Объектом исследования является российский рынок биологически активных добавок (БАД).
БАД — биологически активные вещества и их композиции, предназначенные для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Важно отметить, что подобные добавки не являются лекарственными средствами. Они используются как дополнительный источник биологически активных веществ для ликвидации их дефицита и оптимизации рациона.
Целью исследования является комплексный анализ рынка биологических активных добавок в России.
Задачи исследования:
Определение объема рынка.
Конкурентный анализ.
Ассортиментный анализ.
Ценовой анализ.
Анализ потребителей.
Анализ факторов, влияющих на развитие рынка.
Построение прогнозов развития рынка.
География исследования: Россия.
Хронология исследования:
ретроспектива — 2019-2024 гг.;
прогноз — 2025-2028 гг.
Содержание исследования
Отчет об исследовании состоит из семи глав.
В первой главе представлен обзор российского рынка БАД, в том числе данные об объеме и динамике рынка, его тенденциях.
Вторая глава посвящена анализу внешней торговли БАД.
В третьей главе проведен анализ потребителей: типы, портрет потенциального потребителя, значимые критерии и факторы выбора БАД.
Четвертая глава содержит информацию об участниках российского рынка биологически активных добавок. Также здесь представлены ассортиментный и ценовой анализы актуального на 2024 год предложения отечественного рынка. Дан анализ целевой аудитории и поиск перспективных направлений в области БАД.
Пятая глава посвящена эффективности работы сайтов и приложений ключевых игроков рынка.
В шестой главе содержит анализ факторов и перспектив развития рынка БАД в России.
В седьмой главе сформулированы прикладные рекомендации для нового игрока.
1. Анализ российского рынка БАД
1.1. Объем и динамика потребления БАД в РФ в 2019-2024 гг., общая характеристика рынка
1.2. Актуальные тенденции российского рынка БАД
1.3. Баланс российского рынка БАД в 2019-2024 гг
1.4. Структура рынка БАД по назначению в 2022-2024 гг.
1.5. Структура рынка БАД в разрезе брендов в 2023-2024 гг.
1.6. Структура рынка БАД в разрезе каналов приобретения конечными потребителями в 2023-2024 гг.
2. Анализ внешней торговли БАД
2.1. Анализ импорта БАД в РФ в 2019-2024 гг.
2.1.1. Объем и динамика импорта в 2019-2024 гг.
2.1.2. Структура импорта в разрезе стран-производства в 2023-2024 гг.
2.1.3. Структура импорта в разрезе компаний-производителей в 2023-2024 гг.
2.1.4. Структура импорта в разрезе брендов в 2023-2024 гг.
2.1.5. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2023-2024 гг.
2.2. Анализ экспорта БАД в РФ в 2019-2024 гг.
3. Анализ особенностей потребительского поведения на рынке БАД
3.1. Типы потребителей на рынке БАД
3.2. Портрет потенциального потребителя, структура потребления по уровню дохода, гендеру, возрасту
3.3. Значимые критерии и факторы выбора БАД
4. Конкурентный анализ
4.1. Ассортимент продукции и цены на них, особенности ценообразования конкурентов
4.2. Анализ клиентоориентированности конкурентов (обзор программ лояльности, партнерских программ и т. д.)
4.3. Поиск перспективных инновационных направлений или продуктов (услуг), предлагаемых конкурентами, оценка их востребованности и перспектив в России
5. Анализ эффективности работы сайтов и приложений конкурентов.
5.1. Обзор сайтов конкурентов
5.2. Анализ маркетинговой активности конкурентов (особенности продвижения и оценка эффективности)
6. Факторы и прогноз развития рынка БАД в РФ
6.1. Драйверы развития рынка БАД в РФ
6.2. Барьеры развития рынка БАД в РФ
6.3. Прогноз развития рынка БАД в РФ до 2028 года
Рисунок 1. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в денежном выражении в 2019-2024 гг., млн руб., %
Рисунок 2. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в натуральном выражении в 2019-2024 гг., млн упак., % Рисунок 3. Структура рынка БАД в разрезе ценовых категорий в стоимостном выражении, %
Рисунок 4. Структура топ-10 производителей БАД в России руб., %
Рисунок 5. Структура топ-10 производителей БАД в России, руб., %
Рисунок 6. Структура доли СТМ-БАД в общем объеме БАД, % (руб., упаковки)
Рисунок 7. Объем аптечного рынка, в том числе eCommerce, млрд руб., %.
Рисунок 8. ТОП-10 брендов БАД, лидирующих на российском рынке в стоимостном выражении
Рисунок 9. Структура рынка БАД в РФ в разрезе каналов приобретения конечными потребителями, % от общего объема потребления в денежном выражении
Рисунок 10. Структура рынка БАД в РФ в разрезе каналов приобретения конечными потребителями, % от общего объема потребления в денежном выражении
Рисунок 11. Объем и динамика импорта БАД в России в денежном выражении, млн руб., %
Рисунок 12. Объем и динамика импорта БАД в России в натуральном выражении, млн упак., %
Рисунок 13. Средняя стоимость импорта БАД (с учетом таможенной пошлины, НДС и торговой наценки) и ее динамика, руб./упак.
Рисунок 14. Региональная структура импорта БАД, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 15. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в денежном выражении, млн руб., %
Рисунок 16. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в натуральном выражении, млн упак., %
Рисунок 17. Региональная структура экспорта БАД, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 18. Результаты опроса на вопрос: «Имеете ли Вы опыт употребления БАД?», % от общего числа респондентов Рисунок 19. Результаты опроса на вопрос: «Употребляете ли Вы какие-либо БАД в настоящее время?», %
Рисунок 20. Результаты опроса на вопрос: «Как часто Вы употребляете или употребляли БАД?», %
Рисунок 21. Результаты опроса на вопрос: «Какие БАД вы употребляете?», %
Рисунок 22. Результаты опроса на вопрос: «БАД какой ценовой категории Вы выбираете?», %
Рисунок 23. Результаты опроса на вопрос: «Как Вы принимаете решение о начале приема БАД?», %
Рисунок 24. Результаты опроса на вопрос: «Вы сдавали анализы перед началом приема БАД?», %
Рисунок 25.Структура потребления БАД по гендеру, %
Рисунок 26.Структура потребления БАД по возрасту, %
Рисунок 27. Результаты опроса на вопрос: «Вы отдаете предпочтение БАД российского производства или зарубежного?», %
Рисунок 28. Наценка на БАД в России, %
Рисунок 29. Количество запросов по БАД в разрезе направлений в России, шт.
Рисунок 30. Количество запросов по БАД в разрезе направлений в России, шт.
Рисунок 31. Количество запросов по инновационным БАД в России, шт.
Рисунок 32. Количество запросов по инновационным БАД в России, шт.
Рисунок 33. Количество обращений на сайты компаний-конкурентов в месяц, шт.
Рисунок 34. Количество подписчиков на страницах конкурентов в Instagram, тыс. шт.
Рисунок 35. Удельный вес приверженцев ЗОЖ среди женщин и мужчин в отдельных регионах РФ, %
Рисунок 36. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в России, % к предыдущему периоду
Рисунок 37. Прогноза развития российского рынка БАД в перспективе до 2028 года, млн руб.,
Таблица 1. Баланс российского рынка БАД в 2019-2024 гг.
Таблица 2. Структура рынка БАД в России по назначению, млн руб., %
Таблица 3. Характеристика кодов ТН ВЭД, используемых при проведении таможенных операций с БАД
Таблица 4. Структура импорта в разрезе компаний-производителей
Таблица 5. Структура импорта в разрезе брендов
Таблица 6. Структура импорта в разрезе компаний-получателей
Таблица 7. Ассортимент БАД компании «Эвалар»
Таблица 8. Анализ целевой аудитории ключевых игроков российского рынка БАД
Таблица 9. Ассортиментный и ценовой анализ основных игроков российского рынка БАД
Таблица 10. Программа компаний-конкурентов в области клиентоориентированности (программы лояльности и партнерские программы)
Таблица 11. Анализ особенностей сайтов компаний-конкурентов
Таблица 12. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов
Таблица 13. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов (продолжение)
По данным «Анализа рынка дополнительного профессионального образования в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг число учащихся дополнительного профессионального образования в стране увеличилось на 28% и достигло 8,5 млн чел. Количество студентов дополнительного профобразования увеличивается параллельно с ростом потребности реального сектора экономики в квалифицированных специалистах. Кроме того, рост доли людей среднего и старшего возраста в населении страны создает спрос, в первую очередь, на повышение квалификации и переподготовку кадров, а не на получение основного первичного образования.
Совокупный объем выручки российских компаний, работающих в сегменте розничной торговли одеждой, обувью и аксессуарами, в 2023 году составил 905,8 млрд руб. Это на 1,9% больше, чем годом ранее, но в 49 раз превышает показатели 2005 года. Среднегодовой темп роста (CAGR) за период с 2005 по 2023 год составил 24,1%, что демонстрирует устойчивую динамику расширения рынка.
Российский рынок электрических конденсаторов в текущей ситуации демонстрирует устойчивую положительную тенденцию роста средних контрактных цен при импорте продукции.