По оценкам BusinesStat, в 2020-2022 гг объем рынка столовых при предприятиях и учреждениях в России вырос на 15%: с 4,64 до 5,35 млрд посещений. Рынок восстанавливался после коронавирусного спада 2020 г.
Отрасль общественного питания была признана одной из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Закрытие и перевод на удаленный режим работы образовательных учреждений, предприятий, учреждений культуры и госорганов привели к значительному сжатию рынка услуг столовых. В 2020 г число посещений столовых при предприятиях и учреждениях в России снизилось на 28%: с 6,46 до 4,64 млрд.
Восстановлению рынка в 2021-2022 гг способствовало постепенное снятие карантинных ограничений, а также обязательное обеспечение учеников начальной школы горячим питанием.
С 1 сентября 2020 г учащиеся младших классов должны обеспечиваться бесплатным горячим питанием не реже одного раза в день. Финансирование производится за счет бюджетных средств. Предоставление бесплатного (для родителей) питания для младших школьников способствовало как увеличению числа посетителей школьных столовых, так и росту среднего потребления в 2020/2021 и 2021/2022 учебных годах.
Дополнительным фактором роста отечественного рынка столовых в 2022 г стало перераспределение спроса из кафе и ресторанов. Обеды в столовых при предприятиях и учреждениях являются одним из самых бюджетных видов питания вне дома. В 2022 г западные санкции привели к ускорению инфляции и снижению реальных располагаемых доходов россиян. Потребители были вынуждены сокращать расходы на питание вне дома и пользоваться услугами столовых.
«Анализ рынка столовых при предприятиях и учреждениях в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
Приведены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли: АйЭфСиЭм Групп, Альтернатива, АСП, Вариант, Вито-1, Газпром питание, ГК «Фьюжен менеджмент», Главная линия, Город кафе, Департамент продовольствия и социального питания г. Казань, Комбинат дошкольного питания, Комбинат питания, Корпусгрупп Урал, Партнеры Красноярск, Партнеры Ноябрьск, Парус, Перспектива, Ротекс-С, Школьник-ЮЗ, Элтехнорд.
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА
Численность столовых
Мощности столовых
Персонал
РЕЙТИНГ СТОЛОВЫХ
Рейтинги предприятий отрасли (юрлиц)
ПРОФИЛИ 5 КРУПНЕЙШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ООО «Партнеры Ноябрьск»
ООО «Газпром питание»
ООО «АйЭфСиЭм Групп» (до 2022 г ООО «Содексо ЕвроАзия»)
ООО «Партнеры Красноярск»
ЗАО «КДП»
ПОСЕТИТЕЛИ СТОЛОВЫХ ПРИ ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ
Численность посетителей
Среднее число посещений
Затраты
ОБЪЕМ РЫНКА
ОБОРОТ РЫНКА
СРЕДНИЙ ЧЕК
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТОЛОВЫХ И БУФЕТОВ ПРИ ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ»
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Таблица 1. Численность столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2018-2022 гг (тыс)
Таблица 2. Численность столовых при предприятиях и учреждениях по форме собственности в России в 2022 г
Таблица 3. Численность столовых при предприятиях и учреждениях в регионах России в 2018-2022 гг
Таблица 4. Площадь залов обслуживания посетителей в столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2018-2022 гг (тыс м2)
Таблица 5. Площадь залов обслуживания посетителей в столовых при предприятиях и учреждениях в регионах России в 2018-2022 гг (м2)
Таблица 6. Количество мест обслуживания в столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2018-2022 гг (тыс)
Таблица 7. Количество мест обслуживания в столовых при предприятиях и учреждениях в регионах России в 2018-2022 гг
Таблица 8. Трудовые ресурсы предприятий отрасли в России в 2018-2022 гг (тыс чел)
Таблица 9. Трудовые ресурсы предприятий отрасли в регионах России в 2018-2022 гг (чел)
Таблица 10. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий отрасли в России в 2018-2022 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 11. Средняя заработная плата сотрудника предприятий отрасли в регионах России в 2018-2022 гг (тыс руб в год)
Таблица 12. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 13. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2021 г (млн руб)
Таблица 14. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2021 г (млн руб)
Таблица 15. Рейтинг предприятий отрасли по расходам в 2021 г (млн руб)
Таблица 16. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2021 г (%)
Таблица 17. Численность клиентов столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2018-2022 гг (млн чел)
Таблица 18. Прогноз численности клиентов столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2023-2027 гг (млн чел)
Таблица 19. Среднее число посещений на клиента в России в 2018-2022 гг
Таблица 20. Прогноз среднего числа посещений на клиента в России в 2023-2027 гг
Таблица 21. Средние годовые затраты клиента столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2018-2022 гг (тыс руб)
Таблица 22. Прогноз средних годовых затрат клиента столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2023-2027 гг (тыс руб)
Таблица 23. Численность посещений столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2018-2022 гг (млрд)
Таблица 24. Прогноз численности посещений столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2023-2027 гг (млрд)
Таблица 25. Оборот рынка столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 26. Прогноз оборота рынка столовых при предприятиях и учреждениях в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 27. Средний чек посещения столовой при предприятиях и учреждениях в России в 2018-2022 гг (руб)
Таблица 28. Прогноз среднего чека посещения столовой при предприятиях и учреждениях в России в 2023-2027 гг (руб)
Таблица 29. Выручка от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 30. Коммерческие и управленческие расходы в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 31. Себестоимость в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 32. Прибыль от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 33. Экономическая эффективность в 2018-2022 гг
Таблица 34. Инвестиции в отрасль в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 35. Номинальный и реальный ВВП в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (трлн руб)
Таблица 36. Инвестиции в основной капитал в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (трлн руб)
Таблица 37. Экспорт и импорт, сальдо торгового баланса, курс доллара в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (млрд долл, руб за долл)
Таблица 38. Индекс потребительских цен (инфляция), индекс цен на продовольственные, непродовольственные товары и услуги в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (% к предыдущему году)
Таблица 39. Оборот розничной торговли товарами и услугами в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (трлн руб)
Таблица 40. Численность постоянного населения в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (млн чел)
Таблица 41. Реально располагаемые доходы населения в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг (% к предыдущему году)
В двенадцатой волне исследования рынка систем дистанционного обслуживания для бизнеса в России, выпущенной в прошлом году, аналитики «ARG» разобрались, какие новинки в этой сфере были выпущены на отечественном рынке. Проанализировав 200+ сообщений об обновлениях систем и запуске нового функционала, анонсированных 20-ю российскими банками, авторы пришли к выводу, что среди видов дистанционного обслуживания больше всего новостей касалось систем мобильного банкинга. При этом почти половина новостей относится к развитию услуг и расширению функционала существующих сервисов, а по числу размещенных новостей лидировали Бланк Банк, ВТБ и УРАЛСИБ.
Вместе с общим ростом e-commerce в России продажи продолжают увеличиваться и в сегменте товаров для спорта. При этом несмотря на та, что в последние несколько лет на российском рынке растет роль маркетплейсов, отдельные интернет-магазины по-прежнему вносят значительный вклад в общий объем продаж.
По данным «Анализа рынка гостиничных услуг в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г объем этого рынка в стране вырос на 3% до 202 млн ночевок. Среди средств размещения гостиничного типа (гостиницы, мотели, хостелы) чаще всего для ночевки постояльцы выбирают гостиницы – 62% рынка.