Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта:
KDC – это децентрализованный финансовый инструмент для инвесторов и предпринимателей, состоящий из:
Рыночная ситуация:
1. На мировом венчурном рынке за прошедший год количество сделок сократилось на ***% (с *** штук в 2018 году до *** в 2019 году). Похожее снижение происходило и по объему инвестиций. В 2018 году общий объем средств, вложенных в стартапы, составлял $*** млрд., то в 2019 году он составил $*** млрд. Падение объема рынка составило ***%. Последний раз такой низкий объем сделок наблюдался пять лет назад. Несколько другие тенденции наблюдаются в Европе. Снижение сделок здесь составило почти ***%. В 2019 году было *** сделок против *** в 2018 году (без учета экзитов). Но объем сделок значительно вырос и поставил новый рекорд $*** млрд. (рост на ***%). Снижение показателей может быть связано с торможением сделок в Китае из‑за торговых войн, в Европе инвестиции в венчурный капитал показали смешанные результаты, например, под негативным влиянием Brexit. Тем не менее, в 2019 году появилось *** компаний-единорогов, больше всего инвесторы вкладывали в e-commerce, искусственный интеллект, здравоохранение, логистику и финансовые сервисы.
2. Наиболее популярным в 2020 году направлением развития стартапов в России стали SaaS-проекты: их разрабатывают ***% опрошенных, на второе место по сравнению с прошлым годом переместились AI-технологии, далее следуют EdTech и Hardware.
3. Основные каналы выручки стартапов – это прямые продажи (***%), модель подписки (***%) и доход от транзакций (***%). Более трети стартапов пока не получает доход от своего проекта – за год количество таких проектов увеличилось на *** п.п. ***% стартапов удалось заработать за год до $ *** (эквивалент *** млн. руб.). Количество стартапов, которые зарабатывают от $*** до $*** (эквивалент *** млн. руб.) и более $*** остается неизменным третий год подряд: ***% и ***% соответственно.
4. Основным целевым рынком продаж российских стартапов остается РФ. В сторону зарубежных рынков смотрит довольно незначительное число проектов: Европа – ***%, США –***% и Азия – ***%.
5. В 2020 году на первое место в списке наиболее эффективных для поиска инвестора каналов вышли конкурсы, год назад занимавшие третью позицию. С минимальным отрывом на вторую строчку переместились рекомендации знакомых. Наименьший результат приносит рассылка писем по базе инвесторов, что в очередной раз подчеркивает важность живого личного контакта.
6. Более половины стартапов (***%) за время существования подняли только один раунд. Два раунда — у ***% профинансированных компаний, три и более — у ***%. Последний раунд был посевным у ***% компаний. На раунд А вышли ***%, раунд B – ***%.
7. Объем инвестиций, который удалось получить ***% респондентов, соответствует ожиданиям трети из них – до $***. От $*** до $ *** млн. привлекли ***% компаний, ***%–от $** млн. до $*** млн. Более $*** млн. получили ***%.
8. В 2019 году состоялось *** сделок. Сокращение по сравнению с 2018‑м годом составило полтора раза. Снижение числа сделок продемонстрировали все категории венчурных проектов, кроме стадии экспансии. Средний чек рос во всех сегментах от посева до зрелой стадии. В итоге рост объема инвестиций в венчурный рынок по сравнению с прошлым годом составил ***% до $*** млн. без учета выходов.
9. В стадии seed средний чек сделок вырос в два раза с $*** млн. до $*** млн, в стадии startup объем сделки вырос больше, чем в три раза — с $*** млн. до $*** млн. Количество сделок в первой категории снизилось на *** единицы, а во второй – на *** сделок. Это связано со снижением активности акселераторов. На стадии посева падение в процентном соотношении составило ***%, в стадии startup – ***%.
10. Двукратный прирост в относительном выражении инвестиций показали проекты на стадии посева (до $*** млн.) и стартапы, сегмент которых вырос до $*** млн. Активность обеспечено благодаря акселераторам, что говорит о значимости рассматриваемого проекта в будущем венчурной индустрии России и СНГ.
11. Объём рынка электронной коммерции России составил в 2019 году $*** млрд, что составляет ***% от ВВП страны. Рост рынка в 2019 году составил ***%.
12. Российские компании в 2019 году инвестировали $*** млн. в развитие искусственного интеллекта. Большая часть (***%) указанных расходов пришлась на серверы, используемые для реализации ИИ-алгоритмов. ***% затрат составили ИТ-сервисы, ***% — приложения ИИ, ***% — системы хранения данных, по ***% — программные платформы ИИ и бизнес-услуги.
13. В 2019 году объём продаж решений с использованием технологий ИИ достиг отметки в $*** млн., что на ***% превзошло показатель годичной давности. ***% затрат на ИИ-рынке приходится на инвестиции в вычислительные мощности для обработки больших объемов данных и их хранения. ***% составляют расходы на программное обеспечение. Согласно прогнозам экспертов рынка, эти инвестиции увеличатся более чем вдвое к 2023 году за счет роста приложений с использованием технологий искусственного интеллекта.
14. Объем рынка транзакций в шеринг-экономике составил $ *** млрд., что на ***% больше показателей предыдущего периода. Объем рынка без учета С2С продаж, который в настоящем анализе относится к сфере электронной коммерции составляет $ *** млрд.
15. Мировой рынок аналитики больших данных оценивается в $*** млрд. по итогам 2019 года. По прогнозам аналитиков, он вырастет до $*** млрд., при средней динамике в ***% в течение прогнозируемого периода с 2020 по 2028 год. На Россию приходится меньше ***% от глобального объема рынка data science решений, соответственно, рынок можно оценить в $ *** млрд., что сопоставимо с различными прогнозами экспертов рынка.
16. В ближайшее десятилетие технология блокчейн способна привести к росту мирового ВВП на *** трлн. долларов США к 2030 году. Этот показатель составляет ***% от всего объема мирового ВВП.
Прямые конкуренты:
Конкурентные преимущества:
3. Выпуск токена KDC, которым будут подтверждаться сделки между инвесторами и основателями проектов.
Маркетинговый бюджет, ежемесячный:
Канал привлечения клиентов |
Бюджет, $/мес. |
SEO-продвижение |
*** |
Поиск по ключевым словам |
*** |
Реклама у блогеров YouTubе |
*** |
Реклама у блогеров Instagram |
*** |
Графические баннеры |
*** |
Е-mail рассылка |
*** |
ИТОГО |
*** |
Финансовые показатели проекта:
Показатели |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. $ |
327 |
NPV |
тыс. $ |
*** |
IRR (годовая) |
% |
*** |
PI |
раз |
9,21 |
Срок окупаемости |
мес. |
61 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Анализ мирового венчурного рынка
На мировом венчурном рынке за прошедший год количество сделок сократилось на ***% (с *** штук в 2018 году до *** в 2019 году). Похожее снижение происходило и по объему инвестиций. В 2018 году общий объем средств, вложенных в стартапы, составлял $*** млрд, то в 2019 году он составил $*** млрд. Падение объема рынка составило ***%. Последний раз такой низкий объем сделок наблюдался пять лет назад.
Несколько другие тенденции наблюдаются в Европе. Снижение сделок здесь составило почти ***%. В 2019 году было *** сделок против *** в 2018 году (без учета экзитов). Но объем сделок значительно вырос и поставил новый рекорд $39,9 млрд (рост на 28%).
Снижение показателей может быть связано с торможением сделок в Китае из‑за торговых войн, в Европе инвестиции в венчурный капитал показали смешанные результаты, например, под негативным влиянием Brexit. Тем не менее, в 2019 году появилось *** компаний-единорогов, больше всего инвесторы вкладывали в e-commerce, искусственный интеллект, здравоохранение, логистику и финансовые сервисы.
Поскольку распределение проектов планируется в соотношении ***% – проекты со стран СНГ, ***% – стартапы по всему миру целесообразно рассмотреть основные тенденции инновационного рынка в России.
Диаграмма 1. Характеристика мирового венчурного рынка
***
Диаграмма 2. Количество и объем сделок на всех стадиях в 2019 г.
***
Рынок стартапов в России
По данным исследования «Венчурный барометр 2020» треть стартапов находится на стадии создания минимально жизнеспособной версии продукта, продвижения и первых продаж. Таких стартапов все еще большинство, но это на *** п.п. меньше, чем в прошлом году. На *** п.п. выросло число проектов на стадии масштабирования, что на *** п.п. ниже показателей 2018 года. ***% подбирает команду и планирует заняться разработкой прототипа. В 2020 г. на *** п.п. уменьшилось число стартапов до ***%, которые стабильно развиваются, ищут новые направления для взрывного роста по сравнению с показателями 2019 года. Только ***% находятся на стадии формулирования идеи, изучения конкурентов и потребностей целевой аудитории и разработки бизнес-модели.
Диаграмма 3. Стадия развития проектов, по годам, %
***
По результатам опроса наиболее популярным в 2020 году направлением стали SaaS-проекты: их разрабатывают ***% опрошенных, на второе место по сравнению с прошлым годом переместились AI-технологии, далее следуют EdTech и Hardware.
В целом, можно сказать, что выбор предпринимателей соответствует предпочтениям инвесторов: более половины из топ-10 ниш, которые выбирают предприниматели, пересекается с самыми популярными направлениями среди инвесторов.
Таблица 1. Самые популярные ниши среди предпринимателей и инвесторов
***
Из десятки самых привлекательных для фаундеров направлений 2019 года выбыли продукты и услуги для бизнеса, Big Data, IoT, e-commerce и HRTech. Наименее популярные у предпринимателей направления –Blockchain/Cryptocurrency, AdTech, ChemTech, Cybersecurity RetailTech – их выбирает не более ***% респондентов.
Среди целевых отраслей, рассматриваемых фаундерами для реализации своих технологий, – IT, образование, медицина, робототехника и машиностроение, транспорт. Если первые две остались на уровне прошлого года, то количество проектов для медицинской сферы выросло на *** п.п. Едва ли это можно связывать с влиянием пандемии, так как редкий стартап способен так быстро адаптироваться к изменениям внешней среды. Кроме того, тренд на рост числа MedTech проектов наметился уже в прошлом году.
Как и год назад, предприниматели стремятся к созданию продуктов, которые могут применяться в нескольких индустриях. ***% респондентов считают свой продукт кросс-индустриальным, это повышает шансы найти свою целевую аудиторию и выйти на стабильные показатели развития бизнеса.
В 2020 г. на *** п.п. снизилось количество стартапов, работающих по модели В2В. Сегмент В2G увеличился на *** п.п. и составил ***%, в *** раза увеличилось количества стартапов, работающих на рынке В2С. В опросе допускался выбор нескольких вариантов ответа.
Диаграмма 4. Динамика изменения специализации стартапов, 2018-2020 гг., %
***
Традиционно главная потребность стартапов – это инвестиции. Далее следуют связи и знакомства, партнерства и сотрудники. К сожалению, необходимость получения дополнительных знаний в этом году осознает еще меньшее число респондентов, чем год назад. Хотя, возможно, именно этих знаний им не хватает для привлечения инвестиций.
Диаграмма 5. Ресурсы для развития стартапа
***
В этом году основатели сместили фокус своего внимания с разработки продукта на продажи и привлечение финансирования. И то, и другое гораздо лучше соотносится с их потребностью в инвестициях: несовершенный, но имеющий выручку, проект имеет больше шансов привлечь финансирование. Кроме того, очевиден и тот факт, что инвесторы едва ли придут сами, поэтому IR должны быть одной из приоритетных задач.
Диаграмма 6. Концентрация внимания инициаторов проектов
***
Диаграмма 7. Основная модель выручки российских стартапов, %
***
Основные каналы выручки стартапов – это прямые продажи (***%), модель подписки (***%) и доход от транзакций (***%). Более трети стартапов пока не получает доход от своего проекта – за год количество таких проектов увеличилось на 4 п.п. ***% стартапов удалось заработать за год до $ *** (эквивалент *** млн. руб). Количество стартапов, которые зарабатывают от $*** до $*** (эквивалент *** млн руб) и более $*** остается неизменным третий год подряд: ***% и ***% соответственно.
Основным целевым рынком продаж российских стартапов остается РФ. В сторону зарубежных рынков смотрит довольно незначительное число проектов: Европа – ***%, США –***% и Азия – ***%.
Диаграмма 8. Распределение стартапов по выручке за последние 12 месяце, %
***
По мере развития стартапов на первое место в списке источников финансирования выходит выручка от продаж. Однако на втором месте все еще остаются собственные средства основателей. Процент стартапов, которые после запуска финансируются фондами и бизнес-ангелами, крайне незначительный.
Основатели проектов, стартующие на собственные средства, чаще прочих в дальнейшем переходят на финансирование за счет собственной выручки. В этом году количество проектов, начинающих и продолжающих свою деятельность за счет грантов, увеличилось в два раза. Также двукратно увеличилось число стартапов, по сравнению с 2019 г., профинансированных на начальном этапе частными непрофильными инвесторами, друзьями и родственниками, но сумевших сгенерировать выручку, которая позволяет им развиваться.
Диаграмма 9. Основной источник финансирования на момент запуска стартапа
***
В 2020 году можно отметить положительную динамику подхода стартапов к желаемому объему инвестиций. Среди проектов начальной стадии, формулирования идеи, изучения конкурентов и целевой аудитории, на *** п.п. больше стало тех, кто не планирует привлекать инвестиции в этом году. Это говорит о росте осознанности основателей и их более осторожному подходу к финансированию стартапа внешними средствами на этом этапе.
Почти треть проектов стадии стабильного развития и поиска новых направлений для взрывного роста также не испытывает потребности во внешнем финансировании.
Если сопоставить текущий объем выручки и желаемый размер инвестиций стартапов этого и прошлого года, то тут тоже можно отметить положительную тенденцию: ***% предпринимателей, не имеющих дохода, не планируют пока привлекать инвестиции. В прошлом году этот показатель составлял всего ***%. При этом уменьшилось и число проектов без дохода, претендующих на финансирование от $*** и выше.
На *** и ** п.п. соответственно увеличилось число проектов с доходом от *** до *** млн и более *** млн $, рассчитывающих на инвестиции от *** до *** млн долларов США.
В этом году на первое место в списке наиболее эффективных для поиска инвестора каналов вышли конкурсы, год назад занимавшие третью позицию. С минимальным отрывом на вторую строчку переместились рекомендации знакомых. Наименьший результат приносит рассылка писем по базе инвесторов, что в очередной раз подчеркивает важность живого личного контакта. Среди вариантов ответов «Другое» – акселераторы, фонды, партнеры, клиенты из других бизнесов и предыдущий опыт сотрудничества с инвестором. К этой категории относится также создаваемый продукт.
Диаграмма 10. Методы поиска инвесторов
***
Распределение сил среди различных типов инвесторов осталось прежним: в тройке лидеров частные непрофильные инвесторы, российские венчурные фонды
и стратегические инвесторы.
Диаграмма 11. Распределение инвесторов, %
***
Более половины стартапов (***%) за время существования подняли только один раунд. Два раунда — у ***% профинансированных компаний, три и более — у ***%. Последний раунд был посевным у ***% компаний. На раунд А вышли ***%, раунд B – ***%. Число грантополучателей в 2020 году увеличилось на *** п.п. Эта тенденция продолжает расти третий год подряд.
Объем инвестиций, который удалось получить ***% респондентов, соответствует ожиданиям трети из них – до $***. От $*** до $ *** млн привлекли ***% компаний, ***% – от $*** млн до $*** млн. Более $*** млн получили ***%.
За последний год увеличилось число основателей, которые сохраняют за собой основную долю в компании (от ***% до ***%) с *** до *** процентов. У ***% (минус *** п.п. по сравнению с прошлым годом) респондентов– от *** до ***% доли в стартапе. ***% не имеют контрольного пакета в своем бизнесе.
Обзор сделок на рынке
В 2019 году состоялось *** сделок. Сокращение по сравнению с 2018‑м годом составило полтора раза. Снижение числа сделок продемонстрировали все категории венчурных проектов, кроме стадии экспансии. Средний чек рос во всех сегментах от посева до зрелой стадии. В итоге рост объема инвестиций в венчурный рынок по сравнению с прошлым годом составил ***% до $*** млн без учета выходов. В стадии seed средний чек сделок вырос в два раза с $*** млн до $*** млн, в стадии startup объем сделки вырос больше, чем в три раза — с $*** млн до $*** млн. Количество сделок в первой категории снизилось на *** единицы, а во второй – на *** сделок. Это связано со снижением активности акселераторов. На стадии посева падение в процентном соотношении составило ***%, в стадии startup – ***%. Число сделок по разным стадиях в зависимости от года продемонстрировано на диаграмме ниже:
Диаграмма 12. Распределение количества сделок по стадиям в России
***
В исследовании от «Dsight» использована классификация инвесторов на: бизнес-ангелов, акселераторы, корпорации, фонды, иностранные инвесторы и государственные фонды. Распределение инвесторов согласно классификации смотрите ниже:
Диаграмма 13. Распределение инвесторов по типам, % от общего количества сделок
***
Объем инвестиций в денежном выражении в зависимости от стадии стартапа показан в таблице ниже.
Таблица 2. Объем сделок в стартапы в денежном выражении, сравнение по годам, млн. $
***
Распределение по стадиям в денежном выражении представлено на диаграмме ниже:
Диаграмма 14. Распределение сделок в зависимости от стадии в денежном выражении, %
***
Двукратный прирост в относительном выражении инвестиций показали проекты на стадии посева (до $*** млн) и стартапы, сегмент которых вырос до $*** млн. Активность обеспечено благодаря акселераторам, что говорит о значимости рассматриваемого проекта в будущем венчурной индустрии России и СНГ.
Стартапы, прошедшие «школу жизни» в акселераторах, успешней привлекают инвестиции. В 2019 году таких проектов было более ***. Это объяснимо – акселераторы отсеивают заведомо провальные проекты, помогают компаниям выйти на рынок, выстроить грамотную PR-кампанию и наработать связи с инвесторами.
Образцом остается первый в мире акселератор стартапов YCombinator, запущенный в 2005 году и вложивший за десятилетие $*** млн в *** проектов. Из них ***% получили финансирование от инвесторов.
В 2019 году ФРИИ из двух наборов вложил в *** проектов. Многие из них стали участниками международной программы развития GoGlobal. Через акселератор Starta Accelerator получили финансирование *** стартапов, Winno Moscow летом выбрал семь стартапов.
Венчурный рынок в России развивается, и многие фаундеры пытаются привлечь финансирование у крупных корпораций, а не продавать долю следующему венчурному инвестору. Акселераторы компании помогают выстраивать бизнес-экосистемы, тестировать новые направления бизнеса и эффективно расходовать деньги.
Крупные компании на постоянной основе рассматривают свои акселераторы как средство поиска инноваций. Например, акселераторы активно развивает Сбербанк (500 Startups, SberUp), «Лаборатория Касперского» (iHub для проектов в области Cyber Security), МТС (MTS StartUp Hub), Qiwi (Qiwi Universe Product Hub),
«Северсталь» (проекты в металлургии). Также начали появляться мультикорпоративные акселераторы для секторов промышленности — среди них работающий на рынке современных строительных технологий Build UP, который реализуется компаниями «Галс-Девелопмент», «Дон-Строй-Инвест» и «Фодд»» при поддержке фонда «Сколково».
Большие ожидания от программ акселерации от госструктур. В 2019 году акселераторы запустили «Вертолеты России», «Росатом», РЖД, ВТБ, ГТЛК и КАМАЗ.
При этом РЖД уже проинвестировал в семь стартапов, а ВТБ — в двенадцать.
Ожидаемо, что спрос на такие инкубаторы со стороны корпораций будет только расти с каждым годом.
Количество B2B и B2C сделок в этом году почти сравнялось (*** и ***), при этом по объему на $*** млн больше у B2C (*** против *** в B2B). Сделки в В2В догоняют В2С-сегмент, так как у первых становится все более капиталоемкая модель. Наиболее популярными по числу и вторыми по объему инвестиций стали вложения в программное обеспечение для бизнеса.
Диаграмма 15. В2В сделки по кол-ву, шт.
***
Диаграмма 16. В2В сделки по сумме, млн. $
***
В В2С-сегменте как по объемам инвестиций, так и по числу сделок лидирующее положение ожидаемо занял e-commerce. Рынок интернет-торговли в России будет рассмотрен в следующем подразделе бизнес-плана. В 2019 году образовательный сегмент занял второе место по числу сделок (***%) и третье — по объему привлеченных инвестиций (***%), хотя в 2017 году ниша не была на пике. Сегмент транспорта и логистики может вырасти за счет роста инвестиций и интереса к венчурным сделкам со стороны РЖД, ГТЛК, Трансконтейнера (группа Дело), Трансмашхолдинга, ПЭК, Деловых линий и других крупных логистических компаний.
Диаграмма 17. В2С сделки по количеству, шт.
***
Диаграмма 18. В2С сделки по сумме, млн. $
***
Краткий обзор рынка E-commerce в России
Российский рынок E-commerce в последнее десятилетие перешел от медленного к ускоренному развитию, на что повлияли растущее проникновение Интернета и широкое использование мобильных устройств по всей стране.
Объём рынка электронной коммерции России составил в 2019 году $*** млрд, что составляет ***% от ВВП страны. Рост рынка в 2019 году составил ***%. К 2023 году аналитики прогнозируют резкий рост рынка, по данным аналитического портала Statista лидерами рынка станут «Яндекс. Маркет» и «Беру», которые займут половину рынка.
В2С продажи
Всего за 2019 г. в России сделано 425 млн заказов в интернет-магазинах. Это на ***% больше, чем год назад. Общая выручка онлайн-магазинов составила *** млрд $, что на ***% больше, чем в 2018 году. При сохранении темпов развития рынка его объем к концу 2023 года составит *** млрд $.
Диаграмма 19. Объем рынка, B2C
***
Важная тенденция последних трёх лет – падение среднего чека при увеличении числа заказов. Средний чек покупки в онлайн-магазине в 2019 году составил $ ***, что на ***% меньше, чем годом ранее.
C2С продажи
Количество вовлеченных в С2С-торговлю продавцов c 2018 по конец 2019 г. выросло почти в два раза и составило *** миллионов продавцов. Число покупателей при этом составило *** миллионов. Общий объём рынка оценивается в *** млрд $. За 2019 год проведено ***млн продаж. Средний чек покупки в C2C составляет $ ***.
Возросла активность C2C-продаж в регионах. Растет доля С2С-продавцов, живущих в небольших городах. Если в 2017 на столицы и региональные центры приходилось ***% С2С-продавцов, то в 2019 году – только ***%.
Диаграмма 20. Распределение частных продавцов по типам населенных пунктов, %
***
Три самых популярных категории товаров для продажи на рынке С2С-продаж – электроника и бытовая техника, одежда и обувь и детские товары (***%, ***% и ***% соответственно). Самая большая доля сделок приходится на категорию электроники и бытовой техники – ***%. Далее идут детские товары (***%) и автозапчасти и аксессуары (***%).
Краткий обзор рынка AI в России
Российские компании в 2019 году инвестировали $*** млн в развитие искусственного интеллекта. Большая часть (***%) указанных расходов пришлась на серверы, используемые для реализации ИИ-алгоритмов. ***% затрат составили ИТ-сервисы, ***% — приложения ИИ, ***% — системы хранения данных, по ***% — программные платформы ИИ и бизнес-услуги.
В 2019 году объём продаж решений с использованием технологий ИИ достигнет $*** млн, что на ***% превзойдет показатель годичной давности. ***% затрат на ИИ-рынке приходится на инвестиции в вычислительные мощности для обработки больших объемов данных и их хранения. ***% составляют расходы на программное обеспечение. Согласно прогнозам экспертов рынка, эти инвестиции увеличатся более чем вдвое к 2023 году за счет роста приложений с использованием технологий искусственного интеллекта.
Основные сценарии применения искусственного интеллекта показаны на диаграмме ниже. ***% компаний отметили, что используют технологии ИИ в решениях для интеллектуальной автоматизации обработки данных, а ***% представителей бизнеса используют технологии ИИ для создания цифровых помощников для сотрудников, работающих с информацией.
Наиболее часто используемым типом решений на базе ИИ в России являются виртуальные помощники: их применяют ***% руководителей и ведущих специалистов. На втором месте оказались прогнозный анализ (***%) и машинное обучение (***%).
При этом ***% опрошенных отметили, что в пятилетней перспективе в их компаниях планируется внедрение прогнозного анализа, а ***% — анализа изображений. ***% респондентов планируют использовать виртуальных помощников и обработку запросов на естественном языке. Также ожидается, что в течение 5 лет применение ИИ покажет взрывной рост в двух областях: самоуправляемые механизмы, например, беспилотный транспорт (в *** раза) и робототехника (рост рынка в *** раза).
Диаграмма 21. Основные сценарии применения ИИ в России, %
***
Диаграмма 22. Технологии ИИ в российских компаниях, %
***
Основными критериями оценки внедрения ИИ респонденты назвали удовлетворенность клиентов/партнеров/инвесторов (***%), достижение ожидаемого возврата инвестиций, ROI (***%) и качество продуктов и услуг (***%).
Большинство респондентов отметили, что в их компаниях искусственный интеллект используется в области исследований и разработки (R&D) — ***%, а также в работе с клиентами (например, для персонализации) — ***% и обслуживании клиентов — ***%. Наименьшее количество специалистов использует искусственный интеллект в юридических процессах (***%), в ценообразовании и продвижении (***%), в финансах и бухгалтерии (***%).
Более 90% опрошенных экспертов считают, что в 2019-2024 годах ИИ повлияет на экономический рост, производительность труда и инновационное развитие. Также следует отметить существенное влияние искусственного интеллекта на создание рабочих мест (например, появление новых профессий, изменение требований к профессиям и др.) — ***%.
Краткий обзор рынка Sharing Economy в России
По данным портала Statista объем рынка транзакций в шеринг-экономике составил $ *** млрд, что на ****% больше показателей предыдущего периода. Эти показатели сопоставимы с развитием мирового рынка в данном направлении. PWC прогнозировал рост мирового объема экономики совместного потребления до $*** млрд к 2025 году (за счет пяти ключевых секторов — путешествий, совместного использования автомобилей, финансов, поиска персонала, а также потоковой передачи музыки и видео), однако этот прогноз был сделан до развития пандемии, от последствий которой пострадали многие шеринговые сервисы. Объем транзакций по секторам экономики представлен на диаграмме ниже. На диаграмме к разделу «Прочие» относятся категории: офисшеринг, индивидуальная мобильность, краудфандинг и аренда вещей.
Диаграмма 23. Объем рынка транзакций шеринг-экономики в России, млрд $
***
Диаграмма 24. Распределение транзакций по секторам, %
***
Рынок С2С продажи вещей был рассмотрен в анализе рынка электронной коммерции. Следует отметить разницу в расчёте объема рынка: так, по данным раздела «Краткий анализ рынка E-commerce» объем транзакций оценен разработчиком бизнес-плана в $ *** млрд. По данным «РАЭК» объем рынка оценен в $ *** млрд. Поэтому, в этом подразделе следует рассмотреть тенденции остальных секторов, объем рынка которых оценивается в $ *** млрд.
Таблица 3. Основные тренды шеринг-экономики в России
***
Краткий обзор рынка Data Science в России
В сентябре 2020 г. агентство «ResearchAndMarkets» опубликовало отчет о глобальном рынке аналитики больших данных. Согласно опубликованной информации, мировой рынок аналитики больших данных оценивается в $*** млрд по итогам 2019 года. По прогнозам аналитиков, он вырастет до $*** млрд, при средней динамике в ***% в течение прогнозируемого периода с 2020 по 2028 год.
На Россию приходится меньше ***% от глобального объема рынка data science решений, соответственно, рынок можно оценить в $ *** млрд, что сопоставимо с различными прогнозами экспертов рынка.
Основными барьерами на данном рынке являются следующие факторы:
Целевая аудитория сегмента: банки, телеком операторы, крупный ритейл, промышленность и госсектор. Влияние различных отраслей на рынок аналитики больших данных и примеры применения технологий показаны ниже.
Диаграмма 25. Относительный рейтинг влияния на рынок аналитики больших данных, отн. ед.
****
Таблица 4. Примеры применения Data Science в отраслях экономики
***
Краткий обзор рынка Blockchain в России
В ближайшее десятилетие технология блокчейн способна привести к росту мирового ВВП на *** трлн долларов США к 2030 году. Этот показатель составляет ***% от всего объема мирового ВВП.
Рисунок 1. Влияние блокчейн на мировую экономику по данным PwC, млрд $
***
Согласно опросу руководителей компаний, управляющие по всему миру пытаются перестроить операционную деятельность: ***% включает цифровую трансформацию основных бизнес-процессов и операций в тройку главных приоритетов. При помощи блокчейна организации могут укреплять доверие и повышать прозрачность в таких сферах, как сертификация, подбор персонала, коммерческие операции, а также получение, использование данных и обмен ими. Блокчейн помогает компаниям самых разных отраслей, от тяжелой промышленности, например, добывающего сектора, до модных брендов, демонстрировать успехи в таких сферах, как устойчивое развитие и этический выбор поставщиков, чтобы соответствовать растущему интересу общественности и инвесторов к этим аспектам.
PwC отметила пять ключевых областей применения блокчейна и оценила их потенциал для создания ценности, используя экономический анализ и отраслевые исследования. В эти пять ключевых областей входят отслеживание потоков денежных средств; платежи и финансовые услуги; управление идентификацией; контракты и урегулирование спорных ситуаций; взаимодействие с клиентами.
Таблица 5. Влияние блокчейна на мировой ВВП к 2030 г.
***
Степень влияния описанных выше технологий на мировой ВВП показана на диаграмме ниже.
Диаграмма 26. Степень влияния на мировой ВВП, %
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
9 |
Раздел 1. Описание проекта |
13 |
1.1. Суть и идея проекта |
13 |
1.2. Преимущества создаваемого проекта |
15 |
Раздел 2. Анализ рынка |
17 |
2.1. Анализ мирового венчурного рынка |
17 |
2.2. Рынок стартапов в России |
18 |
2.3. Обзор сделок на рынке |
28 |
2.4. Краткий обзор рынка E-commerce в России |
34 |
2.4.1. В2С продажи |
34 |
2.4.2. C2С продажи |
35 |
2.5. Краткий обзор рынка AI в России |
36 |
2.6. Краткий обзор рынка Sharing Economy в России |
38 |
2.7. Краткий обзор рынка Data Science в России |
41 |
2.8. Краткий обзор рынка Blockchain в России |
43 |
Выводы |
45 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
49 |
3.1. Отбор основных конкурентов |
49 |
3.2. Стратегическая канва |
57 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
61 |
4.1. Анализ деятельности конкурентных сайтов |
61 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
72 |
5.1. Планируемый объем инвестиций в проект |
72 |
5.2. Персонал проекта |
72 |
5.3. Монетизация проекта |
73 |
Раздел 6. Финансовый план |
75 |
6.1. Допущения, использованные при расчетах |
75 |
6.2. Изменение цен |
77 |
6.3. Объемы реализации |
78 |
6.4. Выручка от реализации услуг |
79 |
6.5. План найма персонала |
81 |
6.6. Затраты |
82 |
6.7. Налоговые платежи |
84 |
6.8. Собственный оборотный капитал |
85 |
6.9. Капитальные вложения в проект |
87 |
6.10. Отчет о прибылях и убытках |
87 |
6.11. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
90 |
6.12. Отчет о движении денежных средств |
93 |
6.13. Прогнозный баланс |
94 |
6.14. Показатели экономической эффективности проекта |
95 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
100 |
7.1. Анализ чувствительности |
100 |
7.2. Анализ безубыточности |
105 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
109 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Распределение стартапов по сферам деятельности, % |
14 |
Диаграмма 2. Характеристика мирового венчурного рынка |
18 |
Диаграмма 3. Количество и объем сделок на всех стадиях в 2019 г. |
18 |
Диаграмма 4. Стадия развития проектов, по годам, % |
19 |
Диаграмма 5. Динамика изменения специализации стартапов, 2018-2020 гг., % |
21 |
Диаграмма 6. Ресурсы для развития стартапа |
22 |
Диаграмма 7. Концентрация внимания инициаторов проектов |
22 |
Диаграмма 8. Основная модель выручки российских стартапов, % |
23 |
Диаграмма 9. Распределение стартапов по выручке за последние 12 месяце, % |
24 |
Диаграмма 10. Основной источник финансирования на момент запуска стартапа |
25 |
Диаграмма 11. Методы поиска инвесторов |
26 |
Диаграмма 12. Распределение инвесторов, % |
27 |
Диаграмма 13. Распределение количества сделок по стадиям в России |
28 |
Диаграмма 14. Распределение инвесторов по типам, % от общего количества сделок |
29 |
Диаграмма 15. Распределение сделок в зависимости от стадии в денежном выражении, % |
30 |
Диаграмма 16. В2В сделки по кол-ву, шт. |
32 |
Диаграмма 17. В2В сделки по сумме, млн. $ |
32 |
Диаграмма 18. В2С сделки по количеству, шт. |
33 |
Диаграмма 19. В2С сделки по сумме, млн. $ |
33 |
Диаграмма 20. Объем рынка, B2C |
34 |
Диаграмма 21. Распределение частных продавцов по типам населенных пунктов, % |
35 |
Диаграмма 22. Основные сценарии применения ИИ в России, % |
37 |
Диаграмма 23. Технологии ИИ в российских компаниях, % |
37 |
Диаграмма 24. Объем рынка транзакций шеринг-экономики в России, млрд $ |
39 |
Диаграмма 25. Распределение транзакций по секторам, % |
39 |
Диаграмма 26. Относительный рейтинг влияния на рынок аналитики больших данных, отн. ед. |
42 |
Диаграмма 27. Степень влияния на мировой ВВП, % |
45 |
Диаграмма 28. Структура маркетинговых инструментов для онлайн-продвижения с учетом их эффективности, % |
66 |
Диаграмма 29. Распределение проектов на платформе, % |
74 |
Диаграмма 30. Годовая динамика выручки от реализации услуг по проекту, тыс. $ |
80 |
Диаграмма 31. Центры прибыли по проекту, % |
81 |
Диаграмма 32. Динамика чистой прибыли (убытка) по проекту, тыс. $ |
89 |
Диаграмма 33. EBITDA по проекту, тыс. $ |
89 |
Диаграмма 34. Движение денежных средств по проекту, тыс. $ |
94 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Влияние блокчейн на мировую экономику по данным PwC, млрд $ |
43 |
Рисунок 2. Стратегическая канва проекта и ближайших конкурентов |
60 |
Рисунок 3. Прогноз посещаемости согласно онлайн-калькулятору |
67 |
Рисунок 4. Расчетный денежный поток (накопленным итогом), тыс. $ |
98 |
Рисунок 5. Дисконтированный денежный поток (накопленным итогом), тыс. $ |
99 |
Рисунок 6. Точка безубыточности |
107 |
Таблица 1. Задачи KDC Lab |
14 |
Таблица 2. Основные особенности KDC |
15 |
Таблица 3. Самые популярные ниши среди предпринимателей и инвесторов |
19 |
Таблица 4. Объем сделок в стартапы в денежном выражении, сравнение по годам, млн. $ |
29 |
Таблица 5. Основные тренды шеринг-экономики в России |
40 |
Таблица 6. Примеры применения Data Science в отраслях экономики |
42 |
Таблица 7. Влияние блокчейна на мировой ВВП к 2030 г. |
44 |
Таблица 8. Профиль конкурента Сбербанк акселератор 500 |
49 |
Таблица 9. Профиль конкурента ФРИИ |
50 |
Таблица 10. Профиль конкурента Y Combinator |
51 |
Таблица 11. Профиль конкурента 500 startups |
52 |
Таблица 12. Профиль конкурента techstars |
52 |
Таблица 13. Профиль конкурента Investclub.vc |
53 |
Таблица 14. Профиль конкурентной компании «BnkToTheFuture.com» |
54 |
Таблица 15. Профиль конкурента Republic.co |
56 |
Таблица 16. Количество посетителей на сайтах, мир |
62 |
Таблица 17. Объем потенциального рынка проекта в странах СНГ |
63 |
Таблица 18. Маркетинговые инструменты интернет-магазинов на рынке фермерских товаров, Россия |
64 |
Таблица 19. Распределение количества заказов по каналам привлечения клиентов |
66 |
Таблица 20. Исходные параметры, принятые для расчета бюджета на SEO-продвижение |
67 |
Таблица 21. Бюджет на SEO-продвижение согласно онлайн-калькулятора |
67 |
Таблица 22. Бюджет на SEO-продвижение для привлечения 1107 клиентов |
68 |
Таблица 23. Средние значения показателей при объеме трафика 62 |
68 |
Таблица 24. Бюджет на ключевые слова для привлечения 2 195 клиентов |
69 |
Таблица 25. Бюджет на рекламу у блогеров в социальных сетях YouTubе и Instagram |
69 |
Таблица 26. Рекомендуемый бюджет на маркетинговые инициативы |
70 |
Таблица 27. Необходимый инвестиции, два этапа развития проекта |
72 |
Таблица 28. Постоянный персонал по проекту |
72 |
Таблица 29. План найма сезонного персонала |
73 |
Таблица 30. Инвестиционная оценка по проекту, $ стартап |
74 |
Таблица 31. Прогнозные допущения по проекту |
75 |
Таблица 32. Этапы запуска проекта |
76 |
Таблица 33. Начальные числовые допущения по проекту |
76 |
Таблица 34. Стоимость расходов с учетом инфляции |
78 |
Таблица 35. План по привлечению стартапов, стартапов в год |
78 |
Таблица 36. План по раундам, акселератор, стартапов за год |
78 |
Таблица 37. План по раундам, краудфандинг, стартапов за год |
79 |
Таблица 38. Предполагаемая выручка от реализации услуг, тыс. $ за год |
79 |
Таблица 39. ФОТ и налоги на ФОТ, тыс. $ |
81 |
Таблица 40. Затраты по проекту, тыс. $ |
83 |
Таблица 41. Распределение налогов, тыс. $ |
84 |
Таблица 42. Норматив СОК, дней |
86 |
Таблица 43. Расчёт собственного оборотного капитала по проекту |
86 |
Таблица 44. Отчет о прибылях и убытках, тыс. $ |
87 |
Таблица 45. Расчет ставки дисконтирования |
92 |
Таблица 46. Движение денежных средств по проекту, тыс. $ |
93 |
Таблица 47. Прогнозный баланс проекта (на конце периода), тыс. $ |
94 |
Таблица 48. Показатели экономической эффективности в целом по проекту |
95 |
Таблица 49. Оценка экономических показателей для инициатора проекта – управляющей компании |
99 |
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?