Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ.
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: вывести на рынок Санкт-Петербурга сеть омниканальной торговли под брендом «SPEED» на основе уже успешно работающих торговых точек.
Основная цель проекта: построение масштабируемой модели омниканальной торговли.
Концепция проекта: омниканальная модель торговли подразумевает, что клиент сам выбирает, где и как покупать, и воспринимает ритейлера не как набор торговых точек, а как бренд. Cуть омниканальности – удовлетворить потребности клиента здесь и сейчас.
Рыночная ситуация:
1. На торговую недвижимость приходится ***% объема от всех инвестиций в сектор, что составляет *** млрд. долл. США в целом по России и *** млн. долл. США по Санкт-Петербургу соответственно. В 2020 году ставки капитализации в сегменте «Торговая недвижимость» увеличатся на *** п.п. и составят для Санкт-Петербурга *** годовых.
2. Доля свободных помещений на основных торговых улицах Петербурга во 2 квартале 2020 года увеличилась на *** п.п., достигнув показателя в ***%. Наличие большого выбора ликвидных помещений в местах с хорошей проходимостью дает возможность для выхода на рынок новых брендов и расширения присутствия уже существующих.
3. Оборот розничной торговли на душу населения в Ленинградской области в 2019 году составил *** руб./год. По сравнению с 2015 годом количество палаток и киосков в 2019 г. уменьшилось на ***%, павильонов, наоборот, выросло на ***%, минимаркетов – на ***%, СПМ – на ***%. Это свидетельствует о перетекании клиентов с рынков к более удобным форматам розничной торговли и частичном переходе бизнеса на маркетплейсы в Интернет. Эту гипотезу подтверждает также увеличение показателя «Обеспечение населения торговыми площадями современных форматах» на *** п. п. в Ленинградской области за последние 5 лет.
4. Торговые площади «SPEED» размещены возле пятидесяти трёх станций метрополитена, что равно ***% от общего количества станций (всего по городу их ***). В процентном соотношении больше всего объекты торговой сети «SPEED» представлены в синей ветке (***%), распределение между оранжевой и красной ветвями практически одинаково (***% и ***%). В третьей и пятой линии распределение торговых точек одинаково на уровне ***%.
5. Потенциальное количество целевой аудитории по проекту составляет *** человек или в процентном соотношении ***% от общего количества населения города.
Конкурентное окружение: прямым конкурентом проекта является ООО «Метропресс». Косвенными конкурентами – универсальные ярмарки и рынки.
Финансовые показатели проекта:
Показатели для компании |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
33 702 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR (годовая) |
% |
85% |
Индекс рентабельности (PI) |
раз |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
24 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Инвестиционный рынок недвижимости в России
В 2020 году ожидается снижение реального ВВП Российской Федерации на ***%, что является наименьшим показателем за последние 3 года. C начала текущего года рубль ослабел на ***%. В конце 2020 года, курс, по ожиданиям аналитиков рынка (Росстат, Банк России, Bloomberg, Oxford Economics) будет на уровне *** руб./долл. США.
Диаграмма 1. Рост ВВП России, 2014-2020 гг., %
***
Согласно данным отчета «Инвестиционный рынок недвижимости России, 1 кв. 2020 года» от компании «JLL» в 1 квартале 2020 г. объем инвестиционных сделок снизился на ***% в годовом сопоставлении и составил *** млн. долл. США. Инвестиционный объем прогнозируется ниже первоначального прогноза в *** млрд. долл. США.
По данным упомянутого выше отчета Москва останется лидером по объему привлеченных инвестиций, её доля составит порядка ***%, доля Санкт-Петербурга снизится до ***%, что в денежном эквиваленте равно *** млрд. долл. США. Объекты недвижимости вне Москвы и Санкт-Петербурга привлекут около ***% суммарного объема инвестиций.
Диаграмма 2. Структура инвестиций в недвижимость по регионам, %
***
На торговую недвижимость приходится ***% объема от всех инвестиций в сектор, что составляет *** млрд. долл. США в целом по России и *** млн. долл. США по Санкт-Петербургу соответственно.
В 2020 году большинство сделок на рынке недвижимости проводятся в диапазонах *** млн. долл. США и *** млн. долл. США.
По стране происхождения инвестиций лидерами являются следующие страны: Россия (***), ОАЭ (***) и Франция (***).
В 2020 году ставки капитализации в сегменте «Торговая недвижимость» увеличатся на *** п.п. и составят для Санкт-Петербурга ***% годовых.
Диаграмма 3. Распределение инвестиций по сегментам, %
***
Диаграмма 4. Инвестиции по размеру сделок, млн. долл. США
***
Рынок торговых коридоров Санкт-Петербурга
Доля свободных помещений на основных торговых улицах Петербурга во 2 квартале 2020 года увеличилась на *** п.п., достигнув показателя в ***%. Это максимальное значение за последние 5 лет.
Диаграмма 5. Доля свободных помещений в Санкт-Петербурге, %
***
Наибольший прирост пустующих объектов наблюдался во 2 квартале 2020 г. на Владимирском проспекте. Вакантность площадей увеличилась в 3 раза и достигла показателя в ***%. На Невском проспекте закрытия коснулись в основном сувенирных магазинов в результате снижения потока иностранных туристов в связи с пандемией COVID-19.
C другой стороны, наличие большого выбора ликвидных помещений в местах с хорошей проходимостью дает возможность для выхода на рынок новых брендов и расширения присутствия уже существующих.
С осени прогнозируется дальнейший рост вакантности и снижение арендных ставок.
На диаграмме ниже показана структура арендаторов, а в таблице проведен анализ основных торговых коридоров и арендные ставки.
Диаграмма 6. Структура арендаторов
***
Таблица 1. Арендные ставки в основных торговых коридорах, руб./кв. м./мес. с НДС
***
Анализ рынка розничной торговли в Ленинградской области
Оборот розничной торговли на душу населения в Ленинградской области представлен на диаграмме ниже.
Диаграмма 7. Оборот розничной торговли на душу населения, руб./год
***
Проанализировав количество жителей в Санкт-Петербурге можно сделать вывод о суммарном объеме рынка розничной торговли (см. табл. ниже).
***
Согласно данным «ЕМИСС: Государственная статистика», проанализировано количество объектов розничной торговли по следующим направлениям деятельности:
По сравнению с 2015 годом количество палаток и киосков в 2019 г. уменьшилось на ***%, павильонов, наоборот, выросло на ***%, минимаркетов – на ***%, СПМ – на ***%. Это свидетельствует о перетекании клиентов с рынков к более удобным форматам розничной торговли и частичном переходе бизнеса на маркетплейсы в Интернет. Эту гипотезу подтверждает также увеличение показателя «Обеспечение населения торговыми площадями современных форматах» на *** п. п. в Ленинградской области за последние 5 лет.
Диаграмма 8. Количество розничных точек по видам, г. Санкт-Петербург, ед., 2015-2019 гг.
***
Рисунок 1. Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов (кв. м. за год) в Ленинградской области
***
В январе-марте 2020 г. по данным «Петростат» количество работников в сфере «Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» составило *** тыс. человек, что равно ***% от общей численности работников малых предприятий. Суммарный оборот категории составил *** млрд. руб. (***% к итогу).
Количество потенциальных клиентов
Для определения количества потенциальных клиентов сети «SPEED» проанализируем общую площадь торговых площадей, принадлежность станций метро к районам Санкт-Петербурга и определим ежедневный пассажиропоток через станции метрополитена (см. таблицу ниже).
Торговые площади «SPEED» размещены возле пятидесяти трёх станций метрополитена, что равно ***% от общего количества станций (всего по городу их ***). Распределения по станциям метро показаны на диаграммах ниже. Цвет сегмента соответствует цвету линии станций метрополитена.
Диаграмма 9. Распределение станций метрополитена по принадлежности к веткам: а – распределение торговых площадей «SPEED» в зависимости от ветки; б – процент станций с торговыми площадями «SPEED» от общего количества станций метрополитена в конкретной ветке
***
Наибольшее количество торговых точек расположено возле первой и второй веток (***% и ***% соответственно). Наименьшее количество площадей в оранжевой ветке метрополитена.
В процентном соотношении больше всего объекты торговой сети «SPEED» представлены в синей ветке (***%), распределение между оранжевой и красной ветвями практически одинаково (***% и ***%). В третьей и пятой линии распределение торговых точек одинаково на уровне ***%.
В таблице ниже показаны суммарные пассажиропотоки в сутки по каждой из линий метрополитена.
Таблица 2. Статистика по проходимости линий метрополитена Санкт-Петербурга
***
Проанализировав данные таблицы 5 следует вывод о том, что потенциальное количество целевой аудитории по проекту составляет *** человек или в процентном соотношении ***% от общего количества населения города.
Таблица 3. Основные показатели торговых точек марки «SPEED»
***
Факторы, влияющие на проект
В качестве выводов к данному разделу бизнес-плана рассмотрим ряд тенденций рынка торговой недвижимости Санкт-Петербурга и их потенциальное влияние на будущее развитие сети «SPEED».
Таблица 4. Влияние тенденций на рынке на будущее проекта
***
Резюме |
6 |
Раздел 1. Краткое описание проекта |
8 |
1.1. Краткое описание проекта с указанием цели проекта |
8 |
1.2. Сопутствующие эффекты (социальные, экологические) от реализации проекта |
9 |
Раздел 2. Анализ рынка |
12 |
2.1. Инвестиционный рынок недвижимости в России |
12 |
2.2. Рынок торговых коридоров Санкт-Петербурга |
15 |
2.3. Анализ рынка розничной торговли в Ленинградской области |
17 |
2.4. Количество потенциальных клиентов |
20 |
2.5. Факторы, влияющие на проект |
29 |
Раздел 3. Конкурентный анализ |
31 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
40 |
4.1. Принципы рекламы и продвижения сети «SPEED» |
40 |
4.2. Формирование узнаваемости бренда «SPEED» |
44 |
4.3. Реклама в Интернете и бюджет на продвижение |
45 |
Раздел 5. Организационный план |
47 |
5.1. Затраты на реновацию торговых павильонов |
47 |
5.2. Аренда офиса |
49 |
5.3. План найма персонала |
50 |
Раздел 6. Финансовый план |
52 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
52 |
6.2. Сезонность |
54 |
6.3. Цены |
55 |
6.4. Объемы реализации |
56 |
6.5. Выручка |
57 |
6.6. Персонал |
58 |
6.7. Затраты |
59 |
6.8. Налоги |
60 |
6.9. СОК |
61 |
6.10. Инвестиции |
62 |
6.11. Капитальные вложения |
63 |
6.12. Амортизация |
64 |
6.13. Отчет о прибылях и убытках |
64 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
67 |
6.15. Баланс |
69 |
6.16. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
70 |
6.17. Показатели экономической эффективности |
72 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
76 |
7.1. Анализ чувствительности проекта к изменению основных финансовых показателей |
76 |
7.2. Описание основных видов рисков и способы их минимизации |
84 |
7.3. Анализ безубыточности |
87 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
91 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Рост ВВП России, 2014-2020 гг., % |
12 |
Диаграмма 2. Структура инвестиций в недвижимость по регионам, % |
13 |
Диаграмма 3. Распределение инвестиций по сегментам, % |
14 |
Диаграмма 4. Инвестиции по размеру сделок, млн долл. США |
14 |
Диаграмма 5. Доля свободных помещений в Санкт-Петербурге, % |
15 |
Диаграмма 6. Структура арендаторов |
16 |
Диаграмма 7. Оборот розничной торговли на душу населения, руб./год |
17 |
Диаграмма 8. Количество розничных точек по видам, г. Санкт-Петербург, ед., 2015-2019 гг. |
19 |
Диаграмма 9. Распределение станций метрополитена по принадлежности к веткам: а – распределение торговых площадей «SPEED» в зависимости от ветки; б – процент станций с торговыми площадями «SPEED» от общего количества станций метрополитена в конкретной ветке |
20 |
Диаграмма 10. Доли косвенных конкурентных проектов по количеству объектов, Ленинградская обл., города, % |
34 |
Диаграмма 11. Доли косвенных конкурентных проектов по количеству торговых мест, Ленинградская обл., города, % |
34 |
Рисунки |
|
Рисунок 1. Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов (кв. м. за год) в Ленинградской области |
19 |
Рисунок 2. Внешний вид стеллажей и техники |
37 |
Рисунок 3. Внешний вид торгового павильона |
47 |
Рисунок 4. Вариант расстановки оборудования |
48 |
Таблица 1. Арендные ставки в основных торговых коридорах, руб./кв. м./мес. с НДС |
16 |
Таблица 2. Статистика по проходимости линий метрополитена Санкт-Петербурга |
21 |
Таблица 3. Основные показатели торговых точек марки «SPEED» |
22 |
Таблица 4. Влияние тенденций на рынке на будущее проекта |
29 |
Таблица 5. Стандартное оснащение торгового павильона «SPEED» |
35 |
Таблица 6. Эффективность событийного маркетинга |
43 |
Таблица 7. Активности направленные на повышение узнаваемости бренда |
44 |
Таблица 8. Маркетинговые инструменты для проведения рекламной компании в сети интернет |
45 |
Таблица 9. Характеристика и стоимость торгового оборудования на 1 торговую точку |
48 |
Таблица 10. Штат персонала «Управляющая компания |
50 |
Таблица 11. Штат персонала торгового павильона (в расчете на 1 объект) |
51 |
Таблица 12. Анализ рисков проекта, планируемые меры по их предупреждению и устранению |
84 |
По данным «Анализа рынка недвижимости в Грузии», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг численность сделок купли-продажи недвижимости в Грузии увеличилась на 26%: с 59 тыс до 74 тыс.
По данным «Анализа рынка недвижимости в Армении», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г численность сделок купли-продажи недвижимости в стране снизилась на 7% и составила 46 тыс. Спад активности был вызван значительным ростом цен на все типы недвижимости. Кроме того, на рынок повлиял рост напряженности в регионе, связанный с конфликтом с Азербайджаном.