39 000 ₽
Строительство доступного жилья в России и за рубежом
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
39 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Строительство доступного жилья в России и за рубежом

Дата выпуска: 4 июня 2010
Количество страниц: 116
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 52013
39 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Настоящий обзор посвящен анализу методов государственной поддержки жилищного строительства в России и ряде зарубежных стран (Канаде, Великобритании, Австралии и Бразилии) и результатов влияния стимулирующих мер на динамику ипотечного кредитования и строительства жилья в 2009 г.
Особое внимание в работе уделено исследованию действующих на  сегодняшний день программ финансирования строительства социального и «доступного» жилья, роли государства в преодолении жилищного дефицита.

Государственная политика в сфере строительства, содержания и реконструкции жилья рассматривается в контексте антикризисных мер, принятых правительствами рассматриваемых стран в 2008-2009 гг. и на среднесрочную перспективу.

В разделе, посвященном российскому рынку жилищного строительства, приводятся данные по состоянию и структуре жилищного фонда, основным направлениям государственной политики в данной сфере. Анализируются плановые показатели и конкретные результаты реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также ФЦП «Жилище».

В работе рассматриваются меры российского правительства по стимулированию жилищного строительства в условиях кризиса. Дается критический анализ государственной политики в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда.

Приведены данные по развитию российского рынка жилья в 2008-2009 гг., дается прогноз объемов жилищного строительства на 2010 г. с учетом динамики ипотечного кредитования, а также оценок представителей государственных органов и участников рынка. 

Исследование проведено в марте-июне 2010 года.
Объем отчета - 116 стр.
Отчет содержит 38 таблиц и 18 графиков и диаграмм.
Язык отчета - русский.

Развернуть
Содержание
 

Полное оглавление

 

Аннотация

3

Полное оглавление

4

Список диаграмм

5

Список таблиц

6

Резюме

8

Российский рынок жилищного строительства

11

 

Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем

11

 

Основные направления государственной жилищной политики

20

 

Господдержка финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования

31

 

Меры по стимулированию жилищного строительства в условиях кризиса

36

 

Региональная специфика в проведении жилищной политики (на примере Белгородской области)

38

 

Государственная политика в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда

40

 

Материалы, технологии и проекты, используемые в строительстве

45

 

Развитие рынка жилья в 2008-2009 гг. и оценки на 2010 г.

48

Господдержка жилищного строительства и ипотечного кредитования в зарубежных странах

54

Канада

54

 

 

Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем

54

 

 

Основные направления государственной жилищной политики

58

 

 

Господдержка финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования

59

 

 

Региональная специфика в проведении жилищной политики (на примере штата Онтарио)

62

 

 

Антикризисные меры

62

 

 

Государственная политика в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда

64

 

 

Материал, технологии и проекты, используемые в строительстве

66

 

 

Развитие рынка жилья в 2008-2009 гг. и оценки на 2010 г.

66

Великобритания

70

 

 

Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем

70

 

 

Основные направления государственной жилищной политики

74

 

 

Господдержка финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования

78

 

 

Антикризисные меры

81

 

 

Региональная специфика в проведении жилищной политики (на примере Шотландии)

82

 

 

Государственная политика в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда

83

 

 

Развитие рынка жилья в 2008-2009 гг.

85

Австралия

87

 

 

Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем

87

 

 

Основные направления государственной жилищной политики

91

 

 

Господдержка финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования

93

 

 

Региональная специфика в проведении жилищной политики

96

 

 

Антикризисные меры

97

 

 

Государственная политика в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда

98

 

 

Развитие рынка жилья в 2008-2009 гг. и оценки на 2010 г.

99

Бразилия

100

 

 

Жилищный дефицит

100

 

 

Структура жилищного фонда

102

 

 

Основные направления государственной жилищной политики

103

 

 

Господдержка финансирования жилищного строительства

104

 

 

Политика регулирования градостроительства и обеспечения земельными участками

106

 

 

Антикризисные меры

108

 

 

Результаты реализации программ стимулирования жилищного строительства в 2004-2009 гг.

110

 

 

Региональные аспекты жилищной политики

114

 

 

Программы поддержки жилищного строительства на 2011-2014 гг.

115

Развернуть
Иллюстрации
 

Рис. 1. Ввод в эксплуатацию жилых домов и строительная активность в России, 2000-2009 гг.

11

Рис. 2. Число построенных квартир в России  и их средняя площадь, 2000-2009 гг.

13

Рис. 3. Индивидуальное жилищное строительство в России, 2000-2008 гг., млн кв. м

15

Рис. 4. Ветхий и аварийный жилищный фонд, объем капитального ремонта (общая площадь жилых помещений) в России, 2000-2008 гг., млн кв. м

17

Рис. 5. Структура жилищного фонда РФ по формам собственности жилых единиц, 2008 г., %

18

Рис. 6. Распределение домохозяйств Канады, испытывающих дефицит жилья, по уровню доходов, 2006 г., %

58

Рис. 7. Основные цели проведения ремонтно-строительных работ в Канаде, 2008 г., % семей, осуществляющих ремонт

65

Рис. 8. Структура нового строительства жилья по условиям владения в Канаде, 2008 г., %

68

Рис. 9. Прогноз динамики нового строительства различных типов жилья  в Канаде, 2008-2010 гг., тыс. единиц

70

Рис. 10. Структура домохозяйств Великобритании по условиям постоянного проживания, 2007 г., %

71

Рис. 11. Динамика начала и завершения строительства жилья в Англии 2002-2008 гг. гг., тыс. единиц

86

Рис. 12. Структура домохозяйств Австралии по условиям постоянного проживания, 2006 г., %

89

Рис. 13. Динамика роста населения и количества свободного жилья в Австралии, единиц жилья

91

Рис. 14. Структура жилищного фонда Бразилии по условиям постоянного проживания, 2006-2007 г. в %

102

Рис. 15. Динамика госинвестиций в рамках программ поддержки жилищного строительство, 2004-2008 гг., US$ млрд

111

Рис. 16. Динамика финансирования в рамках программы строительства, реконструкции и приобретения социального жилья для физических лиц, 2004-2009 гг., US$ млрд

112

Рис. 17. Объем кредитования строительства и покупки жилья - Бразильская система накопления и кредитования, 2004-2009 гг., US$ млрд

113

Рис. 18. Динамика заключенных контрактов на строительство нового жилья в Бразилии, 2004-2009 гг., тыс. ед.

114

Развернуть
Таблицы
 

Табл. 1. Развитие жилищного фонда РФ, 1970-2009 гг.

11

Табл. 2. Основные показатели жилищных условий населения России, 1995-2008 гг.

13

Табл. 3. Доля жилищного фонда, имеющего основные виды благоустройства, в общей площади жилищного фонда, 1995-2008 гг., %

15

Табл. 4. Ветхий и аварийный жилищный фонд, объем капитального ремонта (общая площадь жилых помещений) в России, 1995-2008 гг.

16

Табл. 5. Предоставление бесплатного жилья в России, 1995-2008 гг.

18

Табл. 6. Предоставление субсидий и социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в России, 2000-2008 гг.

19

Табл. 7. Основные направления и плановые показатели реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2009-2012 гг.

27

Табл. 8. Рынок ипотечного кредитования в России, 2006-2009 гг.

33

Табл. 9. Структура жилищного фонда Канады по форме владения жильем (постоянное проживание), 1991-2006 гг., тыс. ед.

54

Табл. 10. Динамика доли семей, владеющих собственным жильем, в распределении по провинциям и территориям Канады, 1981-2006 гг.

55

Табл. 11. Распределение занятого жилья в Канаде по необходимости внутреннего ремонта, 2006 г., тыс. ед.

57

Табл. 12. Распределение средств по провинциям и территориям Канады в рамках инициативы «Доступное жилье» (программы помощи бездомным и малообеспеченным семьям) по состоянию на 30 сентября 2009 г.

61

Табл. 13. Распределение государственного финансирования по основным направления Канадского плана действий в экономике, 2009-2010, $млрд

63

Табл. 14. Динамика основных показателей строительной индустрии Канады, 2001-2008 гг.

68

Табл. 15. Динамика нового строительства различных типов жилья  в Канаде, 2000-2008 гг., тыс. единиц

68

Табл. 16. Структура жилищного фонда в странах Соединенного Королевства по форме владения, 2007 г., тыс. ед.

71

Табл. 17. Структура жилищного фонда Англии по форме владения, 1991-2007 гг.

72

Табл. 18. Количество жилья, не соответствующее принятым стандартам в Англии и Уэльсе, 2006 г.

73

Табл. 19. Обеспеченность жильем населения Соединенного Королевства, 2007 г.

74

Табл. 20. Продажи муниципального жилья по схеме Right to Buy в Англии, 2001-2008 гг.

78

Табл. 21. Предоставление доступного жилья по типу схем 2001-2009 гг., ед. жилья

79

Табл. 22. Параметры приобретения жилья в кредит в 2000-2007 гг.

80

Табл. 23. Объемы завершенных работ в секторе жилищного строительства Великобритании, 2007-2008 гг., £млн (в ценах 2000 г.)

85

Табл. 24. Динамика начала и завершения строительства нового жилья в Англии,  II кв. 2008 - I кв. 2009 г.

85

Табл. 25. Динамика распределения австралийских домохозяйств по формам владения жильем, 1966-2006 гг.

87

Табл. 26. Распределение арендаторов жилья по возрасту и семейному положению в Австралии, 2006 г.

89

Табл. 27. Распределение арендаторов жилья по возрасту и семейному положению в Австралии, 2006 г.

93

Табл. 28. Расходы на программы Государственного соглашения по жилищной политике Австралии, 1994-2007 гг., $млн

94

Табл. 29. Динамика фонда социального и общественного жилья Австралии, 1996-2006 гг., единиц жилья

94

Табл. 30. Обеспеченность жильем населения Бразилии, 1993-2004 гг.

100

Табл. 31. Совокупные потребности Бразилии в инвестициях в строительство социального жилья, 2007-2010 гг.

101

Табл. 32. Объем запланированных инвестиций в рамках Программы ускорения развития, на январь 2007 и январь 2009 г., US$млрд

103

Табл. 33. Дополнительные государственные расходы в рамках программы антикризисных мер в Бразилии, 2009 г., US$млрд, % ВВП

108

Табл. 34. Размер государственных инвестиций и условия кредитования в рамках программы «Мой дом, моя жизнь» в  зависимости от дохода семьи, 20089-2010 гг.

109

Табл. 35. Программа ускорения развития в области жилищного строительства Бразилии, объем инвестиций по подписанным контрактами в 2007/2008 гг. (данные на декабрь 2008 г.),  US$ млн

111

Табл. 36. Динамика покупки и строительства жилья - Бразильская система накопления и кредитования, 2004-2010 гг., тыс. единиц

113

Табл. 37. Объем инвестиций в строительство жилья в рамках программы урбанизации фавел в распределении по регионам и крупнейшим штатам Бразилии, 2007-2008 гг., US$ млн и %

115

Табл. 38. Объем запланированных инвестиций в рамках Программы ускорения развития (этап 2), 2011-2014 гг. и после 2014 г., US$млрд

115

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Статья, 17 января 2020 INFOLine На конец 2019 года совокупная площадь распределительных центров TOP-100 крупнейших сетей превысит 8 млн кв.м. До 40% всех площадей РЦ приходится на X5 Retail Group (торговые сети Перекресток, Карусель, Пятерочка) и Магнит.

По данным исследования "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги 2019-2020 гг.", подготовленного специалистами INFOLine, в сентябре 2019 года завершилось слияние компаний "Красное&Белое", "Дикси" и "Бристоль", в результате которого объединенная компания вышла на третье место среди крупнейших сетей. После завершения сделки по объединению розничных активов в новой компании чуть более 51% принадлежит владельцам "Дикси" и "Бристоля" – структурам Игоря Кесаева и Сергея Кациева, 49% – основателю сети "Красное&Белое" Сергею Студенникову. Бренды всех сетей будут сохранены. Отметим, что разрыв между объединенной компанией и лидерами рынка по-прежнему останется значительным. Так, в I пол. 2019 года выручка X5 Retail Group составила 839,7 млрд руб., компании "Магнит" – 643 млрд руб., а суммарная выручка объединенной компании по оценке INFOLine – около 375 млрд руб.

Показать еще