55 000 ₽
Анализ рынка энергосбережения и энергоэффективности в различных отраслях промышленности в России
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
55 000 ₽
Демоверсия
DISCOVERY Research Group

Анализ рынка энергосбережения и энергоэффективности в различных отраслях промышленности в России

Дата выпуска: 14 июня 2018
Количество страниц: 117
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 57096
55 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Таблицы
Описание

Цель исследования

Текущее состояние и перспективы развития рынка.

Задачи исследования:

1. Характеристика производства и потребления энергоресурсов в России;

2. Опыт других стран в вопросах энергоэффективности;

3. Государственное регулирование энергетического рынка в России;

4. Понятие энергоэффективности;

5. Проблемы энергосбережения в России;

6. Энергосбережение в различных отраслях промышленности;

7. Тенденции развития энергосбережения в России.

Объект исследования

Рынок энергосбережения и энергоэффективности в различных отраслях промышленности в России.

Метод сбора и анализа данных

Основным методом сбора данных является мониторинг документов.

В качестве основных методов анализа данных выступают так называемые (1) Традиционный (качественный) контент-анализ интервью и документов и (2) Квантитативный (количественный) анализ с применением пакетов программ, к которым имеет доступ наше агентство.

Контент-анализ выполняется в рамках проведения Desk Research (кабинетное исследование). В общем виде целью кабинетного исследования является проанализировать ситуацию на рынке энергосбережения и энергоэффективности в различных отраслях промышленности и получить (рассчитать) показатели, характеризующие его состояние в настоящее время и в будущем.

Метод анализа данных

1. Базы данных Федеральной Таможенной службы РФ, ФСГС РФ (Росстат).

2. Материалы DataMonitor, EuroMonitor, Eurostat.

3. Печатные и электронные деловые и специализированные издания, аналитические обзоры.

4. Ресурсы сети Интернет в России и мире.

5. Экспертные опросы.

6. Материалы участников отечественного и мирового рынков.

7. Результаты исследований маркетинговых и консалтинговых агентств.

8. Материалы отраслевых учреждений и базы данных.

9. Результаты ценовых мониторингов.

10. Материалы и базы данных статистики ООН (United Nations Statistics Division: Commodity Trade Statistics, Industrial Commodity Statistics, Food and Agriculture Organization и др.).

11. Материалы Международного Валютного Фонда (International Monetary Fund).

12. Материалы Всемирного банка (World Bank).

13. Материалы ВТО (World Trade Organization).

14. Материалы Организации экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development).

15. Материалы International Trade Centre.

16. Материалы Index Mundi.

17. Результаты исследований DISCOVERY Research Group.

Объем и структура выборки

Процедура контент-анализа документов не предполагает расчета объема выборочной совокупности. Обработке и анализу подлежат все доступные исследователю документы.

К отчету прилагается обработанная и пригодная к дальнейшему использованию база данных с подробной информацией об импорте в Россию и экспорте из России энергосбережения и энергоэффективности в различных отраслях промышленности. База включает в себя большое число различных показателей:

1. Категория продукта

2. Группа продукта

3. Бренд

4. Год импорта/экспорта

5. Месяц импорта/экспорта

6. Компании получатели и отправители товара

7. Страны получатели, отправители и производители товара

8. Объем импорта и экспорта в натуральном выражении

9. Объем импорта и экспорта в стоимостном выражении

 Содержащиеся в базе данных сведения позволят Вам самостоятельно выполнить любые требующиеся запросы, которые не включены в отчет.

Резюме: 

Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка энергосбережения и энергоэффективности в различных отраслях промышленности в России.

Энергетические ресурсы - это разные виды природных ресурсов, необходимых для выработки электрической энергии.

Энергетическим балансом (или топливно-энергетическим балансом) называется система показателей, отражающих полное количественное соответствие (равенство) между приходом и расходом энергетических ресурсов, распределение их между отдельными потребителями и их группами, районами потребления и позволяющих определить эффективность использования энергоресурсов.

В Федеральном законе «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ даны следующие определения:

энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю;

энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Энергоэффективность повышается всегда, когда полезный эффект растет, а потребление энергии снижается.

Эффективность использования энергии в экономике в целом можно измерять разными показателями. Наиболее широко используется показатель энергоемкости ВВП.

Энергоемкость российской экономики с 2008 года по 2015 год снизилась, по различным оценкам, на 7,5 - 8,5 %. Отрицательное влияние на этот процесс оказал экономический кризис 2008 - 2009 гг., вследствие которого, в 2009 г. энергоемкость ВВП возросла на 3 %.

Основной вклад в снижение энергоемкости валового внутреннего продукта внесли структурные сдвиги в экономике и восстановительный рост в промышленности. 
К настоящему моменту потенциал текущего цикла структурных сдвигов в отношении снижения энергоемкости в основном исчерпан, а технологическое сбережение сдерживается дефицитом инвестиций.

В итоге уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов выше среднемировых в 1,5 - 2 раза. Низкая энергетическая эффективность порождает высокую долю расходов на энергоносители в себестоимости, и, как следствие, низкую конкурентоспособность российской продукции.

Россия на сегодняшний день все еще уступает по показателям энергоемкости валового внутреннего продукта многим развитым странам. Возможности для экономии энергии есть практически во всех отраслях - в промышленности, на транспорте и, конечно, в жилищно-коммунальном хозяйстве. По оценкам Минэнерго РФ, в России потенциал энергосбережения составляет более 40%, и четверть этого потенциала приходится на коммунальный сектор.

Распределение потенциала энергосбережения по отраслям:

33% - ТЭК (в т.ч. - треть в электроэнергетике и теплоснабжении);

32% - промышленность;

26% - жилищно-коммунальное хозяйство.

Конкретные значения потенциала энергосбережения в исследованиях различных авторитетных организаций и экспертов разнятся, но в целом все сходятся во мнении, что потенциал очень высок (никто из экспертов не оценивает его ниже 30%).

Развернуть
Содержание

Подробное оглавление/содержание отчета:

Содержание

9

Список таблиц и диаграмм

10

Таблицы:

10

Диаграммы:

11

Резюме

12

Глава 1. Технологические характеристики исследования

14

     §1.1. Объект исследования

14

     §1.2. Цель исследования

14

     §1.3. Задачи исследования

14

     §1.4. Период исследования

14

     §1.5. Метод сбора и анализа данных

14

     §1.6. Источники получения информации

15

Глава 2. Виды энергоресурсов

16

     §2.1. Виды энергоресурсов

16

     §2.2. Состав топливно-энергетического комплекса России

18

Глава 3. Баланс энергоресурсов

19

Глава 4. Прогноз развития энергетики России

23

     §4.1. Прогноз развития энергетики России до 2035 г. (проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года)

23

     §4.2. Прогноз развития энергетики России до 2040 г. (по данным компании BP plc (Великобритания)

27

Глава 5. Энергоэффективность и энергосбережение

29

     §5.1. Определение понятий

29

     §5.2. Актуальность вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности

32

Глава 6. Энергоэффективность в различных отраслях промышленности

35

     §6.1. Общие способы энергосбережения в промышленности

65

          6.1.1. Черная металлургия

69

          6.1.2. Алюминиевая промышленность

72

          6.1.3. Химическая и нефтехимическая промышленность

73

          6.1.4. Целлюлозно-бумажная промышленность и полиграфия

73

          6.1.5. Производство строительных материалов

75

          6.1.6. Цементная промышленность

76

          6.1.7. Производство удобрений

77

          6.1.8. Производство аммиака, минеральных удобрений и неорганических кислот

78

          6.1.9. Производство меди

78

          6.1.10. Производство керамических изделий

79

          6.1.11. Производство стекла

79

          6.1.12. Производство никеля и кобальта

80

          6.1.13. Производство свинца, цинка и кадмия

81

          6.1.14. Производство драгоценных металлов

82

          6.1.15. Производство твердых и других неорганических химических веществ

84

          6.1.16. Пищевая промышленность

86

Глава 7. Основные барьеры на пути к повышению энергоэффективности в России

87

     §7.1. Недостаточное осознание значимости энергоэффективности

87

     §7.2. Недостаточность статистических данных и невысокий уровень осведомленности

88

     §7.3. Внешние экологические факторы

89

     §7.4. Отсутствие конкуренции

89

     §7.5. Барьеры для повышения энергоэффективности в промышленности

89

Глава 8. Меры по повышению энергоэффективности промышленного предприятия

92

     §8.1. Распространение информации о возможностях повышения энергоэффективности.

92

     §8.2. Стимулирование кредитования энергоэффективных проектов российскими финансовыми институтами.

92

     §8.3. Внедрение стандартов и маркировки энергетической эффективности для промышленного оборудования.

92

     §8.4. Предоставление налоговых стимулов.

93

     §8.5. Схемы налогообложения и ограничения промышленных выбросов загрязняющих веществ с помощью квот

93

Глава 9. Основные события, тенденции и перспективы развития рынка энергосбережения в России

97

     §9.1. Курс на энергоэффективность

97

     §9.2. РФПИ подписал соглашение об инвестициях в энергосберегающие технологии с Schneider Electric

98

     §9.3. Московский НПЗ благодаря современным технологиям энергосбережения сэкономил 88 млн руб. в 2017 году

98

     §9.4. Освещение будущего: новые требования энергоэффективности в России

99

     §9.5. Россия и Китай поднимают уровень сотрудничества в сфере энергоэффективности

100

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Отраслевые примеры реализации различных резервов повышения энергоэффективности

102

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Нормативно-правовая база регулирования вопросов энергосбережения  энергоэффективности

110

Перечень приложений к отчету; количество и названия таблиц, диаграмм, графиков:

Отчет содержит 19 таблиц и 2 диаграммы.

Развернуть
Таблицы

Таблицы:

Таблица 1. Основные показатели баланса энергоресурсов России, млн т.у.т.

Таблица 2. Баланс энергоресурсов России, млн т.у.т.

Таблица 3. Основные параметры прогнозного топливно-энергетического баланса на период (представлены значения для оптимистического сценария (опт.сц.), в знаменателе - для консервативного сценария (конс.сц.)

Таблица 4. Структура производства электрической энергии (представлены значения для оптимистического сценария (опт.сц.), в знаменателе - для консервативного сценария (конс.сц.)

Таблица 5. Энергоемкость ВВП (ВРП) России, кг условного топлива

Таблица 6. Снижение энергоемкости ВВП России за счет реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», в % к 2007 г.

Таблица 7. Фактический расход электроэнергии на единицу отдельных видов произведенной продукции и услуг (по видам продукции, работ, услуг)

Таблица 8. Фактический расход теплоэнергии на единицу отдельных видов произведенной продукции и услуг (по видам продукции, работ, услуг)

Таблица 9. Фактический расход топлива на единицу отдельных видов произведенной продукции и услуг (по видам продукции, работ, услуг)

Таблица 10. Удельный расход топливно-энергетических ресурсов на производство продукции, кг у. т./тонн

Таблица 11. Потенциал снижения энергоемкости отраслей экономики, кг у.т./тонну

Таблица 12. Удельный расход топливно-энергетических ресурсов на производство продукции, т. у. т./тонн, т. у. т./куб.м

Таблица 13. Потенциал снижения энергоемкости отраслей экономики, кг у.т./тонну

Таблица 14. Удельный расход топливно-энергетических ресурсов на производство продукции, кг у. т./тонн, т. у. т./тонн

Таблица 15. Потенциал снижения энергоемкости отраслей экономики, кг у.т./тонну

Таблица 16. Удельный расход топливно-энергетических ресурсов на производство продукции, т. у. т./тонн

Таблица 17. Потенциал снижения энергоемкости отраслей экономики, кг у.т./тонну

Таблица 18. Барьеры и решения для повышения энергоэффективности в промышленности

Таблица 19. Меры и направления реализации резервов энергоэффективности в разрезе отраслей экономики РФ

Диаграммы:

Диаграмма 1. Понятие энергоэффективности и энергосбережения

Диаграмма 2. Энергосберегающие мероприятия, % от опрошенных респондентов

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Статья, 17 января 2020 INFOLine На конец 2019 года совокупная площадь распределительных центров TOP-100 крупнейших сетей превысит 8 млн кв.м. До 40% всех площадей РЦ приходится на X5 Retail Group (торговые сети Перекресток, Карусель, Пятерочка) и Магнит.

По данным исследования "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2019-2020 гг.", подготовленного специалистами INFOLine, в сентябре 2019 года завершилось слияние компаний "Красное&Белое", "Дикси" и "Бристоль", в результате которого объединенная компания вышла на третье место среди крупнейших сетей. После завершения сделки по объединению розничных активов в новой компании чуть более 51% принадлежит владельцам "Дикси" и "Бристоля" – структурам Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49% – основателю сети "Красное&Белое" Сергею Студенникову. Бренды всех сетей будут сохранены. Отметим, что разрыв между объединенной компанией и лидерами рынка по-прежнему останется значительным. Так, в I пол. 2019 года выручка X5 Retail Group составила 839,7 млрд руб., компании "Магнит" – 643 млрд руб., а суммарная выручка объединенной компании по оценке INFOLine – около 375 млрд руб.

Показать еще