В первой части исследования подробно рассматривается рынок дорожного строительства в мире на примерах США, Европы и Китая. Отражены основные показатели, характеризующие развитость дорожных сетей: численность автомобильного парка, общая протяженность и проникновение автомобильных дорог, доля скоростных трасс. Приведены данные по объемам финансирования строительства и поддержания дорог в США и странах Европы. Отдельный подраздел посвящен платным скоростным дорогам: приведены данные по их протяженности и проникновению, средней стоимости проезда.
Во второй части маркетингового исследования описывается российский рынок дорожного строительства. Рассматриваются предпосылки развития автомобильных дорог, текущие характеристики дорожной сети. Приведены оценки объема рынка дорожного строительства в 2009-2011 гг. и прогноз объемов финансирования и ввода дорог до 2014 г., схемы финансирования дорожного хозяйства и обороты крупнейших компаний в сфере строительства автомобильных дорог. В отчете представлен сравнительный анализ стоимости строительства автомобильных дорог в России и за рубежом.
Отдельный подраздел исследования описывает деятельность основных участников рынка дорожного строительства со стороны государства - Федерального дорожного агентства «Росавтодор» и государственной компании «Автодор». В отчете представлены основные направления и задачи Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», а также подпрограммы «Автомобильные дороги».
Третий блок маркетингового исследования посвящен частно-государственному партнерству. Кратко приводится история возникновения взаимоотношений государства и частного бизнеса за рубежом при реализации проектов в различных сферах экономики, а также международный опыт использования ЧГП. Особое внимание уделяется взаимодействию государства и частного бизнеса в России. Раздел включает характеристики основных проектов, осуществляемых на основе ЧГП, в сфере автодорожного строительства: Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель в Санкт-Петербурге, новый выход на МКАД с трассы М-1 и Центральная кольцевая автомобильная дорога в Подмосковье, скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург и другие.
Отчет содержит 30 профилей участников рынка дорожного строительства.
Исследование проведено в январе 2011 - апреле 2012 гг.
Объем отчета - 179 стр.
Отчет содержит 56 таблиц и 84 графика и диаграммы.
Язык отчета - русский.
Аннотация | 3 | ||
Полное оглавление | 4 | ||
Список диаграмм | 9 | ||
Список таблиц | 11 | ||
Резюме | 14 | ||
Дорожная сеть в мире | 15 | ||
| Дорожная сеть в США | 20 | |
|
| Структура дорожной сети | 20 |
|
| Финансирование строительства дорог | 26 |
|
| Стоимость строительства дорог | 29 |
|
| Платные дороги | 30 |
| Дорожная сеть в Европе | 35 | |
|
| Структура дорожной сети | 35 |
|
| Платные дороги | 43 |
| Платные дороги в Китае | 49 | |
|
| Дорожная сеть и дорожное строительство | 49 |
|
| Финансирование дорожного строительства | 51 |
|
| Платные дороги | 52 |
Дорожное строительство в России | 53 | ||
| Характеристика дорожной сети | 53 | |
|
| Уровень автомобилизации | 53 |
|
| Динамика перевозок грузов и пассажиров | 58 |
|
| Классификация автомобильных дорог | 60 |
|
| Показатели развития дорожной сети | 61 |
| Влияние кризиса на реализацию программ развития дорожной сети | 62 | |
|
| Выполнение Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» | 62 |
|
| Финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» | 65 |
|
| Реализация ключевых мероприятий подпрограммы «Автодороги» | 67 |
| Транспортная стратегия РФ до 2030 года | 68 | |
|
| Общая стратегия развития дорожного хозяйства | 68 |
|
| Подпрограмма «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» | 71 |
| Региональный аспект развития | 80 | |
| Рынок дорожного строительства в 2010-2011 г. и прогноз до 2014 г. | 80 | |
|
| Строительство и реконструкция дорог | 80 |
|
| Ценообразование | 84 |
|
| Объем и структура рынка дорожного строительства | 90 |
|
| Рынок дорожного строительства в 2012-2014 гг. | 93 |
|
| Платные дороги | 96 |
|
| Федеральный дорожный фонд | 99 |
|
| Федеральное дорожное агентство | 102 |
|
| Деятельность Государственной компании «Автодор» | 102 |
|
| Рейтинг строительных компаний | 105 |
Частно-государственное партнерство в дорожном строительстве | 107 | ||
| Частно-государственное финансирование (частно-государственное партнерство) | 107 | |
|
| Развивающиеся страны | 109 |
|
| США и Великобритания | 111 |
|
| Российский опыт ЧГП | 114 |
| Проекты ЧГП в России в дорожном строительстве | 118 | |
|
| Строительство в г. Санкт-Петербург автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» | 120 |
|
| Строительство в г. Санкт-Петербурге Орловского тоннеля под р. Невой в рамках развития Волго-Балтийского водного пути | 122 |
|
| Строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва - Минск | 124 |
|
| Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15 - 58 км | 126 |
|
| Разработка проектной документации на строительство и эксплуатацию на платной основе автомобильной дороги «Краснодар - Абинск - Кабардинка» | 126 |
|
| Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области» | 128 |
Профили участников рынка | 130 | ||
| Автобан | 130 | |
| Автодорстрой | 132 | |
| Асфальт | 133 | |
| МДС-ГРУПП | 134 | |
| ВАД | 135 | |
| ВНСС | 137 | |
| Возрождение | 138 | |
| Генеральная строительная корпорация | 139 | |
| Гордорстрой | 141 | |
| Дормост | 142 | |
| Дорожник 92 | 144 | |
| Илан | 145 | |
| Инжтрансстрой | 149 | |
| Камдорстрой | 150 | |
| КДБ | 152 | |
| Космос | 153 | |
| Мосинжстрой | 154 | |
| Мост | 157 | |
| Мостовик | 160 | |
| Мостостроительный отряд №19 | 162 | |
| Мостострой №6 | 164 | |
| Мостотрест | 166 | |
| Пермдорстрой | 167 | |
| Пилон | 169 | |
| Тихоокеанская Мостостроительная Компания | 170 | |
| Трансстрой | 171 | |
| Трансмонолит | 173 | |
| Труд | 174 | |
| СТС Автодор | 175 | |
| Центродорстрой | 175 | |
| Элгад | 177 |
Рис. 1. Число автотранспортных средств на 1000 жителей в некоторых странах Европы, Азии и Северной Америки, 2009 г. | 17 |
Рис. 2. Топ-30 стран по протяженности дорог, 2009 г., млн км | 18 |
Рис. 3. Доли стран по протяженности автомобильных дорог в мире, 2009 г. | 18 |
Рис. 4. Протяженность дорог на 1000 жителей в некоторых странных Европы, Азии и Северной Америки, 2009 г. | 19 |
Рис. 5. Число транспортных средств в США, 2000-2009 гг., млн ед. | 20 |
Рис. 6. Число погибших в автомобильных авариях в США, 2002-2009 гг. | 21 |
Рис. 7. Схема дорожной системы США | 21 |
Рис. 8. Иерархия дорог в США | 22 |
Рис. 9. Отношение мобильности и доступа к дорогам в зависимости от типа дороги | 22 |
Рис. 10. Протяженность дорог на 1000 автомобилей, 2000-2009 гг., км | 24 |
Рис. 11. Общая протяженность дорог в США, 2000-2009 гг., млн км | 24 |
Рис. 12. Общая протяженность дорог и полос движения в США, млн км, 2000-2009 гг. | 25 |
Рис. 13. Доля владения загородными дорогами в США, 1999 и 2009 гг., % | 25 |
Рис. 14. Доля владения городскими дорогами в США, 1999 и 2009 гг., % | 26 |
Рис. 15. Динамика государственных расходов на автомобильные дороги в США, 2000-2010 гг., $млрд | 27 |
Рис. 16. Доходы, расходы и накопленный баланс Федерального трастового фонда автомобильных дорог, 1980-2010 гг., $млрд | 28 |
Рис. 17. Расходы на автомобильные дороги по категориям, 2000-2009 гг., $млрд | 28 |
Рис. 18. Стоимость строительства 1 км дороги в США, 2002 г., $тыс. | 29 |
Рис. 19. Стоимость реализации некоторых проектов в США | 30 |
Рис. 20. Протяженность платных дорог в США, 1999-2009 гг., тыс. км | 33 |
Рис. 21. Протяженность платных дорог по штатам, 01.01.2009, км | 33 |
Рис. 22. Доходы от платных дорожных объектов в США, 1993-2009 гг., $млрд | 35 |
Рис. 23. Число автомобилей в странах Европы, 2006-2009 гг., млн шт. | 36 |
Табл. 24. Пассажирооборот на автомобильном транспорте в ЕС-27, 2000-2009 гг., млрд пассажиров/км | 38 |
Рис. 25. Распределение протяженности дорог в ЕС-27, 2011 г., % | 39 |
Табл. 26. Протяженность автомобильных дорог в ЕС-27, 2011 г., км | 40 |
Табл. 27. Протяженность скоростных трасс в ЕС-27, 2000-2011 гг., км | 40 |
Рис. 28. Доля скоростных дорог относительно всех дорог в ЕС-27, 2011 г., % | 41 |
Рис. 29. Проникновение скоростных дорог в ЕС-27, 2011 г., км/100 км2 | 42 |
Рис. 30. Проникновение дорог в ЕС-27, 2011 г., км/км2 | 42 |
Рис. 31. Распределение инвестиций в транспортную отрасль в Западной Европе, 2000-2009 гг., % | 43 |
Рис. 32. Распределение инвестиций в транспортную инфраструктуру в ЦВЕ, 2000-2009 гг. | 43 |
Рис. 33. Число управляющих компаний и суммарная протяженность дорог в странах Европы, входящие в ASECAP, 2010 г. | 44 |
Рис. 34. Схема платных дорог в странах-членах ASECAP | 45 |
Рис. 35. Общая протяженность платных дорог в Европе, 2004-2010, км | 46 |
Рис. 36. Прогноз числа автомобилей в Китае, 2002-2020 гг., млн шт. | 50 |
Рис. 37. Прогноз протяженности скоростных трасс в Китае, 1996-2020 гг., км | 51 |
Рис. 38. Структура финансирования проектов дорожного строительства в Китае, 2010 г., % | 52 |
Рис. 39. Динамика парка легковых автомобилей РФ, 2000-2011 гг., млн ед. и % | 53 |
Рис. 40. Количество автомобилей на 1000 жителей в городах России, 2010 г. | 54 |
Рис. 41. Рейтинг регионов РФ по показателю обеспеченности автомобилями на 1 000 человек, 2011 г. | 54 |
Рис. 42. Распределение автопарка России по основным видам транспортных средств, 2011 г., тыс. ед. и % | 55 |
Рис. 43. Число происшествий на автомобильном транспорте, 2000-2011 гг., тыс. | 56 |
Рис. 44. Число аварий на 1000 автомобилей, 2000-2011 гг. | 56 |
Рис. 45. Распределение количества ДТП по местам их совершения, 2010 г. | 57 |
Рис. 46. Число и причины аварий в 2010 г. | 57 |
Рис. 47. Динамика пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, 2000-2011 гг., тыс. чел. | 58 |
Рис. 48. Показатели степени тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, 2000-2011 гг. | 58 |
Рис. 49. Схема расположения федеральных трасс в РФ | 62 |
Рис. 50. Общий объем финансирования ФЦП «Модернизация транспортной сети России» в 2002-2009 гг., млрд руб. | 64 |
Рис. 51. Доля отдельных подпрограмм в общих расходах на ФЦП «Модернизация транспортной сети России», 2002-2009 гг., % | 64 |
Рис. 52. Финансовые показатели реализации подпрограммы «Автомобильные дороги», 2002-2009 гг., млрд руб. (план/факт) | 66 |
Рис. 53. Финансовые показатели реализации подпрограммы «Автомобильные дороги», 2008-2009 гг., млрд руб. | 66 |
Рис. 54. Общий объем вложений в реализацию пунктов Транспортной стратегии 2030, млрд руб. | 69 |
Рис. 55. Объем и структура вложений в подпрограмму «Автодороги» в 2010-2015 гг., млрд руб. и % | 79 |
Рис. 56. Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог, 2004-2011 гг. | 81 |
Рис. 57. Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог федерального значения, 2004-2011 гг., км | 81 |
Рис. 58. Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог после капитального ремонта и ремонта, 2004-2011 гг., км | 84 |
Рис. 59. Распределение затрат на строительство дорог в Европе | 85 |
Рис. 60. Стоимость постройки 1 км дорог в России, США и Европе, 2010 г., млн руб. | 88 |
Рис. 62. Объем российского рынка дорожного строительства, 2005-2011 гг. | 90 |
Рис. 59. Структура расходов федерального бюджета на дорожное хозяйство, 2011 г., % | 92 |
Рис. 61. Доля расходов на дорожное хозяйство в ВВП в России, 2000-2011 гг., % | 93 |
Рис. 64. Ввод в эксплуатацию федеральных автомобильных дорог, 2011-2014 гг. | 94 |
Рис. 65. Объемы финансирования дорожного хозяйства из федерального бюджета в распределении по статьям, 2011-2014 гг., млрд руб. | 96 |
Рис. 66. Сравнение доли платных дорог в России к 2015 г. и Европе* | 98 |
Рис. 67. Сравнение стоимости проезда для легковых автомобилей по платной дороге в России и Европе, руб. за 1 км | 98 |
Рис. 68. Федеральные трассы, которые будут переданы ГК «Автодор» к 2015 г. | 104 |
Рис. 69. Объем инвестиций в транспортную инфраструктуру и дорожное строительство развивающихся стран, 1990-2010 гг., $ млрд | 111 |
Рис. 70. Сравнительный подход при реализации проекта | 114 |
Рис. 71. Типовой проект ЧГП | 115 |
Рис. 72. Динамика объема инвестиций в проекты ГЧП и транспортную инфраструктуру в России, 1990-2011 гг., $ млн | 117 |
Рис. 73. Доля участников при финансировании проектов в РФ, реализуемых на основе ЧГП, 2010-2015 гг., млрд руб. и % | 119 |
Рис. 74. Запланированное финансирование проектов в РФ, находящихся на этапе разработки проектной документации, 2010-2015 гг., млрд руб. и % | 119 |
Рис. 75. Схема Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге | 121 |
Рис. 76. Схема финансирования строительства ЗСД | 122 |
Рис. 77. Схема расположения Орловского тоннеля | 123 |
Рис. 78. Предполагаемая схема финансирования Орловского тоннеля, 2009 г., млрд руб., и % | 124 |
Рис. 79. Схема нового выхода на МКАД с автодороги М-1 | 125 |
Рис. 80. Схема финансирования нового выхода на МКАД с автодороги М-1, 2011 г., % | 125 |
Рис. 81. Схема финансирования автодороги Москва - Санкт-Петербург, млрд руб. и % | 126 |
Рис. 82. Схема автомобильной дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка | 127 |
Рис. 83. Схема Центральной кольцевой автодороги в Московской области | 128 |
Рис. 84. Запланированная схема финансирования ЦКАД | 129 |
Табл. 1. Уровень автомобилизации по группам стран, 2009 г. | 15 |
Табл. 2. Число зарегистрированных автотранспортных средств и уровень автомобилизации в некоторых странах Европы, Азии и Северной Америки, 2009 г. | 17 |
Табл. 3. Протяженность основных и вспомогательных дорог в некоторых странах Европы, Азии и Северной Америки, 2009 г. | 19 |
Табл. 4. Платные дороги в мире, 2009 г. | 19 |
Табл. 5. Протяженность загородных дорог в США, 2000-2009 гг., км | 23 |
Табл. 6. Протяженность городских дорог в США, 1999-2009гг. | 23 |
Табл. 7. Стоимость строительства различных трасс в США | 29 |
Табл. 8. Стоимость строительства и реконструкции некоторых трасс в США | 30 |
Табл. 9. Распределение платных проектов в США в зависимости от участия частного капитала, 2006 г. | 31 |
Табл. 10. Распределение платных объектов по штатам, 01.01.2009 г. | 31 |
Табл. 11. Протяженность платных дорог в США и их доля, 01.01.2009 г. | 32 |
Табл. 12. Общая протяженность загородных платных дорог, мостов и тоннелей, 01.01.2009 г. | 34 |
Табл. 13. Общая протяженность городских платных дорог, мостов и тоннелей, 01.01.2009 г., км | 34 |
Табл. 14. Уровень автомобилизации в странах ЕС-27, 2000-2009 гг., шт. на 1000 жителей | 36 |
Табл. 15. Число погибших в автомобильных авариях в ЕС-27, 2000-2009 гг. | 37 |
Табл. 16. Число погибших в автомобильных авариях в ЕС-27 на 1 млн жителей, 2000-2009 гг. | 38 |
Табл. 17. Протяженность платных трасс в составе ASECAP, 2000-2010 гг., км | 44 |
Табл. 18. Доля платных дорог в странах ЕС, 2010 г., % | 46 |
Табл. 19. Средняя дневная пропускная способность платных дорог в странах Европы, 2008-2010 гг. | 47 |
Табл. 20. Параметры платных дорог в Европе, 2010 г. | 47 |
Табл. 21. Сумма сборов от платных дорог в Европе, 2005-2010 гг., € млн | 48 |
Табл. 22. Средний доход от одного автомобиля в год в Европе, 2008-2010 гг., € | 49 |
Табл. 23. Динамика транспортного парка России, 2006-2011 гг., млн ед. и % | 55 |
Табл. 24. Грузооборот по видам транспорта (без трубопроводного), 2005-2011 гг., млрд ткм | 59 |
Табл. 25. Перевозки пассажиров и пассажирооборот по видам транспорта общего пользования, 2005-2011 гг., млн чел. и млрд пасс.-км | 59 |
Табл. 26. Классификация автомобильных дорог РФ по условиям движения и доступа к ним | 61 |
Табл. 27. Протяженность автомобильных дорог в России, 2005-2010 гг., тыс. км | 61 |
Табл. 28. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в России, 2005-2010, тыс. км | 61 |
Табл. 29. Итоги выполнения подпрограммы «Автодороги» по основным целевым индикаторам, 2009 г. | 67 |
Табл. 30. Важнейшие инвестиционные проекты подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы) | 71 |
Табл. 31. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы «Автодороги» (2010-2015 гг.) | 74 |
Табл. 32. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы «Автомобильные дороги» (2010-2015 гг.) | 75 |
Табл. 36. Протяженность дорог, построенных в России, 2005-2011 гг., тыс. км | 83 |
Табл. 33. Стоимость строительства 1 км автодорог в Европе и США | 87 |
Табл. 34. Стоимость километра полосы дорог в России и за рубежом, $млн | 88 |
Табл. 35. Планируемая стоимость строительства 1 км автодорог в России согласно подпрограмме "Автодороги" 2010-2015 гг. (включая реконструкцию и строительство дорожных сооружений), млн руб. | 89 |
Табл. 38. Расчет объема российского рынка дорожного строительства, 2005-2011 гг., млрд руб. | 90 |
Табл. 37. Объем ассигнований в дорожное хозяйство из федерального и региональных бюджетов, 2005-2011 гг., млн рублей | 91 |
Табл. 39. Объем финансирования ремонта и содержания автомобильных дорог (федеральный бюджет) , 2007-2011 гг. | 92 |
Табл. 40. Расходы федерального бюджета на дорожное хозяйство, 2011-2014 гг., млрд рублей | 95 |
Табл. 41. Объемы финансирования дорожного хозяйства за счет ассигнований Федерального дорожного фонда, выделенных Федеральному дорожному агентству на 2012 г., млн руб. | 99 |
Табл. 42. Финансовые показатели ГК «Автодор» на 2010-2011 гг. (за 9 мес. каждого года), млн руб. | 104 |
Табл. 43.Объемы продаж лидеров рынка автодорожного строительства, 2005-2010 гг., млн руб. | 105 |
Табл. 44. Классификационные признаки форм ЧГП | 107 |
Табл. 45. Основные показатели инфраструктурных проектов ГЧП в транспортном секторе и дорожном строительстве в странах с низким и средним уровнем дохода на душу населения, 1990-2010 гг. | 109 |
Табл. 46. Сегменты транспортной отрасли по числу проектов ЧГП в странах с низким и средним уровнем дохода, 1990-2010 гг. | 109 |
Табл. 47. Сегменты транспортной отрасли по объему инвестиций в проекты ЧГП в странах и низким и средним уровнем дохода, 1990-2010 гг., $млрд | 109 |
Табл. 48. Число проектов ГЧП в дорожном строительстве в странах и низким и средним уровнем дохода с разбивкой по типам, 1990-2010 гг. | 110 |
Табл. 49. Объем инвестиций в проекты ГЧП в дорожном строительство в странах и низким и средним уровнем дохода с разбивкой по типам, 1990-2010 гг., $ млрд | 110 |
Табл. 50. Число проектов ГЧП и объем инвестиций в автодорожное строительство в странах и низким и средним уровнем дохода с разбивкой по регионам и типам, 1990-2010 гг., $ млрд | 111 |
Табл. 51. Число подписанных контрактов ЧГП в Великобритании, 2006-2008 гг. | 113 |
Табл. 52. Объем инвестиций и число реализованных проектов на основе ЧГП в России, 1999-2011 гг., $млн | 115 |
Табл. 53. Объем инвестиций в проекты на основе ЧГП в России в распределении по типам и отраслям, 1991-2011 гг., $млн | 116 |
Табл. 54. Проекты ЧГП в транспортной отрасли России, достигшие финансового или контрактного закрытия, 2010 г. | 117 |
Табл. 55. Проекты ЧГП в автодорожном секторе России | 118 |
Табл. 56. Характеристика автодороги Краснодар - Абинск - Кабардинка | 127 |
По данным «Анализа рынка стеновых материалов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их производство в стране снизилось на 7,7%: с 7,6 до 7,0 млрд шт. Годом ранее повышенный спрос на рынке индивидуального жилищного строительства за счет возможности ипотечного кредитования привел к тому, что одновременно нужно было строить быстро и много.
По данным «Анализа рынка сахара в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, экспорт сахара из России в 2023 г вырос в 3,2 раза: со 196 до 642 тыс т.
Мезопрепараты – это инъекционные средства, которые используются для улучшения состояния кожи, борьбы с возрастными изменениями и коррекции различных эстетических дефектов. Благодаря высокой эффективности и относительной безопасности, мезопрепараты стали неотъемлемой частью современной косметологии.