Одна из ярких особенностей сегмента рынка, на котором происходит реализация экологически чистой продукции, заключается в том, что этот рыночный сегмент не испытывает спадов или стремительных сокращений даже в условиях кризиса, напротив - в любое время и при любых условиях он динамично развивается. В 2008-2009 годах на рынке экологически чистой продукции произошло лишь сокращение годовых темпов роста, которые составили на тот момент 10-12% против 20-35%, наблюдавшихся в 2006-2007 годах.
Недавно (примерно в период 5-7 последних лет) производство экологически чистой продукции стало новой сельскохозяйственной отраслью европейских стран. Экологически чистая продукция в этих странах получила массовое распространение.
Развитие всеобщего мирового рынка био-продукции происходит неравномерно, так как для каждой отдельно взятой страны характерны свои особенности формирования и развития данного рынка. Наиболее высокие темпы роста наблюдались в следующих промышленно-развитых странах: Япония, Канада, Австралия и США. Ускорение темпов развития в этих странах происходило в 80-х годах прошлого столетия.
За несколько лет странами Европы был накоплен опыт, который заключался в формировании методов ведения экологического сельского хозяйства, а также в сертифицировании продукции согласно установленным мировым стандартам. Этот опыт был успешно перенят странами бывшего СССР и большинством стран Восточной Европы, что позволило им встать на путь перехода к производству экологически чистой продукции. На сегодняшний день в России рынок экологически чистой натуральной продукции является перспективным и имеющим огромные потенциальные возможности.
Исследование «Рынок био-продукции» в первую очередь будет интересно компаниям-импортерам продовольствия, а также тем компаниям, которые занимаются экспортом морской рыбы, зерновых, дикоросов или осуществляют сельскохозяйственные работы. Эти исследования необходимы тем, кто занимается выработкой нормативной базы. Работа «Рынок био-продукции» непременно привлечет внимание тех, кто может расширять ассортимент био-продуктов, ввозимых на российский рынок.
Сейчас российский рынок экологической продукции не является насыщенным, поэтому его потенциал не реализован. Для России наиболее перспективно направление рынка био-продукции, связанное с зерновыми культурами. Например, в 2008-2009 сельскохозяйственном году наша страна осуществила поставку свыше 18-19 млн. тонн пшеницы на мировой рынок, при этом заняв 4 место в мире по показателям экспорта данного товара.
Для России другими направлениями экологического экспорта, имеющими хорошие перспективы дальнейшего развития, могут стать экспорт рыбы, морепродуктов, продуктов дикоросов (ягоды, грибы, орехи, травы, мед и т.п.). Именно эти направления могут успешно развиться благодаря богатой сырьевой базе. В том разделе исследования «Рынок био-продукции», где рассматриваются факторы развития био-рынка России (повышение самообеспеченности, диверсификация импорта био-товаров, специфика формирования соответствующей нормативной базы, связанной с экологическим сельским хозяйством) можно ознакомиться с особенностями развития рынка био-продукции.
Исследование «Рынок био-продукции» является полезным для руководителей российских сельскохозяйственных предприятий, которые осуществляют свою деятельность на внешних рынках либо только планируют выйти на них. Материал исследования содержит в себе информацию о сертификации, соответствующей директивам Европейского Союза.
Полное оглавление |
|
Аннотация | 3 |
Полное оглавление | 5 |
Список диаграмм | 6 |
Список таблиц | 7 |
Резюме | 8 |
Понятия экологического сельского хозяйства и био-продукции в странах ЕС. | 11 |
Тенденции развития современного аграрного био-производства, его регулировани в странах Европы | 14 |
Экономические показатели деятельности экологических и обычных сельских хозяйств | 18 |
Меры по регулированию экологического сельского хозяйства | 19 |
Роль национальных ассоциаций экологических агропроизводителей | 22 |
Сертифицирование импорта био-продукции | 26 |
Роль Международной федерации движения органического сельского хозяйства | 28 |
Отношение потребителей к био-продукции | 30 |
Состояние европейского рынка био-продукции: емкость, расходы потребителей, сдвиги в ассортименте и системе сбыта | 33 |
Емкость европейского рынка | 33 |
Структура био-прозводства, сдвиги в ассортименте био-продукции на рынке ФРГ | 36 |
Изменения в системе розничной торговли био-продуктами | 41 |
Новинки ассортимента био-продукции по основным группам товаров повседневного спроса | 46 |
Био-молочные продукты | 49 |
Био-сыры | 51 |
Растительные био-масла | 53 |
Сухие био-завтраки, био-супы, био-соусы | 54 |
Био-чай, био-кофе, био-шоколад | 57 |
Розничные цены на био-продукцию в странах Западной Европы, фирмы-поставщики для дискаунтеров и специализированных магазинов Реформхаус | 59 |
Потенциал развития рынка био-продукции в России: основные факторы развития внутреннего рынка и возможности роста экспортных поставок агросырья для био-производства. | 63 |
Приложения | 70 |
Дополнительные источники информации | 89 |
Список диаграмм |
|
Диаграмма 1. Логотип экологического производства в Европейском Союзе | 12 |
Диаграмма 2. Био-логотипы, которые наносятся на маркировку био-продукции на внутренних рынках стран Европы | 25 |
Диаграмма 3. Стоимость оборота рынка биопродуктов в странах Европы в 2007-2008гг., млн. евро | 34 |
Диаграмма 4. Доля рынка био-продуктов в странах Европы в 2004-2008гг., в % к общему обороту рынка продовольствия | 35 |
Диаграмма 5. Расходы на био-продукты питания в странах Западной Европы | 36 |
Диаграмма 6. Структура предложения продуктов, имеющих логотип БИО в 2007-2009гг., % от общего числа био-продуктов | 38 |
Диаграмма 7. Число новых компаний-поставщиков, получивших логотип БИО за период с конца 2007 по апрель 2009г | 39 |
Диаграмма 8. Каналы сбыта био-продуктов питания, млн. евро | 42 |
Диаграмма 9. Максимальная наценка на расфасованные био-продукты к розничным ценам в 2008 г.,% | 60 |
Диаграмма 10. Поставки зерновых из России и других стран Восточной Европы в Италию, Испанию, Грецию в 2008г., тыс. т. | 66 |
Диаграмма 11. Рост поставок зерновых в ФРГ из стран Восточной Европы | 67 |
Диаграмма 12. Дисло экологических аграрных предприятий в странах Западной Европы в 2001-2008гг., тыс. | 70 |
Диаграмма 13. Число экологических аграрных предприятий в стра Восточной Европы в 2001-2008гг., тыс. | 71 |
Диаграмма 14. Рост био-площадей в странах Западной Европы в 2001-2008гг., тыс. га | 72 |
Диаграмма 15. Рост био-площадей в странах Восточной Европы в 2001-2008гг., тыс. га | 73 |
Диаграмма 16. Доля био-площадей в странах Европы в 2007-2008гг., в % от общих с/х площадей | 74 |
Диаграмма 17. Средняя площадь экологических аграрных хозяйств в 2001-2008гг., га | 75 |
Диаграмма 18. Доля био-пашни в странах Европы по состоянию на 01.01.2008г., в % к био-площадям | 76 |
Диаграмма 19. Био-площади под зерновыми культурами в странах Европы на 01.01. 2008г, тыс. га | 77 |
Диаграмма 20. Доля био-пашни под зерновыми культурами в странах Европы на 01.01. 2008г, в % к био-площадям | 78 |
Диаграмма 21. Доля био-пастбищ в странах Европы по состоянию на 01.01.2008г., в % к био-площадям | 79 |
Диаграмма 22. Поголовье животных и птицы в экологических хозяйствах ФРГ в 2001-2008гг., тыс. голов | 79 |
Диаграмма 23. Структура доходов от продажи био-сельхозпродукции по состоянию на 01.01.2008г., млн. евро | 80 |
Диаграмма 24. Структура био-площадей в Украине, в 2007-2008гг., га | 81 |
Список таблиц |
|
Табл. 1. Структура био-площадей в Европе, по состоянию на 01.01 2008г. | 14 |
Табл. 2. Сравнение деятельности экологических и обычных агрохозяйств в 2007 финансовом году | 18 |
Табл. 3. Субсидии на экологическое агропроизводство в странах ЕС | 20 |
Табл. 4. Роль ассоциаций экологических агропроизводителей в 2004г. и 2008г. | 22 |
Табл. 5. Наименование коллекций био-ассортимента отдельных розничных сетей в 2009г. | 42 |
Табл. 6. Рост сети филиалов 10 крупнейших био-супермаркетов в 2009г. | 44 |
Табл. 7. Био-гастрономия | 47 |
Табл. 8. Био-молоко и молочные продукты | 50 |
Табл. 9. Био-сыры | 52 |
Табл. 10. Био-растительные масла, маргарин | 53 |
Табл. 11. Био-завтраки, изделия из теста, супы, соусы | 55 |
Табл. 12. Био-чай, кофе, шоколад | 57 |
Табл. 13. Сравнение розничных цен на био-продукты в 2008-2009гг. в разных каналах сбыта, евро | 60 |
Табл. 14. Поставщики био-продуктов для дискаунтеров и специализированных био-магазинов | 61 |
Табл. 15. Российские предприятия и организации, занятые в сфере экологического сельского хозяйства и на рынкe био-продукции | 68 |
Табл. 16. Европейские компании-производители новинок био-продукции | 81 |
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок замороженных полуфабрикатов: итоги 2023 г., прогноз до 2027 г.», выяснилось, что сегодня наибольшая доля приходится на группу мучных полуфабрикатов преимущественно за счет пельменей, на которые приходится около половины рынка замороженных полуфабрикатов. На втором месте идут мясные и рыбные полуфабрикаты.
По мнениям экспертов рынок АЗС переживает этап трансформации. Развиваются пункты заправки, оборудованные современнысми технологиями автоматизации для ускорения предоставления услуг. Ведущие компании переходят на альтернативные виды топлива, чтобы обратить внимание клиентов, относящихся с заботой к природе. Такая динамика объясняется потребностями покупателей и меняющимися ожиданиями в отношении персональных услуг.