Настоящий обзор посвящен изучению российского книжного рынка, в частности особенностям развития рынка печатных книг, объемам производства, оффлайновым и онлайновым каналам продаж печатных книг.
В исследовании рассматриваются основные характеристики рынка книг, включая оценку объема рынка и прогноз его развития. Обзор включает анализ динамики книжного рынка, влияние на его развитие макроэкономических показателей (демографической ситуации, темпов промышленного производства, уровня доходов населения, оборота розничной торговли и др.).
В отчете отражена сравнительная перспектива российского и мирового книжного рынков. Так, показываются основные тенденции развития мирового книжного ритейла и издательского дела, выделены крупнейшие компании и количественные показатели рынков в разрезе зарубежных стран.
Отдельный раздел посвящен анализу основных показателей книгоиздательской деятельности в России (по данным официальной статистики). В отчете проведена подробная сегментация рынка и даны характеристики отдельных рынков (рынки детской, учебной, деловой литературы, а также рынок художественной литературы для взрослых).
Дополнительное внимание уделено розничным каналам продаж книжной продукции, в частности сетевым проектам книжных магазинов, реализуемым в России. Отчет включает анализ основных каналов продвижения книжной продукции на рынке и анализ потребительских предпочтений.
Конкурентный анализ рынка показывает ситуацию на рынке книжного ритейла и книгоиздательского рынка. В исследовании отражены тенденции консолидации рынка и перспективы его дальнейшего развития.
В отчете приведены профили крупнейших розничных операторов книжного рынка и крупнейших книжных издательств. Профили книготорговых операторов включают краткое описание компании, географию, финансовые показатели, контактную информацию. Профили крупнейших издательств также включают краткое описание, финансовые показатели, объемы производства.
Потребительские предпочтения покупателей книжной продукции отражают результаты online-опроса интернет-аудитории сайта РБК.
Объем выборки - 4 076 респондентов.
Время проведения 20-23 июля 2012 года.
Методы исследования:
Кабинетное исследование (desk research);
Online-опрос.
Исследование проведено в июле-августе 2012 года
Объем отчета - 163 страницы
Отчет содержит 45 таблиц и 96 диаграмм
Язык отчета - русский.
Аннотация | 2 |
Полное оглавление | 3 |
Список диаграмм | 7 |
Список таблиц | 10 |
Макроэкономические показатели развития книжного рынка в РФ | 12 |
Оборот розничной торговли | 12 |
Инфляция и покупательская способность населения | 14 |
Темпы промышленного производства в ЦБП, полиграфическом и издательском производстве | 15 |
Демографическая ситуация и среднедушевой выпуск печатных книг | 16 |
Развитие мирового книжного рынка | 17 |
Общая характеристика | 17 |
Объем и структура | 17 |
Лидеры мирового книгоиздательского рынка | 20 |
Бестселлеры на мировом рынке | 21 |
Американский книжный рынок | 23 |
Общая характеристика | 23 |
Структура продаж | 24 |
Основные тенденции | 27 |
Европейский книжный рынок | 29 |
Общая характеристика | 29 |
Франция | 31 |
Великобритания | 33 |
Германия | 34 |
Италия | 35 |
Основные тенденции | 36 |
Основные характеристики книжного рынка РФ | 37 |
Количественные показатели рынка | 37 |
Объем рынка | 37 |
Объем тиражного производства книг и брошюр | 37 |
Сегментация рынка | 40 |
По основным типам печатных изданий | 40 |
По тиражным группам | 41 |
По крупным тематическим разделам | 42 |
Тенденции рынка | 42 |
Рынок детской литературы | 43 |
Объем производства | 43 |
Объем рынка | 44 |
Основные игроки | 44 |
Бестселлеры | 46 |
Основные тенденции | 47 |
Мнения экспертов рынка | 48 |
Рынок деловой литературы | 49 |
Объем рынка | 49 |
Основные игроки | 50 |
Бестселлеры | 50 |
Основные тенденции | 51 |
Рынок учебной литературы | 51 |
Факторы влияния | 51 |
Демографическая ситуация | 51 |
Введение новых ФГОС | 52 |
Объем производства | 53 |
Школьные учебники | 55 |
Учебники для ВПО, СПО | 55 |
Объем рынка | 57 |
Основные игроки | 57 |
Основные тенденции | 60 |
Рынок художественной литературы для взрослых | 60 |
Объем производства | 60 |
Объем рынка | 62 |
Бестселлеры | 63 |
Основные игроки | 64 |
Основные тенденции | 65 |
Рынок электронных книг | 65 |
Общая характеристика | 65 |
Динамика рынка | 67 |
Основные игроки | 68 |
Основные тенденции | 68 |
Конкурентный анализ книжного рынка | 70 |
Характеристики конкурентной среды | 70 |
Крупнейшие игроки рынка | 70 |
По объемам тиражей | 70 |
По объемам выпущенных книг и брошюр | 72 |
По финансовым показателям | 73 |
Консолидация книжного рынка | 73 |
Авторские имена-бренды как двигатель конкуренции | 77 |
Характеристика книжного ритейла | 79 |
Общая ситуация и основные тенденции | 79 |
Проблемы книжного ритейла | 79 |
Основные каналы розничной реализации книг | 80 |
Структура ассортимента книжных магазинов | 82 |
Розничные книжные сети | 83 |
Новые форматы оффлайновых книжных магазинов | 84 |
Основные стратегии российского книжного ритейла | 85 |
Интернет-торговля книгами | 85 |
Проникновение Интернета в РФ | 85 |
Развитие интернет-торговли в РФ | 87 |
Книжная интернет-торговля | 88 |
Каналы продвижения книжной продукции | 90 |
Традиционные каналы продвижения | 90 |
Social Media Marketing | 91 |
Потребительские предпочтения на рынке печатных книг | 94 |
Описание исследования | 94 |
Цели и целевой сегмент исследования | 94 |
Основные виды досуга и чтение книг как вид досуга | 94 |
Интерес к чтению печатных книг | 95 |
Регулярность акций по пропаганде чтения в российских городах | 96 |
Социально-демографический портрет участников исследования | 96 |
Покупательская активность по приобретению печатных книг | 99 |
Сумма трат по покупку книг | 101 |
Места покупок печатных книг | 103 |
Наиболее предпочитаемые книжные магазины для покупок печатных книг | 104 |
Критерии выбора книжных магазинов | 104 |
Знание книжных издательств | 105 |
Предпочитаемые жанры для чтения | 106 |
Интернет-торговля книгами | 107 |
Интернет-магазины для покупки книг | 107 |
Частота покупки книг в интернет-магазине | 109 |
Сумма трат на покупку книг в Интернет-магазине | 109 |
Оценка перспективы замещения печатных книг электронными аналогами | 110 |
Источники информации о книжных новинках | 114 |
Профили книготорговых операторов | 117 |
ООО ТД «Библио-глобус» | 117 |
Регистрационные данные | 117 |
Описание деятельности | 117 |
Продажи | 118 |
География деятельности | 118 |
Финансовые показатели | 119 |
Контактная информация | 120 |
ГУП ОЦ «Московский дом книги» | 120 |
Регистрационные данные | 120 |
Описание деятельности | 121 |
География деятельности | 121 |
Финансовые показатели | 121 |
Контактная информация | 123 |
«Новый книжный», «Читай-Город» | 123 |
Регистрационные данные | 123 |
Описание деятельности | 124 |
География деятельности магазинов «Новый книжный» | 124 |
География деятельности магазинов «Читай-город» | 125 |
Финансовые показатели | 126 |
Контактная информация | 127 |
ООО «Буквоед» | 127 |
Описание деятельности | 127 |
География деятельности | 128 |
Контактная информация | 129 |
ООО «Метида» | 129 |
Регистрационные данные | 129 |
Описание деятельности | 130 |
География деятельности | 130 |
Финансовые показатели | 131 |
Контактная информация | 132 |
ООО «Чакона» | 132 |
Регистрационные данные | 132 |
Описание деятельности | 132 |
География деятельности | 133 |
Контактная информация | 133 |
ООО «ПродаЛитЪ» | 133 |
Регистрационные данные | 133 |
Описание деятельности компании | 134 |
Продажи | 134 |
География деятельности | 135 |
Финансовые показатели | 135 |
Контактная информация | 135 |
ООО «Амиталь» | 136 |
Регистрационные данные | 136 |
Описание деятельности компании | 136 |
Продажи | 136 |
География деятельности | 137 |
Финансовые показатели | 138 |
Контактная информация | 139 |
Ozon.ru (ООО «Интернет Решения») | 139 |
Регистрационные данные | 139 |
Учредители | 140 |
Описание | 140 |
Ассортимент | 141 |
Способы оплаты | 142 |
Финансовые показатели | 143 |
Контакты | 143 |
ООО «Мирс» | 144 |
Регистрационные данные | 144 |
Описание деятельности компании | 144 |
Продажи | 144 |
География деятельности | 145 |
Финансовые показатели | 146 |
Контактная информация | 147 |
Профили книжных издательств | 148 |
ООО «Эксмо» | 148 |
Регистрационные данные | 148 |
Описание деятельности компании | 148 |
Тиражный объем выпуска книг | 149 |
Финансовые показатели | 149 |
Контактная информация | 150 |
ООО «АСТ» | 151 |
Регистрационные данные | 151 |
Описание деятельности | 151 |
Тиражный объем выпуска книг | 152 |
Финансовые показатели | 152 |
Контактная информация | 153 |
ООО «Росмэн» | 153 |
Регистрационные данные компании | 154 |
Описание деятельности | 154 |
Тиражный объем выпуска книг | 155 |
Финансовые показатели | 155 |
Контактная информация | 157 |
ООО «Баласс» | 157 |
Регистрационные данные | 157 |
Описание деятельности | 158 |
Тиражный объем выпуска книг | 158 |
Контактная информация | 158 |
Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли в РФ, в млрд. руб. и % до 2012 г. 12
Рис. 2. Доля покупок россиянами печатных изданий в общей структуре потребительских расходов на непродовольственные товары, %, 2006-2012 гг. 13
Рис. 3. Динамика инфляции в РФ, в %, до 2012 г. 14
Рис. 4. Средняя потребительская цена на книги в региональном разрезе в РФ, руб., 2008-2011 гг. 14
Рис. 5. Объем производства в ЦБП, издательской и полиграфической деятельности, (млрд. руб.) и рост в % до 2012 г. 15
Рис. 6. Динамика численности населения РФ и выпуск книг в расчете на душу населения, в млн. чел. и экз. , 2006-2012 гг. 16
Рис. 7. Динамика мирового книжного рынка до 2010-2016(F) гг., $млрд. 17
Рис. 8. Структура мирового книжного рынка в страновом разрезе, 2012 год, % 18
Рис. 9. Структура глобального книгоиздательского рынка по типу книжной продукции, 2009-2015 гг., % 18
Рис. 10. Структура и объем мирового рынка электронных книг по регионам, 2011 г., млн. евро 19
Рис. 11. Доля рынка электронных книг по некоторым странам мира, 2011 г., % 20
Рис. 12. Структура каналов продаж на книжном рынке США, 2011 г., % (по объемам продаж) 24
Рис. 13. Сравнительный анализ динамики продаж интернет-ритейлера Amazon и книготорговой сети Borders в США, 2002-2011 гг., % 25
Рис. 14. Доли Barnes&Noble и Amazon в структуре книжного рынка США, % (по объемам продаж) 26
Рис. 15. Динамика доли электронных книг в структуре книжного рынка США, % 28
Рис. 16. Опрос населения США: «Воспользуетесь ли Вы преимуществами e-readers, iPad, Nook, для того чтобы читать книги?», %, 2010-2012 гг. 28
Рис. 17. Динамика финансового оборота книжной индустрии стран ЕС, $млрд. и % 29
Рис. 18. Динамика рынков печатных и электронных книг на рынках крупнейших пяти стран ЕС (Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании), 2008-2014 гг. млрд. евро 30
Рис. 19. Структура рынка электронных книг стран Европы, 2011 г., % 31
Рис. 20. Динамика книжного рынка Франции, 2009-2011 гг, млрд. евро и % 32
Рис. 21. Структура продаж книг по каналам реализации во Франции, %, 2011 г. 32
Рис. 22. Опрос населения Германии: «Как вы думаете, какими будут книги для чтения в Германии через 10 лет?», %, 2011 г. 34
Рис. 23. Структура итальянского книжного рынка по игрокам, %, 2011 г. 35
Рис. 24. Динамика российского книжного рынка, 2003-2011 гг, млрд. руб. и % 37
Рис. 25. Динамика объемов книгопроизводства в РФ до 2012 г., в тыс. экз. и % 38
Рис. 26. Динамика российского книгопроизводства по числу выпущенных названий книг и брошюр до 2011 г., тыс. экз. и % 38
Рис. 27. Объем книгопроизводства по федеральным округам России, 2012 г., % 40
Рис. 28. Сегментация печатной отрасли по основным типам изданий (по объемам тиражей), 2012 г., % 40
Рис. 29. Сегментация книжной продукции (по числу изданий), 2012 г., % 41
Рис. 30. Сегментация книжного рынка РФ по тиражным группам, 2012 г. 41
Рис. 31. Крупнейшие тематические сегменты в структуре тиражей на книжном рынке РФ, %, 2012 год 42
Рис. 32. Динамика численности названий книг и брошюр для детей, выпущенных в РФ в 2008-2011 г., % и тыс. печ. ед. 43
Рис. 33. Объем тиражей детской литературы в 2008-2011 гг. в РФ, в тыс. экз. и % 43
Рис. 34. Сегментация рынка детской литературы по типу произведенной продукции, %, 2011 г. 44
Рис. 35. Основные игроки рынка детской литературы по объему тиражей, %, 2011 год 45
Рис. 36. Топ-10 издателей детской литературы в РФ по суммарным продажам, 2010 г. 46
Рис. 37. ТОП-20 самых издаваемых авторов по детской литературе в РФ, 2011 г. 47
Рис. 38. Структура продаж на рынке детской литературы произведений классических и новых зарубежных / российских авторов, %, 2012 г. 48
Рис. 39. Этапы переход на новые ФГОС в российских общеобразовательных школах, 2010-2020 гг. 52
Рис. 40. Объем отечественного производства учебной литературы в 2007-2011 гг., тыс. экз. и % 53
Рис. 41. Динамика тиражей учебной литературы для высшей школы, тыс. экз. и %, 2004-2011 гг. 56
Рис. 42. Соотношение численности студентов ВУЗов и выпуска среднего количества учебников на 1 студента в РФ, 2004-2011 гг. 56
Рис. 43. Динамика тиражей учебной литературы для системы среднего профессионального образования в РФ, тыс. экз. и %, 2008-2011 гг. 57
Рис. 44. Основные игроки рынка учебной литературы для общеобразовательной школы РФ по объемам тиражей, %, 2011 г. 58
Рис. 45. ТОП-35 крупнейших издательств на рынке университетского книгоиздания, 2011 год 58
Рис. 46. Структура выпуска художественной литературы для взрослых по категориям, 2012 г., % 61
Рис. 47. Доля художественной литературы в общей структуре книжных продаж в разрезе основных сегментов, %, 2011 г. 63
Рис. 48. Рейтинг издательств на рынке художественной литературы для взрослых по объемам продаж, %, январь-апрель 2012 г. 65
Рис. 49. Динамика выпуска электронных изданий в РФ, 2008-2010 гг., тыс. экз. (официальные данные) 66
Рис. 50. Объем рынка электронных книг в РФ до 2012 г., $млн. и % 67
Рис. 51. Лидеры рынка электронных книг в РФ по объемам их продаж, % 68
Рис. 52. Динамика численности издательств в России в 2008-2011 гг, в тыс. и % 70
Рис. 53. Доли 15 крупнейших книжных издательств России по объемам тиражей, 2011 г., % 72
Рис. 54. Крупнейшие игроки книжного рынка РФ в денежном выражении, %, 2012 г. 73
Рис. 55. Консолидированные доли крупных игроков российского книжного рынка по объемам тиражей, %, 2012 г. 76
Рис. 56. Динамика количества стационарных книготорговых точек, в тыс. шт. и %, 2005-2011 гг. 79
Рис. 57. Структура каналов реализации книжной продукции в РФ, % 81
Рис. 58. Оптимальная ассортиментная матрица универсального книжного магазина, в % от торговой площади магазина, 2011 г. 82
Рис. 59. Количество пользователей Интернет в России и странах Западной Европы, 2011 г. тыс. чел. 86
Рис. 60. Уровень проникновения мобильного интернета в РФ в зависимости местности, 2011 г. 87
Рис. 61. Наиболее покупаемые товары в Интернете у российских потребителей, %, 2011 г. 88
Рис. 62. «Какое количество печатных книг Вы прочитали с начала 2012 года?», % 95
Рис. 63. Вопрос «Как часто в Вашем городе проводятся акции по пропаганде чтения книг?», % 96
Рис. 64. Пол респондентов, % 97
Рис. 65. Возраст респондентов, % 97
Рис. 66. Доход респондентов, % 98
Рис. 67. Вопрос «Сколько печатных книг Вы купили с начала 2012 года?», % 99
Рис. 68. Вопрос «Планируете ли Вы приобрести печатные книги до конца 2012 года?», % 100
Рис. 69. Сумма трат на печатные книги с начала 2012 года, в руб. и % 101
Рис. 70. Вопрос «Как Вы считаете, являются ли цены на печатные книги в России слишком высокими?», % 101
Рис. 71. Вопрос «Как Вы считаете, сколько в среднем должна стоить одна печатная книга?», % 102
Рис. 72. Вопрос «В каких местах Вы чаще всего покупаете печатные книги?», % 103
Рис. 73. Вопрос «В каких книжных магазинах Вы чаще всего покупаете печатные книги?», % 104
Рис. 74. Критерии выбора книжных магазинов потребителями, % 105
Рис. 75. Факторы неудовлетворенности посещением книжных магазинов, % 105
Рис. 76. Вопрос «Книги каких российских издательств Вы чаще всего покупаете?», % 106
Рис. 77. Вопрос «Какие книги Вы покупаете чаще всего в книжных интернет-магазинах?», % 107
Рис. 78. Вопрос «В каких интернет-магазинах Вы чаще всего покупаете печатные книги?», % 108
Рис. 79. Факторы привлекательности интернет-магазинов для потребителей, % 108
Рис. 80. Вопрос «Сколько раз в среднем в год Вы покупаете книги в Интернет-магазине?», % 109
Рис. 81. Вопрос «Какую сумму в среднем Вы тратите на покупку печатных книг в Интернет-магазине?», % 109
Рис. 82. Вопрос «Какие формы оплаты при покупке книг в Интернет-магазинах Вы обычно используете?», % 110
Рис. 83. Вопрос «Согласны ли Вы с тем, что в скором времени электронная книга полностью заместит печатную?», % 111
Рис. 84. Вопрос «В чем преимущества электронных книг перед печатными?», % 113
Рис. 85. Вопрос «Возрос ли Ваш интерес к чтению с появлением электронных книг?», % 114
Рис. 86. Источники информации о книжных новинках, % 115
Рис. 87. Интернет-ресурсы, служащие источником информации о книжных новинках, % 116
Рис. 88. Структура продаж ТД «Библио-Глобус», 2011 г., % 118
Рис. 89. Ассортиментная структура оборота розничной сети «Амиталь», 2011 г., % 137
Рис. 90. Динамика среднего количества принятых заказов в день Ozon.ru, 2003-2010 гг. 141
Рис. 91. Динамика базы данных OZON, млн. чел. 141
Рис. 92. Динамика ассортимента книжной продукции Ozon.ru, 2007-2011 гг, в тыс. экз. и % 142
Рис. 93. Динамика долей зарубежной и российской литературы в ассортименте Ozon.ru, %, 2007-2011 гг. 142
Рис. 94. Доля книжной продукции в структуре ассортимента магазинов книготорговой компании «Мирс», %, 2011 г. 145
Рис. 95. Динамика тиражей книг ООО «Эксмо» в 2007-2011 гг., тыс. экз. 149
Рис. 96. Динамика тиражей, ООО «АСТ», 2007-2011 гг., тыс. экз и % 152Табл. 1. Оборот розничной торговли по торговым сетям в разрезе федеральных округов в РФ в млн. руб. и % 13
Табл. 2. ТОП-10 крупнейших мировых издательств по объемам выручки, 2011 г. 20
Табл. 3. Литературные бестселлеры в разрезе стран мира, 2011 г. 21
Табл. 4. Ключевые параметры книгоиздательской индустрии США, 2011 г. 23
Табл. 5. Объем продаж печатных и электронных книг в США в начале 2012 г. 24
Табл. 6. Основные показатели развития рынка электронных книг в Италии 35
Табл. 7. Основные характеристики российского книгопроизводства по итогам 2011 г. 39
Табл. 8. Объемы тиражей крупнейших детских издательств России в 2011 г., тыс. экз. 45
Табл. 9. ТОП-10 ведущих авторов (проектов) на рынке детской литературы по суммарным продажам в натуральном выражении, 2010 год 46
Табл. 10. ТОП-15 бестселлеров в сегменте деловой литературы на рынке РФ, май 2012 г. 50
Табл. 11. Структура рынка учебной литературы по объемам тиражей, %, 2011 г. 54
Табл. 12. Структура рынка учебной литературы РФ в разрезе основных сегментов, 2011 гг. 54
Табл. 13. Изменения в динамике тиражей учебников в РФ по основным сегментам в 2008-2011 гг., тыс. экз. и % 55
Табл. 14. Объемы тиражей крупнейших издательств учебной литературы для общеобразовательных школ, тыс. экз. в 2011 г. 58
Табл. 15. Наиболее издаваемые авторы по художественной литературе, 2011 г. 61
Табл. 16. Самые популярные книги в РФ, конец 2011 года 63
Табл. 17. Средняя розничная цена издания в составе ТОП-100 бестселлеров, 2010-2011 гг. (независимые стационарные книготорговые предприятия) 64
Табл. 18. Основные виды электронных изданий по виду ресурса, %, 2010 г. 66
Табл. 19. Основные виды электронных изданий по целевому назначению, 2010 г., % 66
Табл. 20. ТОП-15 крупных издательств, выпустивших наибольшее количество книг по объемам тиражей, 2010-2011 г. 71
Табл. 21. Крупнейшие издательства на книжном рынке РФ по числу выпущенных книг и брошюр (по названиям, печ. ед.), %, 2012 г. 72
Табл. 22. Крупные сделки M&A на книжном рынке РФ в 2006-2012 гг. 74
Табл. 23. Крупнейшие издательские группы на книжном рынке РФ, 2011 г. 76
Табл. 24. Приоритетные некнижные товарные группы в структуре ассортимента книжных магазинов (оценка рентабельности по 5-балльной шкале) 82
Табл. 25. Типы книжных сетей на российском книжном рынке, 2012 год 83
Табл. 26. Крупнейшие федеральные книготорговые сети РФ (по количеству торговых точек), 2012 г. 83
Табл. 27. Крупнейшие локальные книготорговые сети в РФ, 2012 г. 84
Табл. 28. Крупнейшие региональные книготорговые сети в РФ (по количеству торговых точек), 2012 г. 84
Табл. 29. Основные форматы оффлайновых книжных магазинов на российском рынке, 2012 год 84
Табл. 30. Частота использования Интернета в РФ, %, 2012 г. 86
Табл. 31. ТОП-5 крупнейших интернет-магазинов в РФ, 2011 г. по объемам выручки, млрд. руб. 88
Табл. 32. Ведущие книжные интернет-магазины в Рунете, 2011 г. 89
Табл. 33. Основные книжные выставки 90
Табл. 34. Наиболее распространенные инструменты работы с социальными сетями и блогами 92
Табл. 35. Основные виды досуга россиян и чтение книг, % 94
Табл. 36. Город проживания респондентов, % 98
Табл. 37. Зависимость между купленным количеством печатных книг и полом респондентов, % 99
Табл. 38. Зависимость между приобретенным количеством печатных книг и среднедушевым уровнем дохода респондентов, % 100
Табл. 39. Мнение респондентов относительно уровня цен на книги в России в зависимости от места проживания, % 102
Табл. 40. Наиболее предпочитаемые места покупок в зависимости от места проживания, % 103
Табл. 41. «Книги каких жанров Вы предпочитаете читать?», % 106
Табл. 42. Зависимость суммы трат на покупку печатных книг в интернет-магазинах и частотой их покупки, % 110
Табл. 43. Соотношение вопроса «Согласны ли Вы с тем, что в скором времени электронная книга полностью заместит печатную?» и местом проживания респондентов, % 111
Табл. 44. Тематическая структура оборота продаж книготорговой сети «ПродаЛитЪ», 2010-2011 гг., % 134
Табл. 45. ТОП-100 крупнейших книжных издательств в 2011 году 159
По данным «Анализа рынка керамической плитки в России», подготовленного BusinesStat в 2024г, ее продажи в стране в 2023 г сократились на 2,3%: с 224 до 218 м².
По данным "Анализа рынка детских подгузников и пеленок в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2021-2023 гг их производство в стране сократилось на 34%: с 4,23 до 2,81 млрд шт.
По данным «Анализа рынка средств женской гигиены в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг оборот российского рынка средств женской гигиены вырос на 76%: с 75 до 132 млрд руб.