Учредители и регистрационные данные |
288 |
|
Динамика развития в России |
289 |
|
География представленности сети |
289 |
|
Ключевые финансовые показатели |
291 |
|
Руководство |
292 |
|
Контактная информация |
292 |
|
ИнтерДизайн (ООО «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА «ИНТЕРДИЗАЙН») |
293 |
|
Краткое описание |
293 |
|
Учредители и регистрационные данные |
293 |
|
Динамика развития в России |
294 |
|
География представленности сети |
294 |
|
Ключевые финансовые показатели |
296 |
|
Руководство |
298 |
|
Контактная информация |
298 |
|
IKEA (ООО «ИКЕА Дом») |
299 |
|
Краткое описание |
299 |
|
Учредители и регистрационные данные |
299 |
|
ООО «ИКЕА Дом» |
299 |
|
Динамика развития в России |
300 |
|
География представленности сети |
300 |
|
Ключевые финансовые показатели |
301 |
|
Руководство |
301 |
|
Контактная информация |
302 |
|
Askona, Hilding Anders (Hilding Anders Group) |
303 |
|
Краткое описание |
303 |
|
Основные сетевые проекты |
303 |
|
Учредители и регистрационные данные |
303 |
|
ООО «ТД «АСКОНА» |
303 |
|
ООО «АСКОНА-ОПТ» |
304 |
|
ООО «Хилдинг Андерс Рус» |
304 |
|
Динамика развития в России |
305 |
|
География представленности сети |
306 |
|
Ключевые финансовые показатели |
315 |
|
Руководство |
316 |
|
Контактная информация |
316 |
|
8 Марта/Selecta, Британника, Dream Catchers (ГК «Фабрики мебели 8 Марта») |
317 |
|
Краткое описание |
317 |
|
Основные сетевые проекты |
317 |
|
Учредители и регистрационные данные |
318 |
|
ООО «Мебельная Фабрика «Марта» |
318 |
|
ООО «МЕБЕЛЬ ТРЕЙД» |
318 |
|
ООО «МАСТЕРМЕБЕЛЬ» |
318 |
|
Динамика развития в России |
319 |
|
География представленности сети |
321 |
|
Ключевые финансовые показатели |
327 |
|
Руководство |
328 |
|
Контактная информация |
328 |
|
Цвет Диванов (ООО «Московский Мебельный Дом») |
329 |
|
Краткое описание |
329 |
|
Учредители и регистрационные данные |
329 |
|
ООО «Московский Мебельный Дом» |
329 |
|
ООО «МЕБЕЛЬДОМ» |
329 |
|
ООО «ИНТЕР УЮТ» |
330 |
|
Динамика развития в России |
330 |
|
География представленности сети |
331 |
|
Ключевые финансовые показатели |
333 |
|
Руководство |
333 |
|
Контактная информация |
333 |
|
Любимый Дом (ООО «АЛМАЗ») |
334 |
|
Краткое описание |
334 |
|
Учредители и регистрационные данные |
334 |
|
ООО «АЛМАЗ» |
334 |
|
ООО «ЛД ИРКУТСК» |
334 |
|
ООО «ЛЮБИМЫЙ ДОМ ЮГ» |
335 |
|
Динамика развития в России |
335 |
|
География представленности сети |
336 |
|
Ключевые финансовые показатели |
339 |
|
Руководство |
340 |
|
Контактная информация |
340 |
|
DMI / Дятьково, Катюша Кухни, Дятьково Кухни (ГК DMI) |
341 |
|
Краткое описание |
341 |
|
Основные сетевые проекты |
341 |
|
Учредители и регистрационные данные |
341 |
|
ООО «ДИЭМАЙ РУС» |
341 |
|
ООО «ДИЭМАЙ КУХНИ» |
342 |
|
ООО МК «КАТЮША» |
342 |
|
Динамика развития в России |
343 |
|
География представленности сети |
344 |
|
Ключевые финансовые показатели |
351 |
|
Руководство |
351 |
|
Контактная информация |
352 |
|
ДЭФО-мебель (ПК «ДЭФО») |
353 |
|
Краткое описание |
353 |
|
Учредители и регистрационные данные |
353 |
|
ООО «ДЭФО- САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» |
353 |
|
ООО «ДЭФО-МСК» |
353 |
|
ООО «ДЭФО – КРАСНОЯРСК» |
354 |
|
Динамика развития в России |
354 |
|
География представленности сети |
355 |
|
Ключевые финансовые показатели деятельности компании |
356 |
|
Руководство |
357 |
|
Контактная информация |
357 |
|
MOON/Moon Trade (ООО «ЖИВЫЕ ДИВАНЫ») |
358 |
|
Краткое описание |
358 |
|
Учредители и регистрационные данные |
358 |
|
ООО «ЖИВЫЕ ДИВАНЫ» |
358 |
|
ООО «МООН-ОБЛАСТЬ» |
358 |
|
ООО «МООН-ВОСТОК» |
359 |
|
Динамика развития в России |
359 |
|
География представленности сети |
360 |
|
Ключевые финансовые показатели |
362 |
|
Руководство |
364 |
|
Контактная информация |
364 |
|
Мария, Едим дома!, МИА Кухни (ООО «Мебельная фабрика Мария») |
365 |
|
Краткое описание |
365 |
|
Основные сетевые проекты |
365 |
|
Учредители и регистрационные данные |
365 |
|
ООО «Мебельная фабрика Мария» |
365 |
|
ООО «КУХНИ ПЛЮС» |
366 |
|
ООО «СБЫТОВОЙ ЦЕНТР» |
366 |
|
Динамика развития в России |
367 |
|
География представленности сети |
368 |
|
Ключевые финансовые показатели |
374 |
|
Руководство |
375 |
|
Контактная информация |
375 |
|
Столплит (ООО «ВАЛЕНСА») |
376 |
|
Краткое описание |
376 |
|
Учредители и регистрационные данные |
376 |
|
ООО «ВАЛЕНСА» |
376 |
|
ООО «ОРИОН» |
376 |
|
ООО «ОЛМИР» |
377 |
|
Динамика развития в России |
377 |
|
География представленности сети |
378 |
|
Ключевые финансовые показатели |
380 |
|
Руководство |
382 |
|
Контактная информация |
382 |
|
Шатура (АО МК «ШАТУРА») |
383 |
|
Краткое описание |
383 |
|
Учредители и регистрационные данные |
383 |
|
АО МК «ШАТУРА» |
383 |
|
ООО «ШАТУРА НА БАБУШКИНСКОЙ» |
383 |
|
Динамика развития в России |
384 |
|
География представленности сети |
384 |
|
Ключевые финансовые показатели |
389 |
|
Руководство |
390 |
|
Контактная информация |
390 |
|
Мебельная компания «Артис» (ООО «АРТИС 21») |
391 |
|
Краткое описание |
391 |
|
Учредители и регистрационные данные |
391 |
|
Динамика развития в России |
392 |
|
География представленности сети |
392 |
|
Ключевые финансовые показатели |
393 |
|
Руководство |
394 |
|
Контактная информация |
394 |
|
Много Мебели (ООО «Много Мебели») |
395 |
|
Краткое описание |
395 |
|
Учредители и регистрационные данные |
395 |
|
ООО «Много Мебели» |
395 |
|
ООО «Много Мебели» |
395 |
|
Динамика развития в России |
396 |
|
География представленности сети |
396 |
|
Ключевые финансовые показатели |
402 |
|
Руководство |
403 |
|
Контактная информация |
403 |
|
Hoff (ООО «Домашний Интерьер») |
404 |
|
Краткое описание |
404 |
|
Учредители и регистрационные данные |
404 |
|
ООО «Домашний Интерьер» |
404 |
|
Динамика развития в России |
405 |
|
География представленности сети |
405 |
|
Ключевые финансовые показатели |
406 |
|
Руководство |
407 |
|
Контактная информация |
407 |
|
Методология исследования |
408 |
|
Методы сбора информации |
408 |
|
Условия проведения опроса |
409 |
|
Характеристики выборки |
409 |
|
Объем и структура выборки |
409 |
|
Социально-демографический портрет респондентов |
409 |
|
Список диаграмм |
412 |
|
Список таблиц |
421 |
Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли непродовольственными товарами, 2014 – 2019 гг., (в сопоставимых ценах 2019 года), ₽ млрд, % 19
Рис. 2. Динамика роста цен на рынке непродовольственной розницы, 2014 – 2019 гг., % к предыдущему году 20
Рис. 3. Динамика расходов населения на непродовольственные товары, 2014 – 2019 гг., в среднем в расчете на 1 члена домохозяйства, в месяц (в текущих ценах), %* 20
Рис. 4. Динамика доли расходов населения на непродовольственные товары* в общем объеме расходов, 2014 – 2019 гг., % 22
Рис. 5. Структура расходов россиян на непродовольственные товары, 2019 г., %* 22
Рис. 6. Динамика объема розничных продаж мебели в 2010 –2020 гг. (в текущих ценах), ₽ млрд, % 25
Рис. 7. Динамика объема розничных продаж мебели в 2010 – 2020 гг. (в сопоставимых ценах 2019 г.), ₽ млрд, % 26
Рис. 8. Динамика объема рынка мебели в ценах производителей и стоимости импортных поставок в 2011 – 2020 гг. (в текущих ценах), ₽ млрд, % 26
Рис. 9. Торговая наценка розничных магазинов на мебельную продукцию, 2011 – 2020 гг., % 27
Рис. 10. Динамика количества сетевых магазинов мебели, ноябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. * 27
Рис. 11. Динамика развития сетевых мебельных ретейлеров в России, ноябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г., % от общего количества рассмотренных сетей * 27
Рис. 12. Доля сетевых игроков в объеме рынка мебели, 2015 – 2019 гг., % 28
Рис. 13. Структура продаж мебели в 2020 г. (I-III кв.) по федеральным округам (в стоимостном выражении), ₽ млрд 29
Рис. 14. Структура продаж мебели в 2020 г. (I-III кв.) по федеральным округам (в стоимостном выражении), % 29
Рис. 15. Динамика структуры продаж мебели в 2017 – 2020 гг. по федеральным округам (в стоимостном выражении), % 30
Рис. 16. Структура продаж мебели в 2020 г. (9 мес.) по основным продуктовым категориям (в стоимостном выражении), ₽ млрд в ценах 2019 г. 30
Рис. 17. Динамика структуры продаж мебели в 2016 – 2020 гг. по основным продуктовым категориям (в стоимостном выражении), % 31
Рис. 18. Объем производства мебели в России (в текущих ценах), 2010 – 2020 гг., ₽ млрд, % 32
Рис. 19. Объем производства мебели в России (в сопоставимых ценах 2019 г.), 2015 – 2020 гг., ₽ млрд, % 32
Рис. 20. Производство мебели в разрезе по федеральным округам России, I-III кв. 2020 г., ₽ млрд, % 33
Рис. 21. Динамика производства мебели в разрезе по федеральным округам России, 2016 – 2020 гг., % 34
Рис. 22. Доля собственного производства в потреблении (в стоимостном выражении), 2011 – 2020 гг., % 34
Рис. 23. Доля ТОП-10 отечественных производителей мебели по выручке в 2019 году, % от суммарной выручки российских производителей мебели 35
Рис. 24. Динамика объема импорта мебели, 2012 –2020 гг., тыс. тонн, % 38
Рис. 25. Динамика объема импорта мебели, 2012 –2020 гг., $ млн, % 38
Рис. 26. Прирост импорта в стоимостном выражении (по сравнению с аналогичными месяцами 2019 г.), 2020 г., % 39
Рис. 27. Динамика цены 1 кг импортируемой мебели, 2012 –2020 гг., $/кг, % 39
Рис. 28. Структура российского импорта мебели в разрезе крупнейших стран-импортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема импорта мебели в натуральном и стоимостном выражениях 40
Рис. 29. Рейтинг стран-импортеров мебели в России по стоимости 1 кг ввозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/кг * 41
Рис. 30. Доля импорта в потреблении мебели (в стоимостном выражении), 2011 – 2020 гг., % 42
Рис. 31. Динамика объема экспорта мебели, 2012 –2020 гг., тыс. тонн, % 43
Рис. 32. Динамика объема экспорта мебели, 2012 –2020 гг., $ млн, % 43
Рис. 33. Динамика цены 1 кг экспортируемой мебели, 2012 –2020 гг., $/кг, % 44
Рис. 34. Структура российского экспорта мебели в разрезе крупнейших стран-экспортеров, 2020 г. (январь-август), % от общего объема экспорта мебели в натуральном и стоимостном выражениях 44
Рис. 35. Динамика доли ТОП-10 стран-экспортеров в общем объеме экспорта в стоимостном выражении, 2012 –2020 гг., % 45
Рис. 36. Рейтинг стран-экспортеров мебели в России по стоимости 1 кг вывозимой продукции, 2020 г. (январь-август), $/кг * 46
Рис. 37. Доля экспорта в производстве (в стоимостном выражении), 2012 –2020 гг., % 46
Рис. 38. Доля стран дальнего зарубежья в экспорте (в натуральном выражении), 2012 –2020 гг., % 47
Рис. 39. Доля стран дальнего зарубежья в экспорте (в стоимостном выражении), 2012 –2020 гг., % 47
Рис. 40. Прирост сетевых магазинов мебели по федеральным округам, декабрь 2019 г. – декабрь 2020 г., шт., %* 48
Рис. 41. Рейтинг городов, лидирующих по уровню открытия сетевых магазинов мебели, декабрь 2019 г. – декабрь 2020 г., шт. (абсолютный прирост)* 50
Рис. 42. Рейтинг городов, лидирующих по уровню закрытия сетевых магазинов мебели за декабрь 2019 г. – декабрь 2020 г., шт. (абсолютный прирост)* 51
Рис. 43. Рейтинг субъектов РФ, лидирующих по уровню открытия сетевых магазинов мебели, декабрь 2019 г. – декабрь 2020 г., шт. (абсолютный прирост)* 52
Рис. 44. Рейтинг субъектов РФ, лидирующих по уровню закрытию сетевых магазинов мебели, декабрь 2019 г. – декабрь 2020 г., шт. (абсолютный прирост)* 53
Рис. 45. Распределение количества сетевых магазинов мебели по федеральным округам, декабрь 2020 г., шт.* 55
Рис. 46. Распределение количества сетевых магазинов мебели по федеральным округам, декабрь 2020 г., %* 55
Рис. 47. Количество сетевых магазинов мебели в России, декабрь 2020 г., шт.* 56
Рис. 48. Распределение количества сетевых магазинов мебели по федеральным округам, декабрь 2016-2020 гг., % 56
Рис. 49. Распределение объема продаж мебели по федеральным округам, 2020 г. (январь-сентябрь), ₽ млрд 57
Рис. 50. Представленность сетевых магазинов мебели в населенных пунктах федеральных округов России, декабрь 2020 г., % от общего количества сетевых магазинов мебели соответствующего федерального округа* 57
Рис. 51. Представленность сетевых магазинов мебели в населенных пунктах федеральных округов России, декабрь 2020 г., количество магазинов на 100 тыс. жителей* 58
Рис. 52. География присутствия сетевых магазинов по продаже мебели, декабрь 2020 г., % от общего количества сетевых магазинов по продаже мебели* 62
Рис. 53. Общая торговая площадь сетевых мебельных ретейлеров, работающих в России, декабрь 2020 г., кв. м* 70
Рис. 54. Структура торговой площади по различным типам сетевых мебельных ретейлеров, работающих в России, декабрь 2020 г., кв. м* 71
Рис. 55. Структура торговой площади по различным типам сетевых мебельных ретейлеров, работающих в России, декабрь 2020 г., %* 71
Рис. 56. Средняя торговая площадь сетевых мебельных ретейлеров, работающих в России, в зависимости от типа сети, декабрь 2020 г., кв. м* 71
Рис. 57. Средняя торговая площадь сетевых мебельных ретейлеров, работающих в России, в зависимости от формата магазинов, декабрь 2020 г., кв. м* 72
Рис. 58. Структура российского сетевого мебельного ретейла в зависимости от типа сети и количества точек, декабрь 2020 г., % от общего количества сетей соответствующего типа* 79
Рис. 59. Структура российского сетевого мебельного ретейла в зависимости от типа сети и количества точек, декабрь 2016-2020 гг., % от общего количества сетей соответствующего типа 79
Рис. 60. Структура российского сетевого мебельного ретейла в зависимости от типа сети и количества точек, декабрь 2020 г., % от общего количества сетевых магазинов мебели соответствующего типа* 80
Рис. 61. Структура российского сетевого мебельного ретейла в зависимости от типа сети и количества точек, декабрь 2016-2020 гг., % от общего количества сетевых магазинов соответствующего типа 80
Рис. 62. Среднее количество фирменных магазинов, открытых в России одним мебельным ретейлером определенного типа, декабрь 2020 г., шт.* 80
Рис. 63. Крупнейшие мебельные ретейлеры в России в 2019 г., % от оборота российского мебельного рынка 85
Рис. 64. Рейтинг мебельных ретейлеров по количеству городов присутствия по состоянию на декабрь 2020 г., шт.* 105
Рис. 65. Рейтинг мебельных ретейлеров по количеству субъектов РФ присутствия по состоянию на декабрь 2020 г., шт. 106
Рис. 66. Представленность мебельных ретейлеров в федеральных округах России, декабрь 2020 г., % от общего количества рассмотренных сетей* 107
Рис. 67. Представленность мебельных ретейлеров в федеральных округах России, декабрь 2017-2020 гг., % от общего количества рассмотренных сетей 107
Рис. 68. Структура российского сетевого мебельного ретейла в зависимости от ценового сегмента продаваемой продукции, декабрь 2020 г., % от общего количества сетевых магазинов* 108
Рис. 69. Структура мебельного ретейла в федеральных округах России в зависимости от ценового сегмента, декабрь 2020 г., % от общего количества сетевых магазинов в географической зоне* 109
Рис. 70. Рейтинг субъектов РФ по доле сетевых магазинов мебели ВЫСОКОГО ценового сегмента, декабрь 2020 г., %* 110
Рис. 71. Рейтинг субъектов РФ по доле сетевых магазинов мебели СРЕДНЕГО ценового сегмента, декабрь 2020 г., %* 111
Рис. 72. Рейтинг субъектов РФ по доле сетевых магазинов мебели НИЗКОГО ценового сегмента, декабрь 2020 г., %* 112
Рис. 73. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствуют те или иные виды мебели, декабрь 2020 г., шт.* 113
Рис. 74. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствуют те или иные виды мебели, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 114
Рис. 75. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствуют те или иные виды мебели, декабрь 2017-2020 гг., % от общего числа сетевых магазинов мебели 114
Рис. 76. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствует КОРПУСНАЯ МЕБЕЛЬ, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 115
Рис. 77. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствует КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 115
Рис. 78. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствует МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 116
Рис. 79. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствуют ТОВАРЫ ДЛЯ СНА, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 116
Рис. 80. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствуют СТОЛЫ И СТУЛЬЯ, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 117
Рис. 81. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствует ДЕТСКАЯ МЕБЕЛЬ, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 117
Рис. 82. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствует ПРОЧАЯ МЕБЕЛЬ, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 118
Рис. 83. Количество сетевых магазинов в России, в ассортименте которых присутствует МЕБЕЛЬ ДЛЯ ВАННОЙ, декабрь 2020 г., % от общего числа сетевых магазинов мебели* 118
Рис. 84. Доля сетевых мебельных магазинов, расположенных в ТЦ, от общего количества рассмотренных магазинов мебели, декабрь 2020 г., %* 119
Рис. 85. Доля сетевых мебельных магазинов, расположенных в ТЦ, от общего количества рассмотренных магазинов мебели, декабрь 2017-2020 г., % 120
Рис. 86. Распределение мебельных сетей, использующих / не использующих схему франчайзинга, декабрь 2020 г., % от общего количества сетей 127
Рис. 87. Распределение мебельных сетей, использующих / не использующих схему франчайзинга, декабрь 2017-2020 г., % от общего количества сетей 128
Рис. 88. Распределение сетевых магазинов мебели в зависимости от схемы работы, декабрь 2020 г., % от общего количества сетевых магазинов 128
Рис. 89. Распределение сетевых магазинов мебели в зависимости от схемы работы, декабрь 2017-2020 г., % от общего количества сетевых магазинов 129
Рис. 90. «Где Вы обычно покупаете мебель?», 2016-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели 135
Рис. 91. Доли основных каналов продаж мебели, 2016-2020 гг., % 135
Рис. 92. Объем продаж мебели в торговых центрах общего профиля в 2020 г. (I-III кварталы), ₽ млрд 136
Рис. 93. Динамика общего предложения арендопригодных торговых площадей в России, Москве и Санкт-Петербурге, 2009-2020 гг., тыс. кв. м. 137
Рис. 94. Динамика количества торговых центров, открытых в Москве и Санкт-Петербурге, 2009-2020 гг., шт. 137
Рис. 95. Динамика показателя вакантности в торговых центрах Москвы, 2010-2020 гг., % 138
Рис. 96. Динамика показателя вакантности в торговых центрах Санкт-Петербурга, 2010-2020 гг., % 138
Рис. 97. «Где Вы обычно покупаете мебель?», 2016-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели 140
Рис. 98. Доли основных каналов продаж мебели, 2016-2020 гг., % 140
Рис. 99. Объем продаж мебели в специализированных мебельных центрах в 2020 г. (I-III кварталы), ₽ млрд 141
Рис. 100. «Где Вы обычно покупаете мебель?», 2016-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели 141
Рис. 101. Доли основных каналов продаж мебели, 2016-2020 гг., % 142
Рис. 102. Объем продаж мебели в стрит-ретейле в 2020 г. (I-III кварталы), ₽ млрд 142
Рис. 103. Структура арендованных помещений формата стрит-ретейл по видам деятельности в I квартале 2020 г. в Москве, % от общего количества 143
Рис. 104. Динамика показателя вакантности торговых площадей формата стрит-ретейл в Москве, 2010-2020 гг., % 143
Рис. 105. Объем розничных онлайн-продаж в России в январе-июне 2020 г., ₽ млрд 144
Рис. 106. Объем российского рынка интернет-торговли, 2010 – 2020 гг., ₽ млрд 145
Рис. 107. «Где Вы обычно покупаете мебель?», 2016-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели 145
Рис. 108. Доли основных каналов продаж мебели, 2016-2020 гг., % 146
Рис. 109. Объем продаж мебели в интернет-магазинах в 2020 г. (I-III кварталы), ₽ млрд 146
Рис. 110. «Где Вы обычно покупаете мебель?», 2016-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели 147
Рис. 111. Доли основных каналов продаж мебели, 2016-2020 гг., % 147
Рис. 112. Объем продаж мебели на сайтах объявлений в 2020 г. (I-III кварталы), ₽ млрд 148
Рис. 113. «Где Вы обычно покупаете мебель?», 2016-2020 гг., % от опрошенных покупателей мебели 149
Рис. 114. Доли основных каналов продаж мебели, 2016-2020 гг., % 149
Рис. 115. Объем продаж мебели из частных мастерских в 2020 г. (I-III кварталы), ₽ млрд 150
Рис. 116. Динамика объема рынка мебели в ЦФО за 2014-2020 гг., ₽ млрд, % 152
Рис. 117. Количество сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах ЦФО, ноябрь 2020 г., шт.* 154
Рис. 118. Количество сетевых мебельных магазинов в городах ЦФО на 100 тыс. жителей, ноябрь 2020 г., шт.* 155
Рис. 119. Динамика объема рынка мебели в СЗФО за 2014-2020 гг., ₽ млрд, % 165
Рис. 120. Количество сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах СЗФО, ноябрь 2020 г., шт.* 167
Рис. 121. Количество сетевых мебельных магазинов в городах СЗФО на 100 тыс. жителей, ноябрь 2020 г., шт.* 168
Рис. 122. Динамика объема рынка мебели в ПФО за 2014-2020 гг., ₽ млрд, % 175
Рис. 123. Количество сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах ПФО, ноябрь 2020 г., шт.* 177
Рис. 124. Количество сетевых мебельных магазинов в городах ПФО на 100 тыс. жителей, ноябрь 2020 г., шт.* 178
Рис. 125. Динамика объема рынка мебели в ЮФО за 2014-2020 гг., ₽ млрд, % 187
Рис. 126. Количество сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах ЮФО, ноябрь 2020 г., шт.* 188
Рис. 127. Количество сетевых мебельных магазинов в городах ЮФО на 100 тыс. жителей, ноябрь 2020 г., шт.* 189
Рис. 128. Динамика объема рынка мебели в УФО за 2014 – 2020 гг., ₽ млрд, % 196
Рис. 129. Количество сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах УФО, ноябрь 2020 г., шт.* 197
Рис. 130. Количество сетевых мебельных магазинов в городах УФО на 100 тыс. жителей, ноябрь 2020 г., шт.* 198
Рис. 131. Динамика объема рынка мебели в СФО за 2014 – 2020 гг., ₽ млрд, % 205
Рис. 132. Количество сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах СФО, ноябрь 2020 г., шт.* 206
Рис. 133. Количество сетевых мебельных магазинов в городах СФО, на 100 тыс. жителей, ноябрь 2020 г., шт.* 207
Рис. 134. Динамика объема рынка мебели в СКФО за 2014 – 2020 гг., ₽ млрд, % 213
Рис. 135. Количество сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах СКФО, ноябрь 2020 г., шт.* 214
Рис. 136. Количество сетевых мебельных магазинов в городах СКФО, на 100 тыс. жителей, ноябрь 2020 г., шт.* 215
Рис. 137. Динамика объема рынка мебели в ДФО за 2014 – 2020 гг., ₽ млрд, %* 220
Рис. 138. Количество сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах ДФО, ноябрь 2020 г., шт.* 221
Рис. 139. Количество сетевых мебельных магазинов в городах ДФО, на 100 тыс. жителей, ноябрь 2020 г., шт.* 222
Рис. 140. Динамика количества магазинов «ФОРМУЛА ДИВАНА» в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 228
Рис. 141. Динамика количества магазинов Mobel & Zeit в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 229
Рис. 142. Динамика количества магазинов «Диваны express» в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 229
Рис. 143. Динамика количества магазинов Divanger в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 229
Рис. 144. Динамика количества магазинов «Фан Диван» в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 230
Рис. 145. География присутствия сети «ФОРМУЛА ДИВАНА» в России, ноябрь 2018 г. -ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 230
Рис. 146. География присутствия сети Mobel & Zeit в России, ноябрь 2018 г. - ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 232
Рис. 147. География присутствия сети «Диваны Express» в России, ноябрь 2018 г. - ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 233
Рис. 148. География присутствия сети Divanger в России, ноябрь 2018 г. - ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 234
Рис. 149. География присутствия сети «Фан Диван» в России, ноябрь 2018 г. -ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 235
Рис. 150. Динамика выручки от продаж MZ5 GROUP* в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 237
Рис. 151. Динамика количества магазинов «Орматек» в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 240
Рис. 152. Динамика количества магазинов Райтон в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., шт. 240
Рис. 153. Динамика количества магазинов T.SLEEP в России, ноябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г., шт. 240
Рис. 154. География присутствия сети «Орматек» в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 241
Рис. 155. География присутствия сети «Райтон» в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 244
Рис. 156. География присутствия сети T.Sleep в России, ноябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 246
Рис. 157. Динамика выручки от продаж ГК «Орматек»* в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 248
Рис. 158. Динамика количества магазинов «Столбери» в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 250
Рис. 159. География присутствия сети «Столбери» в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 251
Рис. 160. Динамика количества магазинов Mr. Doors в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 255
Рис. 161. География присутствия сети Mr. Doors в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 255
Рис. 162. Динамика выручки от продаж Mr. Doors* в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 258
Рис. 163. Динамика количества магазинов «Е1» в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 260
Рис. 164. География присутствия сети «Е1» в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 260
Рис. 165. Динамика количества магазинов Elfa в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 265
Рис. 166. География присутствия сети Elfa в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 265
Рис. 167. Динамика количества магазинов KOMANDOR в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 269
Рис. 168. География присутствия сети KOMANDOR в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 270
Рис. 169. Динамика выручки от продаж сети KOMANDOR* в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 273
Рис. 170. Динамика количества магазинов Lazurit в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 275
Рис. 171. География присутствия сети Lazurit в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 275
Рис. 172. Динамика выручки от продаж сети Lazurit* в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 279
Рис. 173. Динамика количества магазинов «Ангстрем» в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 282
Рис. 174. География присутствия сети «Ангстрем» в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 283
Рис. 175. Динамика выручки от продаж компании «Ангстрем» в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 287
Рис. 176. Динамика количества магазинов O’PRIME в России, ноябрь 2017 г. – ноябрь 2020 г., шт. 289
Рис. 177. География присутствия сети O’PRIME в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 289
Рис. 178. Динамика выручки от продаж компании ООО «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА АПРИОРИ» в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 292
Рис. 179. Динамика количества магазинов «ИнтерДизайн» в России, ноябрь 2019 г. – ноябрь 2020 г., шт. 294
Рис. 180. География присутствия сети «ИнтерДизайн» в России, ноябрь 2019 г.-ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 294
Рис. 181. Динамика выручки от продаж сети «ИнтерДизайн»* в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 297
Рис. 182. Динамика количества магазинов IKEA в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 300
Рис. 183. География присутствия сети IKEA в России, ноябрь 2017 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 300
Рис. 184. Динамика выручки от продаж ООО «ИКЕА Дом» в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 301
Рис. 185. Динамика количества магазинов Askona в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 305
Рис. 186. Динамика количества магазинов Hilding Anders в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., шт. 305
Рис. 187. География присутствия сети Askona в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 306
Рис. 188. География присутствия сети Hilding Anders в России, ноябрь 2018 г. – ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 313
Рис. 189. Динамика количества магазинов «8 Марта/Selecta» в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 319
Рис. 190. Динамика количества магазинов «Британника» в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 319
Рис. 191. Динамика количества магазинов Dream Catchers в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 320
Рис. 192. Динамика количества магазинов Roy Bosh в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 320
Рис. 193. Динамика количества магазинов Albert & Shtein в России, октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 321
Рис. 194. Динамика количества магазинов «DMI/Дятьково» в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 343
Рис. 195. Динамика количества магазинов «Катюша Кухни» в России, ноябрь 2017 г. – ноябрь 2020 г., шт. 343
Рис. 196. Динамика количества магазинов «Дятьково Кухни» в России, ноябрь 2019 г. - ноябрь 2020 г., шт. 344
Рис. 197. География присутствия сети «Дятьково Кухни» в России, ноябрь 2019 г., ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 349
Рис. 198. Динамика количества магазинов «ДЭФО-мебель» в России, ноябрь 2017 г. – ноябрь 2020 г., шт. 354
Рис. 199. Динамика выручки от продаж «ДЭФО-мебель»* в 2015 – 2019 гг., ₽ млн, % 357
Рис. 200. Динамика количества магазинов MOON/Moon Trade в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 359
Рис. 201. География присутствия сети MOON/Moon Trade в России, ноябрь 2018 г. -ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 360
Рис. 202. Динамика количества магазинов «Едим дома!» в России, ноябрь 2017 г. – ноябрь 2020 г., шт. 367
Рис. 203. География присутствия сети «Мария» в России, ноябрь 2018 г. -ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 368
Рис. 204. География присутствия сети «Едим дома!» в России, ноябрь 2018 г. -ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 371
Рис. 205. География присутствия сети «МИА Кухни» в России, ноябрь 2018 г. -ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 373
Рис. 206. Динамика количества магазинов «Шатура» в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 384
Рис. 207. География присутствия сети «Много Мебели» в России, ноябрь 2018 г. -ноябрь 2020 г., количество магазинов в разрезе федеральных округов 396
Рис. 208. Динамика количества магазинов Hoff в России, декабрь 2014 г., октябрь 2016 г. – ноябрь 2020 г., шт. 405
Рис. 209. Распределение респондентов в зависимости от их пола, 2020 г., % от общего количества опрошенных 409
Рис. 210. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, 2020 г., % от общего количества опрошенных 410
Рис. 211. Распределение респондентов в зависимости от уровня их личного среднемесячного дохода, 2020 г., % от общего количества опрошенных 410
Рис. 212. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, 2020 г., % от общего количества опрошенных 410
Рис. 213. Распределение респондентов по составу семьи, 2020 г., % от общего количества опрошенных 411
Табл. 1. Динамика структуры потребительских расходов домохозяйств, 2014 – 2019 гг., % (в среднем на 1 члена домохозяйства) 21
Табл. 2. Динамика структуры расходов россиян на непродовольственные товары, 2014 – 2019 г., % (в среднем на 1 члена домохозяйства)* 22
Табл. 3. Динамика расходов россиян на непродовольственные товары, 2014 – 2019 г., ₽ (в среднем на 1 члена домохозяйства)* 23
Табл. 4. Крупнейшие производители мебели в России по выручке в 2019 году 35
Табл. 5. Представленность сетевых магазинов мебели в субъектах РФ, декабрь 2020 г.* 59
Табл. 6. География присутствия сетей по продаже мебели в России, декабрь 2020 г.* 63
Табл. 7. Присутствие сетевых магазинов по продаже мебели в российских городах, декабрь 2020 г., количество сетевых магазинов на 100 тыс. жителей* 66
Табл. 8. Рейтинг мебельных ретейлеров по площади, декабрь 2020 г., кв. м* 72
Табл. 9. Основные типы мебельных сетей в России, декабрь 2020 г. 78
Табл. 10. Количество сетей и сетевых магазинов разных типов, работающих в России, декабрь 2020 г.* 78
Табл. 11. Динамика выручки за 2015-2019 гг. некоторых мебельных ретейлеров России, ₽ млн, % 81
Табл. 12. Мебельные ретейлеры, наиболее сильно сократившие свою розницу за декабрь 2019 г. – декабрь 2020 г. 86
Табл. 13. Наиболее динамично развивающиеся мебельные ретейлеры в России, декабрь 2019 г. – декабрь 2020 г. 87
Табл. 14. Крупнейшие мебельные ретейлеры России по количеству фирменных магазинов, работающих в стране, декабрь 2020 г.* 88
Табл. 15. Крупнейшие международные мебельные ретейлеры России по количеству фирменных магазинов, декабрь 2020 г., шт.* 90
Табл. 16. Крупнейшие мебельные ретейлеры России по количеству фирменных магазинов, работающих на территории России и СНГ, декабрь 2020 г., шт.* 90
Табл. 17. Федеральные сети по продаже мебели по количеству магазинов в России, декабрь 2020 г., шт.* 91
Табл. 18. Региональные сети по продаже мебели по количеству магазинов в России, декабрь 2020 г., шт., % 94
Табл. 19. Локальные сети по продаже мебели по количеству магазинов в России, декабрь 2020 г., шт., % 95
Табл. 20. Рейтинг мебельных ретейлеров по присутствию в городах / субъектах / федеральных округах РФ, декабрь 2020 г.* 97
Табл. 21. Структура мебельного ретейла в федеральных округах России в зависимости от ценового сегмента, декабрь 2020 г., % от общего количества сетевых магазинов в географической зоне* 108
Табл. 22. Количество сетей и сетевых магазинов разных форматов, работающих в России, декабрь 2020 г.* 119
Табл. 23. Доля сетевых магазинов мебели, расположенных в ТЦ, декабрь 2020 г.* 120
Табл. 24. Планы по развитию в России некоторых мебельных сетей, 2020 г. 124
Табл. 25. Доля франчайзинговых магазинов некоторых мебельных сетей, декабрь 2020 г., %* 129
Табл. 26. Ключевые каналы продаж мебели в России 133
Табл. 27. Торговые центры, открытые в Москве в 2020 г. (I-III кварталы) 138
Табл. 28. Торговые центры, планируемые к открытию в регионах России в 2020 г. 138
Табл. 29. Общие данные по ЦФО в 2020 году 151
Табл. 30. Среднемесячная заработная плата в субъектах ЦФО, январь-сентябрь 2020 год, ₽, % 151
Табл. 31. Объем рынка мебели в субъектах РФ в ЦФО, январь-сентябрь 2020 г., ₽ млрд, % 152
Табл. 32. Объем рынка мебели на душу населения в субъектах РФ в ЦФО, январь-сентябрь 2020 года, ₽, % 153
Табл. 33. Представленность сетевых мебельных магазинов в городах ЦФО, ноябрь 2020 г., шт.* 156
Табл. 34. Представленность сетевых мебельных магазинов в субъектах ЦФО, ноябрь 2020 г., шт., %* 157
Табл. 35. Представленность мебельных магазинов в ЦФО в зависимости от численности населения городов, ноябрь 2020 г., шт., %* 158
Табл. 36. Крупнейшие компании по количеству магазинов, открытых в ЦФО, ноябрь 2020 г., шт.* 158
Табл. 37. Общие данные по СЗФО в 2020 году 164
Табл. 38. Среднемесячная заработная плата в субъектах СЗФО, январь-сентябрь 2020 года, ₽, % 164
Табл. 39. Объем рынка мебели в субъектах РФ в СЗФО, январь-сентябрь 2020 г., ₽ млрд, % 165
Табл. 40. Объем рынка мебели на душу населения в субъектах РФ в СЗФО, январь-сентябрь 2020 г., ₽, % 165
Табл. 41. Представленность сетевых мебельных магазинов в городах СЗФО, ноябрь 2020 г., шт.* 169
Табл. 42. Представленность сетевых мебельных магазинов в субъектах СЗФО, ноябрь 2020 г., шт., %* 170
Табл. 43. Представленность мебельных магазинов в СЗФО в зависимости от численности населения городов, ноябрь 2020 г., шт., %* 170
Табл. 44. Крупнейшие компании по количеству магазинов, открытых в СЗФО, ноябрь 2020 г., шт.* 171
Табл. 45. Общие данные по ПФО в 2020 году 174
Табл. 46. Среднемесячная заработная плата в субъектах ПФО, январь-сентябрь 2020 года, ₽, % 174
Табл. 47. Объем рынка мебели в субъектах РФ в ПФО, январь-сентябрь 2020 г., ₽ млрд, % 175
Табл. 48. Объем рынка мебели на душу населения в субъектах РФ в ПФО, январь-сентябрь 2020 г., ₽, % 175
Табл. 49. Представленность сетевых мебельных магазинов в городах ПФО, ноябрь 2020 г., шт.* 179
Табл. 50. Представленность сетевых мебельных магазинов в субъектах ПФО, ноябрь 2020 г., шт., %* 181
Табл. 51. Представленность мебельных магазинов в ПФО в зависимости от численности населения городов, ноябрь 2020 г., шт., %* 181
Табл. 52. Крупнейшие компании по количеству магазинов, открытых в ПФО, ноябрь 2020 г., шт.* 182
Табл. 53. Общие данные по ЮФО в 2020 году 186
Табл. 54. Среднемесячная заработная плата в субъектах ЮФО, январь-сентябрь 2020 года, ₽, % 186
Табл. 55. Объем рынка мебели в субъектах РФ в ЮФО, январь-сентябрь 2020 г., ₽ млрд, % 187
Табл. 56. Объем рынка мебели на душу населения в субъектах РФ в ЮФО, январь-сентябрь 2020 г., ₽, % 187
Табл. 57. Представленность сетевых мебельных магазинов в городах ЮФО, ноябрь 2020 г., шт.* 189
Табл. 58. Представленность сетевых мебельных магазинов в субъектах ЮФО, ноябрь 2020 г., шт., %* 191
Табл. 59. Представленность мебельных магазинов в ЮФО в зависимости от численности населения городов, ноябрь 2020 г., шт., %* 191
Табл. 60. Крупнейшие компании по количеству магазинов, открытых в ЮФО, ноябрь 2020 г., шт.* 191
Табл. 61. Общие данные по УФО в 2020 году 195
Табл. 62. Среднемесячная заработная плата в субъектах УФО в среднем за 2020 год, ₽, % 195
Табл. 63. Объем рынка мебели в субъектах РФ в УФО в 2020 г., ₽ млрд, % 196
Табл. 64. Объем рынка мебели на душу населения в субъектах РФ в УФО в 2020 году, ₽, % 196
Табл. 65. Представленность сетевых мебельных магазинов в городах УФО, ноябрь 2020 г., шт.* 199
Табл. 66. Представленность сетевых мебельных магазинов в субъектах УФО, ноябрь 2020 г., шт., %* 200
Табл. 67. Представленность мебельных магазинов в УФО в зависимости от численности населения городов, ноябрь 2020 г., шт., %* 200
Табл. 68. Крупнейшие компании по количеству магазинов, открытых в УФО, ноябрь 2020 г., шт.* 201
Табл. 69. Общие данные по СФО в 2020 году 204
Табл. 70. Среднемесячная заработная плата в субъектах СФО в среднем за 2020 год, ₽, % 204
Табл. 71. Объем рынка мебели в субъектах РФ в СФО в 2020 г., ₽ млрд, % 205
Табл. 72. Объем рынка мебели на душу населения в субъектах РФ в СФО в 2020 году, ₽, % 205
Табл. 73. Представленность сетевых мебельных магазинов в городах СФО, ноябрь 2020 г., шт.* 208
Табл. 74. Представленность сетевых мебельных магазинов в субъектах СФО, ноябрь 2020 г., шт., %* 209
Табл. 75. Представленность мебельных магазинов в СФО в зависимости от численности населения городов, ноябрь 2020 г., шт., %* 209
Табл. 76. Крупнейшие компании по количеству магазинов, открытых в СФО, ноябрь 2020 г., шт.* 209
Табл. 77. Общие данные по СКФО в 2020 году 212
Табл. 78. Среднемесячная заработная плата в субъектах в СКФО в среднем за 2020 год, ₽, % 212
Табл. 79. Объем рынка мебели в субъектах РФ в СКФО в 2020 г., ₽ млрд, % 213
Табл. 80. Объем рынка мебели на душу населения в субъектах РФ в СКФО в 2020 году, ₽, % 213
Табл. 81. Представленность сетевых мебельных магазинов в городах СКФО, ноябрь 2020 г., шт.* 215
Табл. 82. Представленность сетевых мебельных магазинов в субъектах СКФО, ноябрь 2020 года, шт., % 216
Табл. 83. Представленность сетевых мебельных магазинов, расположенных в СКФО, в зависимости от численности населения городов, ноябрь 2020 г., шт., %* 216
Табл. 84. Крупнейшие компании по количеству магазинов, открытых в СКФО, ноябрь 2020 г., шт.* 216
Табл. 85. Общие данные по ДФО в 2020 году 219
Табл. 86. Среднемесячная заработная плата в субъектах в ДФО в среднем за 2020 год, ₽, % 219
Табл. 87. Объем рынка мебели в субъектах РФ в ДФО в 2020 г., ₽ млрд, % 220
Табл. 88. Объем рынка мебели на душу населения в субъектах РФ в ДФО в 2020 г., ₽ 220
Табл. 89. Представленность сетевых мебельных магазинов в городах ДФО, ноябрь 2020 г., шт.* 222
Табл. 90. Представленность сетевых мебельных магазинов, расположенных в городах ДФО, ноябрь 2020 г., шт.* 223
Табл. 91. Представленность сетевых мебельных магазинов, расположенных в ДФО, в зависимости от численности населения городов, ноябрь 2020 г., шт., %* 223
Табл. 92. Крупнейшие компании по количеству магазинов, открыт в ДФО, ноябрь 2020 г., шт.* 224
Табл. 93. Количество магазинов «ФОРМУЛА ДИВАНА», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 230
Табл. 94. Количество магазинов Mobel & Zeit, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 232
Табл. 95. Количество магазинов «Диваны Express», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 233
Табл. 96. Количество магазинов Divanger, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 234
Табл. 97. Количество магазинов «Фан Диван», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 235
Табл. 98. Финансовые показатели деятельности компании ООО «МЦ5 Групп» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 236
Табл. 99. Финансовые показатели деятельности компании АО «МЦ-5» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 236
Табл. 100. Количество магазинов «Орматек», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 241
Табл. 101. Количество магазинов «Райтон», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 244
Табл. 102. Количество магазинов T.Sleep, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 246
Табл. 103. Выручка от продажи ГК «Орматек» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 246
Табл. 104. Валовая прибыль (убыток) ГК «Орматек» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 247
Табл. 105. Прибыль (убыток) от продажи ГК «Орматек» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 247
Табл. 106. Количество магазинов «Столбери», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 251
Табл. 107. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ПМ-КАПИТАЛ» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 253
Табл. 108. Финансовые показатели деятельности компании ООО «БАЛТМЕБЕЛЬ» в 2017-2019 гг., ₽ тыс. 253
Табл. 109. Количество магазинов Mr. Doors, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 255
Табл. 110. Выручка от продажи Mr. Doors в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 257
Табл. 111. Валовая прибыль (убыток) Mr. Doors в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 257
Табл. 112. Прибыль (убыток) от продажи Mr. Doors в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 257
Табл. 113. Количество магазинов «Е1», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 260
Табл. 114. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «Е ОДИН» в 2014 - 2015 гг., ₽ тыс. 262
Табл. 115. Количество магазинов Elfa, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 266
Табл. 116. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ЭЛФАРУС» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 267
Табл. 117. Количество магазинов KOMANDOR, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 270
Табл. 118. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ТД КОМАНДОР» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 272
Табл. 119. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ФАБРИКА КОМАНДОР» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 272
Табл. 120. Количество магазинов Lazurit, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 276
Табл. 121. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ТД Лазурит» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 279
Табл. 122. Финансовые показатели деятельности компании ООО «М-ЕВРО-ПОРТАЛ» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 279
Табл. 123. Количество магазинов «Ангстрем», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 283
Табл. 124. Выручка от продажи «Ангстрем» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 286
Табл. 125. Валовая прибыль (убыток) «Ангстрем» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 286
Табл. 126. Прибыль (убыток) от продажи «Ангстрем» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 286
Табл. 127. Количество магазинов O’PRIME, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 289
Табл. 128. Финансовые показатели деятельности компании ООО «МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА АПРИОРИ» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 291
Табл. 129. Количество магазинов «ИнтерДизайн», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 295
Табл. 130. Выручка от продажи «Ангстрем» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 296
Табл. 131. Валовая прибыль (убыток) «Ангстрем» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 297
Табл. 132. Прибыль (убыток) от продажи «Ангстрем» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 297
Табл. 133. Количество магазинов IKEA, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 300
Табл. 134. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ИКЕА Дом» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 301
Табл. 135. Количество магазинов Askona, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 306
Табл. 136. Количество магазинов Hilding Anders, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 313
Табл. 137. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ТД «АСКОНА» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 315
Табл. 138. Финансовые показатели деятельности компании ООО «АСКОНА-ОПТ» в 2017 - 2019 гг., ₽ тыс. 315
Табл. 139. Финансовые показатели деятельности компании ООО «Хилдинг Андерс Рус» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 315
Табл. 140. Количество магазинов «8 Марта/Selecta», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 321
Табл. 141. Количество магазинов «Британника», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 323
Табл. 142. Количество магазинов Dream Catchers, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 324
Табл. 143. Количество магазинов ROY BOSH, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 326
Табл. 144. Количество магазинов Albert&Shtein, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 326
Табл. 145. Выручка компаний, связанных с ГК «Фабрики мебели 8 Марта», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 327
Табл. 146. Валовая прибыль компаний, связанных с ГК «Фабрики мебели 8 Марта», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 327
Табл. 147. Прибыль (убыток) от продажи компаний, связанных с ГК «Фабрики мебели 8 Марта», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 327
Табл. 148. Количество магазинов «Цвет Диванов», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 331
Табл. 149. Финансовые показатели деятельности компании ООО «МОСКОВСКИЙ МЕБЕЛЬНЫЙ ДОМ» в 2015 - 2017 гг., ₽ тыс. 333
Табл. 150. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ИНТЕР УЮТ» в 2015 г., ₽ тыс. 333
Табл. 151. Выручка компаний, связанных с «Любимый Дом», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 339
Табл. 152. Валовая прибыль компаний, связанных с «Любимый Дом», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 340
Табл. 153. Прибыль (убыток) от продажи компаний, связанных с «Любимый Дом», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 340
Табл. 154. Количество магазинов «Катюша Кухни», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 347
Табл. 155. Количество магазинов «Дятьково Кухни», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 349
Табл. 156. Выручка компаний, связанных с ГК DMI, в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 351
Табл. 157. Валовая прибыль компаний, связанных с ГК DMI, в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 351
Табл. 158. Прибыль (убыток) от продажи компаний, связанных с ГК DMI, в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 351
Табл. 159. Количество магазинов «ДЭФО-мебель», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 355
Табл. 160. Выручка от продажи компаний, связанных с ПК «ДЭФО» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 356
Табл. 161. Валовая прибыль (убыток) компаний, связанных с ПК «ДЭФО» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 356
Табл. 162. Прибыль (убыток) от продажи компаний, связанных с ПК «ДЭФО» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 356
Табл. 163. Количество магазинов MOON/Moon Trade, работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 360
Табл. 164. Выручка компаний, связанных с MOON/Moon Trade, в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 362
Табл. 165. Валовая прибыль компаний, связанных с MOON/Moon Trade, в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 363
Табл. 166. Прибыль (убыток) от продажи компаний, связанных с MOON/Moon Trade, в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 363
Табл. 167. Количество магазинов «Мария», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 368
Табл. 168. Количество магазинов «Едим дома!», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 371
Табл. 169. Количество магазинов «МИА Кухни», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 374
Табл. 170. Выручка компаний, связанных с ГК «Мебельная фабрика Мария», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 374
Табл. 171. Валовая прибыль компаний, связанных с ГК «Мебельная фабрика Мария», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 374
Табл. 172. Прибыль (убыток) от продажи компаний, связанных с ГК «Мебельная фабрика Мария», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 375
Табл. 173. Выручка компаний, связанных с «Столплит», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 380
Табл. 174. Валовая прибыль компаний, связанных с «Столплит», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 381
Табл. 175. Прибыль (убыток) от продажи компаний, связанных с «Столплит», в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 381
Табл. 176. Количество магазинов «Шатура», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 385
Табл. 177. Финансовые показатели деятельности компании АО МК «ШАТУРА» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 389
Табл. 178. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ШАТУРА НА БАБУШКИНСКОЙ» в 2016 - 2019 гг., ₽ тыс. 389
Табл. 179. Количество магазинов «АРТИС», работающих в субъектах РФ, ноябрь 2020 г., число магазинов 392
Табл. 180. Финансовые показатели деятельности компании ООО «АРТИС 21» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 393
Табл. 181. Финансовые показатели деятельности компании ООО «АРТИС-XXI ВЕК» в 2015 – 2018 гг., ₽ тыс. 394
Табл. 182. Финансовые показатели деятельности компании ООО « МНОГО МЕБЕЛИ» в 2015 - 2019 гг., ₽ тыс. 402
Табл. 183. Финансовые показатели деятельности компании ООО «МНОГО МЕБЕЛИ» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 402
Табл. 184. Финансовые показатели деятельности компании ООО «ДОМАШНИЙ ИНТЕРЬЕР» в 2015 – 2019 гг., ₽ тыс. 406
Табл. 185. Структура выборки по региону проживания, 2020 г., % от опрошенных 409
Розничные сети по продаже мебели 2025
27 марта 2025
27 марта 2025
115 000
Розничные сети по продаже мебели 2023
11 марта 2024
11 марта 2024
110 000
Розничные сети по продаже мебели 2022
24 января 2023
24 января 2023
105 000
Розничные сети по продаже мебели 2021
10 января 2022
10 января 2022
89 000
Розничные сети по продаже мебели 2019
30 декабря 2019
30 декабря 2019
85 000
Розничные сети по продаже мебели 2018
27 декабря 2018
27 декабря 2018
75 000
Розничные сети по продаже мебели 2017
12 января 2018
12 января 2018
69 000