По оценке «Экспресс-Обзор», продажи котлов отопления в 2007 году выросли на 14,1% в натуральном выражении. Росту рынка способствует высокая динамика строительства жилых помещений (в том числе частных домов), изношенность отопительного оборудования в России. Самыми популярными среди населения на текущий момент остаются газовые котлы, а среди них - напольные приборы. Но в тоже время стремительно растут продажи настенных приборов - за 2003-2007 гг. их доля в сегменте газовых котлов увеличилась почти на 30 п.п.
Основная часть продаваемых в России котлов - модели отечественного производства. При этом в региональном разрезе производство консолидировано - основная часть продукции выпускается в Ростовской и Московской областях. Это обусловлено тем, что в этих регионах расположены два крупнейших российских производителя - «Ростовгазоаппарат» и «Жуковский машиностроительный завод».
В связи с тем, что выпускаемые котлы по своим техническим характеристикам и внешним параметрам ориентированы на внутренний рынок, экспорт котлов невелик. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году российские компании поставили за рубеж меньше 7% выпущенной продукции. Импортные поставки отопительных котлов стремительно растут - за последние четыре года (2003-2007 гг.) их доля от рынка увеличилась более чем на 9 п.п. Связано это с тем, что в России недостаточно развито производство стремительно набирающих популярность «настенников», и потребность российского рынка удовлетворяется поставками из-за рубежа.
Схожими темпами растет рынок отопительных приборов. Высоким темпам роста продаж радиаторов и конвекторов способствуют большие объёмы строительства жилых зданий, а также значительная изношенность уже установленного оборудования. Так, по оценке «Экспресс-Обзор», по итогам 2007 года продажи радиаторов выросли почти на 13% в натуральном выражении.
Представленные на рынке чугунные радиаторы - это в основном продукция отечественных производителей, в то время как не менее популярные алюминиевые приборы поставляются в основном из Италии.
Основные производственные мощности по отопительным приборам сконцентрированы в Центральном федеральном округе, в частности в Брянской области и в Москве.
Экспортные поставки радиаторов и конвекторов незначительны - отопительные приборы более востребованы на растущем внутреннем рынке, и к тому же не отличаются высоким качеством, чтобы полноценно конкурировать на рынках других стран.
Ещё более высокими темпами растёт рынок водонагревателей, увеличиваясь в среднем на 31% в год. В стоимостном выражении темпы роста выше - 40% по итогам 2007 года. В России наиболее популярны электрические накопительные и газовые проточные водонагреватели. Причём доля первых на рынке стремительно увеличивается.
Исследование рынка оборудования для отопления и ГВС включает в себя 4 основные части:
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
АННОТАЦИЯ | 2 | |||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 3 | |||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 4 | |||
РЫНОК ОТОПИТЕЛЬНЫХ КОТЛОВ | 8 | |||
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ | 8 | ||
| ПРОИЗВОДСТВО | 9 | ||
|
| Динамика производства 2003-2009 | 9 | |
|
| Структура производства (МВт) | 10 | |
|
|
| По федеральным округам 2005-2007 | 10 |
|
|
| По субъектам 2002-2007 | 11 |
| ЭКСПОРТ | 11 | ||
|
| Динамика экспорта 2003-2009 | 11 | |
| ИМПОРТ | 12 | ||
|
| Динамика импорта 2003-2009 | 12 | |
| ОБЪЁМ РЫНКА | 12 | ||
|
| Динамика объёма рынка 2003-2009 | 12 | |
|
| Структура рынка 2003-2009 | 13 | |
РЫНОК ОТОПИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ (РАДИАТОРЫ И КОНВЕКТОРЫ) | 15 | |||
| ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ | 15 | ||
| ПРОИЗВОДСТВО | 16 | ||
|
| Динамика производства 2003-2009 | 16 | |
|
| Структура производства (МВт) | 17 | |
|
|
| По материалу изготовления (чугунные, стальные, прочие) 2003-2007 | 17 |
|
|
| По федеральным округам 2005-2007 | 17 |
|
|
| По субъектам 2003-2007 | 18 |
| ЭКСПОРТ | 19 | ||
|
| Динамика экспорта 2003-2009 | 19 | |
|
| Структура экспорта по странам (страны СНГ/дальнего зарубежья, млн. руб.) 2003-2007 | 19 | |
| ИМПОРТ | 20 | ||
|
| Динамика импорта 2003-2007 | 20 | |
|
| Структура импорта по странам (страны СНГ/дальнего зарубежья, млн. руб.) 2003-2007 | 20 | |
| ОБЪЁМ РЫНКА | 21 | ||
|
| Динамика объёма рынка 2003-2009 | 21 | |
РЫНОК ВОДОНАГРЕВАТЕЛЕЙ | 22 | |||
| КЛАССИФИКАЦИЯ | 22 | ||
| ЭКСПОРТ | 22 | ||
|
| Структура экспорта электрических водонагревателей по странам (страны СНГ/дальнего зарубежья, млн. руб.) | 22 | |
| ИМПОРТ | 23 | ||
|
| Структура импорта электрических водонагревателей по странам (страны СНГ/дальнего зарубежья, млн. руб.) 2003-2007 | 23 | |
| ОБЪЁМ РЫНКА | 24 | ||
|
| Динамика объёма рынка водонагревателей 2004-2009 | 24 | |
|
| Структура рынка 2004-2009 | 25 | |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИГРОКОВ | 27 | |||
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКОВ | 30 | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 31 | |||
| Курс доллара и численность населения РФ | 31 | ||
| Основные определения и допущения | 31 | ||
| Классификация рынка оборудования для отопления (ОКП) | 31 | ||
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 32 |
По данным "Анализа рынка подгузников для взрослых в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г в их продажи в стране выросли на 1% и составили 746 млн шт. Потребители привыкли использовать подгузники для ухода за пожилыми, инвалидами, лежачими пациентами. При этом произошла частичная стабилизация логистических цепочек при поставках сырья, что благоприятно отразилось на производстве санитарно-гигиенических изделий и расширило возможности продаж.
По данным "Анализа рынка коммерческих дата-центров в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2020-2024 гг оборот рынка ЦОД в стране увеличился более чем в 2,5 раза: с 42,9 до 113,1 млрд рублей. Одной из главных причин развития рынка выступает стремительный рост объемов данных, не только на фоне увеличения количества пользователей интернета в стране, но и вследствие развития цифровой экономики, а также роста объемов данных, генерируемых бизнесом и государством.
По данным «Анализа рынка профосмотров в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг численность обязательных медицинских осмотров, законодательно предусмотренных для отдельных видов профессиональной деятельности в России, снизилась на 8%: с 24,2 до 22,3 млн.