По оценкам BusinesStat, в 2021-2022 гг в Московской области численность потребителей санаторно-курортных услуг увеличилась на 3%: с 349 до 358 тыс чел. В условиях санкций возможности зарубежного отдыха существенно снизились. При этом из-за ограничения перелетов в южных регионах во время проведения военной спецоперации люди стали рассматривать альтернативные варианты отдыха внутри страны.
Перераспределение спроса с заграничного отдыха на отечественные курорты началось еще
в 2021 г, когда зарубежные направления были закрыты по причине эпидемической напряженности, но существовал отложенный спрос на отдых и оздоровление после жестких карантинных ограничений 2020 г. Повышению спроса на отдых в российских здравницах способствовала программа туристического кешбэка, которая стартовала в августе 2020 г и действовала в течение 2021-2022 гг. Получить кешбэк за счет бюджета можно было только при отдыхе внутри России, оплаченном картой «Мир». Размер кешбэка – 20% стоимости поездки. В результате, несмотря на санкционный кризис и снижение доходов потребителей услуги санаториев Подмосковья в 2022 г были востребованы.
Санатории Московской области остаются привлекательным вариантом отдыха и оздоровления для россиян за счет удобного расположения, хорошей транспортной доступности, привычных климатических условий. Санатории региона используют для лечения богатые природные факторы средней полосы России – микроклимат хвойных и смешанных лесов, воды минеральных источников, торфяные и сапропелевые лечебные грязи, пляжи на берегах крупных и малых рек, озер и искусственных водоемов. Наиболее распространенными профилями лечения в санаторно-курортных учреждениях Подмосковья являются: заболевания опорно-двигательного аппарата, кардиология, пульмонология и неврология.
«Анализ рынка санаторно-курортных услуг в Московской области», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приводятся следующие детализации:
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли: ВербаМед, Детский санаторий «Васильевское» Минздрава России, Детский санаторий «Отдых», Клинический санаторий «Барвиха», Клинический санаторий «Валуево», МФК Минфина России, Объединенный санаторий «Подмосковье», Санаторий «Аксаковские зори», Санаторий «Бэс Чагда» Республики Саха (Якутия), Санаторий «Загорские дали», Санаторий «Озёры», Санаторий «Руза» МВД России, Санаторий «Сосны» ВОС, Санаторий для детей с родителями «Кратово» Минздрава России, Санаторий «Дорохово», Санаторий им. Горького Минздрава России, Санаторий «Истра», Санаторий работников органов Прокуратуры России «Истра», Санаторий-профилакторий «Курорт-парк «Союз» МИД России, Центральный клинический санаторий для детей с родителями «Малаховка» ФМБА России.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Санаторно-курортные организации
Персонал санаторно-курортных организаций
РЕЙТИНГ САНАТОРИЕВ
Рейтинг предприятий отрасли (юрлиц)
ПРОФИЛИ 5 КРУПНЕЙШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ФГБУ «Многофункциональный комплекс Министерства финансов Российской Федерации»
ООО «ВербаМед»
ФГБУ «Клинический санаторий «Барвиха» управления делами Президента РФ»
ФГБУ «Объединенный санаторий «Подмосковье» управления делами Президента РФ»
АО «Санаторий «Истра»
ПОТРЕБИТЕЛИ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Численность потребителей
Уровень потребления
Затраты
ОБЪЕМ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Сезонность рынка санаторно-курортных услуг
ОБОРОТ РЫНКА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
ЦЕНА САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Цена базовых санаторно-курортных услуг
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Таблица 1. Численность санаторно-курортных организаций по видам в Московской области в 2018-2022 гг
Таблица 2. Численность санаторно-курортных организаций по профилям лечения в Московской области в 2022 г
Таблица 3. Мощность санаторно-курортных организаций в Московской области в 2018-2022 гг (мест)
Таблица 4. Численность номеров в санаторно-курортных организациях в Московской области в 2018-2022 гг (номеров)
Таблица 5. Численность персонала санаторно-курортной отрасли в Московской области в 2018-2022 гг (тыс чел)
Таблица 6. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника санаторно-курортной отрасли в Московской области в 2018-2022 гг (млн руб; тыс руб в год)
Таблица 7. Рейтинг предприятий санаторно-курортной отрасли Московской области по выручке от продаж/ доходам в 2021 г (млн руб)
Таблица 8. Рейтинг предприятий санаторно-курортной отрасли Московской области по прибыли от продаж/ чистому операционному результату в 2021 г (млн руб)
Таблица 9. Рейтинг предприятий санаторно-курортной отрасли Московской области по рентабельности в 2021 г (%)
Таблица 10. Рейтинг предприятий санаторно-курортной отрасли Московской области по мощности в 2022 г
Таблица 11. Численность потребителей санаторно-курортных услуг в Московской области в 2018-2022 гг (тыс чел)
Таблица 12. Прогноз численности потребителей санаторно-курортных услуг в Московской области в 2023-2027 гг (тыс чел)
Таблица 13. Численность потребителей по типу санаторно-курортных услуг в Московской области в 2022 г (тыс чел)
Таблица 14. Численность потребителей санаторно-курортных услуг по видам организаций в Московской области в 2022 г (тыс чел)
Таблица 15. Среднее число дней пребывания на одного потребителя в санаториях Московской области в 2018-2022 гг
Таблица 16. Прогноз среднего числа дней пребывания на одного потребителя в санаториях Московской области в 2023-2027 гг
Таблица 17. Средние годовые расходы потребителя на санаторно-курортные услуги в Московской области в 2018-2022 гг (тыс руб)
Таблица 18. Прогноз средних годовых расходов потребителя на санаторно-курортные услуги в Московской области в 2023-2027 гг (тыс руб)
Таблица 19. Объем рынка санаторно-курортных услуг в Московской области в 2018-2022 гг (тыс человеко-дней пребывания)
Таблица 20. Прогноз объема рынка санаторно-курортных услуг в Московской области в 2023-2027 гг (тыс человеко-дней пребывания)
Таблица 21. Объем рынка санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2018-2022 гг (тыс человеко-дней пребывания)
Таблица 22. Прогноз объема рынка санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2023-2027 гг (тыс человеко-дней пребывания)
Таблица 23. Структура рынка санаторно-курортных услуг по месяцам в Московской области в 2022 г
Таблица 24. Оборот рынка санаторно-курортных услуг в Московской области в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 25. Прогноз оборота рынка санаторно-курортных услуг в Московской области в 2023-2027 гг (млн руб)
Таблица 26. Оборот рынка санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 27. Прогноз оборота рынка санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2023-2027 гг (млн руб)
Таблица 28. Средняя цена санаторно-курортных услуг в Московской области в 2018-2022 гг (руб/чел в день)
Таблица 29. Прогноз средней цены санаторно-курортных услуг в Московской области в 2023-2027 гг (руб/чел в день)
Таблица 30. Средняя цена санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2018-2022 гг (руб/чел в день)
Таблица 31. Прогноз средней цены санаторно-курортных услуг по профилям лечения в Московской области в 2023-2027 гг (руб/чел в день)
Таблица 32. Средняя цена пребывания в доме отдыха или пансионате в Московской области в 2018-2022 гг (руб/чел в день)
Таблица 33. Средняя цена пребывания в санатории в Московской области в 2018-2022 гг (руб/чел в день)
Таблица 34. Выручка от продаж в Московской области в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 35. Коммерческие и управленческие расходы в Московской области в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 36. Себестоимость в Московской области в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 37. Прибыль от продаж в Московской области в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 38. Экономическая эффективность в Московской области в 2018-2022 гг
Таблица 39. Инвестиции в отрасль в Московской области в 2018-2022 гг (млн руб)
В период с 2019 по 2023 годы рынок доставки пиццы в Московском регионе демонстрирует значительный рост. Если в 2019 году житель Московского региона в среднем тратил на доставку пиццы 1,2 тысячи рублей в год, то в 2023 году этот показатель вырос до 3,8 тысяч рублей на человека в год. Это говорит о том, что спрос на услуги доставки пиццы продолжает расти.
Растущая популярность услуг каршеринга способствует тому, что всё больше людей отказываются от покупки или использования личного автомобиля.
Объём рынка каршеринга стабильно растёт. Однако начиная с 2021 года отмечается замедление темпов прироста рынка в разрезе динамики с учётом изменения цен.
В 2022 году объём рынка каршеринга в Москве и Московской области составил 40 467,28 млн рублей. Темп прироста к показателям 2021 года был минимальным в исследуемом периоде и составил 30,9 (18,1 с учётом изменения цен). Среднегодовой темп прироста в 2018–2022 годах, с учётом замедления в 2021–2022 годах, составил 50,8 а если учитывать ежегодное изменение цен, среднегодовой темп прироста составляет 41,5 Максимального значения за исследуемый период объём рынка достиг в 2022 году 40 467,28 млн рублей. Темп прироста к 2021 году составил 18,1 с учётом увеличения цен в 2022 году.
В 2018 году объём рынка каршеринга в России был минимальным и составил 8 473,44 млн рублей. При этом прирост к показателям 2017 года был максимальным и составил 61 (50,8 с учётом изменения цен).
Исследование ГидМаркет показало, что потребление услуг бань и саун на душу населения в Москве и Московской области возросло на 15,5% в период с 2018 по 2022 год. В целом по России потребление услуг бань и саун с 2018 по 2022 год имело положительную динамику, за исключением 2020 года, когда из-за пандемии COVID-19 оно снизилось на 15,5%. Однако стоит отметить, что рост потребления был неравномерным. Наибольший годовой прирост наблюдался в 2021 году и составил +17,5% по сравнению с 2020 годом. Наименьший прирост был зафиксирован в 2019 году и составил +3,4% по сравнению с 2019 годом.
Основной фактор, стимулирующий рост потребления услуг бань и саун в России, увеличение спроса на отдых и релаксацию в банях из-за закрытия некоторых туристических направлений и популяризации банной культуры среди населения. Государственная поддержка способствовала значительному увеличению объёмов строительства рекреационных объектов, включая банные комплексы.