В результате вхождения Республики Крым в состав России в 2014 году, Министерством развития регионов была создана специальная рабочая группа, которая занимается разработкой проекта федеральной целевой программы («Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года») по развитию территории Республики. Так, по информации Минрегиона, разработка федеральной целевой программы идет по пути формирования мероприятий и объектов: в ближайшие четыре года на развитие Крыма будет направлено 814 млрд. рублей. По расчетам, финансирование Крыма в 2014 году увеличится более чем на 50%. В текущем году Минэкономразвития планирует выделить на программу развития еще 130,2 млрд. рублей. В 2015 году объем финансирования составит 167,6 млрд. рублей, в 2016 году будет увеличен до 176,4 млрд. рублей, в 2017 – до 184,8 млрд. рублей.
В целом программа развития полуострова обойдется в 659 млрд. рублей за четыре года; дополнительно 155 миллиардов рублей будет потрачено на строительство моста через Керченский пролив.
Несмотря на все политические и экономические нюансы, земельные участки в Крыму после вхождения полуострова в состав России подорожали на 50%, а в некоторых случаях – на 80%.
Эксперты рынка недвижимости считают, что в течение 2014 года рост цен может составить порядка 15-20%, а после строительства моста через Керченский пролив – рост составит еще порядка 30%.
Сегодня как никогда актуально вкладывать инвестиции в строительство недвижимости на полуострове. Поэтому, специалисты компании VTSConsulting подготовили для Вас типовой бизнес-план строительства коттеджного поселка в Крыму.
К данному бизнес-плану прилагается автоматизированная финансовая модель в формате Excel. Чтобы произвести перерасчеты под новый проект, достаточно просто изменить базовые показатели проекта. Финансовая модель построена таким образом, что изменение показателей эффективности проекта можно наблюдать сразу же после внесения изменений в существующий сценарий. Финансовая модель проста и удобна, что позволяет любому человеку успешно провести расчеты под собственный проект. Адаптация данного бизнес-плана возможна под любой аналогичный проект на территории России, Украины, стран СНГ.
Описание бизнес-плана
Идея проекта
В рамках проекта предполагается строительство коттеджного поселка на участке общей площадью *** га, расположенного на территории Республики Крым, ***. Участок находится в пределах I зоны охраны Черного моря, за пределами охранных и санитарно-защитных зон предприятий.
По проекту будут возведены *** жилых блоков, реконструирован существующий блок, построено кафе. На территории будет расположен также медицинский центр, инфраструктурные объекты соответствующего уровня, пляжная и прогулочная зоны, водный парк и гидросооружения.
Ситуация на рынке
Основные факторы и тенденции рынка недвижимости Крыма и ЮБК:
Конкурентная среда проекта
В районе, выбранном для размещения и строительства коттеджного поселка «***», уровень конкуренции соответствует общему уровню по южному побережью:
Финансовая часть
Период окупаемости проекта –
14 кварталов.
Чистая приведенная стоимость (NPV) $ ***
Квартальная внутренняя норма доходности (IRR) 3,331%
Предложение инвестору
Размер необходимых инвестиций:
*** долларов США
Чистая прибыль инвестора :
*** долларов США
Перечень рисунков, таблиц, диаграмм |
4 |
Резюме проекта |
6 |
Раздел 1. Детальный анализ участка |
8 |
1.1. Описание участка |
8 |
1.2. Месторасположение участка, основные факторы |
8 |
1.3. Ландшафтные характеристики участка и климат |
10 |
1.4. Подъезды к участку |
12 |
1.5. Анализ транспортных потоков в непосредственной близости от участка |
13 |
1.6. Имидж района и региона |
15 |
1.7. Планы развития территории правительством и органами местного самоуправления |
17 |
Раздел 2. Анализ прилегающего к участку района |
19 |
2.1. Краткая характеристика района |
19 |
2.2. Описание инфраструктуры района |
20 |
2.3. Описание ближайших населенных пунктов (города, деревни, коттеджные поселки) |
22 |
Раздел 3. Анализ рыночной ситуации |
25 |
3.1. Анализ существующей конкуренции |
25 |
3.2. Заключение и выводы по существующей конкуренции |
26 |
3.3. Анализ объектов-аналогов. Сильные и слабые стороны |
27 |
3.4. Анализ существующего и прогнозируемого спроса в разрезе основных клиентских групп потребителей |
39 |
3.4.1. Прогнозы стоимости коммерческой и жилой недвижимости |
44 |
Раздел 4. Продажи |
52 |
4.1. План продаж объектов поселка |
52 |
4.2. Позиционирование возводимого жилья и основная целевая аудитория |
53 |
4.3. Методы стимулирования продаж |
56 |
4.4. Рекламная политика и программа PR-мероприятий |
58 |
4.5. Бюджет рекламной компании |
64 |
Раздел 5. Ценообразование проекта |
66 |
5.1. Анализ рыночной информации |
66 |
5.2. Определение стоимости типового домовладения в проектах-аналогах |
66 |
5.3. Определение начальной стоимости типового домовладения (коттеджа) в поселке «***» (аренда и продажа) |
68 |
Раздел 6. Архитектурно-строительная концепция |
70 |
6.1. Количество, метраж жилых блоков (коттеджей) и площадь участков |
70 |
6.1.1. Обоснование площади земельных участков с учетом маркетинговой концепции |
70 |
6.1.2. Оптимальное соотношение площади пятен застройки к общей площади участка |
72 |
6.1.3. Обоснование номенклатуры домовладений и их площади |
73 |
6.2. Архитектурно-планировочные решения |
74 |
6.2.1.Определение наиболее оптимального архитектурного стиля поселка |
74 |
6.2.2.Обоснование материала и технологий строительства |
79 |
6.2.3.Определение наиболее эффективных планировочных решений |
87 |
6.3. Инфраструктура, благоустройство, обеспечение безопасности |
88 |
6.3.1.Внешняя инфраструктура (количественная и качественная оценка инфраструктуры) |
88 |
6.3.2.Внутренняя инфраструктура (техническая, рекреационная, социально-бытовая) |
91 |
6.3.3.Планировка благоустройства территории по объемам и срокам |
107 |
6.4. Предварительный мастер-план застройки участка |
108 |
6.4.1.Зонирование участка в соответствии с типами и очередями застройки |
108 |
6.4.3. Дорожно-транспортная и пешеходно-велосипедная схема |
111 |
Раздел 7. Заключение по наилучшему использованию участка |
112 |
7.1. SWOT-анализ проекта, сильные и слабые стороны участка |
112 |
7.2. Оценка участка на предмет соответствия гипотезам и рыночной конъюнктуре |
113 |
7.3. Прогноз расходов по проекту |
114 |
Раздел 8. Общие выводы |
119 |
8.1. Анализ рисков проекта |
119 |
8.2. Финансовый результат проекта |
121 |
«РБК Исследования рынков», на основе данных сервиса аналитики маркетплейсов Moneyplace.io, провели анализ продаж в сегменте мужской обуви на трех крупных онлайн-площадках: Wildberries, Lamoda и Ozon. Для исследования использовались данные продаж устройств по системе FBO — схеме торговли, при которой товар хранится на централизованных складах маркетплейсов, откуда онлайн-площадки осуществляют доставку до ПВЗ или конечного покупателя.
До начала СВО российские компании активно развивали ESG-направления, что позволяло привлекать западных инвесторов и выпускать «зеленые» облигации. Например, объем размещений ESG-облигаций в 2021 году составил 211,9 млрд. рублей, но уже в 2022 году этот показатель составил всего лишь 106,2 млрд. Компании перестраивали свои бизнес-процессы, ориентируясь на экологические и социальные факторы.
В результате санкций западные страны практически прекратили сотрудничество с Россией по ESG-направлениям. Прекращены контакты с такими ключевыми агентствами, как GRI и CDP, что ограничило доступ к международным стандартам в сфере устойчивого развития.
Переориентация российского бизнеса на восточные рынки, включая Китай и Индию, привела к новым возможностям для ESG. В частности, Индия установила цель достичь углеродной нейтральности к 2070 году и планирует к 2030 году сократить углеродоемкость на 45%, что делает ее перспективным партнером.
В 2023 году на российском рынке появились новые ESG-инструменты, включая облигации устойчивого развития. Однако отсутствие значимых экономических стимулов по-прежнему ограничивает развитие этого сегмента. Эмитенты и инвесторы пока не получают ощутимых выгод от верификации выпуска в качестве ESG-инструмента, а эффект снижения ставок для «зеленых» облигаций (greenium) остается незначительным.
Для поддержки ESG-рынка были введены новые стандарты, такие как социальная таксономия, однако немногие компании в полной мере понимают, как ей пользоваться. Кроме того, финансовый сектор по-прежнему недостаточно открыт: информация о ESG-портфелях многих банков остается закрытой, что затрудняет создание полной картины рынка устойчивого финансирования.
Тем не менее в 2024 году Россия продолжила активное развитие ESG-проектов. Банк России взял на себя ведущую роль, занимаясь разработкой рекомендаций для банков и компаний по учету ESG-факторов. Этот шаг стал важной вехой для дальнейшего расширения устойчивого финансирования в стране.
Комплексный анализ и обзор тенденций ESG в России доступны в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Развитие ESG-повестки в России: стратегия и перспективы. Июнь, 2024».