Маркетинговое исследование "Розничные сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России 2018" - комплексный анализ состояния российского продуктового рынка, проводимый аналитиками РБК Исследования рынков более 10 лет подряд. Исследование состоит из 6 основных частей: макроэкономического обзора, детального изучения розничной торговли и ее региональной структуры, обзора ключевых событий food ритейла, рейтингов ведущих игроков, анализа географической структуры сетевых игроков и профилей ведущих игроков рынка.
Прогноз развития FMCG-ритейла России до 2023 года - важнейшая часть серии исследований по рынку продуктового ритейла. Исследование содержит экономически обоснованный прогноз развития FMCG-ритейла до 2023 года (были опробованы модели BVAR, Arima и VAR, наилучшие показатели были характерны для BVAR), прогноз развития рынка по форматам, прогноз консолидации рынка до 2023 года и оценку выручки крупнейших сетей на 2018 год.
Состояние розничной торговли в целом производится на основе показателей Росстата и Минэкономразвития, произведен региональный анализ состояния розничной торговли, проанализированы факторы, повлиявшие на развитие продуктовой розницы в том или ином регионе.
Обзор ключевых событий, приведенный в исследовании, базируется на ежедневном анализе всех новостей, прямо или косвенно связанных с продуктовым ритейлом, который производится аналитиками РБК Исследования рынков. В обзоре приведены ключевые события прошедшего года, сгруппированные по темам, которые позволят понять состояние рынка, его динамику и понимание особенностей развития рынка в прошедшем году.
В исследовании приведены рейтинги ведущих игроков - по обороту, по количеству действующих магазинов, по другим операционным показателям. Для крупнейших сетей (топ-10) приводится оценка выручки в 2018 году. Рейтинги содержат информацию о крупнейших сетевых игроках по сегментам (гипермаркет, супермаркет, магазин у дома и дискаунтер), а также операционных показателях каждого из сегментов.
Анализ географической структуры рынка - профили регионов - разделы, содержащие информацию о состоянии конкретных регионов, а также таблицы, позволяющие понять количество действующих магазинов всех продуктовых сетей в каждом из регионов.
Наконец, профили ведущих игроков - структурированная информация о развитии крупнейших сетей за прошедшие несколько лет. В профиле компаний представлены - динамика операционных и финансовых показателей, география работы, ключевые события компании в 2018 и предыдущие годы и другие важные данные.
Основу исследования составили - анализ статистической информации, бухгалтерской отчетности компаний, опрос ведущих игроков рынка, анализ событий и новостей, происходящих в рамках рынка, телефонный опрос действующих сетей и другие данные.
В сопоставимых ценах прирост составил 18,4%, тем самым приблизив показатели объема рынка к значениям кризисного 2015 года. Напомним, что в 2015-2016 гг. произошло серьезное сокращение продаж обуви ввиду практически двукратного падения курса рубля отно- сительно докризисного значения 2013 года и последующего скачка цен на большинство товаров и услуг. После этого на протяжении 5 лет наблюдалась стагнация на рынке обуви, когда уровень потребления приблизился к значениям физического износа обуви, что было обусловлено продолжающимся падением реальных доходов россиян. Усугубила ситуацию эпидемия коронавируса, которая привела к еще большему ухудшению благосостояния россиян и отказу от многих покупок в условиях крайней неопределенности. Так, в 2020 году продажи обуви составили не более 490 млн пар, тогда как в 2014 году потребление было на уровне 668 млн пар, то есть более чем на треть выше.