Новая волна: несмотря на падение рентабельности страхового бизнеса, в текущем году рас-тет вероятность крупных M&A на российском страховом рынке. Во-первых, снижение рента -бельности страховых компаний – явление временное и связано с переоценкой инвестиций и сниже -нием ставки по депозитам. По прогнозам «Эксперта РА», в 2012 году показатель рентабельности
собственных средств достигнет 10-12%. Во-вторых, опережающий рост взносов при ограниченных
возможностях капитализировать прибыль вызовет проблемы с выполнением норматива по марже
платежеспособности. Чтобы решить эту проблему, крупные компании вынуждены активизировать
поиски стратегических инвесторов.
Рост без отдачи: в 2011 году произошло заметное снижение рентабельности бизнеса
страховых компаний до минимальных значений за 2009–2011 годы. По оценкам «Экспер -та РА», усредненный показатель рентабельности активов составил 2,2% (3,6% в 2010 году, 3,3%
в 2009 году), показатель рентабельности собственных средств – 7,4% (11,1% в 2010 году, 8,4%
в 2009 году). Таким образом, рентабельность собственных средств российских страховщиков в
2011 году превышала показатель инфляции (6,1%), но уступала на 1,2 п. п. аналогичному показа-телю для российских банков (8,6%).
Ключевые факторы снижения рентабельности: снижение инвестиционного дохода и продолжение
роста доли расходов на ведение дела, в том числе за счет увеличения комиссий банкам.
Наименее рентабельными являются компании, специализирующиеся на автостраховании (2,5% в
2010 году, 1,0% в 2011 году), наиболее рентабельными – компании, занимающиеся личными видами
страхования либо корпоративными видами страхования имущества и ответственности (соответственно,
5,1 и 5,0% против среднерыночного показателя в 2,2%).
В оранжевой зоне: падение рентабельности на фоне бурного роста взносов обострило про -блему нехватки капитала у крупных страховых компаний. В 2011 году усредненный показатель
достаточности собственных средств в этой группе компаний снизился на 10,2 п. п., до 29,5%, и
вплотную приблизился к критическому уровню. В IV квартале 2011 года из-за убытков от переоценки
инвестиций произошло даже снижение суммарной величины собственных средств топ-10 лидеров
страхового рынка (со 109,8 млрд рублей на 30.09.2011 до 106,5 млрд рублей на 31.12.2011).
При этом по рынку в целом, в результате массового увеличения капитала у небольших россий-ских страховщиков, усредненный показатель достаточности собственных средств в 2011 году вы -рос по сравнению с 2010 годом на 6,6 п. п. и составил 63,8%.
Капитал 2-го уровня: в условиях нехватки собственных средств у крупных страховых ком-паний растет доля заемных средств, привлеченных на длительный срок, то есть квазикапи-тал. По данным «Эксперта РА», в 2011 году кредиты имели 5 компаний из топ-10 лидеров рынка.
В частности, ООО «Росгосстрах» получило долгосрочный кредит у банка ВТБ в размере 18 млрд
рублей, РЕСО-Гарантия – кредит на 5 лет у ЕБРР в размере 110 млн долл.
В обоих случаях ресурсы были взяты не для покрытия разрыва ликвидности, а для решения дол-госрочных задач развития – подготовки к выходу на IPO и обеспечения сделки по покупке 25% ак-ций ВСК.
По прогнозам «Эксперта РА», объем заемных средств страховых компаний в 2012 году будет расти.
Существенного увеличения размеров займов следует ожидать в случае разрешения использования
субординированных кредитов при расчете фактической маржи платежеспособности.
По данным "Анализа рынка подгузников для взрослых в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г в их продажи в стране выросли на 1% и составили 746 млн шт. Потребители привыкли использовать подгузники для ухода за пожилыми, инвалидами, лежачими пациентами. При этом произошла частичная стабилизация логистических цепочек при поставках сырья, что благоприятно отразилось на производстве санитарно-гигиенических изделий и расширило возможности продаж.
По данным "Анализа рынка коммерческих дата-центров в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2020-2024 гг оборот рынка ЦОД в стране увеличился более чем в 2,5 раза: с 42,9 до 113,1 млрд рублей. Одной из главных причин развития рынка выступает стремительный рост объемов данных, не только на фоне увеличения количества пользователей интернета в стране, но и вследствие развития цифровой экономики, а также роста объемов данных, генерируемых бизнесом и государством.
По данным «Анализа рынка профосмотров в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг численность обязательных медицинских осмотров, законодательно предусмотренных для отдельных видов профессиональной деятельности в России, снизилась на 8%: с 24,2 до 22,3 млн.