По оценкам BusinesStat, в 2021-2023 гг число поездок на междугородных автобусах в России возросло на 27% и достигло 121 млн. После коронавирусного спада в 2020 г рынок постепенно возвращался к прежнему уровню.
В 2022 г дополнительным стимулом увеличения числа поездок на междугородних автобусах в России послужило перетекание пассажиропотока из альтернативных видов транспорта. В условиях снижения располагаемых доходов россиян, ограничения авиасообщения в южных регионах страны, а также удорожания содержания личного автотранспорта отмечался приток пассажиров на междугородних автобусах. Введение ограничений на рост тарифов также способствовало росту спроса на междугородние автобусные перевозки в 2022-2023 гг.
Вместе с тем санкции международного сообщества оказывают негативное влияние на отрасль. В междугороднем сообщении используются автобусы большой вместимости преимущественно импортного происхождения. В нынешних условиях техническое обслуживание такого парка стало затруднительным. Западные бренды Volvo, Scania, MAN, Bosch из-за репутационных рисков, логистических трудностей и проблем с оплатой ограничили поставки в Россию оригинальных запчастей. Производители шин Bridgestone, Continental и Michelin также приостановили работу заводов и поставки в Россию. Удорожание кредитов, необходимых для покупки автобусов, рост операционных издержек при сдерживании властями тарифов на проезд привели к сокращению парка междугородных автобусов и ограничили рост рынка.
Другой негативной тенденцией стал отток мигрантов из автотранспортной отрасли. Значительную часть сотрудников автотранспортных предприятий в России занимают иностранные граждане.
В 2022-2023 гг на фоне резких колебаний рубля многим мигрантам стало невыгодно работать в РФ. Часть из них предпочли покинуть Россию с целью трудоустройства в других странах, где, по их мнению, существуют более перспективные условиях для трудовой деятельности. Кроме того, в 2023 г некоторые регионы страны стали запрещать нанимать на работу в автотранспортные предприятия иностранных граждан. Отток иностранного персонала привел к сокращению численности занятых работников в отрасли и росту средних заработных плат.
«Анализ рынка междугородных автобусных перевозок в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив развития рынка:
В обзоре приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий, осуществляющих междугородние автобусные перевозки: Мосгортранс, Мострансавто, Транс-Балт, Трансавтолиз, Башавтотранс, Автомиг, Нижегородпассажиравтотранс, Ижевское ПОПАТ, Пассажиравтотранс, Волгоградский Автобусный Парк и др.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Предприятия
Автобусы
Дороги
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ (ЮРЛИЦ)
ПРОФИЛИ ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ГУП «Мосгортранс»
АО «Мострансавто»
ООО «Транс-Балт»
ООО «Трансавтолиз»
ГУП «Башавтотранс» РБ
ПАССАЖИРЫ И ПОЕЗДКИ
Численность пассажиров
Уровень пользования
Затраты
Численность поездок
ПАССАЖИРООБОРОТ
ОБОРОТ РЫНКА МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ЦЕНА ПОЕЗДКИ НА МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Таблица 1. Численность предприятий отрасли междугородного автобусного транспорта в России в 2023 г
Таблица 2. Численность предприятий отрасли междугородного автобусного транспорта по форме собственности в России в 2023 г
Таблица 3. Численность предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России в 2023 г
Таблица 4. Численность автобусов общего пользования в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 5. Возрастная структура парка автобусов общего пользования в России в 2019-2023 гг (%)
Таблица 6. Структура парка автобусов общего пользования по видам топлива в России в 2019-2023 гг (%)
Таблица 7. Численность автобусов общего пользования по регионам России 2023 г
Таблица 8. Обеспеченность автобусами общего пользования в России в 2019-2023 гг (на 100 тыс жителей)
Таблица 9. Обеспеченность автобусами общего пользования по регионам России в 2023 г (на 100 тыс жителей)
Таблица 10. Протяженность автомобильных дорог в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 11. Протяженность автомобильных дорог по видам в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 12. Протяженность автомобильных дорог по назначению в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 13. Протяженность автомобильных дорог по регионам России 2023 г (км)
Таблица 14. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по регионам России 2023 г (км)
Таблица 15. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования по регионам России 2023 г (км)
Таблица 16. Трудовые ресурсы предприятий междугородного автобусного транспорта в России в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 17. Трудовые ресурсы предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России 2019-2023 гг (чел)
Таблица 18. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий междугородного автобусного транспорта в России в 2019-2023 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 19. Средняя заработная плата сотрудника предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России в 2019-2023 гг (тыс руб в год)
Таблица 20. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 21. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 22. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости в 2022 г (млн руб)
Таблица 23. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2022 г (млн руб)
Таблица 24. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2022 г (%)
Таблица 25. Численность пассажиров междугородных автобусов в России в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 26. Прогноз численности пассажиров междугородных автобусов в России в 2024-2028 гг (млн чел)
Таблица 27. Средний уровень пользования междугородными автобусами в России в 2019-2023 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 28. Прогноз среднего уровня пользования междугородными автобусами в России в 2024-2028 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 29. Средние годовые затраты пассажира на междугородные автобусы в России в 2019-2023 гг (руб в год)
Таблица 30. Прогноз средних годовых затрат пассажира на междугородные автобусы в России в 2024-2028 гг (руб в год)
Таблица 31. Численность поездок на междугородных автобусах в России в 2019-2023 гг (млн)
Таблица 32. Прогноз численности поездок на междугородных автобусах в России в 2024-2028 гг (млн)
Таблица 33. Пассажирооборот междугородных автобусов в России в 2019-2023 гг (млрд пассажиро-км)
Таблица 34. Прогноз пассажирооборота междугородных автобусов в России в 2024-2028 гг (млрд пассажиро-км)
Таблица 35. Оборот рынка междугородных автобусных перевозок в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 36. Прогноз оборота рынка междугородных автобусных перевозок в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 37. Средняя цена поездки на междугородном автобусе в России в 2019-2023 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 38. Прогноз средней цены поездки на междугородном автобусе в России в 2024-2028 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 39. Средняя цена поездки в междугородном автобусе в расчете на 50 км пути по регионам в России в 2019-2023 гг (руб)
Таблица 40. Выручка от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 41. Выручка от продаж по регионам России 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 42. Коммерческие и управленческие расходы в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 43. Коммерческие и управленческие расходы по регионам России 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 44. Себестоимость в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 45. Себестоимость по регионам России 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 46. Прибыль от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 47. Прибыль от продаж по регионам России 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 48. Экономическая эффективность в России в 2019-2023 гг (раз, %, сут дн)
Таблица 49. Структура инвестиций в отрасль в 2019-2023 гг (млн руб)