Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: организация производства стальной арматуры диаметром 8-32 мм, слябов размерами 130×130×3000 мм и стальных прутков (диаметр от 3 до 70 мм).
Рыночная ситуация:
1. Объем мирового рынка стальной арматуры оценивается в *** млрд $ в 2021 году и, по прогнозам, достигнет *** млрд $ к 2025 году при среднегодовом темпе роста ***% с 2021 по 2025 год. Факторами, положительно влияющими на рынок, являются: рост объемов строительства в Китае, Японии, Индии; восстановление строительного сектора в Европе; рост объемов строительства нежилых помещений в Северной Америке и изменение тенденции к использованию стальной арматуры с улучшенными физическими свойствами.
2. Металлургическое производство обеспечивает около ***% валовой добавленной стоимости, генерируемой российской экономикой. В период 2017-2019 гг. металлургическая отрасль демонстрировала несколько худшие результаты, чем обрабатывающий сектор в целом. Темпы роста металлургического производства в этот период составляли ***%, тогда как индекс производства в обрабатывающей промышленности находился в пределах ***%.
3. Ориентировочный объем внутренних перевозок черного лома оценивается разработчиками бизнес-плана в *** тыс. тонн. Потребление металлолома снизится на 18% по сравнению с показателем 2020 г. Экспорт лома составит *** тыс. тонн, что в *** раза ниже значений предыдущего периода. Объем импорта в Российскую Федерацию составит *** тыс. тонн. Среднегодовая цена за тонну черного лома составит *** руб. без НДС.
4. Ежегодный объем рынка строительной арматуры в России составляет *** тыс. тонн, что эквивалентно *** млрд $ (*** млрд руб.). Производство стальной арматуры в России является экспортно-ориентированной отраслью экономики. В 2021 году в натуральном выражении экспорт продукции превысил импорт в *** раз.
5. В 2021 году в Россию импортировано *** тонн стальной арматуры, что на ***% ниже значения предыдущего периода в *** тонны (2020 год). Экспортировано в 2021 году арматуры на ***% меньше показателя 2020 года (*** тонн).
6. В денежном выражении показатели импорта также снижались по сравнению с 2020 годом, падение составило ***% (*** млн руб.). За счет снижение курса рубля к доллару США в 2021 году экспортировано стальной арматуры на сумму *** млн руб., что на ***% больше значения 2020 г. (*** млн руб.).
7. Объем потребления полуфабрикатов прямоугольного (кроме квадратного) поперечного сечения в 2021 году составил *** тыс. тонн. Объем импорта и экспорта алюминиевого профиля находился на уровне *** тыс. тонн и *** тыс. тонн соответственно.
8. Производство слябов увеличилось на ***% в 2021 году по сравнению с 2020 г. и составило *** тыс. тонн. Потребление продукции на внутреннем рынке снизилось на ***% за счет роста экспорта и составило *** тыс. тонн.
9. Объем потребления стальных прутков в 2021 году вырос на ***% по сравнению с показателем предыдущего периода и составил *** тонну, из которых *** тонн произведено в России. Отрасль является импортоориентированной, так, в 2021 году импортировано *** тонн, экспорт составил *** тонн.
10. В 2021 г. импортировано стальных прутков на сумму *** млн руб., что на ***% выше показателя предыдущего периода. Экспортировано продукции на сумму *** млн руб. в 2021 г. Наблюдается снижение экспортных показателей на ***% по сравнению с 2020 г. Среднегодовой рост импорта в денежном выражении составляет ***%, а экспорта – ***% (анализ проведен за 2019-2021 гг.).
11. На стоимость рассматриваемой продукции, как и на большинство позиций металлического проката, влияет сезонность. Обычный цикл подъема цены наблюдается с марта-апреля до июля. Небольшой спад в середине лета и плавный подъем с сентября-октября. В ноябре-декабре происходит фиксация осенних показателей, а январь-февраль отмечаются самыми низкими показателями, и являются наиболее благоприятным временем для объемных закупок. Сезонность связана со многими факторами, но в первую очередь началом и завершением активной фазы строительства во всех сферах экономики.
Конкурентное окружение:
ООО «АБИНСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
АО «МЗ БАЛАКОВО»
Маркетинговый план: онлайн-реклама (SEO, контекстная реклама) – 135 000 руб./мес. Оффлайн-реклама – 15 000 руб./мес.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
1 987 303 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
7,75 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
23 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ мирового рынка стальной арматуры
Объем мирового рынка стальной арматуры оценивается в *** млрд $ в 2021 году и, по прогнозам, достигнет *** млрд $ к 2025 году при среднегодовом темпе роста ***% с 2021 по 2025 год. Факторами, положительно влияющими на рынок, являются: рост объемов строительства в Китае, Японии, Индии; восстановление строительного сектора в Европе; рост объемов строительства нежилых помещений в Северной Америке и изменение тенденции к использованию стальной арматуры с улучшенными физическими свойствами.
Диаграмма 1. Объем рынка стальной арматуры, 2021-2025 гг., млрд $
***
Распределение рынка стальной арматуры в зависимости от региона показано на диаграмме ниже. Азиатско-Тихоокеанский регион является крупнейшим рынком стальной арматуры из-за растущей экономики региона и увеличения количества строительных проектов. Рост производства можно объяснить также увеличением количества объектов инфраструктуры. Ожидается, что рынок стальной арматуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе будет расти с максимальным среднегодовым темпом (***% в год) в период с 2021 по 2025 год и, в основном, это произойдет в Китае, Японии, Индии и Южной Корее. Именно в этих странах наблюдается рост потребления стальной арматуры как со стороны государственных органов, так и частного сектора.
Диаграмма 2. Распределение объемов рынка стальной арматуры в зависимости от региона, %
***
Обзор металлургической отрасли в России
Поскольку основные виды деятельности предприятия связаны с металлургической отраслью целесообразно в рамках бизнес-плана рассмотреть тенденции развития направления в России.
Металлургическое производство обеспечивает около ***% валовой добавленной стоимости, генерируемой российской экономикой.
В период 2017-2019 гг. металлургическая отрасль демонстрировала несколько худшие результаты, чем обрабатывающий сектор в целом. Темпы роста металлургического производства в этот период составляли ***%, тогда как индекс производства в обрабатывающей промышленности находился в пределах ***%. Это отставание было обусловлено несколькими факторами. Внутреннее потребление стальной продукции в России в эти годы оставалось относительно стабильным вследствие стагнации в строительной отрасли, где в середине 2019 г. стартовал непростой переход с долевого на проектный механизм финансирования строительства жилья. Негативную роль для российской металлургии сыграл и спад в российском автопроме в 2015-2016 гг. При этом производство автомобилей пока не вернулось на докризисный уровень 2013-2014 гг. и в ближайшее время не вернется из-за проведения специальной военной операции на Украине.
На внешних рынках российские металлургические компании в 2017-2019 гг. столкнулись с трудностями вследствие вынужденного сокращения поставок в Иран из-за введенных против него американских санкций, а также усиления протекционистской политики в США, Евросоюзе и некоторых странах Северной Африки. Из-за этого недостаточные объемы внутренних продаж не удавалось компенсировать за счет расширения экспортных операций. С марта 2022 г. экспорт начал ориентироваться на страны Азии.
Новый кризис 2020 г., спровоцированный пандемией коронавируса и жесткими карантинными мерами во втором квартале, привел к снижению темпов роста российской обрабатывающей промышленности (с ***% в 2018-2019 гг. до ***% в 2020 г.).
В то же время результаты черной металлургии в целом в 2020 г. оказались лучше, чем у большинства других отраслей российской экономики. Производителям чугуна и стали помог повышенный спрос на их продукцию за рубежом, так что внутренние потери на этот раз удалось перекрыть за счет увеличения объемов экспорта. Во второй половине 2020 г. возросло потребление стальной продукции и в России в первую очередь в строительном секторе, получавшем достаточно интенсивную государственную поддержку в виде льготной ипотеки и упрощения регулятивного режима.
В результате итоги года для российских производителей оказались значительно лучше, чем предполагали в конце перво го квартала 2020 г. участники рынка. Так, выпуск стали остался сопоставимым с уровнем 2019 г. Год закончился на позитивной ноте мировые цены и спрос уверенно пошли вверх рекордными темпами.
Рисунок 1. Индексы производства в 2015-2020 гг. (значение показателя за год по полному кругу организаций), в %
***
В целом, по данным Росстата, производство чугуна в 2020 г. увеличилось на ***% по сравнению с предыдущим годом, стали на 0,7%, готового проката на ***%.
По данным Росстата, производство стали и проката в России в 2017-2020 гг. было относительно постоянным. Рост по отдельным позициям наблюдался в 2018 г., но в дальнейшем он сменился стагнацией. Стабильно увеличивался в последние годы только выпуск сортового проката и катанки, которые используются, главным образом, в строительном секторе и поставляются на экспорт. В то же время при слабо растущем рынке российским производителям удалось заместить значительную часть импорта и тем самым расширить свою долю.
Таблица 1. Производство основных видов продукции черной металлургии в России, 2017-2020 гг., млн тонн
***
Рисунок 2. Изменение объемов производства основных видов черной металлургии в России, в % к предыдущему периоду
***
Загрузка мощностей по выпуску основных видов продукции металлургического комплекса по большей части росла (исключение чугун).
Таблица 2. Уровень использования среднегодовой производственной мощности по выпуску отдельных видов продукции черной металлургии в 2017 2019 гг., в %
***
Российский экспорт черных металлов, по данным Росстата, достиг пика в 2018 г. на отметке *** млн тонн, из которых *** млн тонн пришлось на стальную продукцию, полуфабрикаты и трубы. В дальнейшем внешние поставки сократились вследствие некоторого ухудшения внешней конъюнктуры и усиления протекционистских тенденций, особенно в США и ЕС.
Крупнейшей статьей российского экспорта черных металлов являются товарные полуфабрикаты. По объемам внешних поставок данной продукции Россия занимает первое место в мире. Среди экспорта полуфабрикатов преобладает квадратная заготовка, крупнейшими покупателями которой являются Китай, Турция, Филиппины. Также данная продукция в значительных объемах поставляется в страны Северной Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Отгрузки российских слябов осуществляются в США и европейские страны в рамках внутрикорпоративной интеграции. Их экспортером является Новолипецкий меткомбинат, а получателями – зарубежные предприятия группы НЛМК. Товарные российские слябы продаются в Турцию, страны Евросоюза и Латинской Америки, а также в Китай и на Тайвань.
В российском экспорте готовой стальной продукции преобладает горячекатаный прокат. Крупнейшим его покупателем выступает Турция. Также значительные объемы данной продукции поставляются в страны Европейского союза, Ближнего Востока, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии.
По сравнению с 2019 г. стоимостный объем экспорта черных металлов в 2020 г. снизился на ***%, физический на ***%. При этом сократились физические объемы экспорта полуфабрикатов из железа или нелегированной стали на ***%, ферросплавов на ***%, чугуна на ***%.
В 2021 г. российские компании расширили экспортные поставки стальной продукции. Китай уже в 2020 г. более чем в *** раза по сравнению с предыдущим
годом увеличил импорт стали, причем Россия стала одним из ведущих поставщиков товарных полуфабрикатов на рынок КНР.
В то же время Россия значительно уменьшила в 2021 г. экспорт металлолома в страны дальнего зарубежья. С 31 января экспортная пошлина на данный ресурс была повышена с *** до ***% при увеличении минимальной ставки от *** до *** € за тонну. При этом в правительстве РФ рассматривают сужение внешних поставок лома как один из способов сдерживания роста цен на стальной прокат на российском внутреннем рынке.
Объем импорта черных металлов в Россию сравнительно невелик и в несколько раз уступает экспорту. Большая часть поставок этой продукции на российский рынок приходится на страны ЕАЭС и СНГ (Казахстан и Республика Беларусь).
Из стран дальнего зарубежья на российском рынке преобладает Китай, который поставляет РФ продукцию из нержавеющей стали, прокат с покрытиями и стальные трубы.
Основные процессы импортозамещения на российском рынке проката и труб происходили на протяжении второй половины «нулевых» и первой половины 2010-х гг. Значительно сократились внешние закупки арматуры и проката с покрытиями.
В последние несколько лет российский импорт черных металлов стабилизировался. Его существенное сокращение либо увеличение в обозримом будущем маловероятно. Российские компании нуждаются в расширении поставок металлолома из-за рубежа, но единственным заслуживающим внимания источником этого ресурса является Казахстан, где де-факто действуют экспортные ограничения.
Российская металлургическая отрасль характеризуется высокой степенью концентрации производства. Большая часть мощностей по производству стали приходится в ней на несколько крупных металлургических комбинатов «Магнитогорский», «Новолипецкий», «Череповецкий», «Евраз ЗСМК», «Евраз НТМК», «Челябинский». На них, в частности, приходится почти ***% производства горячекатаного листового проката, причем в доле товарной тонколистовой продукции доля комбинатов «большой тройки» («ММК», «НЛМК», «ЧерМК») превышает ***%, а холоднокатаного близка к ***%.
Олигополия наблюдается также в секторе фасонного проката, особенно крупных размеров. Такую продукцию в России фактически могут производить только три компании: «Евраз», «ММК» и «Мечел».
В секторе сортового проката российский рынок отличается гораздо меньшей степенью концентрации. Количество производителей арматуры превышает 15. Среди них важную роль играют современные мини-заводы, построенные после 2005 г. в частности, «НЛМК-Калуга», «Абинский ЭМЗ», «Металлургический завод Балаково», «Тула-Сталь» и др. В 2020 г. на долю четырех крупнейших производителей арматуры в России (группа «НЛМК», «Новосталь-М», «Тула-Сталь» и «Мечел») пришлось немногим более 60% от общероссийского объема выпуска.
В металлургической промышленности по состоянию на январь 2021 г. трудилось *** тыс. человек (***% от общего числа занятых в обрабатывающем секторе и ***% в целом по экономике). По сравнению с предыдущим годом число рабочих мест в отрасли уменьшилось. Снижение численности работников в металлургии в последние годы связано в первую очередь с автоматизацией отрасли и реорганизацией предприятий. Средняя заработная плата в металлургии по итогам 2020 г. составила *** тыс. руб., что на *** тыс. руб. выше, чем в среднем по России.
Таблица 3. Показатели занятости и оплаты труда в отрасли
***
Российский рынок лома черных металлов
Лом черных металлов – это сырьевая база для производства стальной арматуры и слябов. В рамках развития проекта рассмотрены основные тенденции рынка лома черных металлов.
Баланс на рынке лома черных металлов за период с 2005 г. по 2020 г. (выборочно) показан на диаграмме ниже. За 2020 г. заготовка лома черных металлов составила *** тыс. тонн. Этот показатель на ***% ниже значения 2005 г. С графика виден постоянный рост потребления лома с *** тыс. тонн в 2005 г. к показателю в *** тыс. тонн за 2020 г. Значения 2020 г. ориентировочно на ***% ниже значений 2018-2019 гг. Снижение связано с распространением коронавирусной инфекции по всему миру. Экспорт сырья снизился в *** раза за 2020 г. по сравнению с 2005 г. Данные тенденции наблюдаются и 2021 г. поскольку с конца января в России на 180 дней введены экспортные пошлины на лом черных металлов в размере ***%, но не менее *** руб. за тонну. До этого действовали ставки в размере ***%, но не менее *** руб. за тонну.
Ввод пошлин стал результатом активного лоббирования экспортных ограничений Фондом развития трубной промышленности, представляющим интересы крупных трубных холдингов. Фонд аргументировал необходимость повышения пошлин тем, что в 2010–2016 годах металлурги вложили *** млрд. долл. США (*** млрд. руб. на данный момент ) в рост электросталеплавильных мощностей в России на треть, до *** млн тонн в год, однако их загрузка остается низкой: ***%.
Ограничение на экспорт привело к снижению цен на ***% в феврале 2021 г. Так, по результатам периода стоимость лома на внутреннем рынке по сравнению с ценами начала февраля снизилась до *** руб. за тонну без НДС.
Диаграмма 3. Баланс на рынке стального лома в 2005-2020 гг. (тыс. тонн)
***
Целесообразно проанализировать результаты 2021 года. Ориентировочный объем внутренних перевозок черного лома оценивается разработчиками бизнес-плана в *** тыс. тонн. Потребление металлолома снизится на ***% по сравнению с показателем 2020 г. Экспорт лома составит *** тыс. тонн, что в *** раза ниже значений предыдущего периода. Объем импорта в Российскую Федерацию составит *** тыс. тонн. Среднегодовая цена за тонну черного лома составит *** руб. без НДС.
Диаграмма 4. Рынок черного лома в России за 2021 г., тыс. тонн
***
Динамика сбытовых цен на лом показана на рисунке ниже. С графика следует отметить высокую волатильность рынка. Минимальная сбытовая цена за тонну металлолома во временном интервале с 01 января 2018 г. составляла *** руб. без НДС в начале и в апреле 2020 г. С того времени наблюдалась устойчивая тенденция роста цен к значению в *** руб. без НДС в феврале 2022 г. На текущий момент сбытовые цены приближаются к минимальным значения 2020 г. Лето 2022 г. уровень сбытовых цен колеблется в пределах *** руб./тонна без НДС.
Рисунок 3. Динамика изменения цен на черный лом (сбыт), руб., 01.01.2019 г. – 01.07.2022 г.
***
Российский рынок арматуры
Согласно расчетам аналитиков DISCOVERY Research Group, ежегодный объем рынка строительной арматуры в России составляет *** тыс. тонн, что эквивалентно *** млрд $ (*** млрд руб.).
Производство стальной арматуры в России является экспортно-ориентированной отраслью экономики. В 2021 году в натуральном выражении экспорт продукции превысил импорт в *** раз.
Динамика импорта/экспорта за последние 3 года показана в натуральном и денежном выражениях на диаграммах ниже. В 2021 году в Россию импортировано *** тонн стальной арматуры, что на ***% ниже значения предыдущего периода в *** тонны (2020 год). Экспортировано в 2021 году арматуры на ***% меньше показателя 2020 года (*** тонн).
В денежном выражении показатели импорта также снижались по сравнению с 2020 годом, падение составило ***% (*** млн руб.). За счет снижение курса рубля к доллару США в 2021 году экспортировано стальной арматуры на сумму *** млн руб., что на ***% больше значения 2020 г. (*** млн руб.).
По результатам анализа рынка стальной арматуры можно сделать вывод о том, что основная масса арматуры производится для её использования на внутреннем рынке России.
Диаграмма 5. Показатели импорта/экспорта, стальная арматура, 2019-2021 гг., тонн
***
Диаграмма 6. Показатели импорта/экспорта, стальная арматура, 2019-2021 гг., млн руб.
***
На рисунке ниже показано изменение цен на арматуру А500С с начала 2022 года. Максимум цен наблюдался с начала до среды марта 2022 г., стоимость доходила до *** руб. за тонну 04 марта 2022 г. С апреля по июль наблюдаем плавное снижение цен до уровня *** руб./тонна.
Динамика цен на арматуру А500С зависит от ситуации в сталелитейном производстве, а конкретнее от таких показателей, как цены на железную руду, уголь, электроэнергию, легирующие элементы, транспорт.
Цены железной руды и угля подвержены значительным колебаниям в зависимости от общемировой конъюнктуры рынка на сырье. Стоимость легирующих элементов зависит от колебаний цен на цветные металлы на Лондонской бирже. В России необходимо учитывать также колебания курса рубля к доллару, так как сырье котируется в американской валюте. При этом, нельзя забывать, что цены на электроэнергию и железнодорожные перевозки стабильно предсказуемо растут.
Рисунок 4. Изменения цен на стальную арматура в 2022 году
***
Российский рынок полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратного) поперечного сечения
Объем потребления полуфабрикатов прямоугольного (кроме квадратного) поперечного сечения в 2021 году составил *** тыс. тонн. Объем импорта и экспорта алюминиевого профиля находился на уровне *** тыс. тонн и *** тыс. тонн соответственно.
Производство увеличилось на ***% в 2021 году по сравнению с 2020 г. и составило *** тыс. тонн. Потребление продукции на внутреннем рынке снизилось на ***% за счет роста экспорта и составило *** тыс. тонн.
Показатели экспорта значительно превышают показатели импорта. В 2020 г. наблюдалось снижение объемов по обеим показателям, а в 2021 г. рынок восстановился и превысил показатели 2019 г.
В денежном выражении объем экспортируемой продукции увеличился на ***% и в 2021 году достиг значения в *** млрд руб. Рынок полуфабрикатов превышает показатели рынка стальной арматуры (см. предыдущий подраздел) в *** раза.
Диаграмма 7. Баланс на рынке полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратных) поперечного сечения: производство, экспорт, импорт, потребление, в тоннах
***
Диаграмма 8. Показатели экспорта полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратного) поперечного сечения, млн руб.
***
На стоимость продукции, как и на большинство позиций металлического проката, влияет сезонность. Обычный цикл подъема цены наблюдается с марта-апреля до июля. Небольшой спад в середине лета и плавный подъем с сентября-октября. В ноябре-декабре происходит фиксация осенних показателей, а январь-февраль отмечаются самыми низкими показателями, и являются наиболее благоприятным временем для объемных закупок. Сезонность связана со многими факторами, но в первую очередь началом и завершением активной фазы строительства во всех сферах экономики.
Российский рынок стальных прутков
Объем потребления в 2021 году вырос на ***% по сравнению с показателем предыдущего периода и составил *** тонну, из которых *** тонн произведено в России.
Отрасль является импортоориентированной, так, в 2021 году импортировано *** тонн, экспорт составил *** тонн.
При выходе на 100%-ную загрузку производства создаваемое предприятие способно обеспечить ***% объема рынка потребления и ***% от всего объем производства.
Диаграмма 9. Баланс на рынке стальных прутков в России: производство, экспорт, импорт, потребление, в тоннах
***
Показатели импорта/экспорта в денежном выражении показаны на диаграмме ниже:
Диаграмма 10. Импорт/экспорт стальных прутков, 2019-2021 гг., млн руб.
***
В 2021 г. импортировано продукции на сумму *** млн руб., что на ***% выше показателя предыдущего периода. Экспортировано стальных прутков на сумму *** млн руб. в 2021 г. Наблюдается снижение экспортных показателей на ***% по сравнению с 2020 г. Среднегодовой рост импорта в денежном выражении составляет ***%, а экспорта – ***% (анализ проведен за 2019-2021 гг.).
Изменение цен на стальные прутки показан на рисунке ниже. Пиковое значение цены наблюдалось по состоянию на 01 марта 2022 г. и составляло *** руб./тонна. На текущий момент цена колеблется в пределах *** руб. за тонну готовой продукции.
Рисунок 5. Изменения цен на стальной пруток в 2022 году
***
Ситуация на целевом рынке создаваемого проекта
Объем целевого рынка в натуральном выражении
Ключевой рынок создаваемого проекта – это предприятия Воронежской области. В подразделе также приведена статистика по Курской, Орловской, Белгородской, Липецкой и Тамбовской областями.
На диаграмме ниже показан объем рынка стальной арматуры по областям. В анализируемом списке лидирует Воронежская область с показателем в *** тыс. тонн. На втором месте расположилась Липецкая область с показателем в *** тыс. тонн. Всего на целевом рынке емкостной показатель равен *** тыс. тонн. Доля проекта на рынке составит ***%.
Диаграмма 11. Объем целевого рынка в натуральном выражении, тыс. тонн
***
Анализ импорта/экспорта стальной арматуры на целевом рынке
Импорт стальной арматуры из Воронежской области в 2019 г. составил *** тонн на сумму *** млн руб. Происхождение продукции – Республика Молдова. За 2020 г. объем импорта стальной арматуры из Украины составил *** тонн на сумму *** млн руб. В 2021 г. в Воронежскую область арматура не импортировалась.
В целом по исследуемому целевому рынку объем импорта в 2019 г. составил *** тонны (*** млн руб.), в 2020 г. – *** тонн (*** млн руб.), в 2021 г. – *** тонн (*** млн руб.). Импортируется продукция в области из Украины и Республики Молдова.
Из Воронежской области в Республику Беларусь за 2019 г. экспортировано *** тонны стальной арматуры на общую сумму *** тыс. руб. В 2020 г. в Бангладеш и Республику Беларусь экспортировано продукции *** тонн (*** млн руб.). В 2021 г. наблюдаем снижение экспорта до *** тонны, что в денежном выражении составило *** млн руб.
Данные по экспорту из исследуемых областей показаны в таблице ниже. Ключевой торговый партнер – Республика Беларусь. Рекордные показатели зафиксированы в 2020 г. За рассматриваемый период экспортировано 864 тонны стальной арматуры на общую сумму *** млн. руб.
Целевой рынок полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратного) поперечного сечения
Объем производства полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратного) поперечного сечения за 2019-2021 гг. показан на диаграмме ниже. Среднегодовой рост рынка в натуральном выражении оценивается в ***%. В 2021 г. произведено *** тыс. тонн продукции, что на ***% выше показателя предыдущего периода. В целом на Центральный федеральный округ приходится ***% от всего объема производства в целом по стране.
Диаграмма 12. Производство слябов в Центральном федеральном округе, тонн, 2019-2021 гг.
***
По данным ФТС РФ за 2019-2021 гг. слябы в рассматриваемые области не импортировались.
Экспортируется продукция по целевому рынку только из Липецкой области. За 2021 г. вывезено *** тыс. тонн слябов на сумму *** млн руб. Данные показатели значительно превышают значения за 2019 г. и 2020 г. Экспорт слябов из Липецкой области составляет 62,6% от показателя экспорта по России в денежном выражении. Это говорит о наличии крупных производителей полуфабрикатов в Липецкой области и об огромных экспортных возможностях создаваемого предприятия.
Таблица 4. Показатели экспорта слябов из Липецкой области в натуральном (тыс. тонн) и денежном (млн руб.) выражениях
***
Целевой рынок стальных прутков
Объем производства продукции в Центральном федеральном округе и доля производства в разрезе страны показаны на диаграмме ниже. За 2021 г. произведено *** тонн стальных прутков, что равно ***% от производства по всей России.
Потребность целевых областей обеспечивается в основном импортом продукции. Стальные прутки из исследуемых областей практические не экспортируются.
За 2021 г. импортировано прутков массой в *** тонн на сумму *** млн руб. В количественном выражении рынок просел за 2021 г. по сравнению с предыдущим периодом на ***%, но в денежном выражении вырос на ***% за счет падения курса рубля по отношению к американской валюте.
Можно констатировать, что уровень потребления в 6 областях составляет около *** тонн. Ориентировочно, ***% произведенной продукции будет потреблять целевой рынок.
Диаграмма 13. Объем потребления стальных прутков на целевом рынке, тонн
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
10 |
1.1. Суть и идея проекта |
10 |
1.2. Продукция проекта |
10 |
Раздел 2. Анализ рынка |
15 |
2.1. Анализ мирового рынка стальной арматуры |
15 |
2.2. Обзор металлургической отрасли в России |
16 |
2.3. Российский рынок лома черных металлов |
22 |
2.4. Российский рынок арматуры |
25 |
2.5. Российский рынок полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратного) поперечного сечения |
28 |
2.6. Российский рынок стальных прутков |
30 |
2.7. Ситуация на целевом рынке создаваемого проекта |
32 |
2.7.1. Объем целевого рынка в натуральном выражении |
32 |
2.7.2. Анализ импорта/экспорта стальной арматуры на целевом рынке |
33 |
2.7.3. Целевой рынок полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратного) поперечного сечения |
34 |
2.7.4. Целевой рынок стальных прутков |
35 |
Выводы по разделу: |
36 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
39 |
3.1. Профили основных конкурентов проекта |
39 |
3.2. Конкурентные преимущества |
43 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
45 |
4.1. Анализ каналов маркетинговых коммуникаций |
45 |
4.2. Разработка веб-сайта компании |
46 |
4.3. SEO и контекстная реклама |
48 |
4.4. Участие в профильных выставках |
49 |
4.5. Имиджевая презентация |
50 |
4.6. Бюджет на маркетинговые инициативы |
51 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
53 |
5.1. Этапы производственного процесса |
53 |
5.2. Первоначальные инвестиции |
54 |
5.3. График капитальных вложений |
55 |
5.4. Персонал |
55 |
5.5. Схема бизнес-процессов на предприятии |
57 |
Раздел 6. Финансовый план |
58 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
58 |
6.2. Сезонность |
60 |
6.3. Цены с учетом влияния инфляции |
61 |
6.4. Объемы реализации продукции |
62 |
6.5. Выручка от реализации |
63 |
6.6. План найма персонала |
65 |
6.7. Затраты |
66 |
6.8. Налоги |
69 |
6.9. СОК |
70 |
6.10 Кредитный калькулятор |
72 |
6.11. Отчет о прибылях и убытках |
73 |
6.12. Отчет о движении денежных средств |
77 |
6.13. Баланс |
80 |
6.14. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
82 |
6.15. Показатели экономической эффективности |
85 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
88 |
7.1. Анализ чувствительности |
88 |
7.2. Анализ безубыточности |
97 |
Раздел 8. Источники финансирования проекта |
100 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
102 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Объем рынка стальной арматуры, 2021-2025 гг., млрд $ |
15 |
Диаграмма 2. Распределение объемов рынка стальной арматуры в зависимости от региона, % |
16 |
Диаграмма 3. Баланс на рынке стального лома в 2005-2020 гг. (тыс. тонн) |
24 |
Диаграмма 4. Рынок черного лома в России за 2021 г., тыс. тонн |
24 |
Диаграмма 5. Показатели импорта/экспорта, стальная арматура, 2019-2021 гг., тонн |
26 |
Диаграмма 6. Показатели импорта/экспорта, стальная арматура, 2019-2021 гг., млн руб. |
27 |
Диаграмма 7. Баланс на рынке полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратных) поперечного сечения: производство, экспорт, импорт, потребление, в тоннах |
29 |
Диаграмма 8. Показатели экспорта полуфабрикатов прямоугольных (кроме квадратного) поперечного сечения, млн руб. |
29 |
Диаграмма 9. Баланс на рынке стальных прутков в России: производство, экспорт, импорт, потребление, в тоннах |
30 |
Диаграмма 10. Импорт/экспорт стальных прутков, 2019-2021 гг., млн руб. |
31 |
Диаграмма 11. Объем целевого рынка в натуральном выражении, тыс. тонн |
33 |
Диаграмма 12. Производство слябов в Центральном федеральном округе, тонн, 2019-2021 гг. |
34 |
Диаграмма 13. Объем потребления стальных прутков на целевом рынке, тонн |
36 |
Диаграмма 14. График капитальных вложений, тыс. руб. без НДС |
55 |
Диаграмма 15. Динамика выручки по проекту, тыс. руб. без НДС, 2022-2031 гг. |
64 |
Диаграмма 16. Распределение затрат по группам, в % |
69 |
Диаграмма 17. Чистая прибыль/убыток, 2022-2031, тыс. руб. без НДС |
76 |
Диаграмма 18. Чистая прибыль (убыток)/EBITDA, 2022-2031, тыс. руб. без НДС |
77 |
Диаграмма 19. Распределение источников финансирования в проект, % |
100 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Индексы производства в 2015-2020 гг. (значение показателя за год по полному кругу организаций), в % |
18 |
Рисунок 2. Изменение объемов производства основных видов черной металлургии в России, в % к предыдущему периоду |
19 |
Рисунок 3. Динамика изменения цен на черный лом (сбыт), руб., 01.01.2019 г. – 01.07.2022 г. |
25 |
Рисунок 4. Изменения цен на стальную арматура в 2022 году |
28 |
Рисунок 5. Изменения цен на стальной пруток в 2022 году |
32 |
Рисунок 6. Структура используемых каналов маркетинговых коммуникаций |
46 |
Рисунок 7. Пример поисковой оптимизации веб-сайта |
48 |
Рисунок 8. Схема бизнес-процесса предприятия |
57 |
Рисунок 9. Денежные средства на конец периода, тыс. руб. |
80 |
Рисунок 10. Денежные потоки по проекту, тыс. руб. |
87 |
Рисунок 11. Точка безубыточности, тыс. руб. |
99 |
Таблица 1. Производство основных видов продукции черной металлургии в России, 2017-2020 гг., млн тонн |
18 |
Таблица 2. Уровень использования среднегодовой производственной мощности по выпуску отдельных видов продукции черной металлургии в 2017 2019 гг., в % |
19 |
Таблица 3. Показатели занятости и оплаты труда в отрасли |
22 |
Таблица 4. Показатели экспорта слябов из Липецкой области в натуральном (тыс. тонн) и денежном (млн руб.) выражениях |
35 |
Таблица 5. Профиль компании ООО «АБИНСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД» |
39 |
Таблица 6. Профиль компании АО «МЗ БАЛАКОВО» |
41 |
Таблица 7. Сводная таблица сравнения основных конкурентов с создаваемой компанией |
43 |
Таблица 8. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
45 |
Таблица 9. Оценочная стоимость маркетинговых мероприятий |
51 |
Таблица 10. Расчет себестоимости, этап 1 |
53 |
Таблица 11. Расчет себестоимости. Этап 2 |
54 |
Таблица 12. Первоначальные инвестиции в проект, руб. с НДС |
54 |
Таблица 13. Штатное расписание предприятия |
55 |
Таблица 14. Инвестиционный показатели по проекту (без учета привлечения кредитных средств) |
87 |
Таблица 15. Расчет точки безубыточности, тыс. руб. |
98 |
По данным «Анализа рынка пылесосов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране выросли на 13%: с 8,2 до 9,3 млн шт. Необходимость замены и покупки новой техники, отложенные в предыдущем году, рост доходов и потребительской активности выступили основными факторами.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?