Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: ученики получают образование по утвержденной образовательной программе согласно утвержденному расписанию и списку предметов в создаваемой онлайн-школе.
• длительность урока: 40 мин;
• число уроков в неделю: не более 37;
• занятия проводятся для учеников 8-11 классов;
• численность детей в классе: до 5 человек;
• форма проведения: дистанционная;
• стоимость обучения: от 18 000 до 36 000 руб. в месяц.
Рыночная ситуация:
1. Согласно отчету Global Market Insights, мировой рынок онлайн-образования в 2018 году составил $*** млрд., а к 2025 году вырастет до $*** млрд. (+***%). В общей структуре мирового образования на сегмент онлайн приходится ***%.
2. В 2019 году общий объем рынка образования в России составил *** трлн. руб., объем онлайн-сектора составлял *** млрд. руб. при CAGR на интервале 2016–2021 гг. на уровне +***%. Согласно данным РБК, *** млрд руб. или ***% из этой суммы – это выручка топ-35 игроков индустрии. Это говорит о том, что на рынке пока что преобладают небольшие компании и данный показатель является позитивным для текущего проекта.
3. По прогнозам экспертов к 2021 доля сектора онлайн-образования увеличится до ***% (*** млрд. руб.) и немалую роль в этом процессе сыграют карантинные меры, предпринятые в связи с пандемией коронавируса. В конце 2023 года, по прогнозу EdMarket research, величина сегмента превысит отметку *** млрд. руб. в год при среднегодовых темпах роста на уровне ***%. Следует отметить, что российский рынок образования растет быстрее, чем общемировой и имеет значительный потенциал.
4. Целевая аудитория дополнительного школьного онлайн-образования составит от *** (школьники уже сейчас обучающиеся на платной основе) до *** *** чел. (общее число школьников, обучающихся на дополнительных общеобразовательных курсах). Согласно представленным выше данным, доля учеников, обучающихся онлайн, по состоянию на 2019 г. составляла ***%, или соответственно от *** до *** человек. Согласно сегментации потенциальных потребителей нового продукта Райана и Гросса новаторы, которые стремятся опробовать новую услугу, составляют ***%. По состоянию на 2019 г. доля учеников охваченных онлайн-образованием ниже данного уровня. Таким образом, в ближайшее время, особенно с учетом массового перехода на онлайн-обучение, аудитория проекта составит от *** до *** человек (***%). Это число учеников, которых проект может привлекать ежегодно.
Конкурентное окружение: Учи.ру, Фоксфорд, ЕГЭ-студия, Maximum Education, Тетрика, Юниум.
Маркетинговые инструменты: SEO-оптимизация и реферальные ссылки, ключевые слова, социальные сети, графические баннеры, рассылка e-mail.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
1 198 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
Индекс прибыльности (PI) |
раз |
62 |
IRR |
% |
*** |
Срок окупаемости |
мес. |
8 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Обзор рынка онлайн-образования в России
В 2019 году общий объем рынка образования в России составил *** трлн. руб., объем онлайн-сектора составлял *** млрд. руб. при CAGR на интервале 2016–2021 гг. на уровне +***%. Согласно данным РБК, *** млрд. руб. или ***% из этой суммы – это выручка топ-35 игроков индустрии. Это говорит о том, что на рынке пока что преобладают небольшие компании и данный показатель является позитивным для текущего проекта.
По прогнозам экспертов к 2021 доля сектора онлайн-образования увеличится до ***% (*** млрд. руб.) и немалую роль в этом процессе сыграют карантинные меры, предпринятые в связи с пандемией коронавируса. В конце 2023 года, по прогнозу EdMarket research, величина сегмента превысит отметку *** млрд. руб. в год при среднегодовых темпах роста на уровне ***%. Следует отметить, что российский рынок образования растет быстрее, чем общемировой и имеет значительный потенциал.
Рассмотрим актуальное деление рынка онлайн-образования в России по сегментам.
Как видно из диаграммы ниже, на дополнительное профессиональное образование приходится ***% рынка онлайн-образования, еще ***% приходится на сегмент высшего образования. Доля дополнительного школьного образования составляет ***%.
Диаграмма 1. Структура онлайн-образования, Россия, 2019 г., %
***
По мнению экспертов акселератора Ed2, главные, наиболее финансово ёмкие направления российского рынка технологичных проектов в образовании — детское и взрослое дополнительное образование, к которому относится и текущий проект, исчисляемые *** млрд. руб. и *** млрд. руб. в год соответственно.
Российский рынок дополнительного образования по предметам основной школьной программы в 2019 году исчислялся суммой в пределах *** млрд. руб., с той оговоркой, что с финансовой точки зрения деятельность репетиторов слабо поддаётся точному измерению. Данный сегмент растет на ***% из года к году.
Рассмотрим более подробное деление целевого сектора. Как видно из диаграммы ниже, на долю курсов в общем объеме рынка дополнительного школьного образования приходится ***%, услуги школьных учителей составляют ***%, а репетиторов ***%.
Диаграмма 2. Структура рынка дополнительного школьного образования по видам услуг, Россия, %
***
Наиболее востребованными предметами являются иностранные языки (***%), математика (***%) и русский язык (***%). Такое распределение объясняется подготовкой к ЕГЭ.
Диаграмма 3. Структура рынка дополнительного школьного образования по предметам, Россия, %
***
Из отчёта Высшей школы Экономики следует, что по состоянию на 2018 год доля семей в Москве, вкладывающихся в дополнительное образование детей, достигла ***%, а в городах-миллионниках — **%. Причём даже среди семей с низкими доходами почти четверть (***%) платила за дополнительное образование детей.
На онлайн-часть приходится около трети от емкости сегмента дополнительного изучения общеобразовательных дисциплин, то есть примерно 10 млрд. руб.; основную долю выручки генерируют онлайн-школы и образовательные платформы. Онлайн-сегмент ожидаемо растёт более быстрыми темпами, чем оффлайн, ежегодно прибавляя, в соответствии с экспертными расчетами, около ***%. Следует отметить, что это сектор в целом является наиболее быстрорастущим на всем рынке онлайн-образования.
В целом, по оценке экспертов, ***% школьников страны занимается онлайн по программам дополнительного среднего образования.
Как показывает «Барометр онлайн-образования», средний чек по большинству учебных программ и онлайн-курсов на рынке в целом находится в пределах *** тыс. руб. Данный показатель зависит от сегмента, тематики курса, бренда платформы и автора и других факторов. Тем не менее, в секторе дополнительного школьного образования, доходы компаний пока что значительно ниже. Так, по данным компании «Фоксфорд», стоимость обучения в онлайн-школе может достигать *** тыс. руб. в месяц, но медианный показатель равен ***тыс. руб. (т.е. половина обучающихся платит менее *** руб. в месяц). Данный расчет точнее отражает ситуацию на рынке в целом.
Средние расходы на дополнительное школьное образование в разрезе типов населенного пункта представлены на диаграмме ниже.
Диаграмма 4. Средняя сумма расходов на дополнительное образование в рамках и вне школы в разрезе типов населенного пункта (тыс. руб.)
***
При этом данный сектор является еще и наиболее конкурентным. Именно в нем действует наибольшее число крупных проектов, получающих внешние инвестиции (см. Диаграмма 1ниже). Всего за 2017-2019 гг. в российский рынок онлайн-образования инвестировали около *** млрд. руб., из них на целевой сегмент пришлось не менее **** млрд. руб. инвестиций. При этом, согласно публичным данным о сделках, в 2019 г. было проведено сделок по крайней мере на *** млрд. руб., что говорит о росте интереса инвесторов к онлайн-образованию.
Диаграмма 5. Инвестирование по секторам рынка образования
***
Так, в 2019 г. было официально заявлено о том, что фонд Skolkovo Digital и другие инвесторы вложили *** млн. руб. в онлайн-платформу Maximum Education, являющуюся одним из конкурентов проекта. При этом инвестиции в большинство проектов остаются пока точеными и всего 6 компаний, включая Maximum Education получили повторные инвестиции.
Особенностью рыночной картины на сегодняшний день является стремительный рост числа онлайн-школ на базе специализированных платформ и акселераторов, например, GetCourse. В силу этого порог входа на рынок онлайн- образования в рунете ощутимо снизился. Однако превращение образовательного микробизнеса в средний и крупный является намного более сложным процессом, чем в 2016–2017 гг.
Таким образом, учитывая данные за 2019 г. и примерный рост на уровне ***%, объем рынка дополнительного школьного онлайн-образования составит в 2020 году *** млрд. руб.
Согласно сегментации потенциальных потребителей нового продукта Райана и Гросса новаторы, которые стремятся опробовать новую услугу, составляют 2,5%. Исходя из этого, потенциальный объем рынка проекта в 2020 г. составит *** млн. руб.
Краткая характеристика онлайн-образования в мире
Согласно отчету Global Market Insights, мировой рынок онлайн-образования в 2018 году составил $*** млрд., а к 2025 году вырастет до $*** млрд. (+***%). В общей структуре мирового образования на сегмент онлайн приходится ***%, однако потенциалом его роста выступает дигитализация рынка иностранных языков, репетиторства и части корпоративного образования.
Диаграмма 6. Структура мирового рынка образования, %
***
Как видно из диаграммы ниже, наибольшая часть объема рынка онлайн-образования приходится на Северную Америку (***%), вторым по величине является рынок Азии (преимущественно Китай и Индия) – ***%, на рынок Восточной и Западной Европы суммарно приходится ***%.
Диаграмма 7. Структура мирового рынка онлайн-образования по географическому признаку, %
***
Образование К-12 – это образование от детского сада до 12-го класса, включая дополнительное образование. Система онлайн-образования К-12 набирает популярность в США, Канаде, Китае, Индии и других странах. Объем мирового рынка онлайн-образования К-12 в 2018 году составил $*** млн., а к концу 2025 года достигнет $*** млн. со среднегодовым темпом роста в ***%.
Основные мировые тенденции в системе онлайн-обучения в 2020 году представлены на рисунке ниже.
Рисунок 1. Мировые тенденции в онлайн-обучении в 2020г.
***
При адаптивном обучении используется технология персонализированного обучения, которое направлено на обеспечение действенных и индивидуальных программ обучения. Адаптивные решения в обучении помогают удовлетворить потребности каждого обучающегося путем корректировки курсов и темпов освоения программы.
Микрообучение – это метод реализации обучения небольшими порциями, который ориентирован на достижение цели и может быть легко и быстро реализован с помощью видео, небольших игр и инфографики.
Роль искусственного интеллекта в онлайн-образовании возрастает с каждым годом. Основным трендом является использование искусственного интеллекта для прогнозирования поведения учащихся, а также персонализации обучения.
В 2020 году будет набирать популярность обучение на основе игр. Геймификация улучшает показатели уровня знаний и удержания обучающихся.
Отличительной особенностью дополненной реальности является то, что она может дополнять существующий контент графиками и изображениями. Для повышения качества виртуальной реальности используется эффективная стратегия Instructional Design. Также активно развивается смешанная реальность (Mixed Reality).
Популярность видеохостингов, таких как YouTube, привела к повышению роли видеоконтента в образовании как в случае обучения под руководством инструктора, которое чередуется с контекстными видео, так и в случае электронного обучения, где видео играет неотъемлемую роль в подаче информации.
Социальное обучение набирает обороты в последние несколько лет и включает в себя сотрудничество между слушателями курса с помощью различных режимов, таких как форумы, неформальные сеансы чата, сеансы обмена и учебные кружки.
Целевая аудитория проекта
Целевой аудиторией проекта являются дети в возрасте от 13 до 17 лет (8-11 класс), охваченные сферой дополнительного школьного образования.
Согласно данным отчета «Дополнительное образование детей» (форма № 1-ДОП), в России в 2019 г. дополнительным образованием было охвачено *** чел., из которых *** (***%) заняты в области искусств, *** (***%) заняты социально-педагогическими программами, в области физической культуры и спорта заняты *** (***%) учащихся, естественно-научными программами занимаются *** чел. (***%). Техническое дополнительное образование получают *** (***%) учащихся. Еще *** (***%) занимаются по туристско-краеведческим специальностям.
При этом следует отметить, что по состоянию на 2019 г. только *** учеников, или ***% от общего числа, получали дополнительное образование с использованием электронной и дистанционной формы обучения. Данные за 2020 г. на сегодняшний день отсутствуют, однако очевидно, что в связи с пандемией коронавируса число учащихся, получающих знания по дистанционной форме обучения резко возросло и на данный момент такая форма образования является наиболее перспективной даже без учета современных мировых тенденций в обучении.
Диаграмма 8. Численность учащихся по направлениям дополнительных программ, Россия, 2019 г., чел.
***
При этом речь идет об учащихся, получающих дополнительное образование как на платной, так и на бюджетной основе. Распределение между ними представлено в таблице и диаграмме ниже. В рамках данного проекта нас интересуют в первую очередь учащиеся, получающие дополнительное образование на платной основе, при этом естественно-научные, социально-педагогические и технические программы являются целевыми для проекта. Число учащихся по таким программам также представлено в таблице.
Таблица 1. Число учащихся по направлениям дополнительных программ, Россия, 2019 г., чел.
***
Диаграмма 9. Численность учащихся по направлениям дополнительных программ на платной основе, Россия, 2019 г., чел.
***
Наибольшее количество детей, охваченных дополнительным образованием, в Центральном федеральном округе – *** чел. (***%) и в Приволжском федеральном округе – *** чел. (***%). Наименьшее количество детей, охваченных дополнительным образованием, - в Северо-Кавказском федеральном округе – *** чел. (***%) и Дальневосточном федеральном округе – *** чел. (***%).
Диаграмма 10. Численность учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей по федеральным округам, Россия. 2018 г., чел.
***
Исходя из целевой возрастной группы (13-17 лет) и целевых образовательных программ, рассмотрим число учащихся всего и на платной основе в частных заведениях. Общая картина представлена на Диаграмме 10. Общее число учеников целевой группы составляет *** человек.
Диаграмма 11. Возрастной состав учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей, всего, Россия. 2019 г., чел.
***
На Диаграмме 12 представлен возрастной состав учащихся по дополнительным общеобразовательным программам с 13 до 17 лет на платной основе в частных учебных заведениях. Именно эта группа является целевой для проекта, поскольку сюда входят все официальные курсы по подготовке к государственным экзаменам.
Всего ***% аудитории дополнительного школьного образования составляют ученики 15–17 лет, однако по данным аналитиков, именно этот сегмент является самым активным с точки зрения коммерческой отдачи.
Кроме того, наблюдается ежегодное сокращение доли учеников, занимающихся по естественно-научным дисциплинам в пользу тех, кто изучает гуманитарные дисциплины.
Диаграмма 12. Возрастной состав учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей на платной основе, частные учебные заведения, Россия. 2019 г., чел.
***
Итого, число таких учеников составляет *** человек.
Таким образом, целевая аудитория дополнительного школьного онлайн-образования составит от *** (школьники уже сейчас обучающиеся на платной основе) до *** чел. (общее число школьников, обучающихся на дополнительных общеобразовательных курсах). Согласно представленным выше данным, доля учеников, обучающихся онлайн, по состоянию на 2019 г. составляла ***%, или соответственно от *** до *** человек. Согласно сегментации потенциальных потребителей нового продукта Райана и Гросса новаторы, которые стремятся опробовать новую услугу, составляют 2,5%. По состоянию на 2019 г. доля учеников охваченных онлайн-образованием ниже данного уровня. Таким образом, в ближайшее время, особенно с учетом массового перехода на онлайн-обучение, аудитория проекта составит от *** до *** человек (2,5%). Это число учеников, которых проект может привлекать ежегодно.
Перечень таблиц и рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Общие сведения о проекте |
8 |
Раздел 2. Анализ рынка |
10 |
2.1. Обзор рынка онлайн-образования в России |
10 |
2.2. Краткая характеристика онлайн-образования в мире |
15 |
2.3. Целевая аудитория проекта |
18 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
24 |
3.1. Обучающие сайты |
24 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
29 |
4.1. Анализ деятельности конкурентных сайтов |
29 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
41 |
5.1. Стартовые затраты |
41 |
5.2. Затраты на образовательную платформу |
41 |
Раздел 6. Финансовый план |
44 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
44 |
6.2. Сезонность |
46 |
6.3. Цены |
47 |
6.4. Объемы реализации |
47 |
6.5. Выручка |
48 |
6.6. Персонал |
48 |
6.7. Затраты |
49 |
6.8. Налоги |
51 |
6.9. СОК |
51 |
6.10. Инвестиции |
52 |
6.11. Капитальные вложения |
53 |
6.12. Отчет о прибылях и убытках |
53 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
55 |
6.14. Баланс |
57 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
58 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
60 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
64 |
7.1. Анализ чувствительности |
64 |
7.2. Анализ безубыточности |
72 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
76 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Структура онлайн-образования, Россия, 2019 г., % |
11 |
Диаграмма 2. Структура рынка дополнительного школьного образования по видам услуг, Россия, % |
12 |
Диаграмма 3. Структура рынка дополнительного школьного образования по предметам, Россия, % |
12 |
Диаграмма 4. Средняя сумма расходов на дополнительное образование в рамках и вне школы в разрезе типов населенного пункта (тыс. руб.) |
14 |
Диаграмма 5. Инвестирование по секторам рынка образования |
14 |
Диаграмма 6. Структура мирового рынка образования, % |
16 |
Диаграмма 7. Структура мирового рынка онлайн-образования по географическому признаку, % |
16 |
Диаграмма 8. Численность учащихся по направлениям дополнительных программ, Россия, 2019 г., чел. |
19 |
Диаграмма 9. Численность учащихся по направлениям дополнительных программ на платной основе, Россия, 2019 г., чел. |
20 |
Диаграмма 10. Численность учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей по федеральным округам, Россия. 2018 г., чел. |
21 |
Диаграмма 11. Возрастной состав учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей, всего, Россия. 2019 г., чел. |
22 |
Диаграмма 12. Возрастной состав учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей на платной основе, частные учебные заведения, Россия. 2019 г., чел. |
23 |
Диаграмма 13. Структура маркетинговых инструментов для онлайн-продвижения с учетом их эффективности, % |
34 |
Диаграмма 14. Прогноз посещаемости согласно онлайн-калькулятору |
36 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Мировые тенденции в онлайн-обучении в 2020г. |
17 |
Таблица 1. Число учащихся по направлениям дополнительных программ, Россия, 2019 г., чел. |
20 |
Таблица 2. Профиль конкурентного сайта Учи.ру |
24 |
Таблица 3. Профиль конкурентного сайта Фоксфорд |
25 |
Таблица 4. Профиль конкурентного сайта ЕГЭ-студия |
25 |
Таблица 5. Профиль конкурентного сайта Maximum Education |
26 |
Таблица 6. Профиль конкурентного сайта Тетрика |
27 |
Таблица 7. Профиль конкурентного сайта Юниум |
27 |
Таблица 8. Объем потенциального рынка проекта |
31 |
Таблица 9. Маркетинговые инструменты образовательных интернет-порталов, Россия |
32 |
Таблица 10. Распределение количества заказов по каналам привлечения клиентов |
35 |
Таблица 11. Исходные параметры, принятые для расчета бюджета на SEO-продвижение |
35 |
Таблица 12. Бюджет на SEO-продвижение согласно онлайн-калькулятора |
35 |
Таблица 13. Бюджет на SEO-продвижение для привлечения 1107 клиентов |
36 |
Таблица 14. Средние значения показателей при объеме трафика 62 |
37 |
Таблица 15. Бюджет на ключевые слова |
37 |
Таблица 16. Бюджет на рекламу у блогеров в социальных сетях YouTubе и Instagram, мин. |
37 |
Таблица 17. Бюджет на рекламу у блогеров в социальных сетях YouTubе и Instagram, макс.. |
38 |
Таблица 18. Рекомендуемый бюджет на маркетинговые инициативы |
39 |
Таблица 19. Стартовые расходы на создание компании |
41 |
Таблица 20. Образовательные платформы |
42 |
В России запустили первый маркетплейс на базе аутлетов
Первый в России маркетплейс на базе аутлетов начал свою работу во Vnukovo Outlet Village, сервис носит название VOV Online. Сейчас на площадке маркетплейса представлено 95 брендов, работающих на территории аутлета. Среди них: Cavalli Class, «Кенгуру», «All seasons комфорт» от «Кашемир и Шелк», «Эконика», Red Valentino, Lauren Ralph Lauren, Baldinini, Ermanno Scervino, Lancaser, Cacharel, Monnalisa, Dirk Bikkembergs, MSGM, BML, Antonelli Firenze, Charuel, XO, Estelle Adony, Falke, Kanzler, Sarto Reale и другие.
«Пятёрочка» открыла воркаут-площадку в Татарстане
Торговая сеть «Пятёрочка» построила спортивную площадку в Альметьевске республики Татарстан в рамках собственного проекта по развитию корпоративного спорта и ЗОЖ «Турбостарты». Такая же доступная для всех желающих воркаут-площадка будет открыта в конце июля в Калуге, и до конца года – в Омске. В Альметьевске современная спортивная площадка размером 50 квадратных метров расположена рядом с жилыми домами на улице Нефтяников, 25. Торжествен-ное открытие прошло 22 июля с участием местных жителей иначальника управления по физической культуре, спорту и туризму Альметьевского муниципального района республики Татарстан Дмитрия Бакалдина. Универсальная площадка оборудована турником, брусьями, рукоходом, шведской стенкой и другими тренажёрами, которые позволяют выполнять тренировки в любом из направлений: фитнес, кроссфит, ОФП, воркаут.Снаряды выполнены из высококачественных материалов, площадка соответствует всем требованиям безопасности.
€190 млн потеряла Coca-Cola из-за ухода из РФ
После ухода с российского рынка компания Coca-Cola HBC (один из крупнейших производителей напитков под брендами The Coca-Cola Company) потеряла 190 млн евро. Об этом сообщается в распространенном сегодня финансовом отчете компании за первое полугодие 2022 года. Во втором полугодии компания планирует списать еще 82 млн евро убытков из-за исчерпания товарных остаток на рос-сийском рынке и отсутствии планов по возобновлению производства в кратко-срочной перспективе.
«Чижик» открыл в Москве распределительный центр
Компания X5 Group объявила об открытии распределительного центра сети «жёстких дискаунтеров» «Чижик» в Москве. Новый объект будет обеспечивать работу 250 магазинов в Москве и Подмосковье. Общая площадь распределительного центра в Москве составляет 17,4 тысячи квадратных метров. На сегодняшний день на распределительный центр поступает продукция от более чем 250 поставщиков, в том числе — от производителей таких собственных торговых марок «Чижика», как «Светаево», «Вернер», «Щедрый Год», «Greenola», «Axl», «Tafo» и другие. Бесперебойную работу логистического центра будут обеспечивать более 300 сотрудников и около 70 единиц техники, комплекс способен обрабатывать до 1500 тонн продукции в сутки.
Братья Александр и Виктор Линники стали прямыми владельцами «Мираторга»
Собственники АПХ «Мираторг» исключили офшоры из цепочки владения, следует из данных «СПАРК-Интерфакса» и ЕГРЮЛ. Теперь Александру и Виктору Линникам принадлежит по 50% уставного капитала агропромышленного холдинга. Ранее они владели АПХ «Мираторг» через кипрские офшоры Agromir Limited (99,99%) и Saudade Enterprises Limited (0,01%), бенефициарами которых и являлись.
Средний размер займа в ломбарде демонстрировал положительную динамику на протяжении 2021 года и в первом квартале 2022 года достиг рекордных 13,5 тыс. руб. Эта тенденция сопровождалась ростом объема выдаваемых займов, составившим 12,4% по итогам 2021 года. В первом квартале 2022 года было выдано займов на сумму 61,6 млрд. руб., что на 9,8% больше, чем кварталом ранее и на 16,9% больше показателя 2021 года. Такая динамика объясняется увеличением стоимости залога, принимаемого ломбардами: золотых изделий, бытовой техники и транспортных средств, а также увеличением спроса на услуги ломбардов в условиях роста котировок золота, курсов иностранных валют и высоких ставок по альтернативным займам для физических лиц на фоне значительного изменения ситуации в экономике.