25 000 ₽
Типовой бизнес-план Кабинета Магнитно-резонансной томографии (МРТ) с готовой финансовой моделью
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
25 000 ₽
Демоверсия
SYNOPSIS consulting&research

Типовой бизнес-план Кабинета Магнитно-резонансной томографии (МРТ) с готовой финансовой моделью

Дата выпуска: 5 декабря 2019
Количество страниц: 150
Срок предоставления работы: 3 дня
Excel
ID: 64068
25 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание
Описание

В бизнес-плане представлен проект Кабинета магнитно-резонансной томографии (сокр. Кабинет МРТ), оснащенный современным томографом. Общая площадь Кабинета МРТ составляет 150 кв.м. В проекте заложены расходы на приобретение помещения в собственность.

Кабинет МРТ может быть как самостоятельным медицинским учреждением, так и подразделением многопрофильного ЛПУ, и открыт в городах с населением 100 тыс. и более человек. В связи с высокой конкуренцией на рынке МРТ-исследований в крупных городах, проект рассчитан на среднюю загрузку, 100% загрузки в горизонте проекта не предполагается.

Кабинет МРТ, представленный в бизнес-плане, будет выполнять исследования различных участков тела и органов без контрастов и с использованием контрастов. Оборудование Кабинета позволит проводить следующие исследования:

МРТ головного мозга
МРТ брюшной полости
МРТ малого таза
МРТ мягких тканей
МРТ суставов
МРТ периферической нервной системы
МРТ позвоночника
Контрастные исследования сосудов

В проекте приведены цены в низком сегменте. Расчетная мощность проекта позволяет снизить цены на услуги до 15%, при этом проект останется доходным. Цены, приведенные в бизнес-плане, позволяют проводить исследования МРТ в системе ОМС.

Всего инвестиции в организацию Кабинета МРТ составят 78 млн. руб. Сумма инвестиций включает расходы на приобретение помещения, приобретение МРТ, единовременные затраты на организацию проекта, покрытие первичных кассовых разрывов. В проекте заложено, что 18 млн. – это вложения инвестора (инвесторов) и 60 млн. кредитные средства.

К бизнес-плану прилагается база данных частных медицинских учреждений Москвы и Московской области, имеющих МРТ разной мощности, в формате MS excel. Актуализация информации в базе данных: 2018г.
В базе данных имеется информация о 116 частных медицинских учреждениях по следующему перечню:
• Брендовое наименование (не юридическое)
• Метро (только для Москвы)
• Город
• Адрес: улица/проезд/переулок/др, номер дома
• Телефон, телефонный код региона
• Официальный интернет-сайт
• Мощность аппарата МРТ (данные не по всем медицинским учреждениям)

Развернуть
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ    3
Термины и сокращения, принятые в документе    13
1.Резюме проекта    14
О проекте    14
Таблица 1.1. Основные показатели проекта    16
Факторы, влияющие на развитие рынка платной медицины в России    19
Основные параметры медицинского рынка в России    20
2. Концепция    25
Общее о проекте и магнитно-резонансной томографии (МРТ)    25
Таблица 2.1. Сравнительная характеристика эффективности методов лучевой диагностики (МРТ, КТ, Рентгенография, УЗИ) при исследовании различных органов и систем    27
Структурные подразделения. Помещения. Площадь    30
Таблица 2.2. Площадь помещений Кабинета МРТ    30
Схема 1. Кабинет МРТ. Организационная структура    31
Мощность и выручка    33
Таблица 2.3. Объем продаж Кабинета МРТ (число услуг, выручка)    34
Постоянные расходы    35
Таблица 2.4. Структура расходов проекта, тыс. руб. в год. Доля каждой статьи расходов в общей структуре, %.    35
Таблица 2.5. Расходы, связанные с оказанием услуги и административные издержки проекта, тыс. руб. в год    36
Вложения в проект. Приобретение основных средств    38
Таблица 2.6. Приобретение основных средств, тыс. руб.    39
Организация проекта    42
Таблица 2.7. Единовременные некапитальные затраты на организацию проекта, тыс. руб.    42
Таблица 2.8. Календарный план организации проекта    44
Лицензирование    45
3. Рынок проекта    49
Основные параметры российской экономики    49
Таблица 3.1. Валовой внутренний продукт (ВВП) в РФ. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г. Изменение к предыдущему периоду, %.    50
Таблица 3.2. Динамика стоимости нефти марки Brent. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г.    51
Таблица 3.3. Инфляция в РФ. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г.    52
Таблица 3.4. Ключевая ставка Центрального банка в РФ. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г.    52
Таблица 3.5. Изменение курса доллара США и евро к российскому рублю. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021 г    53
Потребители медицинских услуг в России    54
Таблица 3.6. Численность населения России, млн. человек. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.    55
Диаграмма 3.1. Динамика изменения численности  населения России за десятилетний период, млн. человек. 2008-2018гг. Прогноз до 2021г.    56
Таблица 3.7. Структура изменения населения РФ (естественный прирост/международная миграция), тыс. чел. 2014-2018гг.    57
Таблица 3.8. Распределение населения РФ по возрастным категориям, млн. чел. 2014-2018гг.    58
Таблица 3.9. Основные социально-экономические показатели в Федеральных округах РФ: численность занятых в экономике, доходы на душу населения, ВРП. 2017г.    59
Таблица 3.10. Численность населения в Федеральных округах, млн. чел., 2013-2018г.    60
Диаграмма 3.2. Структура распределения численности населения по Федеральным округам, %. 2013-2018г.    61
Таблица 3.11. Города России с население свыше 1 млн. чел. 2014-2018г.    62
Таблица 3.12. Динамика средней номинальной заработной платы в России, руб. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    63
Таблица 3.13. Динамика изменения доходов на душу населения в России, руб. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    64
Таблица 3.14. Доходы на душу населения в Федеральных округах РФ, руб. в мес. 2014-2018гг.    65
Таблица 3.15. Динамика изменения расходов домашних хозяйств на платные медицинские услуги, руб. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    66
Таблица 3.16. Заболеваемость в РФ. Число пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни в РФ, тыс. чел 2013-2017гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    67
Таблица 3.17. Общее число заболеваемости в РФ (число пациентов состоящих на учете и число диагнозов, установленных впервые в жизни), тыс. ед. 2013-2017гг. Прогноз до 2021г.    69
Таблица 3.18. Заболеваемость по основным классам в РФ (вкл. диагнозы, установленные впервые в жизни), тыс. ед. 2013-2017гг.    70
Диаграмма 3.3. Структура распределения заболеваемости в РФ по основным классам (вкл. диагнозы, установленные впервые в жизни), %. 2013-2017гг.    72
Амбулаторно-поликлинические учреждения в России    73
Таблица 3.19. Общее число Амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ, ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.  Прогноз до 2021г.    73
Таблица 3.20. Распределение Амбулаторно-поликлинических учреждений  по формам собственности в РФ, ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.    74
Диаграмма 3.4. Структура распределения Амбулаторно-поликлинических учреждений по формам собственности в РФ, %. 2013-2018 гг.    75
Таблица 3.21. Распределение Амбулаторно-поликлинических учреждений  по Федеральным округам, ед. 2013-2018гг.    76
Диаграмма 3.5. Структура распределения Амбулаторно-поликлинических учреждений по Федеральным округам, %. 2013-2018 гг.    77
Таблица 3.22. Мощность (число посещений в смену) Амбулаторно-поликлинических учреждений (всех форм собственности) в РФ тыс. ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    78
Таблица 3.23. Распределение мощности (число посещений в смену) Амбулаторно-поликлинических учреждений (всех форм собственности) в РФ по Федеральным округам, тыс. ед. 2013-2018гг.    79
Диаграмма 3.6. Структура распределения числа посещений в смену Амбулаторно-поликлинических учреждений в РФ по Федеральным округам, %. 2013-2018гг.    80
Больничные учреждения в РФ    81
Таблица 3.24. Общее число больничных учреждений всех форм собственности в РФ, ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г    81
Таблица 3.25. Распределение больничных учреждений по формам собственности в РФ, ед. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.    83
Диаграмма 3.7. Структура распределения больничных учреждений по формам собственности в РФ, %. 2013-2018гг.    84
Таблица 3.26. Общее число больничных коек в РФ, тыс. ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    85
Таблица 3.27. Среднее число коек, приходящееся на одно больничное учреждение в РФ, ед. 2008г. 2013-2018гг.    86
Таблица 3.28. Распределение больничных коек по Федеральным округам РФ, тыс. ед. 2013-2018гг.    86
Диаграмм 3.8. Структура распределения стационарных коек по Федеральным округам РФ, %. 2013-2018гг.    87
Таблица 3.29. Распределение больничных коек по специализации в РФ, тыс. ед. 2013-2018гг.    88
Диаграмма 3.9. Структура распределения коек по специализации в РФ, %. 2013-2018гг.    89
Таблица 3.30. Основные параметры ресурсов Министерства здравоохранения РФ: больничные учреждения, амбулаторно-профилактические учреждения, диспансеры, медицинские кадры. 2008г. 2013-2018гг.    91
Медицинские кадры в России    92
Таблица 3.31. Среднегодовая численность занятых в сфере здравоохранения, тыс. чел. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г. Доля работников здравоохранения в общей структуре занятых в экономике РФ, %    92
Таблица 3.32. Распределение работников здравоохранения по формам собственности медицинских учреждений, тыс. человек. 2013-2018. Изменение к предыдущему периоду, %.    93
Диаграмма 3.10. Структура распределения работников здравоохранения по формам собственности медицинских учреждений, %. 2013-2018гг.    94
Таблица 3.33. Общее число врачей всех специализаций в РФ (в медицинских учреждениях всех форм собственности), тыс. чел. Число врачей на 10 000 населения. 2008г. 2013-2018гг. Прогноз до 2021г.    96
Таблица 3.34. Численность врачей в РФ по отдельным специальностям, тыс. человек. 2008г. 2013-2018гг.    97
Диаграмма 3.11. Структура распределения врачей в РФ по отдельным специальностям, %. 2013-2018гг.    98
Таблица 3.35. Врачи рентгенологи и радиологи в РФ, чел. Число врачей на 10 000 жителей, ед. 2008г. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, % Прогноз до 2021г.    99
Таблица 3.36. Распределение врачей рентгенологов и радиологов по Федеральным округам РФ, чел. 2013-2018г    100
Диаграмма 3.12. Структура распределения врачей рентгенологов и радиологов по Федеральным округам РФ, %. 2013-2018гг    101
Таблица 3.37. Рентгенологи и радиологи в системе Министерства здравоохранения РФ, чел. 2013-2018г    102
Диаграмма 3.13. Структура распределения врачей рентгенологов и радиологов в Министерстве здравоохранения РФ и в прочих медицинских организациях, %. 2013-2018гг    103
Таблица 3.38. Распределение среднего медицинского персонала по отдельным специальностям в РФ, тыс. чел. 2013-2018гг.    104
Диаграмма 3.14. Структура распределения среднего медицинского персонала по отдельным специальностям в РФ, %. 2013-2018гг.    105
Таблица 3.39. Рентгенолаборанты в РФ, чел. Число Рентгенолаборантов на 10 000 населения РФ, ед. 2008г. 2013-2018гг. Прогноз до 2021г    106
Таблица 3.40. Распределение рентгенолаборантов по Федеральным округам РФ, тыс. чел. 2008г. 2013-2018гг.    107
Диаграмма 3.14.1. Структура распределения рентгенолаборантов по Федеральным округам РФ, %. 2013-2018гг.    108
Таблица 3.41. Заработная плата в сфере здравоохранения в РФ. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    109
Оборот денежных средств на медицинском рынке России    110
Платный рынок медицинских услуг    112
Таблица 3.42. Платный рынок медицинских услуг в РФ (коммерческая легальная медицина, ДМС, теневой рынок), млрд. руб. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    113
Диаграмма 3.15. Динамика изменения структуры платного медицинского рынка (коммерческой медицины, ДМС, теневого медицинского рынка), %. 2014-2018гг. Прогноз до  2021г.    114
Коммерческая легальная медицина    116
Таблица 3.43. Сегмент коммерческой легальной медицины в РФ: стоимостный объем, число приемов, средняя цена за прием. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    116
Таблица 3.44. Объем коммерческой легальной медицины приходящийся на душу населения РФ, руб. 2013-2018 гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    118
Добровольное медицинское страхование    119
Таблица 3.45. Взносы ДМС в РФ, млрд. руб. Число заключенных договоров по ДМС, тыс. ед. Стоимость одного договора ДМС, тыс. руб. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    122
Таблица 3.46. Средняя цена за прием по ДМС. Число услуг (медицинских приемов ДМС) в РФ. 2014-2018гг.    123
Таблица 3.47. Выплаты ДМС в РФ,  2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %.    124
Таблица 3.48. Число страховых компаний на рынке ДМС в РФ, ед. Доля участников ДМС от общего числа страховых компаний в РФ, %. 2014-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    125
Обязательное медицинское страхование    126
Таблица 3.49. Программы государственных гарантий оказания медицинской помощи в РФ за счет ОМС и бюджетов разной подчиненности. 2016-2017гг.    127
Таблица 3.50. Расходы страховых медицинских организаций на оплату медицинской помощи по ОМС (фактическое поступление денежных средств в медицинские учреждения) в РФ, млрд. руб. 2013-2018гг. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    130
Таблица 3.51. Распределение расходов на медицинскую помощь по ОМС (фактическое поступление денежных средств в медицинские учреждения) по Федеральным округам, млрд. руб. 2013-2018гг.    131
Диаграмм 3.16. Структура распределения оплаты услуг в рамках ОМС медицинским учреждениям по Федеральным округам, %. 2013-2018гг    132
Таблица 3.52. Государственные и частные медицинские организации, работающие в системе ОМС в РФ, ед. 2013-2018гг.    133
Диаграмма 3.17. Динамика доли частных медицинских организаций, работающих в системе ОМС, %. 2013-2018гг.    134
Диаграмма 3.18. Доли наиболее популярных медицинских услуг в ОМС, которые предлагают частные клиники, %. 2016г.    135
Таблица 3.53. Государственные расходы на здравоохранение в РФ, млрд. руб. 2013-2018гг. Доля расходов на здравоохранение от ВВП РФ, %. Изменение к предыдущему периоду, %. Прогноз до 2021г.    136
Инвестиции в медицинскую отрасль и основные фонды    137
Таблица 3.54. Инвестиции в основной капитал в сфере здравоохранения РФ, млрд. руб. 2014-2018гг. Прогноз до 2021г. Изменение к предыдущему периоду, %.    137
Таблица 3.55. Основные фонды в здравоохранении РФ (наличие, ввод в действие, степень износа), млрд. руб., %.2014-2018гг. Прогноз до 2021г. Изменение к предыдущему периоду, %.    138
4. Маркетинговая стратегия    139
Таблица 4.1. Ежегодные маркетинговые расходы по годам проекта, тыс. руб.    142
SWOT анализ проекта    143
Схема 2. Маркетинговая стратегия    145
Концепция продвижения    146
Перечень рекламных мероприятий    148
Основные способы продвижения медицинских услуг в Интернете    153
5.Персонал    159
Таблица 5.1. Распределение штата сотрудников по категориям    159
Таблица 5.2. Суммарные расходы на персонал в год, тыс. руб.    161
Таблица 5.3. Распределение обязанностей персонала Кабинета МРТ    162
6. Операционный план    164
Прогноз продаж по годам проекта    164
Таблица 6.1. Динамика выручки и числа услуг по годам проекта, тыс. руб.    164
Операционные расходы    165
Таблица 6.2. Постоянные расходы по годам проекта, тыс. руб.    166
Таблица 6.3. Суммарные расходы на оплату труда по годам проекта, тыс. руб.    167
Таблица 6.4. Остаточная стоимость основных средств по годам проекта, тыс. руб.    168
Таблица 6.5. Расходы на амортизацию основных средств по годам проекта, тыс. руб.    168
Таблица 6.6. Суммарные расходы на обслуживание кредита, тыс. руб.    169
7.Финансовый план    170
Таблица 7.1. Прогнозный отчет о прибылях и убытках по годам проекта, тыс. руб.    171
Таблица 7.2. Прогноз движения денежных средств по годам проекта, тыс. руб.    172
Таблица 7.3. Прогнозный баланс по годам проекта, тыс. руб.    173
Таблица 7.4. Ставки налогов, %.    174
Таблица 7.5. Налоговые платежи по годам проекта, тыс. руб.    174
8.Показатели эффективности проекта    175
Таблица 8.1. Оценка стоимости проекта, тыс. руб.    177
Таблица 8.2. Рентабельность проекта, %    178
Таблица 8.3. Финансовые показатели, тыс. руб., %    178
Таблица 8.4. Выплата дивидендов по проекту по годам проекта, тыс. руб.    180
9. Оценка рисков и пути их сокращения    181
Таблица 9.1. Зависимость NPV проекта от отклонения основных параметров на 5, 10,15 %%, тыс. руб.    183
10. О консалтинговой компании SYNOPSIS    185
11.Приложения    189
Приложение 1. Классификация направлений деятельности в медицине    189
Приложение 2. Информационные ресурсы    192
Приложение 3 SYNOPSIS Концепция Кабинета МРТ.xlsx    193
Приложение 4 SYNOPSIS Шаблон плана расходов на продвижение услуг медицинского учреждения.xlsx    193
Приложение 5. Численность населения в субъектах РФ, тыс. чел. 2013-2018гг. Изменение последнего года к предыдущему, %.    194
Приложение 6. Города России с численностью населения 100 тыс. и более чел. 2015-2018гг. Изменение последнего года к предыдущему, %.    198
Приложение 7. Объем платных медицинских услуг в Федеральных округах и субъектах Российской Федерации. 2014-2018г. Изменения за последний год, %.    206
Приложение 8. Взносы (премии) добровольного медицинского страхования в субъектах РФ, тыс. руб. 2014-2018гг. Изменения за последний год, %.    211
Приложение 9. Оплата услуг в рамках ОМС медицинским учреждениям в субъектах РФ, тыс. руб. 2013-2018гг.    214
Приложение 10. Среднедушевые денежные доходы населения в Федеральных округах и субъектах РФ, руб. месяц. 2014-2018гг. Изменение последнего года к предыдущему, %    216
Приложение 11. Распределение заболеваемости (вкл. диагнозы, установленные впервые в жизни) по субъектам РФ, ед. 2013-2017гг.    221
Приложение 12. Распределение Амбулаторно-поликлинических учреждений по субъектам РФ, ед. 2013-2018гг. Изменение за последний год, %.    225
Приложение 13. Распределение мощности (посещений в смену) Амбулаторно-поликлинических учреждений по субъектам РФ, тыс. ед. 2013-2018гг. Изменение за последний год, %.    230
Приложение 14. Больничные организации в субъектах РФ (всех форм собственности и специализации), ед. 2013-2018гг. Изменение за последний год, %.    235
Приложение 15. Больничные койки в субъектах (всех форм собственности и специализации) РФ, ед. 2013-2018гг. Изменение последнего года к предыдущему, %.    240
Приложение 16. Распределение врачей рентгенологов и радиологов по субъектам РФ, ед. 2013-2018гг. Изменение за последний год, %.    245
Приложение 17. Распределение рентгенолаборантов по субъектам РФ, ед. 2013-2018гг. Изменение за последний год, %.    250

 

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще