Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных. В финансовую модель встроен калькулятор инвестора, с помощью которого можно рассчитать финансовые показатели для потенциального инвестора, исходя из процента вложенных средств и доли.
***
Идея проекта: организация производства автономных вегетационных комплексов и питательных концентратов.
География реализации проекта: Россия (на первоначальном этапе развития проекта СФО и ДФО). В перспективе – экспорт за рубеж.
Рыночная ситуация:
1. В 2019 году скорость прироста годового урожая продукции защищенного грунта составила рекордные ***%, в 2018 году – ***%, а в 2017 году – ***%. Лидером по валовому сбору продукции защищенного грунта является ЦФО – **%. На СФО приходится только ***% валового сбора, а на ДФО – ***%. Важной тенденцией в 2020-2021 эксперты считают повышение стоимости на продукцию защищенного грунта. Подобные изменения уже отмечались в первые месяцы 2020 года, но самый значительный рост в текущем году ожидается в субъектах СФО и ДФО. Исходя из структуры валового сбора продукции защищенного грунта по регионам и тенденции повышения цен, оптимальными регионами для реализации автономных вегетационных комплексов являются СФО и ДФО.
2. Целевая аудитория проекта:
3. Объем потенциального рынка проекта в СФО и ДФО составляет *** модуля автономных вегетационных комплексов.
4. Альтернативным рынком для реализации проекта является выращивание саженцев с помощью автономных вегетационных комплексов, а именно:
5. Потенциальный объем рынка составляет *** саженцев/год.
Конкурентное окружение:
Конкурентными технологиями для автономных вегетационных комплексов выступают сити-фермы. Строительством сити-ферм «под ключ» в России занимаются 3 компании. Основным конкурентом выступает компания iFarm, которая предлагает несколько автоматизированных технологий. Косвенными конкурентами выступают интернет-магазины «ПРОМГИДРОПОНИКА.РФ» и «АгроДом», которые предлагают ассортимент продукции для технологий выращивания – гидропоники и аэропоники.
Маркетинговые инструменты: сайт, SEO-продвижение, контекстная реклама, участие в выставках.
Финансовые показатели проекта:
Показатели |
Ед. изм. |
Значение по проекту |
Значения для инвестора |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
12 268 |
12 268 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
101% |
1,39 |
IRR |
% |
*** |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
24 |
37 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
*** |
Выдержки из исследования
Рынок продукции защищенного грунта
В 2019 году скорость прироста годового урожая продукции защищенного грунта составила рекордные ***%, в 2018 году – ***%, а в 2017 году – ***%. Такие показатели свидетельствуют о переходе тепличной отрасли в состояние действительно высокотехнологичного товарного производства, мало зависящего от природных условий.
Важное изменение, отмечаемое в последние годы, – увеличение объемов выращивания томатов в теплицах.
Диаграмма 1. Структура валовых сборов продукции защищенного грунта, Россия, 2015-2019 гг., %
***
Лидером по валовому сбору продукции защищенного грунта является ЦФО – ***%. На СФО приходится только ***% валового сбора, а на ДФО – ***%.
Диаграмма 2. Структура валового сбора продукции защищенного грунта по регионам, Россия, 2019 г., %
***
Площадь отапливаемых зимних комплексов в 2019 году составляла почти *** га, из них на крупные организации пришлось *** га, площади весенних парников в общей сложности составили еще чуть более *** га.
Основные площади защищенного грунта с учетом весенних построек находятся в СКФО, ЦФО и ЮФО. При этом круглогодичные производственные площадки в большей степени сосредоточены в ЦФО – *** га. Хуже всего ситуация складывается на Дальнем Востоке, несмотря на все призывы развивать овощеводство защищенного грунта и снижать полную зависимость региона от китайского экспорта.
Важной тенденцией в 2020-2021 эксперты считают повышение стоимости на продукцию защищенного грунта. Рост цен будет связан с девальвацией рубля, что приведет к удорожанию импортной продукции и увеличению стоимости закупки иностранных компонентов для тепличного производства: семян, расходных материалов, оборудования и конструкций. Подобные изменения уже отмечались в первые месяцы 2020 года, но самый значительный рост в текущем году ожидается в субъектах СФО и ДФО. Так, проведенные в данных регионах в феврале 2020 года полевые исследования показали увеличение цен на тепличные овощи в среднем на ***% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причина – почти абсолютная зависимость от китайского импорта и повлиявшая на поставки эпидемия COVID-19.
Исходя из структуры валового сбора продукции защищенного грунта по регионам и тенденции повышения цен, оптимальными регионами для реализации автономных вегетационных комплексов являются Сибирский федеральный округ (СФО) и Дальневосточный федеральный округ (ДФО).
Целевая аудитория проекта
Основной целевой аудиторией проекта выступают нефте- и газодобывающее компании, золотодобывающие компании, корабли морского флота, отдаленные и труднодоступные территории.
Нефте- и газодобывающие компании
В СФО и ДФО находится *** крупнейших нефте- и газодобывающих компаний, которые имеют платформы и скважины в отдаленных и труднодоступных районах.
Таблица 1. Перечень нефте- и газодобывающих компаний, СФО и ДФО
***
На примере «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» рассмотрим состав объектов нефте- и газодобывающих компаний.
Таблица 2. Объекты «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»
***
Целевая аудитория проекта составляет *** компаний с ориентировочной численностью сотрудников *** чел.
Золотодобывающие компании
В СФО и ДФО находится *** крупнейших золотодобывающих компаний, которые имеют месторождения в отдаленных и труднодоступных районах.
Таблица 3. Перечень золотодобывающих компаний, СФО и ДФО
***
На примере ПАО «Полюс», АО «Полиметалл» и Корпорация Kinross Gold рассмотрим состав объектов золотодобывающих компаний.
Таблица 4. Объекты золотодобывающих компаний
***
Целевая аудитория проекта составляет *** месторождения с ориентировочной численностью сотрудников *** чел.
Морской флот
На территории ДФО базируется Тихоокеанский военно-морской флот.
Состав флота: *** надводных кораблей и *** подводных лодок (по состоянию на май 2020 года).
Главная база флота: Владивосток.
Пункты базирования: Владивосток, Фокино и Большой Камень (Приморский край), Вилючинск (Камчатский край), Советская гавань (пос. Заветы Ильича, Хабаровский край).
В таблице ниже представлен состав флота с количеством членов экипажа (указаны корабли и подводные лодки с автономностью от 40 суток). Автономность корабля, приспособленность корабля к выполнению задач в отрыве от баз без пополнения запасов и замены личного состава.
Таблица 5. Состав Тихоокеанского военно-морского флота
***
В составе морского флота также необходимо выделить ледоколы и научно-исследовательские судна, которые имеют автономность более 40 суток.
Таблица 6. Состав морского флота
***
Целевая аудитория проекта составляет *** суден с ориентировочной численностью экипажа *** чел.
Отдаленные и труднодоступные территории
В таблице ниже представлено количество отдаленных и труднодоступных территории СФО и ДФО.
Таблица 7. Количество отдаленных и труднодоступных территории, СФО и ДФО
***
Для расчета среднего количества населения на 1 населенный пункт были отобраны в каждом субъекте РФ по одному муниципальному району с населенными пунктами.
Таблица 8. Среднее количество населения на 1 населенный пункт в отдаленных и труднодоступных территориях, СФО и ДФО
***
Целевая аудитория проекта составляет *** населенных пункта с общей численностью населения *** чел.
Формирование спроса
Один модуль площадью 2 кв. м способен заменить от *** до *** кв. м посевных площадей открытого грунта.
Таблица 9. Расчёт возможностей модуля автономного вегетационного комплекса
***
Исходя из норм потребления и производительности, 1 модуль автономного вегетационного комплекса способен обеспечить с-х продукцией *** чел./год.
В таблицах ниже приведен пример расчета обеспечения продуктами питания, выращенных на автономных вегетационных комплексах.
Таблица 10. Исходные данные для расчетов
***
Таблица 11. Расчет обеспечения продуктами питания, выращенных на автономных вегетационных комплексах
***
Использование автономных вегетационных комплексов в сравнении с закупкой и доставкой продуктов в труднодоступные районы является экономнее в *** раза.
Объем потенциального рынка
Исходя из норм потребления и производительности 1 модуля автономного вегетационного комплекса и целевой аудитории проекта, в таблице ниже рассчитаем объем потенциального рынка проекта. Согласно сегментации потенциальных потребителей Ryan и Gross, проект при эффективной политике продвижения имеет возможность привлечь 2,5% потребителей от общей целевой аудитории.
Таблица 12. Потенциальный объем рынка проекта, СФО и ДФО
***
Объем потенциального рынка проекта в СФО и ДФО составляет *** модуля автономных вегетационных комплексов.
Альтернативный рынок для реализации проекта
Альтернативным рынком для реализации проекта является выращивание саженцев с помощью автономных вегетационных комплексов, а именно:
Для удовлетворения нужд АПК и лесного хозяйства в России работают *** питомников, производящих до *** млн. штук саженцев и рассады. По мнению многих экспертов, Российской Федерации, обладающей огромной территорией, многообразием природно-климатических условий и большой численностью населения, необходимо иметь около *** тыс. питомников. Сейчас для их формирования сложилась благоприятная обстановка, поскольку существует один из самых важных факторов — спрос на продукцию. По оценкам специалистов, ежегодно отмечается повышение ее объемов на ***% и больше.
По расчетам специалистов, ежегодная потребность РФ в саженцах плодовых деревьев составляет не менее *** млн. штук. При этом точная официальная статистика по объемам российского производства отсутствует, а сведения, имеющиеся в доступных источниках, различаются. Например, в одних базах указано, что в России сегодня выпускается *** млн. саженцев плодовых деревьев и ввозится *** млн. штук импортного посадочного материала. По данным Федеральной таможенной службы РФ, только за первое полугодие 2018 года поставки в РФ составили *** млн. единиц садовых культур без винограда, что превысило показатель 2017 года на ***%.
Для обеспечения формирования садовых насаждений в минимальных объемах, равных *** тыс. га, по РФ необходимо выращивать около *** млн. сертифицированных саженцев.
Диаграмма 3. Площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений, га
***
По расчетным данным Министерства сельского хозяйства РФ, нормативная потребность в посадочном материале для достижения целевого индикатора «Площадь закладки многолетних насаждений» по Госпрограмме в 2019 году равнялась *** млн. штук, в 2020 году – *** млн. единиц.
Диаграмма 4. Нормативная потребность в посадочном материале, млн. шт.
***
В структуре потребности в посадочном материале преобладают саженцы семечковых культур – ***%.
Диаграмма 5. Структура потребности в посадочном материале, %
***
По данным Рослесхоза, в 2019 году экономический ущерб от лесных пожаров в России составил *** млрд. рублей. За пожароопасный сезон в ряде российских регионов огонь охватил свыше *** млн. га леса.
Для восстановления лесных ресурсов выгоревшие участки засеваются саженцами, выращенными в специальных лабораторных условиях методом клонального размножения. Древесные клоны можно размножить в *** раза быстрее, чем обычные саженцы, при этом они генетически однородны.
В целом, в России потребность в саженцах, полученных клональным размножением, составляет *** млн. растений в год. На сегодняшний день эта потребность удовлетворяется отечественными компаниями только на ***%.
Ниже приведем расчет объема потенциального рынка выращивания саженцев на примере виноградной лозы.
В Россию уже несколько лет запрещают ввозить саженцы винограда из многих иностранных питомников, а собственные отечественные немногочисленны, и их мощи недостаточно, чтобы обеспечить планы по быстрому росту виноградников. Из-за рубежа ввозится и примерно ***% саженцев агрокультуры. Зависимость от импортных саженцев для российского виноградарства и виноделия в том виде, как сейчас — очень критична.
В 2018 году было заложено *** га новых виноградников — на треть больше, чем в 2017-м, а в 2019 году – *** га (приблизительно для этого понадобилось около *** млн. саженцев). В 2020-м эта прибавка может быть еще больше — до *** тыс. га.
По данным Росстата, площади виноградников в сельхозпредприятиях в 2018-м составили *** га, еще около *** га насчитывается у фермеров. Летом 2019 года Минсельхозом были озвучены задачи и даты по развитию виноградарства: *** га к 2025 году. Кроме того, к 2025 году власти хотят полностью обеспечить потребности отрасли в отечественных саженцах.
Промышленное производство винограда сконцентрировано на юге России: практически весь объем валового сбора приходится на четыре региона – Краснодарский (***%) и Ставропольский (***%) края, а также республику Дагестан (***%) и Крым (***%).
В таблице ниже произведем расчет объема потенциального рынка выращивание саженцев виноградной лозы.
Таблица 13. Объем потенциального рынка выращивание саженцев виноградной лозы
***
Чтобы достигнуть к 2025 году площади виноградников *** га, необходимо в среднем ежегодно высаживать по *** га саженцев виноградной лозы. Таким образом, годовая потребность в саженцах составит:
***
Доля рынка проекта составит ***% от общего объема саженцев виноградной лозы.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
8 |
Раздел 1. Описание проекта |
10 |
1.1. Суть и идея проекта |
10 |
1.2. Особенности технологии |
10 |
1.3. Технические характеристики автономного вегетационного комплекса |
13 |
1.4. Преимущества автономного вегетационного комплекса |
15 |
Раздел 2. Анализ рынка |
17 |
2.1. Рынок продукции защищенного грунта |
17 |
2.2. Целевая аудитория проекта |
19 |
2.2.1. Нефте- и газодобывающие компании |
19 |
2.2.2. Золотодобывающие компании |
20 |
2.2.3. Морской флот |
22 |
2.2.4. Отдаленные и труднодоступные территории |
23 |
2.3. Формирование спроса |
29 |
2.4. Объем потенциального рынка |
31 |
2.5. Альтернативный рынок для реализации проекта |
32 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
37 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
44 |
4.1. Сайт |
44 |
4.2. SEO-продвижение и контекстная реклама |
45 |
4.3. Участие в выставках |
46 |
Раздел 5. Организационный план |
48 |
5.1. Производственный план |
48 |
5.2. Аренда и ремонт помещений, оборудование |
48 |
5.3. Патентирование технологии |
51 |
5.4. Персонал |
52 |
Раздел 6. Финансовый план |
53 |
6.1. Допущения, использованные при расчетах |
53 |
6.2. Сезонность |
55 |
6.3. Изменение цен |
55 |
6.4. Объемы реализации услуг |
57 |
6.5. Выручка от реализации услуг |
58 |
6.6. План найма персонала |
59 |
6.7. Затраты |
60 |
6.8. Налоговые платежи |
61 |
6.9. Собственный оборотный капитал |
63 |
6.10. Первоначальные инвестиции |
64 |
6.11. Капитальные вложения в проект |
65 |
6.12. Отчет о прибылях и убытках |
65 |
6.13. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
68 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
71 |
6.15. Прогнозный баланс |
72 |
6.16. Показатели экономической эффективности проекта |
73 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
78 |
7.1. Анализ чувствительности |
78 |
7.2. Анализ безубыточности |
84 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
87 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Структура валовых сборов продукции защищенного грунта, Россия, 2015-2019 гг., % |
17 |
Диаграмма 2. Структура валового сбора продукции защищенного грунта по регионам, Россия, 2019 г., % |
18 |
Диаграмма 3. Площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений, га |
33 |
Диаграмма 4. Нормативная потребность в посадочном материале, млн. шт. |
34 |
Диаграмма 5. Структура потребности в посадочном материале, % |
34 |
Диаграмма 6. Сезонность по загрузке производства, % от максимальной за год |
55 |
Диаграмма 7. Сезонность по среднему чеку, % от максимальной за год |
55 |
Диаграмма 8. Динамика загрузки объекта, % от плановой максимальной |
57 |
Диаграмма 9. Годовая динамика выручки от реализации услуг по проекту, тыс. руб. без НДС |
58 |
Диаграмма 10. Распределение выручки по проекту |
59 |
Диаграмма 11. Динамика чистой прибыли (убытка) по проекту, тыс. руб. |
67 |
Диаграмма 12. EBITDA по проекту, тыс. руб. |
67 |
Диаграмма 13. Движение денежных средств по проекту, тыс. руб. |
72 |
Диаграмма 14. Необходимые вложения со стороны инвестора в проект, тыс. руб. |
77 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Варианты размещения автономных вегетационных комплексов |
14 |
Рисунок 2. Примеры выставочных стендов |
47 |
Рисунок 3. Расчетный денежный поток (накопленным итогом), тыс. руб. |
76 |
Рисунок 4. Дисконтированный денежный поток (накопленным итогом), тыс. руб. |
76 |
Рисунок 5. Точка безубыточности |
85 |
Таблица 1. Урожай с-х культур с 1 кв. м |
12 |
Таблица 2. Технические характеристики модуля |
13 |
Таблица 3. Эксплуатационные расходы на 1 модуль |
13 |
Таблица 4. Сравнительная характеристика традиционных технологий выращивания с/х культур с автономным вегетационным комплексом |
15 |
Таблица 5. Перечень нефте- и газодобывающих компаний, СФО и ДФО |
19 |
Таблица 6. Объекты «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» |
20 |
Таблица 7. Перечень золотодобывающих компаний, СФО и ДФО |
21 |
Таблица 8. Объекты золотодобывающих компаний |
21 |
Таблица 9. Состав Тихоокеанского военно-морского флота |
22 |
Таблица 10. Состав морского флота |
23 |
Таблица 11. Количество отдаленных и труднодоступных территории, СФО и ДФО |
23 |
Таблица 12. Среднее количество населения на 1 населенный пункт в отдаленных и труднодоступных территориях, СФО и ДФО |
27 |
Таблица 13. Расчёт возможностей модуля автономного вегетационного комплекса |
29 |
Таблица 14. Исходные данные для расчетов |
30 |
Таблица 15. Расчет обеспечения продуктами питания, выращенных на автономных вегетационных комплексах |
30 |
Таблица 16. Потенциальный объем рынка проекта, СФО и ДФО |
31 |
Таблица 17. Объем потенциального рынка выращивание саженцев виноградной лозы |
36 |
Таблица 18. Компании, которые занимаются строительством сити-ферм «под ключ» |
37 |
Таблица 19. Основные технические характеристики салатной вертикальной фермы iFarm |
39 |
Таблица 20. Основные технические характеристики базовых модификаций iFarm Cropper |
39 |
Таблица 21. Ассортимент продукции «ПРОМГИДРОПОНИКА.РФ» |
40 |
Таблица 22. Ассортимент продукции «АгроДом» |
41 |
Таблица 23. Примерный перечень аграрных выставок |
46 |
Таблица 24. План реализации |
48 |
Таблица 25. Предложения аренды офисных помещений в базе недвижимости «ЦИАН», г. Москва |
49 |
Таблица 26. Предложения аренды складских помещений в базе недвижимости «ЦИАН», г. Москва |
49 |
Таблица 27. Предложения ремонтов офисов «под ключ» в г. Москва |
50 |
Таблица 28. Затраты на оборудование и инвентарь |
51 |
Таблица 29. Затраты на патентирование |
51 |
Таблица 30. Штата персонала |
52 |
Таблица 31. Прогнозные допущения по проекту |
53 |
Таблица 32. Этапы запуска проекта |
54 |
Таблица 33. Начальные числовые допущения по проекту |
54 |
Таблица 34. Стоимость реализации услуг с учетом инфляции |
56 |
Таблица 35. Изменение постоянных расходов с учетом инфляции |
56 |
Таблица 36. Объемы реализации услуг |
57 |
Таблица 37. Предполагаемая выручка от реализации услуг, тыс. руб. за год |
58 |
Таблица 38. ФОТ и налоги на ФОТ, тыс. руб. |
59 |
Таблица 39. Затраты по проекту, тыс. руб. |
61 |
Таблица 40. Распределение налогов, тыс. руб. |
61 |
Таблица 41. Норматив СОК, дней |
64 |
Таблица 42. Перечень первоначальных инвестиций в бизнес |
64 |
Таблица 43. Капитальные вложения в проект, тыс. руб. без НДС |
65 |
Таблица 44. Отчет о прибылях и убытках, тыс. руб. |
65 |
Таблица 45. Расчет ставки дисконтирования |
70 |
Таблица 46. Движение денежных средств по проекту, тыс. руб. |
71 |
Таблица 47. Прогнозный баланс проекта (на конце периода), тыс. руб. |
72 |
Таблица 48. Показатели экономической эффективности в целом по проекту |
74 |
Таблица 49. Финансовые показатели для инвестора |
77 |
По данным «Анализа рынка уходовой косметики для тела в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2022-2023 гг ее производство в стране снижалось в среднем на 5% в год и в 2023 г составило 487 млн шт. Сокращение выпуска было обусловлено сжатием спроса и трудностями с поставками сырья.
― Как Вы можете охарактеризовать итоги 2023 года для рынка кейтеринга? Насколько ситуация изменилась по сравнению с 2022 годом?
При снижении рыбных ресурсов источником восполнения рыбных потерь может стать аквакультура. Предметом аквакультуры (товарного рыбоводства) является технология производства рыбы, беспозвоночных и водорослей с использованием пресных и морских вод.