Настоящий обзор посвящен анализу методов государственной поддержки жилищного строительства в России и ряде зарубежных стран (Канаде, Великобритании, Австралии и Бразилии) и результатов влияния стимулирующих мер на динамику ипотечного кредитования и строительства жилья в 2009 г.
Особое внимание в работе уделено исследованию действующих на сегодняшний день программ финансирования строительства социального и «доступного» жилья, роли государства в преодолении жилищного дефицита.
Государственная политика в сфере строительства, содержания и реконструкции жилья рассматривается в контексте антикризисных мер, принятых правительствами рассматриваемых стран в 2008-2009 гг. и на среднесрочную перспективу.
В разделе, посвященном российскому рынку жилищного строительства, приводятся данные по состоянию и структуре жилищного фонда, основным направлениям государственной политики в данной сфере. Анализируются плановые показатели и конкретные результаты реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а также ФЦП «Жилище».
В работе рассматриваются меры российского правительства по стимулированию жилищного строительства в условиях кризиса. Дается критический анализ государственной политики в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда.
Приведены данные по развитию российского рынка жилья в 2008-2009 гг., дается прогноз объемов жилищного строительства на 2010 г. с учетом динамики ипотечного кредитования, а также оценок представителей государственных органов и участников рынка.
Исследование проведено в марте-июне 2010 года.
Объем отчета - 116 стр.
Отчет содержит 38 таблиц и 18 графиков и диаграмм.
Язык отчета - русский.
Полное оглавление |
| ||
Аннотация | 3 | ||
Полное оглавление | 4 | ||
Список диаграмм | 5 | ||
Список таблиц | 6 | ||
Резюме | 8 | ||
Российский рынок жилищного строительства | 11 | ||
| Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем | 11 | |
| Основные направления государственной жилищной политики | 20 | |
| Господдержка финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования | 31 | |
| Меры по стимулированию жилищного строительства в условиях кризиса | 36 | |
| Региональная специфика в проведении жилищной политики (на примере Белгородской области) | 38 | |
| Государственная политика в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда | 40 | |
| Материалы, технологии и проекты, используемые в строительстве | 45 | |
| Развитие рынка жилья в 2008-2009 гг. и оценки на 2010 г. | 48 | |
Господдержка жилищного строительства и ипотечного кредитования в зарубежных странах | 54 | ||
Канада | 54 | ||
|
| Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем | 54 |
|
| Основные направления государственной жилищной политики | 58 |
|
| Господдержка финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования | 59 |
|
| Региональная специфика в проведении жилищной политики (на примере штата Онтарио) | 62 |
|
| Антикризисные меры | 62 |
|
| Государственная политика в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда | 64 |
|
| Материал, технологии и проекты, используемые в строительстве | 66 |
|
| Развитие рынка жилья в 2008-2009 гг. и оценки на 2010 г. | 66 |
Великобритания | 70 | ||
|
| Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем | 70 |
|
| Основные направления государственной жилищной политики | 74 |
|
| Господдержка финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования | 78 |
|
| Антикризисные меры | 81 |
|
| Региональная специфика в проведении жилищной политики (на примере Шотландии) | 82 |
|
| Государственная политика в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда | 83 |
|
| Развитие рынка жилья в 2008-2009 гг. | 85 |
Австралия | 87 | ||
|
| Структура жилищного фонда и обеспеченность жильем | 87 |
|
| Основные направления государственной жилищной политики | 91 |
|
| Господдержка финансирования жилищного строительства и ипотечного кредитования | 93 |
|
| Региональная специфика в проведении жилищной политики | 96 |
|
| Антикризисные меры | 97 |
|
| Государственная политика в сфере содержания, реконструкции и ремонта жилищного фонда | 98 |
|
| Развитие рынка жилья в 2008-2009 гг. и оценки на 2010 г. | 99 |
Бразилия | 100 | ||
|
| Жилищный дефицит | 100 |
|
| Структура жилищного фонда | 102 |
|
| Основные направления государственной жилищной политики | 103 |
|
| Господдержка финансирования жилищного строительства | 104 |
|
| Политика регулирования градостроительства и обеспечения земельными участками | 106 |
|
| Антикризисные меры | 108 |
|
| Результаты реализации программ стимулирования жилищного строительства в 2004-2009 гг. | 110 |
|
| Региональные аспекты жилищной политики | 114 |
|
| Программы поддержки жилищного строительства на 2011-2014 гг. | 115 |
Рис. 1. Ввод в эксплуатацию жилых домов и строительная активность в России, 2000-2009 гг. | 11 |
Рис. 2. Число построенных квартир в России и их средняя площадь, 2000-2009 гг. | 13 |
Рис. 3. Индивидуальное жилищное строительство в России, 2000-2008 гг., млн кв. м | 15 |
Рис. 4. Ветхий и аварийный жилищный фонд, объем капитального ремонта (общая площадь жилых помещений) в России, 2000-2008 гг., млн кв. м | 17 |
Рис. 5. Структура жилищного фонда РФ по формам собственности жилых единиц, 2008 г., % | 18 |
Рис. 6. Распределение домохозяйств Канады, испытывающих дефицит жилья, по уровню доходов, 2006 г., % | 58 |
Рис. 7. Основные цели проведения ремонтно-строительных работ в Канаде, 2008 г., % семей, осуществляющих ремонт | 65 |
Рис. 8. Структура нового строительства жилья по условиям владения в Канаде, 2008 г., % | 68 |
Рис. 9. Прогноз динамики нового строительства различных типов жилья в Канаде, 2008-2010 гг., тыс. единиц | 70 |
Рис. 10. Структура домохозяйств Великобритании по условиям постоянного проживания, 2007 г., % | 71 |
Рис. 11. Динамика начала и завершения строительства жилья в Англии 2002-2008 гг. гг., тыс. единиц | 86 |
Рис. 12. Структура домохозяйств Австралии по условиям постоянного проживания, 2006 г., % | 89 |
Рис. 13. Динамика роста населения и количества свободного жилья в Австралии, единиц жилья | 91 |
Рис. 14. Структура жилищного фонда Бразилии по условиям постоянного проживания, 2006-2007 г. в % | 102 |
Рис. 15. Динамика госинвестиций в рамках программ поддержки жилищного строительство, 2004-2008 гг., US$ млрд | 111 |
Рис. 16. Динамика финансирования в рамках программы строительства, реконструкции и приобретения социального жилья для физических лиц, 2004-2009 гг., US$ млрд | 112 |
Рис. 17. Объем кредитования строительства и покупки жилья - Бразильская система накопления и кредитования, 2004-2009 гг., US$ млрд | 113 |
Рис. 18. Динамика заключенных контрактов на строительство нового жилья в Бразилии, 2004-2009 гг., тыс. ед. | 114 |
Табл. 1. Развитие жилищного фонда РФ, 1970-2009 гг. | 11 |
Табл. 2. Основные показатели жилищных условий населения России, 1995-2008 гг. | 13 |
Табл. 3. Доля жилищного фонда, имеющего основные виды благоустройства, в общей площади жилищного фонда, 1995-2008 гг., % | 15 |
Табл. 4. Ветхий и аварийный жилищный фонд, объем капитального ремонта (общая площадь жилых помещений) в России, 1995-2008 гг. | 16 |
Табл. 5. Предоставление бесплатного жилья в России, 1995-2008 гг. | 18 |
Табл. 6. Предоставление субсидий и социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в России, 2000-2008 гг. | 19 |
Табл. 7. Основные направления и плановые показатели реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2009-2012 гг. | 27 |
Табл. 8. Рынок ипотечного кредитования в России, 2006-2009 гг. | 33 |
Табл. 9. Структура жилищного фонда Канады по форме владения жильем (постоянное проживание), 1991-2006 гг., тыс. ед. | 54 |
Табл. 10. Динамика доли семей, владеющих собственным жильем, в распределении по провинциям и территориям Канады, 1981-2006 гг. | 55 |
Табл. 11. Распределение занятого жилья в Канаде по необходимости внутреннего ремонта, 2006 г., тыс. ед. | 57 |
Табл. 12. Распределение средств по провинциям и территориям Канады в рамках инициативы «Доступное жилье» (программы помощи бездомным и малообеспеченным семьям) по состоянию на 30 сентября 2009 г. | 61 |
Табл. 13. Распределение государственного финансирования по основным направления Канадского плана действий в экономике, 2009-2010, $млрд | 63 |
Табл. 14. Динамика основных показателей строительной индустрии Канады, 2001-2008 гг. | 68 |
Табл. 15. Динамика нового строительства различных типов жилья в Канаде, 2000-2008 гг., тыс. единиц | 68 |
Табл. 16. Структура жилищного фонда в странах Соединенного Королевства по форме владения, 2007 г., тыс. ед. | 71 |
Табл. 17. Структура жилищного фонда Англии по форме владения, 1991-2007 гг. | 72 |
Табл. 18. Количество жилья, не соответствующее принятым стандартам в Англии и Уэльсе, 2006 г. | 73 |
Табл. 19. Обеспеченность жильем населения Соединенного Королевства, 2007 г. | 74 |
Табл. 20. Продажи муниципального жилья по схеме Right to Buy в Англии, 2001-2008 гг. | 78 |
Табл. 21. Предоставление доступного жилья по типу схем 2001-2009 гг., ед. жилья | 79 |
Табл. 22. Параметры приобретения жилья в кредит в 2000-2007 гг. | 80 |
Табл. 23. Объемы завершенных работ в секторе жилищного строительства Великобритании, 2007-2008 гг., £млн (в ценах 2000 г.) | 85 |
Табл. 24. Динамика начала и завершения строительства нового жилья в Англии, II кв. 2008 - I кв. 2009 г. | 85 |
Табл. 25. Динамика распределения австралийских домохозяйств по формам владения жильем, 1966-2006 гг. | 87 |
Табл. 26. Распределение арендаторов жилья по возрасту и семейному положению в Австралии, 2006 г. | 89 |
Табл. 27. Распределение арендаторов жилья по возрасту и семейному положению в Австралии, 2006 г. | 93 |
Табл. 28. Расходы на программы Государственного соглашения по жилищной политике Австралии, 1994-2007 гг., $млн | 94 |
Табл. 29. Динамика фонда социального и общественного жилья Австралии, 1996-2006 гг., единиц жилья | 94 |
Табл. 30. Обеспеченность жильем населения Бразилии, 1993-2004 гг. | 100 |
Табл. 31. Совокупные потребности Бразилии в инвестициях в строительство социального жилья, 2007-2010 гг. | 101 |
Табл. 32. Объем запланированных инвестиций в рамках Программы ускорения развития, на январь 2007 и январь 2009 г., US$млрд | 103 |
Табл. 33. Дополнительные государственные расходы в рамках программы антикризисных мер в Бразилии, 2009 г., US$млрд, % ВВП | 108 |
Табл. 34. Размер государственных инвестиций и условия кредитования в рамках программы «Мой дом, моя жизнь» в зависимости от дохода семьи, 20089-2010 гг. | 109 |
Табл. 35. Программа ускорения развития в области жилищного строительства Бразилии, объем инвестиций по подписанным контрактами в 2007/2008 гг. (данные на декабрь 2008 г.), US$ млн | 111 |
Табл. 36. Динамика покупки и строительства жилья - Бразильская система накопления и кредитования, 2004-2010 гг., тыс. единиц | 113 |
Табл. 37. Объем инвестиций в строительство жилья в рамках программы урбанизации фавел в распределении по регионам и крупнейшим штатам Бразилии, 2007-2008 гг., US$ млн и % | 115 |
Табл. 38. Объем запланированных инвестиций в рамках Программы ускорения развития (этап 2), 2011-2014 гг. и после 2014 г., US$млрд | 115 |
Отечественный рынок фисташек в 2020 году продемонстрировал стабильную структуру регионального импорта, при этом устойчивым трендом стала интенсификация закупок у белорусских поставщиков. Значение долевого эквивалента поставок из данного региона достигло значения в 12% от совокупной объемности импорта. Согласно данным исследования «Рынок фисташек в России: исследование и прогноз до 2025 года», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2021 году, суммарная же объемность закупок фисташек отечественными потребителями у белорусских поставщиков в 2020 году приблизилась к отметке в 1,5 миллиона долларов, что является историческим максимумом.
Российский рынок композитных материалов, активно развивавшейся в советское время, к началу 90-х годов ХХ века пришел в полный упадок. Новый виток его роста можно проследить уже после 2000 года. На сегодняшний день, производство композитов и, в частности стеклопластика, в РФ — крупное направление национальной промышленности, однако его объемы все еще в разы отстают от аналогичных в развитых странах.
По состоянию на декабрь 2020 года в России в качестве самозанятых были зарегистрированы более 1,5 миллиона человек. По оценкам Федеральной налоговой службы, каждый месяц их число растет примерно на 100 тысяч. Хотя российские банки уже предлагают сервисы для граждан, имеющих такой статус или желающих его получить (например, помогают с регистрацией в качестве самозанятого или предлагают карточные продукты для получения оплаты от клиентов), по многим направлениям специализированные предложения для таких клиентов пока отсутствуют.