Все сегменты кредитования показали высокие темпы роста в 2021 году. Основные факторы роста – низкие процентные ставки, увеличение среднего чека кредита в связи с повышением цен и смягчение требований к заемщикам. Во всех сегментах розничных кредитов выросла доля выдач заемщикам с высокой долговой нагрузкой. Помимо этого, в связи с высокой инфляцией и низким темпом роста доходов населения наблюдалось существенное увеличение среднего срока кредитов ФЛ.
Банковский сектор получил рекордную прибыль, но высокую рентабельность демонстрируют в основном крупнейшие банки. Средняя ROE банков из топ-30 по активам в три раза выше, чем у остальных банков (16 против 5 %). Два года подряд средняя ROE банков за пределами топ-30 по активам находится ниже уровня инфляции. Отсутствие возможности существенно повысить эффективность деятельности на фоне резкого роста инфляции увеличивает риски небольших банков.
Доля просрочки размывается за счет агрессивного роста кредитования и реструктуризаций. Доля просрочки во всех сегментах кредитования снизилась по итогам 2021 года. Однако темп прироста реструктурированных ссуд крупному бизнесу и розничных кредитов (без учета ипотеки) остается заметным. По нашим оценкам, доля реструктурированных ссуд крупному бизнесу по итогам 2021-го составит порядка 18 против 16 % годом ранее; доля реструктурированных розничных кредитов (без учета ипотеки) составит 5,4 %, прибавив 1,1 п. п. за 2021-й.
В 2022 году в результате повышения процентных ставок темпы роста кредитования замедлятся. Поддерживать рост объемов кредитования будут госпрограммы льготных кредитов и дальнейшее увеличение среднего чека кредита. Драйверами рынка останутся ипотека и кредиты МСБ, которые наиболее активно поддерживаются госпрограммами.
Чистая прибыль в 2022 году не превысит результата прошлого года в связи с охлаждением рынка потребительского кредитования, замедлением выдач ипотечных кредитов, удорожанием фондирования, а также ростом стоимости риска. В 2022 году стоимость риска вернется к допандемийным значениям 2019-го и составит около 2 % по розничным ссудам и 1 % по кредитам ЮЛ.
Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации.
Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок гражданского оружия: итоги 2022 г., прогноз до 2026 г.», выяснилось, что по итогам 2022 г. в основном российский рынок гражданского оружия рос за счет двух сегментов: внутреннего производства и импорта.