Объектом исследования является российский рынок биологически активных добавок (БАД).
БАД — биологически активные вещества и их композиции, предназначенные для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов. Важно отметить, что подобные добавки не являются лекарственными средствами. Они используются как дополнительный источник биологически активных веществ для ликвидации их дефицита и оптимизации рациона.
Целью исследования является комплексный анализ рынка биологических активных добавок в России.
Задачи исследования:
Определение объема рынка.
Конкурентный анализ.
Ассортиментный анализ.
Ценовой анализ.
Анализ потребителей.
Анализ факторов, влияющих на развитие рынка.
Построение прогнозов развития рынка.
География исследования: Россия.
Хронология исследования:
ретроспектива — 2019-2023 гг.;
прогноз — 2024-2027 гг.
Содержание исследования
Отчет об исследовании состоит из семи глав.
В первой главе представлен обзор российского рынка БАД, в том числе данные об объеме и динамике рынка, его тенденциях.
Вторая глава посвящена анализу внешней торговли БАД.
В третьей главе проведен анализ потребителей: типы, портрет потенциального потребителя, значимые критерии и факторы выбора БАД.
Четвертая глава содержит информацию об участниках российского рынка биологически активных добавок. Также здесь представлены ассортиментный и ценовой анализы актуального на 2024 год предложения отечественного рынка. Дан анализ целевой аудитории и поиск перспективных направлений в области БАД.
Пятая глава посвящена эффективности работы сайтов и приложений ключевых игроков рынка.
В шестой главе содержит анализ факторов и перспектив развития рынка БАД в России.
В седьмой главе сформулированы прикладные рекомендации для нового игрока.
1. Анализ российского рынка БАД
1.1. Объем и динамика потребления БАД в РФ в 2019-2022 гг., общая характеристика рынка
1.2. Актуальные тенденции российского рынка БАД
1.3. Баланс российского рынка БАД в 2019-2022 гг
1.4. Структура рынка БАД по назначению в 2022 году
1.5. Структура рынка БАД в разрезе брендов в 2022 году
1.6. Структура рынка БАД в разрезе каналов приобретения конечными потребителями в 2022 году
2. Анализ внешней торговли БАД
2.1. Анализ импорта БАД в РФ в 2019-2022 гг.
2.1.1. Объем и динамика импорта в 2019-2022 гг.
2.1.2. Структура импорта в разрезе стран-производства в 2022 году
2.1.3. Структура импорта в разрезе компаний-производителей в 2022 году
2.1.4. Структура импорта в разрезе брендов в 2022 году
2.1.5. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2022 году
2.2. Анализ экспорта БАД в РФ в 2019-2022 гг.
3. Анализ особенностей потребительского поведения на рынке БАД
3.1. Типы потребителей на рынке БАД 3.2. Портрет потенциального потребителя, структура потребления по уровню дохода, гендеру, возрасту
3.3. Значимые критерии и факторы выбора БАД 4. Конкурентный анализ
4.3. Ассортимент продукции и цены на них, особенности ценообразования конкурентов
4.4. Анализ клиентоориентированности конкурентов (обзор программ лояльности, партнерских программ и т. д.)
4.5. Поиск перспективных инновационных направлений или продуктов (услуг), предлагаемых конкурентами, оценка их востребованности и перспектив в России
5. Анализ эффективности работы сайтов и приложений конкурентов.
5.1. Обзор сайтов конкурентов
5.2. Анализ маркетинговой активности конкурентов (особенности продвижения и оценка эффективности)
6. Факторы и прогноз развития рынка БАД в РФ
6.1. Драйверы развития рынка БАД в РФ
6.2. Барьеры развития рынка БАД в РФ
6.3. Прогноз развития рынка БАД в РФ до 2026 года
Рисунок 1. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в денежном выражении в 2019-2022 гг., млн руб., %
Рисунок 2. Оценка объема и динамики рынка БАД в России в натуральном выражении в 2019-2022 гг., млн упак., % Рисунок 3. Структура рынка БАД в разрезе ценовых категорий в декабре 2021 и декабре 2022 в стоимостном выражении, %
Рисунок 4. Структура топ-10 производителей БАД в России в 2021 году, руб., %
Рисунок 5. Структура топ-10 производителей БАД в России в 2022 году, руб., %
Рисунок 6. Структура доли СТМ-БАД в общем объеме БАД, % (руб., упаковки)
Рисунок 7. Объем аптечного рынка, в том числе eCommerce, млрд руб., %.
Рисунок 8. ТОП-10 брендов БАД, лидирующих на российском рынке по итогам 2021- 2022 гг., в стоимостном выражении Рисунок 9. Структура рынка БАД в РФ в 2021 году в разрезе каналов приобретения конечными потребителями, % от общего объема потребления в денежном выражении
Рисунок 10. Структура рынка БАД в РФ в 2022 году в разрезе каналов приобретения конечными потребителями, % от общего объема потребления в денежном выражении
Рисунок 11. Объем и динамика импорта БАД в России в денежном выражении в 2019-2022 гг., млн руб., %
Рисунок 12. Объем и динамика импорта БАД в России в натуральном выражении в 2019-2022 гг., млн упак., %
Рисунок 13. Средняя стоимость импорта БАД (с учетом таможенной пошлины, НДС и торговой наценки) и ее динамика в 2019-2022 гг., руб./упак.
Рисунок 14. Региональная структура импорта БАД в 2022 году, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 15. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в денежном выражении в 2019-2022 гг., млн руб., % Рисунок 16. Оценка объема и динамики экспорта БАД в России в натуральном выражении в 2019-2022(П) гг., млн упак., %
Рисунок 17. Региональная структура экспорта БАД в 2022 году, % от общего объема в денежном выражении
Рисунок 18. Результаты опроса на вопрос: «Имеете ли Вы опыт употребления БАД?», % от общего числа респондентов Рисунок 19. Результаты опроса на вопрос: «Употребляете ли Вы какие-либо БАД в настоящее время?», %
Рисунок 20. Результаты опроса на вопрос: «Как часто Вы употребляете или употребляли БАД?», %
Рисунок 21. Результаты опроса на вопрос: «Какие БАД вы употребляете?», %
Рисунок 22. Результаты опроса на вопрос: «БАД какой ценовой категории Вы выбираете?», %
Рисунок 23. Результаты опроса на вопрос: «Как Вы принимаете решение о начале приема БАД?», %
Рисунок 24. Результаты опроса на вопрос: «Вы сдавали анализы перед началом приема БАД?», %
Рисунок 25.Структура потребления БАД по гендеру, %
Рисунок 26.Структура потребления БАД по возрасту, %
Рисунок 27. Результаты опроса на вопрос: «Вы отдаете предпочтение БАД российского производства или зарубежного?», %
Рисунок 28. Наценка на БАД в России в 2015-2021 гг., %
Рисунок 29. Количество запросов по БАД в разрезе направлений в 2021 году в России, шт.
Рисунок 30. Количество запросов по БАД в разрезе направлений в 2022 году в России, шт.
Рисунок 31. Количество запросов по инновационным БАД в 2021 году в России, шт.
Рисунок 32. Количество запросов по инновационным БАД в 2022 году в России, шт.
Рисунок 33. Количество обращений на сайты компаний-конкурентов в месяц в 2022 году, шт.
Рисунок 34. Количество подписчиков на страницах конкурентов в Instagram, тыс. шт.
Рисунок 35. Удельный вес приверженцев ЗОЖ среди женщин и мужчин в отдельных регионах РФ в 2022 году, %
Рисунок 36. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения в России в 2014-2022 гг., % к предыдущему периоду
Рисунок 37. Прогноза развития российского рынка БАД в перспективе до 2026 года, млн руб.,
Таблица 1. Баланс российского рынка БАД в 2019-2022 гг.
Таблица 2. Структура рынка БАД в России по назначению в 2022 году, млн руб., %
Таблица 3. Характеристика кодов ТН ВЭД, используемых при проведении таможенных операций с БАД
Таблица 4. Структура импорта в разрезе компаний-производителей в 2022 году
Таблица 5. Структура импорта в разрезе брендов в 2022 году
Таблица 6. Структура импорта в разрезе компаний-получателей в 2022 году
Таблица 7. Ассортимент БАД компании «Эвалар»
Таблица 8. Анализ целевой аудитории ключевых игроков российского рынка БАД
Таблица 9. Ассортиментный и ценовой анализ основных игроков российского рынка БАД
Таблица 10. Программа компаний-конкурентов в области клиентоориентированности (программы лояльности и партнерские программы)
Таблица 11. Анализ особенностей сайтов компаний-конкурентов
Таблица 12. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов
Таблица 13. Сравнительная характеристика маркетинговых активностей конкурентов (продолжение)
Согласно результатам онлайн-опроса потребителей услуг логопедов, проведенного ГидМаркет, наиболее распространенным источником получения информации на исследуемом рынке выступают рекомендации друзей, коллег или семьи. Так ответили 37,6% респондентов. Таким образом, наиболее эффективным способом продвижения услуг логопеда остается так называемое «сарафанное радио», когда уже прошедшие курс обучения потребители делятся своими положительными отзывами и впечатлениями о конкретном специалисте со своими знакомыми или родственниками.
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.