за 2021-2022 гг число поездок на внутреннем водном пассажирском транспорте в России возросло почти на 20% и достигло 9,1 млн. Рост связан с увеличением популярности внутреннего водного туризма среди населения. В силу ограниченных возможностей для путешествий морские и речные круизы стали доступным и привлекательным вариантом отдыха для многих россиян. Помимо этого, увеличению пассажиропотока водного транспорта в стране способствовало снижение доступности авиасообщения из-за закрытия аэропортов в южных регионах России в 2022 г.
Ранее в 2018-2020 гг число поездок на внутреннем водном транспорте в России сократилось на 37%: с 12,2 до 7,7 млн. Наибольшее падение при этом пришлось на 2020 г, когда ограничения на передвижения из-за пандемии привели к существенному снижению пассажирооборота водного транспорта. В наибольшей степени пострадали туристическое и экскурсионно-прогулочное направления: на туристических маршрутах количество поездок снизилось на 73,4%, на экскурсионно-прогулочных – на 60,6%.
Из-за серьезного спада пассажиропотока в сфере водного транспорта организации отрасли были включены в перечень наиболее пострадавших секторов экономики и получили возможность воспользоваться государственной поддержкой. Благодаря принятым мерам удалось реализовать ряд значимых проектов. Важным событием стала первая в истории страны постройка на российских верфях круизного судна река-море «Мустай Карим». Помимо этого в Татарстане был спущен на воду первый пассажирский теплоход «Чайка», который работает на сжиженном природном газе, а в Санкт-Петербурге было запущено прогулочное судно, оснащенное электродвигателем.
«Анализ рынка внутренних водных пассажирских перевозок в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития.
В обзоре представлены финансовые рейтинги крупнейших предприятий отрасли: Росморпорт, Водоходъ, Иртышское пароходство, Томская судоходная компания, Московское речное пароходство, Ультрамарин М, Архангельский речной порт, Салехардский речной порт, Флотилия, Малая судоходная компания и др.
В обзоре приводятся следующие детализации:
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Источниками информации для обзора являются профильные госорганы и научно-исследовательские организации:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Предприятия
Подвижной состав
Пассажировместимость подвижного состава
Внутренние водные пути
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ (ЮРЛИЦ)
Профили ведущих предприятий отрасли
ФГУП «Росморпорт»
ООО «Водоходъ»
ПАО «Иртышское пароходство»
АО «Томская судоходная компания»
ПАО «Московское речное пароходство»
ПАССАЖИРЫ
Уровень пользования
Затраты
ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЕЗДОК
ПАССАЖИРООБОРОТ
ОБОРОТ РЫНКА
Цена
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Таблица 1. Численность предприятий внутреннего водного пассажирского транспорта в России в 2022 г
Таблица 2. Численность предприятий внутреннего водного пассажирского транспорта по форме собственности в России в 2022 г
Таблица 3. Численность предприятий внутреннего водного пассажирского транспорта по регионам России в 2022 г
Таблица 4. Количество подвижного состава внутреннего водного пассажирского и грузопассажирского транспорта в годном техническом состоянии в России в 2018-2022 гг (тыс ед)
Таблица 5. Пассажировместимость пассажирских и грузопассажирских судов в России в 2018-2022 гг (тыс мест)
Таблица 6. Протяженность внутренних водных путей в России в 2018-2022 гг (тыс км)
Таблица 7. Протяженность внутренних водных путей по регионам России в 2022 г (км)
Таблица 8. Трудовые ресурсы предприятий внутреннего водного пассажирского транспорта в России в 2018-2022 гг (тыс чел)
Таблица 9. Трудовые ресурсы предприятий внутреннего водного пассажирского транспорта по регионам России в 2018-2022 гг (чел)
Таблица 10. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий внутреннего водного пассажирского транспорта в России в 2018-2022 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 11. Средняя заработная плата сотрудника предприятий внутреннего водного пассажирского транспорта по регионам России в 2018-2022 гг (тыс руб в год)
Таблица 12. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 13. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 14. Рейтинг предприятий отрасли по коммерческим и управленческим расходам в 2022 г (млн руб)
Таблица 15. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости в 2022 г (млн руб)
Таблица 16. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2022 г (млн руб)
Таблица 17. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2022 г (%)
Таблица 18. Численность пассажиров внутреннего водного пассажирского транспорта в России в 2018-2022 гг (млн чел)
Таблица 19. Прогноз численности пассажиров внутреннего водного пассажирского транспорта в России в 2023-2027 гг (млн чел)
Таблица 20. Средний уровень пользования внутренним водным пассажирским транспортом в России в 2018-2022 гг (поездок на чел в год)
Таблица 21. Прогноз среднего уровня пользования внутренним водным пассажирским транспортом в России в 2023-2027 гг (поездок на чел в год)
Таблица 22. Средние годовые затраты пассажира на поездки внутренним водным транспортом в России в 2018-2022 гг (руб в год)
Таблица 23. Прогноз средних годовых затрат пассажира на поездки внутренним водным транспортом в России в 2023-2027 гг (руб в год)
Таблица 24. Численность совершенных поездок на внутреннем водном транспорте в России в 2018-2022 гг (млн)
Таблица 25. Численность совершенных поездок на внутреннем водном транспорте по видам сообщений в России в 2018-2022 гг (млн)
Таблица 26. Численность совершенных поездок на внутреннем водном транспорте по видам поездок в России в 2018-2022 гг (млн)
Таблица 27. Численность совершенных поездок на внутреннем водном транспорте по регионам России в 2018-2022 гг (тыс)
Таблица 28. Прогноз численности совершенных поездок на внутреннем водном транспорте в России в 2023-2027 гг (млн)
Таблица 29. Пассажирооборот внутреннего водного пассажирского транспорта в России в 2018-2022 гг (млн пассажиро-км)
Таблица 30. Пассажирооборот внутреннего водного пассажирского транспорта по видам сообщений в России в 2018-2022 гг (млн пассажиро-км)
Таблица 31. Пассажирооборот внутреннего водного пассажирского транспорта по видам поездок в России в 2018-2022 гг (млн пассажиро-км)
Таблица 32. Прогноз пассажирооборота внутреннего водного пассажирского транспорта в России в 2023-2027 гг (млн пассажиро-км)
Таблица 33. Оборот рынка внутренних водных пассажирских перевозок в России в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 34. Прогноз оборота рынка внутренних водных пассажирских перевозок в России в 2023-2027 гг (млрд руб)
Таблица 35. Средняя цена внутренних водных пассажирских перевозок в России в 2018-2022 гг (руб за пассажиро-км)
Таблица 36. Прогноз средней цены внутренних водных пассажирских перевозок в России в 2023-2027 гг (руб за пассажиро-км)
Таблица 37. Выручка от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 38. Выручка от продаж по регионам России в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 39. Коммерческие и управленческие расходы в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 40. Коммерческие и управленческие расходы по регионам России в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 41. Себестоимость в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 42. Себестоимость по регионам России в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 43. Прибыль от продаж в 2018-2022 гг (млрд руб)
Таблица 44. Прибыль от продаж по регионам России в 2018-2022 гг (млн руб)
Таблица 45. Экономическая эффективность в 2018-2022 гг
Таблица 46. Инвестиции в отрасль в 2018-2022 гг (млн руб)
За последние 10 лет урожайность российских ягодников выросла на 18,12%, и в ближайшие годы прогнозируется дальнейший рост. Ожидается, что урожайность будет расти в среднем на 2% в год, и к 2030 году может составить до 93,9 центнеров ягод с гектара.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок кейтеринга: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что в 2023 г. на российском рынке кейтеринга наблюдался уверенный рост.