В сентябре 2008 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка кофе в России.
В период с 2002 по 2007 год темпы прироста розничных продаж кофе в России в стоимостном выражении составляли порядка 15-20% в год. Благоприятная экономическая ситуация, а также рост заработной платы и пенсионных выплат способствовали росту покупательной способности населения и увеличению потребительского спроса. Доля потребителей со средним уровнем дохода в России велика, и она продолжает расти. Соответственно, при покупке продуктов питания эти более состоятельные потребители все меньше ориентируются на цену и больше - на качество и удобство продукта.
По данным Discovery Research Group, рынок кофе в России в 2006 году превысил $1,8 млрд. В 2007 году объем рынка возрос до $2,1-2,3 млрд.
Nestle (40%) и Kraft Foods (20%) - самые крупные игроки на российском рынке растворимого кофе. Запустив новое производство в Ленинградской области, Kraft Foods надеется заметно увеличить свою долю. Темпы прироста объема рынка кофе в 2004-2007 гг. в натуральном выражении составляли более 4% в год, что в среднем выше показателей по Европе (2-3%).
Важнейшими внутренними рынками для продаж кофе остаются Москва и Санкт-Петербург - на них приходится более четверти продаж растворимого и более половины продаж зернового и молотого кофе.
Всего в 2006 году в России было произведено 34,3 тыс. т. кофе, из которых 11,4 тыс. т. пришлось на кофе в зернах и 22,9 тыс. т. - на растворимый кофе.
Что касается импорта в Россию зеленого кофе, за 9 мес. 2007 г. в Россию было ввезено 42, 7 тыс. т зеленого кофе, что на 10, 5 тыс. т, или на 33 % превысило уровень аналогичного периода 2006 года.
По оценкам аналитиков Discovery Research Group, в 2007 году 68% рынка в натуральном выражении пришлись на растворимый кофе (88 тыс. т.). Более 13% рынка в 2007 году в натуральном выражении пришлось на натуральный кофе в зернах. Объем сегмента в 2007 году составил 17,63 тыс. т., более 12 тыс. т. было произведено российскими производителями. Оставшиеся 23,8 тыс. т. кофе (18%) пришлись на сегмент кофейных смесей «3 в 1». По оценкам Food Empire объем российского рынка кофейных смесей и напитков в 2006 г. составил около $300 млн. в розничных ценах.
Цель сследования
Описать текущее состояние и перспективы развития российского и мирового рынка кофе.
Задачи исследования
1. Определить объем и темпы роста рынка кофе в России.
2. Определить перспективы и прогноз развития рынка кофе в ближайшие несколько лет.
3. Выделить и охарактеризовать сегменты рынка кофе в России:
по следующим показателям:
4. Описать состояние рынка кофе в целом и по сегментам в частности;
5. Охарактеризовать деятельность ведущих участников рынка кофе в России;
6. Описать группы потребителей кофе и особенности формирования «кофейной культуры» потребления в России;
7. Охарактеризовать состояние рынка кофеен в современной России: особенности рынка, объем и темпы роста, тенденции и перспективы развития рынка;
8. Рассмотреть деятельность основных участников рынка кофеен;
9. Описать состояние рынков кофеен С.-Петербурга и Воронежа.
Объект исследования
Российский рынок кофе за период с 2006 по 2008 гг.
Метод сбора данных
Мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований DISCOVERY Research Group.
Методы анализа данных
Традиционный контент-анализ документов.
Информационная база исследования
1. Печатные и электронные, деловые и специализированные издания.
2. Ресурсы сети Интернет.
3. Материалы компаний.
4. Аналитические обзорные статьи в прессе.
5. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.
6. Экспертные оценки.
7. Интервью с производителями и другими участниками рынка.
СОДЕРЖАНИЕ | |
СПИСОК ТАБЛИЦ И ДИАГРАММ 6 | |
РЕЗЮМЕ 8 | |
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 10 | |
| Цель исследования 10 |
| Задачи исследования 10 |
| Объект исследования 11 |
| Метод сбора данных 11 |
| Методы анализа данных 11 |
| Информационная база исследования 11 |
ГЛАВА 2. ОБЗОР МИРОВОГО РЫНКА КОФЕ 12 | |
| 2.1. Объем и темпы прироста мирового рынка кофе. Рынки кофе отдельных стран. 12 |
| 2.2. Рост цен на кофе в мире 16 |
ГЛАВА 3. РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОФЕ: ОБЪЕМ РЫНКА, ТЕМПЫ РОСТА, ПРОИЗВОДСТВО, ИМПОРТ 18 | |
| § 1. Объем рынка кофе 18 |
| § 2. Производство кофе 22 |
| Производство кофе по предприятиям и регионам России в 2006-2008 гг. 23 |
| Производство растворимого кофе по предприятиям и регионам России в 2006 г. 27 |
| Производство кофейных напитков по предприятиям и регионам России в 2006-2008 гг. 29 |
| § 3. Импорт кофе в Россию 32 |
| Импорт зеленого кофе в Россию в 2006-2007 гг. 32 |
| Пошлины на импорт кофе 33 |
| Импорт кофе из Колумбии 34 |
| Импорт кофе из Бразилии 35 |
ГЛАВА 4. СЕГМЕНТЫ РЫНКА КОФЕ: ОБЪЕМЫ, ТЕМПЫ РОСТА, ДОЛИ В СОВОКУПНОМ ОБЪЕМЕ, ТЕНДЕНЦИИ 38 | |
| § 1. Растворимый кофе 40 |
| § 2. Зерновой кофе 46 |
| Объем и темпы роста российского рынка зернового кофе в 2006-2007 гг. 46 |
| § 3. Кофейные смеси типа 3 в 1 47 |
ГЛАВА 5. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОФЕ 48 | |
ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОФЕ 51 | |
| § 1. Зарубежные компании 52 |
| Nestle 52 |
| Kraft Foods 56 |
| Tchibo GmbH 58 |
| Paulig 59 |
| Строительство завода по производству кофе в Тверской области 60 |
| Laguena Emporium 61 |
| Kaffa Industries 62 |
| Illycaffè S.p.A 63 |
| Strauss group 64 |
| «Ди-Эч-Ви-С» 65 |
| Food Empire 66 |
| § 2. Отечественные компании 68 |
| «Орими Трэйд» 68 |
| «Московская кофейня на паяхъ» 69 |
| «Русский продукт» 70 |
| «Гранд-НН» 72 |
| «Золотые купола» 74 |
| Организация производителей кофе в России 75 |
ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБЛЕНИЯ КОФЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 76 | |
| Группы потребителей кофе 76 |
| Культура потребления кофе в России 78 |
ГЛАВА 8. РЫНОК КОФЕЕН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 79 | |
| § 1. Объем и динамика рынка, ключевые тенденции. Особенности рынка кофеен в России. Сегменты рынка. Характеристика посетителей кофеен. 79 |
| Объем рынка, темпы роста, ключевые особенности рынка кофеен 79 |
| Проблемы, с которыми сталкиваются игроки на рынке кофеен и способы их решения 83 |
| Сегменты рынка кофеен 85 |
| Лидеры современного российского кофейного рынка кофеен 86 |
| Особенности и перспективы развития столичного и регионального рынков кофеен 87 |
| Особенности поведения потребителей кофеен в современной России 91 |
| § 2. Ведущие российские и зарубежные сети кофеен на Российском рынке 92 |
| 2.1. Российские сети 92 |
| «Кофе Хауз» 92 |
| «Шоколадница» 94 |
| «Идеальная чашка» 96 |
| Coffee Bean 98 |
| «Кофемания» 99 |
| Coffee land 99 |
| Фуд трейд групп 100 |
| 2.2. Зарубежные сети кофеен 102 |
| «Мак Кафе» 102 |
| Starbucks 103 |
| Costa Coffee 108 |
| § 3. Региональные рынки кофеен 113 |
| 3.1. Рынок кофеен Санкт-Петербурга: стратегия региональных сетей, выход на рынок столичных сетей кофеен, перспективы развития рынка 113 |
| 3.2. Рынок кофеен Воронежа: объем рынка, местные игроки 116 |
Потребление медицинских шприцев на душу населения в России демонстрирует положительную динамику, несмотря на некоторые колебания.
Российский рынок кофе показывает снижение своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж, контрактных цен на импортируемую продукцию и средних цен производителей кофе.