Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
К данному бизнес-плану прилагается финансовая модель в отдельном файле, которая позволяет с легкостью выстроить новый финансовый план методом ввода соответствующих данных
***
Идея проекта: запуск спортивно-досугового центра с сервисным обслуживанием (автомойка).
Проект включает в себя:
Строительные объекты: реализация строительства планируется путем изготовления и сборки быстровозводимых конструкций. Теннисные корты планируется строить с грунтовым покрытием, а также с твердым. В последнем случае будет осуществляться заливка бетонного фундамента.
Рыночная ситуация:
Теннисные корты и Action Air клуб:
1. Население России за последний год увеличило расходы на отдых и досуг на ***%. Так, на 1 члена семьи по итогам 2018 года приходится *** руб. Общий охват дополнительным образованием детей в возрасте от 5 до 18 лет составляет ***% от общей численности детей соответствующего возраста. Чаще всего в рамках школы учащиеся дополнительно занимаются спортом – ***%. Ежемесячно российская семья тратит на дополнительные занятия ребенка во внешкольных организациях – *** руб.
2. За 2019 г. численность населения России, систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом в возрасте от 3 до 79 лет составило *** человек.
Теннисные корты:
1. По данным Федерации тенниса России, в стране сейчас *** теннисных клубов, однако эксперты называют *** реально функционирующих клубов, которые сдают корты в аренду. Из них в Москве находится около *** клубов.
2. По оценкам экспертов только в Москве около *** тысяч теннисистов-любителей.
Action Air клуб:
1. По данным Минспорта, практической стрельбой в российских клубах занимается *** тыс. человек, *** тыс. являются членами ФПСР (Федерации практической стрельбы России).
2. Практическая стрельба является затягивающим видом спорта, который при самостоятельной покупке всего снаряжения для тренировок, достаточно дорог – двухчасовая тренировка может обойтись в сумму около *** руб., при этом стоимость стрельбы из soft-air пневматики намного дешевле, чем из огнестрельного оружия.
3. Основным контингентом Action Air клубов являются мужчины 25-35 лет, однако много и детей и подростков до 18 лет.
Автомобильная мойка:
1. Московская обл. занимает 16-е место среди субъектов РФ по числу собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, что даже выше, чем в самой столице. Так, в Москве на 01.01.2019 г. приходится *** авто на 1000 человек населения, а в Московской обл. – *** авто. Это связано с большими расстояниями в области, необходимостью коммуникации со столицей, маятниковой миграцией.
2. Численность легковых автомобилей на 01.01.2019 г. в Московской обл. составляет *** тыс. авто.
3. Потенциальная целевая аудитория проекта составляет около *** ед./мес., однако с учетом консервативного прогноза для минимизации рисков рекомендуется считать ожидаемое число клиентов автомойки равным *** в месяц (см. данные финансовой модели), что определяется также загрузкой двух боксов.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
60 941 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
PI |
раз |
*** |
IRR |
% |
28% |
Срок окупаемости |
мес. |
37 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Развитие физической культуры и спорта
Спорт становится неотъемлемой частью жизни россиян. По данным соцопроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Федеральным научным центром физической культуры и спорта (ФГБУ ФНЦ ВНИИФК) в 2019 году, ***% россиян занимаются спортом или иной физической активностью. При этом практически две трети родителей (***% для 3–5-летних, ***% для 6–12-летних) считают, что спорт – важная составляющая воспитания детей.
В целом россияне проявляют повышенный интерес к оздоровительным мероприятиям, а более трети респондентов (***%) занимаются спортом систематически. Степень регулярности занятий у женщин и мужчин приблизительно одинаковая.
Стоит учесть, что более половины опрошенных жителей Российской Федерации считают недостаточным количество спортивных сооружений, расположенных по месту их жительства, а ***% россиян за последние 2-3 года не заметили увеличения количества спортивных сооружений в своих населенных пунктах. Среди жителей городов с населением от 100 до 500 тыс. человек пропорция сохраняется.
Диаграмма 1. Регулярность занятия спортом (опрос), Россия, 2019 г., %
***
По прогнозам экс-министра спорта России Павла Колобкова, на конец 2019 года количество занимающихся спортом россиян будет достигать 42%.
Диаграмма 2. Причины отказа от занятий детским спортом, Россия, 2019 г., %
***
Рассмотрев Диаграмму 2, можно сделать вывод, что основной причиной для отказа от занятий спортом среди детей является отсутствие условий для таких занятий по месту проживания (***% суммарно).
Рассмотрим статистические данные по направлениям деятельности комплекса.
Теннисные корты. По данным Федерации тенниса России, в стране сейчас *** теннисных клубов. Однако следует понимать, что Федерация учитывает и корты в парках, и теннисные школы без своей базы, которые арендуют корты для занятий в клубах,
В реальности, по данным Fitstarter, сервиса для теннисистов-любителей, с помощью которого можно найти и забронировать теннисный корт в одном из подходящих клубов, в России *** реально функционирующих клубов, которые сдают корты в аренду. Из них в Москве находится около *** клубов.
ФТР не предоставляет данных о количестве теннисистов-любителей в стране, однако по оценкам сторонних сервисов, в частности Fitstarter, только в Москве около *** тысяч теннисистов-любителей.
Action Air клуб. По данным Минспорта, практической стрельбой в российских клубах занимается *** тыс. человек, *** тыс. являются членами ФПСР (Федерации практической стрельбы России).
Практическая стрельба является затягивающим видом спорта, который при самостоятельной покупке всего снаряжения для тренировок, достаточно дорог – двухчасовая тренировка может обойтись в сумму около *** руб., при этом стоимость стрельбы из soft-air пневматики намного дешевле, чем из огнестрельного оружия.
Основным контингентом Action Air клубов являются мужчины 25-35 лет, таковых около ***% клиентов, однако много и детей и подростков до 18 лет – от *** до ***% в зависимости от клуба.
Важно, что в современном мире физическая активность означает гораздо больше, чем проведение досуга на игровом поле или спортивной площадке. Кроме позитивного влияния на здоровье, занятия спортом позволяют развивать личностные качества и навыки, например, стрессоустойчивость и умение работать в команде, которые необходимы для построения успешной карьеры или создания собственного бизнеса.
Потребительское поведение
В январе-сентябре 2019 г. объем денежных доходов населения Московской области Российской Федерации сложился в размере примерно *** млрд. руб. и увеличился на ***% по сравнению с январем–сентябрем 2018 г.
Диаграмма 3.. Динамика денежных доходов населения Московской области, Россия, 2013–2019 гг., руб./мес.
***
Диаграмма 4. Динамика располагаемых ресурсов домашних хозяйств Московской области на 1 члена семьи, Россия, 2014–2018 гг., руб./мес.
***
Диаграмма 4 демонстрирует, что среди домашних хозяйств Московской области наблюдается устойчивая динамика роста располагаемых ресурсов на 1 члена семьи.
Несмотря на экономический кризис, население России за последний год увеличило расходы на отдых и досуг. Так, на 1 члена семьи по итогам III кв. 2019 года приходится *** руб. (+***% по сравнению с III кв. 2018 года). Россияне начали экономить на транспорте – расходы уменьшились с *** руб. по итогам III кв. 2018 года до *** руб. в аналогичном периоде 2019 года. По остальным основным категориям расходов наблюдается рост. В Диаграмме 5 отражено сравнение трат на развлечения по сравнению с популярными категориями трат на 1 члена семьи. Детальная информация относительно трат с учетом наличия детей представлена в Таблице 1 ниже.
Диаграмма 5. Сравнение трат на развлечения и другие популярные категории на 1 члена семьи, Россия, III кв. 2019 г., руб./мес.
***
Таблица 1. Располагаемые ресурсы и расходы на потребление домашних хозяйств с учетом отсутствия и наличия детей возрасте до 16 лет на 1 члена семьи, Россия, III кв. 2018–2019 гг., руб./мес.
***
По данным Федеральной службы государственной статистики за 2018 год дополнительное образование получают более *** млн детей в возрасте до 18 лет.
Согласно опросу, проведенному специалистами «Райффайзенбанка» в сентябре 2019 года, ежемесячно российская семья тратит на дополнительные занятия ребенка в кружках и секциях в среднем *** руб. Традиционно самые высокие расходы наблюдаются среди жителей Москвы и Московский области. Жителям Москвы и области дополнительное образование ребенка обходится в 8 *** руб. (см. Диаграмма 6).
Диаграмма 6. Сравнение трат на дополнительное образование детей, Россия, 2019 г., руб./мес.
***
Таблица 2. Распределение детей по разным видам дополнительных занятий, Россия, 2019 г., %
***
Согласно сегментации потенциальных потребителей нового продукта по признаку индивидуальной предрасположенности к восприятию инновации Ryan & Gross, около 2,5% потребителей стремятся опробовать инновации, в числе которых – новые компании и их услуги.
Учитывая ожидаемые планы по строительству в непосредственной близости от комплекса *** квартир, примерный объем спроса оценивается в *** посетителей в месяц., которые распределятся следующим образом: *** посетителей Action Air клуба, *** посетителей корта, которым будут оказаны следующие услуги: *** часов аренды корта, *** часов игры в теннис с тренером, *** часов групповой игры.
Анализ рынка автомоек
Автомойка – это предприятие сервиса, оказывающее услуги по мойке транспортных средств (автомобилей), а также предоставляющее дополнительные услуги, связанные с уходом за внешними и внутренними поверхностями автомобиля (чистку салона автомобиля, стекол), устройство для мытья автомобилей. Зачастую автомойки располагаются на автозаправочных станциях либо рядом с автомагазинами и станциями технического обслуживания автомобилей. Однако в случае данного проекта автомойка будет в первую очередь выполнять сервисную функцию для клиентов теннисных кортов и Action air-клуба. Тип мойки предполагается ручной, контактный.
Согласно данным Территориального органа Федеральной статистики по городу Москва (МОСГОРСТАТ), население Московской области – *** тыс. чел. Численность населения Ленинского района составляет около *** тыс. человек. Однако, как было указано выше, в результате строительства новых жилых комплексов, численность населения возрастет на *** человек только за счет ЖК «***». Между тем, в непосредственной близости от предполагаемого комплекса строятся еще несколько поселков, состоящих из таунхаусов, таких как микрорайон *** на 84 коттеджа, коттеджный поселок "***", состоящий из 257 таунхаусов и т.д.
Московская обл. занимает 16-е место среди субъектов РФ по числу собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения. В Московской области на 01.01.2019 г. приходится *** авто на 1000 человек населения.
Диаграмма 7. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, г. Москва и Московская обл., 2014-2018 гг., ед.
***
Исходя из численности населения и числа собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, численность легковых автомобилей на 01.01.2019 г. в г. Москва составляет *** тыс. авто, а в Московской обл. – *** тыс. авто. Общий автопарк Москвы и Московской обл. составляет около *** тыс. авто, при этом только ***% транспортных средств находится в самой Москве.
Диаграмма 8. Соотношение числа авто в Москве и Московской обл., 01.01.2019 г., %
***
Анализ рынка услуг автомоек
Согласно данным портала 2ГИС (на 25.02.2020 г.) в *** районе Московской области автомоечные услуги предлагают около 30 субъектов. Отсутствие точной цифры связано с тем, что часть моек находится на различных автобазах и не всегда предоставляет услуги посторонним лицам.
Согласно анализу рынка автомоек, проведённого компанией «АльтераИнвест» на стандартные мойки с обслуживанием приходится ***% рынка, на посты самообслуживания приходится ***%, а на роботизированные (портальные и туннельные) мойки приходится ***%.
Диаграмма 9. Структура автомобильных моек, %
***
При этом, в непосредственной близости от предполагаемого места размещения объекта, находятся только 4 мойки, из них две – самообслуживания.
Типичный клиент московской автомойки – мужчина 22-44 лет, занимающий относительно высокие должности или являющиеся квалифицированными специалистом с доходами выше среднего.
По крайней мере ***% автовладельцев в регионе моют свои автомобили чаще, чем раз в полгода.
Около ***% автовладельцев отказываются от услуг, так как они оказываются дорогостоящими для них.
Диаграмма 10. Частота посещений автомоек, г. Москва и Московская область, %
***
Исходя из частоты посещений автомоек и количества авто в ближайшем районе, составляющим около *** единиц, в таблице ниже рассчитаем целевую аудиторию проекта. Согласно сегментации потенциальных потребителей Ryan и Gross, проект при эффективной политике продвижения имеет возможность привлечь 2,5% потребителей от общей целевой аудитории.
Таблица 3. Потенциальная целевая аудитория проекта
***
С учетом конкуренции, а также расчетной пропускной способности боксов, при расчете объемов реализации услуг в финансовой модели показатель потенциальной целевой аудитории был принят на уровне *** ед./мес.
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
7 |
Раздел 1. Описание проекта |
11 |
1.1. Идея проекта |
11 |
Раздел 2. Анализ рынка |
14 |
2.1. Анализ рыночного потенциала в районе расположения объекта |
14 |
2.2. Развитие физической культуры и спорта |
16 |
2.3. Потребительское поведение |
19 |
ВЫВОД по результатам анализа рынка спортивного и досугового направления |
23 |
2.4. Анализ рынка автомоек |
25 |
2.5. Анализ рынка услуг автомоек |
27 |
ВЫВОД по результатам анализа рынка автомоек |
29 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
30 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
39 |
4.1. Сайт |
39 |
4.2. SEO и контекстная реклама |
40 |
4.3. Продвижение на Яндекс.Картах, Googlе.Maps и 2ГИС |
42 |
4.4. SMM-продвижение |
43 |
4.5. Реклама в общественных пространствах домов |
43 |
4.6. Наружная реклама |
47 |
4.7. Ценовые акции |
48 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
50 |
5.1. Помещение |
50 |
5.2. Оборудование и расходные материалы |
54 |
5.3. Стоимость услуг |
55 |
5.4. Персонал |
57 |
5.5. Сезонность |
58 |
Раздел 6. Финансовый план |
59 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
59 |
6.2. Сезонность |
62 |
6.3. Цены |
63 |
6.4. Объемы реализации |
64 |
6.5. Выручка |
64 |
6.6. Персонал |
65 |
6.7. Затраты |
66 |
6.8. Налоги |
68 |
6.9. СОК |
68 |
6.10. Инвестиции |
69 |
6.11. Капитальные вложения |
71 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
71 |
6.13. Отчет о движении денежных средств |
73 |
6.14. Баланс |
74 |
6.15. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
76 |
6.16. Показатели экономической эффективности |
77 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
82 |
7.1. Анализ чувствительности |
82 |
7.2. Анализ безубыточности |
90 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
94 |
Диаграммы |
|
Диаграмма 1. Регулярность занятия спортом (опрос), Россия, 2019 г., % |
17 |
Диаграмма 2. Причины отказа от занятий детским спортом, Россия, 2019 г., % |
17 |
Диаграмма 3.. Динамика денежных доходов населения Московской области, Россия, 2013–2019 гг., руб./мес. |
19 |
Диаграмма 4. Динамика располагаемых ресурсов домашних хозяйств Московской области на 1 члена семьи, Россия, 2014–2018 гг., руб./мес. |
20 |
Диаграмма 5. Сравнение трат на развлечения и другие популярные категории на 1 члена семьи, Россия, III кв. 2019 г., руб./мес. |
21 |
Диаграмма 6. Сравнение трат на дополнительное образование детей, Россия, 2019 г., руб./мес. |
22 |
Диаграмма 7. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, г. Москва и Московская обл., 2014-2018 гг., ед. |
26 |
Диаграмма 8. Соотношение числа авто в Москве и Московской обл., 01.01.2019 г., % |
26 |
Диаграмма 9. Структура автомобильных моек, % |
27 |
Диаграмма 10. Частота посещений автомоек, г. Москва и Московская область, % |
28 |
|
|
Рисунки |
|
Рисунок 1. Карта расположения теннисных кортов, *** р-н МО и ближайшие районы г. Москвы |
30 |
Рисунок 2. Карта расположения клубов спортивной стрельбы, *** р-н МО и ближайшие районы г. Москвы |
34 |
Рисунок 3. Карта расположения автомоек, *** р-н МО и ближайшие районы г. Москвы |
36 |
Рисунок 4. Пример размещения рекламы в лифте многоквартирного дома |
45 |
Рисунок 5. Пример размещения билборда на трассе |
48 |
Рисунок 6. Пример открытого теннисного корта с грунтовым покрытием |
50 |
Рисунок 7. Пример крытого теннисного корта с грунтовым покрытием |
52 |
Рисунок 8. Пример крытого корта типа хард с ангаром шатрового типа, вид снаружи и изнутри |
52 |
Рисунок 9. Пример быстровозводимой конструкции автомобильной мойки |
53 |
Таблица 1. Располагаемые ресурсы и расходы на потребление домашних хозяйств с учетом отсутствия и наличия детей возрасте до 16 лет на 1 члена семьи, Россия, III кв. 2018–2019 гг., руб./мес. |
21 |
Таблица 2. Распределение детей по разным видам дополнительных занятий, Россия, 2019 г., % |
23 |
Таблица 3. Потенциальная целевая аудитория проекта |
28 |
Таблица 4. Профиль конкурентной компании *** |
31 |
Таблица 5. Профиль конкурентной компании Теннисный центр в гостиничном комплексе «***» |
32 |
Таблица 6. Профиль конкурентной компании «***», «Пейнтбольный клуб «***»» |
34 |
Таблица 7. Профиль конкурентной компании «Пейнтбольный клуб «***»» |
35 |
Таблица 8. Профиль конкурентной компании «Учебный стрелковый центр «***»» |
35 |
Таблица 9. Профили конкурентных компаний-автомоек |
37 |
Таблица 10. Примеры посадочных страницы по ключевым словам |
41 |
Таблица 11. Бюджет на рекламное размещение в общественных пространствах домов ЖК «***» |
46 |
Таблица 12. Бюджет на рекламное размещение: лифты, г. Москва (ориентировочные данные) |
46 |
Таблица 13. Бюджет, наружная реклама |
48 |
Таблица 14. Инженерные коммуникации |
54 |
Таблица 15. Оборудование, теннисный корт |
54 |
Таблица 16. Оборудование, Action Air клуб |
54 |
Таблица 17. Оборудование, автомойка |
55 |
Таблица 18. Переменные затраты на оборудование |
55 |
Таблица 19. Стоимость услуг комплекса |
55 |
Таблица 20. Штат персонала |
57 |
Таблица 21. Персонал на договорной основе |
57 |
Таблица 22. Сезонность деятельности предприятия |
58 |
После взрывного роста, наблюдавшегося в 2023 году, в 2024 году темпы открытий новых заведений в России заметно снизились. Влияние на количественный рост рынка оказывает более сложная макроэкономическая ситуация, в том числе: высокая ставка ЦБ, дефицит кадров, снижение маржинальности на фоне инфляции, рост ставок по аренде и другие факторы.
Российский рынок битумов показывает положительную тенденцию роста своей объемности, рост средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию.
― Каким был 2023 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию?