Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой проект на территории России, Украины и стран СНГ
***
Идея проекта: открытие мини-пекарни в с.***, *** района, *** обл. Концепция мини-пекарни – это выпечка свежего хлеба, багетов, батонов и различной выпечки по уникальным рецептурам.
Ассортимент продукции мини-пекарни:
Хлеб: пшеничный, ржаной, бездрожжевой, пшенично-ржаной, подовый.
Багеты и батоны: пшеничные, злаковые, бездрожжевые, ржаные.
Выпечка: пироги, круассаны, сладкие пирожки, булочки.
Рыночная ситуация:
1. В среднесрочной перспективе развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий будет происходить в основном за счет роста спроса на нетрадиционные сорта продукции с более сложной рецептурой. Ежегодное увеличение объемов рынка, как ожидается, составит в среднем +***%. Объем видимого потребления на рынке хлеба и хлебобулочных изделий к 2025 году достигнет *** млн. тонн
2. В настоящее время основной тенденцией на рынке хлебобулочных изделий является растущий интерес потребителей к правильному питанию и здоровому образу жизни. В соответствии с этим меняются и потребительские предпочтения: спрос на традиционные виды хлеба и хлебобулочных изделий из пшеницы недлительного хранения падает, на фоне этого растет спрос на зерновой хлеб, хлебную продукцию с добавлением витаминов.
3. Тенденцией последних лет стало смещение предпочтений потребителей с традиционной заводской выпечки в пользу изделий, изготовленных вручную по домашним рецептам в семейных пекарнях.
4. В *** области расходы на покупку хлебобулочных изделий по итогам 4 квартала 2017 года составили *** мес./руб. (***% от расходов на продукты питания) в среднем на одного члена домохозяйства.
5. Реализация продукции мини-пекарни планируется осуществляться через розничную сеть в близлежащих населенных пунктах *** района *** области. Согласно Единого реестра субъектов МСП, на территории *** района осуществляют деятельность *** предприятий в сфере торговли, из которых *** находится на территории реализации проекта, что составляет ***%. Из *** рассмотренных предприятий *** являются торговыми предприятиями (магазины, ларьки, павильоны), а *** – предприятиями общественного питания.
Конкурентное окружение:
Основными конкурентами мини-пекарни являются крупные предприятия с широким ассортиментом хлебобулочной продукции, расположенные в г. ***: «***», «***», «***». На основе проведенного анализа конкурентов и конкурентных преимуществ мини-пекарни представлен SWOT-анализ мини-пекарни.
Финансовые показатели проекта:
Показатель |
Ед. изм. |
Значение |
Необходимые инвестиции |
тыс. руб. |
1 777,5 |
NPV |
тыс. руб. |
*** |
IRR |
% |
46 |
Срок окупаемости |
мес. |
36 |
Дисконтированный срок окупаемости |
мес. |
*** |
Выдержки из исследования
Рынок хлеба и хлебобулочных изделий России
Хлеб и хлебобулочные изделия являются неотъемлемой частью потребительской корзины. В зависимости от влияния ряда факторов могут происходить структурные изменения, а также колебания в объемах потребления, однако спрос на хлеб и хлебобулочные изделия в целом будет сохраняться.
Как видно из диаграммы, представленной ниже, объем потребления на российском рынке хлеба и хлебобулочных изделий в 2016 году составил *** млн. т, что на ***% ниже уровня 2015 года. По итогам 2017 года объем видимого потребления хлеба и хлебобулочных изделий продолжил снижение и составил *** млн. т (-***% к уровню 2016 года).
Диаграмма 1. Объем видимого потребления на рынке хлеба и хлебобулочных изделий, Россия, 2015-2017 гг. (прогноз на 2018-2025 гг.), млн. т
***
При этом российский рынок хлеба и хлебобулочных изделий на ***% состоит из продукции отечественного производства. Доля импортной продукции составляет ***%. Порядка ***% произведенной хлебной продукции поставляется на экспорт.
Диаграмма 2. Объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий, Россия, 2015-2017 гг. (прогноз на 2018-2025 гг.), млн. т
***
Как видно из диаграммы, объем розничного рынка хлебобулочных изделий в России, по оценке Российского союза пекарей, в 2017 году составил порядка *** млрд руб. Специфика России: ***% выработки обеспечивают крупные и средние предприятия, их порядка ***; остальной объем поставляют на рынок *** тыс. пекарен малой мощности.
Согласно диаграммы представленной ниже, в 2017 году наибольшая доля видимого потребления хлеба и хлебобулочных изделий в натуральном выражении приходилась на Центральный (***%), Приволжский (***%), Сибирский (***%) и Южный федеральные округа (***%). Далее следует Северо-Кавказский ФО с долей ***% от общего объема потребления по России. Структура потребления хлебобулочных изделий имеет довольно стабильный характер, так как напрямую зависит от численности населения региона. Поэтому в среднесрочной перспективе значительных сдвигов в структуре потребления в региональном разрезе не ожидается.
Диаграмма 3. Структура потребления хлеба и хлебобулочных изделий по федеральным округам, Россия, 2015-2017 г., %
***
В среднесрочной перспективе развитие рынка хлеба и хлебобулочных изделий будет происходить в основном за счет роста спроса на нетрадиционные сорта продукции с более сложной рецептурой. Ежегодное увеличение объемов рынка, как ожидается, составит в среднем ***% (в рамках базового сценария развития). Основными драйверами роста должны стать модернизация производства и улучшение качества и расширение ассортимента хлебопекарной продукции.
Потребительское поведение
За последние десять лет потребление хлеба в расчете на одного жителя России, по данным Минпромторга РФ, упало с *** до *** кг в год. Если раньше потребление составляло более *** г хлеба в сутки, то современный потребитель, по данным Росстата, съедает в сутки *** г хлеб.
Главной причиной падения потребления хлебобулочных изделий является изменение рациона питания, появление новых видов продуктов, а также распространение псевдонаучных диет, призывающих к отказу от продуктов с высокой калорийностью. В мегаполисах отказ от хлеба заметнее, чем в других местах, в силу более высокого уровня доходов населения и влияния модных тенденций в питании.
***% российского рынка хлеба по объему производства – это массовые сорта пшеничного и ржаного хлеба, батон и буханка.
Предпочтения россиян показаны на диаграмме ниже. Как видно с диаграммы, мягкость и привлекательный вид наиболее важные критерии.
Диаграмма 4. Важность критериев при покупке хлебобулочных изделий, Россия, 2018 г., %
***
В настоящее время основной тенденцией на рынке хлебобулочных изделий является растущий интерес потребителей к правильному питанию и здоровому образу жизни. В соответствии с этим меняются и потребительские предпочтения: спрос на традиционные виды хлеба и хлебобулочных изделий из пшеницы недлительного хранения падает, на фоне этого растет спрос на зерновой хлеб, хлебную продукцию с добавлением витаминов и т. п. Кроме того, с ростом уровня доходов появляется желание разнообразить рацион, что также ведет к снижению потребления дешевых традиционных видов хлеба, повышению интереса к более дорогой продукции. В последнее время хлеб стал рассматриваться не просто как пищевой продукт, а как элемент здорового питания. Появились изделия с повышенным содержанием витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, пониженным содержанием соли, сахара, жира. Однако объемы их производства пока недостаточны. По прогнозам, к 2030 году потребление продукции для здорового питания достигнет ***% общего объема.
Также, еще одной тенденцией последних лет стало смещение предпочтений потребителей с традиционной заводской выпечки в пользу изделий, изготовленных вручную по домашним рецептам в семейных пекарнях.
Таблица 1. Располагаемые ресурсы и расходы на потребление домашних хозяйств, *** обл., мес./руб. в среднем на одного члена домохозяйства
****
Таким образом. в *** области несмотря на уменьшение доходов, расходы на потребление по итогам 4 квартала 2017 года увеличились на ***% по сравнению с 4 кварталом 2016 года, в том числе расходы на покупку продуктов увеличились на ***%. Однако жители стали экономить на покупке хлебобулочных изделий, которые по итогам 4 квартала 2017 года составили *** мес./руб. (***% от расходов на продукты питания) в среднем на одного члена домохозяйства, что на ***% ниже показателя в 4 квартале 2016 года.
Потенциальный рынок сбыта продукции мини-пекарни
Реализация продукции мини-пекарни планируется осуществляться через розничную сеть в близлежащих населенных пунктах *** района *** области.
Согласно, Единого реестра субъектов МСП на территории *** района осуществляют деятельность *** предприятий в сфере торговли по следующим направлениям:
47.1 – торговля розничная в неспециализированных магазинах
47.2 – Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах
47.8 – Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках
47.9 – Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков.
Непосредственно в с. *** зарегистрировано *** предприятий.
Таблица 2. Предприятия розничной торговли пищевыми продуктами, с. ***
Согласно информации размещенной на официальном сайте *** района *** области, рассмотрим розничную продовольственную сеть, предприятия общественного питания. прилегающих к с. *** населенных пунктов (таблица 3, Раздел 1).
Таблица 3. Розничная продовольственная сеть прилегающих к с. *** населенных пунктов
***
Перечень таблиц, диаграмм, рисунков |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Описание проекта |
8 |
1.1. Суть и продукция проекта |
8 |
1.2. Описание месторасположения мини-пекарни |
10 |
Раздел 2. Анализ рынка |
13 |
2.1. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий России |
13 |
2.2. Потребительское поведение |
16 |
2.3. Потенциальный рынок сбыта продукции мини-пекарни |
18 |
Вывод по результатам анализа рынка |
22 |
Раздел 3. Конкурентное окружение |
23 |
Раздел 4. Маркетинговый план |
29 |
Раздел 5. Организационно-производственный план |
30 |
5.1. Оборудование |
30 |
5.2. Персонал |
34 |
Раздел 6. Финансовый план |
35 |
6.1. Допущения, принятые для расчетов |
35 |
6.2. Сезонность |
37 |
6.3. Цены |
38 |
6.4. Объемы реализации |
38 |
6.5. Выручка |
39 |
6.6. Персонал |
40 |
6.7. Затраты |
40 |
6.8. Налоги |
41 |
6.9. Инвестиции |
41 |
6.10. Капитальные вложения |
42 |
6.11. Амортизация |
42 |
6.12. Отчет о прибыли и убытках |
42 |
6.13. Расчет ставки дисконтирования по методу WACC |
44 |
6.14. Отчет о движении денежных средств |
46 |
6.15. Показатели экономической эффективности |
47 |
Раздел 7. Анализ рисков проекта |
51 |
7.1. Анализ чувствительности |
51 |
7.2. Анализ безубыточности |
60 |
ИНФОРМАЦИЯ О КОМПАНИИ «VTSConsulting» |
63 |
Диаграмма 1. Объем видимого потребления на рынке хлеба и хлебобулочных изделий, Россия, 2015-2017 гг. (прогноз на 2018-2025 гг.), млн. т |
13 |
Диаграмма 2. Объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий, Россия, 2015-2017 гг. (прогноз на 2018-2025 гг.), млн. т |
14 |
Диаграмма 3. Структура потребления хлеба и хлебобулочных изделий по федеральным округам, Россия, 2015-2017 г., % |
15 |
Диаграмма 4. Важность критериев при покупке хлебобулочных изделий, Россия, 2018 г., % |
16 |
Таблица 1. Ассортимент продукции мини-пекарни |
9 |
Таблица 2. Численность населения Сосновского района, Челябинской обл., чел. |
11 |
Таблица 3. Расстояние от с. Большое Баландино до ближайших населенных пунктов |
12 |
Таблица 4. Располагаемые ресурсы и расходы на потребление домашних хозяйств, Челябинская обл., мес./руб. в среднем на одного члена домохозяйства |
17 |
Таблица 5. Предприятия розничной торговли пищевыми продуктами, с. Большое Баландино |
18 |
Таблица 6. Розничная продовольственная сеть прилегающих к с. Большое Баландино населенных пунктов |
19 |
Таблица 7. Ассортимент продукции АО «Первый хлебокомбинат» |
24 |
Таблица 8. Ассортимент продукции «Союзпищепром» |
25 |
Таблица 9. Ассортимент продукции Фермерского хозяйства Лукоморье |
26 |
Таблица 10. Предприятия осуществляющие деятельность в сфере производства хлебобулочных изделий, Сосновский район (территория реализации проекта) |
27 |
Таблица 11. SWOT-анализ мини-пекарни |
28 |
Таблица 12. Основные каналы маркетинговых коммуникаций |
29 |
Таблица 13. Технические характеристики печи хлебопекарной электрической ярусная YXD (3-6), 3 яруса, 6 противней(AR) Foodatlas Pro |
30 |
Таблица 14. Технические характеристики просеивателя муки ПВГ-600М |
31 |
Таблица 15. Технические характеристики машины тестомесильной HS 40А Foodatlas Рro |
32 |
Таблица 16. Технические характеристики шкафа расстойного AR-VF-30 |
33 |
Таблица 17. Стоимость оборудования |
33 |
Таблица 18. Штат персонала |
34 |
Российский рынок спортивных товаров в текущей ситуации демонстрирует корректировку своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию.
Российский рынок тракторов в текущей ситуации демонстрирует положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и корректировку контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей тракторов характеризуются относительной стабильностью.