По оценкам BusinesStat, за 2018-2022 гг численность туристов в России увеличилась на 8%: с 62,8 до 67,8 млн чел.
По туристическим меркам 2019 г был спокойным: рынок избежал крупных потрясений и серьезных природных катаклизмов. В результате количество путешественников достигло 68,5 млн чел.
В 2020 г численность туристов снизилась сразу на 22,6% – до 53 млн чел. Уменьшение было связано с введенными ограничениями из-за пандемии коронавируса: закрылись границы, люди сократили походы в общественные места из-за опасения заразиться, культурно-исторические объекты стали недоступны для посещения. Порядка 40% туристов, планировавших отдых в 2020 г, отказались от путешествий, но сформировался отложенный спрос.
В 2021-2022 гг туристическая отрасль восстанавливалась после сложного первого пандемийного года. Численность туристов выросла на 27,9% и к концу периода составила 67,8 млн чел. Основным фактором роста стала популяризация внутреннего туризма. В условиях санкций возможности зарубежного отдыха существенно снизились. При этом из-за ограничения перелетов в южных регионах во время проведения военной спецоперации люди стали рассматривать альтернативные варианты отдыха внутри страны. Повышению спроса на отдых внутри страны способствовала программа туристического кешбэка.
До тех пор, пока не будут сняты имеющиеся ограничения, россияне, путешествующие внутри страны, будут занимать лидирующую позицию в общем турпотоке. Однако на фоне постоянно растущих цен и невысоких доходов населения рост рынка будет более сдержанным.
«Анализ рынка туризма в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приводятся следующие детализации:
Отдельно представлена информация о туристических пакетах.
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли: Академ-Онлайн, Академсервис, Аэроклуб Тур, Аэроклуб, Библио-Глобус Туроператор, Броневик Онлайн, Вайт Тревел, Виэф Сервисес, ВодоходЪ, ГЦБИТ, Интерконнект менеджмент корпорейшн, Клаб Мед Раша, Клуб доступного туризма «Флейм Трэвел», НТТ, РК Сервис, С7 Трэвел Ритэйл, Талисман, ТТ-Трэвел, УК «ГЦБИТ», ХБ-Про.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА
Предприятия
Персонал
РЕЙТИНГИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ (ЮРЛИЦ)
ПРОФИЛИ 5 КРУПНЕЙШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ООО «ТТ-Трэвел»
ООО «Библио-Глобус Туроператор»
ООО «ВодоходЪ»
ООО «Клуб доступного туризма «Флейм Трэвел»
ООО «Новые туристические технологии»
ТУРИСТЫ
Численность туристов
Уровень потребления
Затраты
ОБЪЕМ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
Внутренний туризм
Выездной туризм
Въездной туризм
Пакетные туры
ОБОРОТ РЫНКА ТУРИЗМА
Пакетные туры
ЦЕНА ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОЕЗДОК
Средние цены на туристических поездок
Цена базовых туристических поездок
Цена пакетного тура
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКИХ АГЕНТСТВ И ПРОЧИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ УСЛУГИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА»
Таблица 1. Численность туристических компаний в России в 2022 г
Таблица 2. Численность туристических компаний по формам собственности в России в 2022 г
Таблица 3. Численность туристических компаний по видам деятельности в России в 2022 г
Таблица 4. Численность туристических компаний по регионам России в 2022 г
Таблица 5. Численность персонала туристической отрасли в России в 2018-2022 гг (тыс чел)
Таблица 6. Численность персонала отрасли в регионах России в 2018-2022 гг (чел)
Таблица 7. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника туристской отрасли в России в 2018-2022 гг (млн руб, тыс руб в год)
Таблица 8. Средняя заработная плата сотрудника туристических компаний в регионах России в 2018-2022 гг (тыс руб в год)
Таблица 9. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 10. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 11. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2021 г (млн руб)
Таблица 12. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости в 2021 г (млн руб)
Таблица 13. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 14. Численность туристов в России в 2018-2022 гг (млн чел)
Таблица 15. Прогноз численности туристов в России в 2023-2027 гг (млн чел)
Таблица 16. Численность туристов по видам в России в 2018-2022 гг (млн чел)
Таблица 17. Среднее число туристических поездок на одного потребителя в России в 2018-2022 гг (поездок в год)
Таблица 18. Прогноз среднего числа туристических поездок на одного потребителя в России в 2023-2027 гг (поездок в год)
Таблица 19. Средние годовые расходы потребителя на туризм в России в 2018-2022 гг (тыс руб)
Таблица 20. Прогноз средних годовых расходов потребителя на туризм в России в 2023-2027 гг (тыс руб)
Таблица 21. Численность туристических поездок в России в 2018-2022 г (млн поездок)
Таблица 22. Прогноз численности туристических поездок в России в 2023-2027 г (млн поездок)
Таблица 23. Численность туристических поездок по видам в России в 2018-2022 г (млн поездок)
Таблица 24. Прогноз численности туристических поездок по видам в России в 2023-2027 г (млн поездок)
Таблица 25. Численность туристических поездок по регионам России в 2022 г (тыс поездок)
Таблица 26. Численность туристических поездок граждан России по странам мира в 2022 г (тыс поездок)
Таблица 27. Численность въездных туристических поездок иностранных граждан в Россию по странам мира в 2022 г (тыс поездок)
Таблица 28. Численность реализованных туристических пакетов в России в 2018-2022 гг (млн пакетов)
Таблица 29. Прогноз численности реализованных туристических пакетов в России в 2023-2027 гг (млн пакетов)
Таблица 30. Оборот туристической индустрии в России в 2018-2022 г (млрд руб)
Таблица 31. Прогноз оборота туристической индустрии в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 32. Оборот туриндустрии по видам туризма в России: въездной, выездной, внутренний, в 2018-2022 г (млрд руб)
Таблица 33. Прогноз оборота туриндустрии по видам туризма в России: внутренний, выездной, въездной в 2023-2027 г (млрд руб)
Таблица 34. Стоимость реализованных туристических пакетов в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 35. Прогноз численности реализованных туристических пакетов в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 36. Средняя цена туристической поездки в России в 2018-2022 гг (тыс руб/услугу)
Таблица 37. Прогноз средней цены туристической поездки в России в 2023-2027 гг (тыс руб/услугу)
Таблица 38. Средние цены базовых туристических поездок из России и по территории России в 2018-2022 гг (тыс руб/поездку)
Таблица 39. Средние цены экскурсионных туров по регионам России в 2021-2022 гг (руб/поездку)
Таблица 40. Средняя цена пакета туристических услуг в России в 2018-2022 гг (руб/пакет)
Таблица 41. Прогноз средней цены пакета туристических услуг в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 42. Средняя цена пакета туристических услуг по видам в России в 2018-2022 гг (тыс руб за услугу)
Таблица 43. Прогноз средней цены пакета туристических услуг по видам в России в 2023-2027 гг (тыс руб за услугу)
Таблица 44. Выручка от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 45. Коммерческие и управленческие расходы в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 46. Себестоимость в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 47. Прибыль от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 48. Экономическая эффективность в 2018-2022 гг
Таблица 49. Инвестиции в отрасль в 2018-2022 гг (млрд руб)
Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации.