Цель исследования
Текущее состояние и перспективы развития рынка обуви в России.
Задачи исследования:
Объем рынка в натуральном и денежном выражении в целом и в разрезе по среднему и низкому ценовым сегментам (факт с 2012 года; прогноз на 5 лет):
производство, импорт, экспорт;
по типам обуви (мужская/женская/детская и летняя/зимняя/демисезонная);
по ценовым сегментам;
по федеральным округам (с выделением Москвы и Санкт-Петербурга);
консолидированная выручка по топ-10/20 игрокам.
Объем импорта в стоимостном выражении и натуральном выражении в указанный период.
Объем импорта по брендам в стоимостном выражении.
Темпы роста рынка.
Уровень потребления на рынке.
Сегментация рынка по цене (доли сегментов в общем объеме рынка в стоимостном выражении).
Описание основных игроков (топ-10) в среднем и низком ценовых сегментах с указанием количества магазинов, географии деятельности, ценового сегмента, типов обуви, стиля и используемых каналах продаж (описательная часть без приведения точных цифр, кроме количества магазинов).
Количество торговых точек ведущих топ-15 сетей РФ.
Топ-5 в каждом из сегментов рынка.
Уровень консолидации рынка.
Важнейшие события на российском обувном рынке за указанный период.
Ключевые тенденции и перспективы развития рынка за указанный период.
Производство обуви в РФ:
объем производства в натуральном и денежном выражении, динамика прироста;
сегментация производства по видам обуви;
структура производства по регионам РФ;
крупнейшие производители обуви.
Импорт и экспорт обуви:
объем импорта;
структура импорта по брендам и ценовым сегментам;
структура импорта по странам происхождения в натуральном и денежном выражении;
экспорт обуви из России в натуральном и денежном выражении, структура экспорта по странам, категориям в натуральном и денежном выражении.
Описание сезонности рынка (качественный анализ с указанием широкой географии и температурного разброса в России; сравнение количества наблюдаемых обувных/погодных сезонов с текущим потреблением обуви на человека в год).
Потребление обуви в расчете на 1 жителя в России (факт с 2012 года; прогноз на 5 лет).
Описание драйверов роста рынка в будущем (предположения, на основе которых строится прогноз).
Доля Обуви России в натуральном и денежном выражении (факт с 2012 года) на российском рынке, в целом и в среднеценовом сегменте, в частности.
Описание каналов продаж и форматов (качественный анализ и формулирование мнения в отношении дальнейшей интенсивности развития).
Мировой рынок обуви:
объем рынка в денежном и натуральном выражении и динамика рынка;
крупнейшие страны-производители обуви;
доля РФ в общем объеме мирового рынка в денежном и натуральном выражении;
тенденции мирового обувного рынка.
Объект исследования
Рынок обуви в России.
Метод сбора и анализа данных
Основным методом сбора данных является мониторинг документов.
В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.
Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке обуви и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.
Метод анализа данных
Объем и структура выборки
Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.
Резюме:
Агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка обуви в России.
В 2019 г. объем рынка обуви в натуральном выражении составил 351,3 млн. пар. В 2019 г. основную долю рынка обуви в натуральном выражении занимает женская обувь – 44,5%. Мужская обувь составляет 33,6%, а детская 21,8%.
В 2019 г. основную долю рынка обуви по ценовым сегментам составил низкоценовой сегмент - 68% от объема рынка в натуральном выражении. Основная доля рынка обуви приходится на ЦФО (31,21%), ПФО и СЗФО.
В связи с вводом обязательной маркировки обуви в России, с рынка будут вынуждены уйти небольшие компании, реализующие в основном дешевую импортную обувь, преимущественно китайского производства. Вероятно, это повысит уровень консолидации рынка.
Ключевым игроком рынка в 2019 г. являлся T.TACCARDI. В 2019 г. лидером рынка по числу магазинов остается компания Kari: количество магазинов сети в России составило 1 270.
По оценке аналитиков DISCOVERY Research Group, в 2019 г. уровень потребления обуви составил 2,39 пар обуви на душу населения. Тенденция к увеличению потребления связана с ростом объемов рынка и сокращением численности населения.
На российском розничном рынке обуви можно выделить следующие каналы продаж:
специализированный магазин/обувная сеть, продуктовый супермаркет/гипермаркет, открытый вещевой рынок, универмаг, торговля через интернет. Преобладающую долю рынка занимают сетевые магазины обуви, причем как мультибрендовые, так и монобрендовые. Доля рынков продолжает сокращаться: вещевые рынки пока что остаются в слабо развитых регионах России.
Большинство экспертов отмечают рост и развитие региональных рынков. Рынки крупных городов, вследствие открытия новых сетевых магазинов в многочисленных новых торговых центрах становятся перенасыщенными.
В 2019 г. объем импорта обуви в Россию составил 261,3 млн. пар. с учетом импортных поставок из стран Таможенного Союза. В Россию было ввезено огромное количество торговых марок всех ценовых сегментов. В структуре импорта обуви среднего ценового сегмента в 2019 г. лидировал ZENDEN.В 2019 г. производство обуви в России составило 109,1 млн. пар. В 2019 г. лидирующим субъектом РФ по производству обуви остается Краснодарский край.
По данным "Анализа рынка IT-решений в сфере недвижимости (PropTech) в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг оборот этого рынка в стране увеличился на 56%: с 25 до 39 млрд руб.
По данным «Анализа рынка пищевых ароматизаторов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2022-2023 гг их импорт в страну снизился на 20% и составил 20 тыс т в 2023 г. Наиболее существенно сократились поставки из Германии, Ирландии и Франции. При этом до 2022 г импорт пищевых ароматизаторов на российский рынок рос, увеличившись на 12%: с 21 в 2019 г до 25 тыс т в 2021 г.
По данным «Анализа рынка страхования гражданской ответственности в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г численность заключенных договоров страхования гражданской ответственности в стране увеличилась на 21% и достигла 75 млн.