В 2009 году ситуация на рынке бытовой техники и электроники существенно ухудшится, причиной чему станет финансовый кризис, начавшейся в России осенью 2008 года. Замораживание зарплат, рост безработицы, снижение объемов потребительского и ипотечного кредитования, замедление темпов жилищного строительства, высокий уровень инфляции повлияют на покупательскую активность граждан РФ.
По оценке «Экспресс-Обзор», снижение продаж будет наблюдаться на рынке стиральных машин, встраиваемой техники, кондиционеров, утюгов, пылесосов и телевизоров. Так, например, объем рынка встраиваемой техники сократится почти на 29% в натуральном выражении и вернется на уровень 2007 года. Общие продажи крупной бытовой техники упадут на 3,3% в натуральном выражении.
Спрос на аудио- видео- и бытовую технику будет формироваться в основном за счет замены устаревшей техники и стремления некоторой части среднего класса вложить накопленные денежные средства в товары длительного пользования.
При этом стоит отметить, что без таких товаров, как холодильники, кухонные плиты, пылесосы и чайники нельзя обойтись, поэтому спрос на них не упадет ниже минимального уровня.
По мнению экспертов, ситуация в 2010 году на многих рынках должна стабилизироваться. По оценке «Экспресс-Обзор», к концу 2010 года объем рынка аудио- видео- и бытовой техники увеличится на 8,4% в натуральном выражении по сравнению с уровнем 2009 года. Увеличение продаж будет обусловлено не только снижением безработицы, ростом доходов населения и реализацией отложенного спроса, но и началом нового цикла потребления техники.
Если рассматривать развитие рынка до кризиса, то, по оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году продажи бытовой, аудио- и видеотехники увеличились на 12,6% в натуральном выражении, в то время как еще в 2005 году этот показатель был в 1,5 раза выше. Одной из главных причин замедления темпов роста являлась цикличность, связанная с жизненным циклом этих товаров. Первая волна покупок приходилась на 1994-1997 гг., вторая - на 2002-2005 гг., а третья - ожидается в 2011-2012 гг.
По итогам уходящего 2008 года темпы роста рынка продолжат замедляться. Основным «локомотивом» роста спроса на аудио- видео- и бытовую технику в последние годы был рост покупательской способности. На увеличение продаж крупной бытовой и аудио- и видеотехники также влияло увеличение жилищного строительства в РФ.
Характерной тенденцией последних лет на рынке является смещение спроса в сторону аудио- и видеотехники. По итогам 2007 года ее покупки почти на половину обеспечили прирост продаж общего рынка в натуральном выражении. Это объясняется тем, что большая часть покупателей уже приобрела товары первой необходимости, а это, прежде всего, крупная бытовая техника и некоторые позиции малой бытовой техники. Чайники, утюги, пылесосы есть уже практически во всех семьях. Например, из года в год сокращается доля утюгов на рынке: в период с 2004 по 2008 гг. она уменьшилась на 3 п.п. в натуральном выражении.
Лидером продаж на рынке техники по итогам 2008 года станет малая бытовая техника - более 40% в натуральном выражении. А в стоимостном выражении - аудио- и видеотехника. Основным сегментом в структуре продаж крупной бытовой техники будут холодильники, которые составят 35% от общего объема продаж в натуральном выражении.
Одной из важных тенденцией последних лет стало снижение объема импортных поставок стиральных машин, холодильников и кухонных плит за счет переноса многими иностранными компаниями своих производственных мощностей на территорию России. Так, в конце 2006 года во Владимирской области был открыт завод «БЕКО» по производству холодильников, стиральных машин и кухонных плит и построен цех по производству стиральных машин и холодильников на заводе «Вестел-СНГ». В том же 2006 году в Московской области был открыт завод компании LG Electronics по выпуску холодильников. А в 2007 году компания BSH Bosch und Siemens Hausgeraete GmbH построила завод по производству холодильников в Санкт-Петербурге.
Исследование рынка аудио-, видео- и бытовой техники включает в себя 14 основных частей:
По каждому сегменту рынка аудио-, видео- и бытовой техники дан прогноз на 2008-2010 гг. с учетом финансового кризиса.
Приведены рейтинги ведущих производителей холодильников и стиральных машин.
В качестве источников для прогноза рынка в условиях кризиса использовались мнения экспертов и участников рынка, данные открытых источников, на основе которых были выявлены три фактора, влияющие на общее развитие рынка: темп ввода жилых домов, реальных располагаемых доходов и доля покупок техники в кредит.
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
Методология:
АННОТАЦИЯ | 2 | ||||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | ||||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | ||||
РЫНОК АУДИО-, ВИДЕО- И БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ | 12 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 12 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 12 | ||
|
| Факторы, влияющие на динамику объема рынка | 15 | ||
|
| Основные тенденции | 16 | ||
|
| Основные последствия на рынке в условиях финансового кризиса | 18 | ||
|
| Структура рынка по товарным группам 2004-2010 | 19 | ||
|
|
| КБТ, МБТ, аудио- и видеотехника | 19 | |
|
|
| Товарная сегментация | 20 | |
|
|
|
| В натуральном выражении (13 товарных групп) | 20 |
|
|
|
| В стоимостном выражении (16 товарных групп) | 21 |
|
| Структура рынка по городам (Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Краснодар, Ижевск) 2006-2007 | 23 | ||
|
| Структура рынка по каналам продаж (сетевая торговля, интернет-розница, другое) 2007 | 24 | ||
|
| Потребительское кредитование 2004-2009 | 25 | ||
| ОСНОВНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ | 27 | |||
|
| Доли на рынке 7 крупнейших сетей 2004-2007 | 27 | ||
|
| Сравнительная характеристика основных торговых сетей | 29 | ||
РЫНОК БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ | 41 | ||||
| ИМПОРТ | 41 | |||
|
| Динамика объема импорта 2004-2007 (в натуральном выражении) | 41 | ||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 42 | |||
|
| Динамика и структура рынка по товарным группам (КБТ и МБТ) 2004-2010 | 42 | ||
| СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НЕКОТОРЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП 2004-2007 (данные официальной статистики) | 43 | |||
|
| В натуральном выражении | 43 | ||
|
| В стоимостном выражении | 44 | ||
РЫНОК КРУПНОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ (КБТ) | 45 | ||||
| ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ 2004-2010 | 45 | |||
| СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ 2004-2010 | 47 | |||
| СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ | 48 | |||
|
| Потребительские цены 2004-2010 | 48 | ||
РЫНОК ХОЛОДИЛЬНИКОВ | 49 | ||||
| ПРОИЗВОДСТВО | 49 | |||
|
| Динамика объема производства 2004-2007 | 49 | ||
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (в натуральном выражении) | 49 | ||
|
| Рейтинг крупнейших производителей 2004-2007 (в натуральном выражении) | 51 | ||
| ИМПОРТ 2004-2007 (в натуральном выражении) | 52 | |||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 52 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 52 | ||
|
| Структура рынка по ценовым сегментам 2004 и 2007 (в натуральном выражении) | 53 | ||
| ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ | 54 | |||
|
| Доли на рынке 6-ти основных производителей 2004-2007 (в натуральном выражении) | 54 | ||
РЫНОК СТИРАЛЬНЫХ МАШИН | 55 | ||||
| ПРОИЗВОДСТВО | 55 | |||
|
| Динамика объема производства 2004-2007 | 55 | ||
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (в натуральном выражении) | 56 | ||
|
| Рейтинг крупнейших производителей 2004-2007 (в натуральном выражении) | 58 | ||
| ИМПОРТ 2004-2007 (в натуральном выражении) | 59 | |||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 59 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 59 | ||
|
| Структура рынка по ценовым сегментам 2007 (в натуральном выражении) | 60 | ||
РЫНОК КУХОННЫХ ПЛИТ | 61 | ||||
| ПРОИЗВОДСТВО, ИМПОРТ, ОБЪЕМ РЫНКА | 61 | |||
|
| Динамика объема производства и импорта 2004-2007 | 61 | ||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 62 | ||
РЫНОК ВСТРАИВАЕМОЙ ТЕХНИКИ | 63 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 63 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 63 | ||
|
| Структура рынка по товарным сегментам 2005-2007 (в натуральном выражении) | 64 | ||
РЫНОК КОНДИЦИОНЕРОВ | 65 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 65 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 65 | ||
|
| Структура рынка по видам кондиционера 2006-2007 (в натуральном выражении) | 66 | ||
|
| Структура рынка по ценовым сегментам (описательная характеристика) | 67 | ||
|
| Доли ведущих игроков 2007 (в натуральном выражении) | 68 | ||
РЫНОК МАЛОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ (МБТ) | 69 | ||||
| ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ 2004-2010 | 69 | |||
| ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ | 71 | |||
| СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ 2004-2010 | 72 | |||
| СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ | 73 | |||
|
| Потребительские цены 2004-2010 | 73 | ||
РЫНОК ПЫЛЕСОСОВ | 74 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 74 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 74 | ||
|
| Структура рынка по типу уборки (моющие, сухая уборка) и наличию мешка (без мешка, с мешком, с мешком и без) 2007 | 74 | ||
|
| Доли 5-ти ведущих игроков 2007 (в стоимостном выражении) | 75 | ||
| СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ 2004-2007 (данные официальной статистики) | 76 | |||
РЫНОК СВЧ-ПЕЧЕЙ | 77 | ||||
| ПРОИЗВОДСТВО И ИМПОРТ | 77 | |||
|
| Динамика объема производства и импорта 2004-2007 | 77 | ||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 78 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 78 | ||
РЫНОК АУДИО- И ВИДЕОТЕХНИКИ | 79 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 79 | |||
|
| Динамика объема и структуры рынка по товарным группам 2004-2010 | 79 | ||
| СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ 2004-2010 | 82 | |||
| СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ | 83 | |||
|
| Потребительские цены 2004-2010 | 83 | ||
| СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НЕКОТОРЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП 2004-2007 (данные официальной статистики) | 84 | |||
|
| В натуральном выражении | 84 | ||
|
| В стоимостном выражении | 84 | ||
РЫНОК ТЕЛЕВИЗОРОВ | 85 | ||||
| ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ (ЖК, ПЛАЗМА, ЭЛТ-ТЕЛЕВИЗОРЫ) 2004-2010 | 85 | |||
| СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ 2004-2007 (данные официальной статистики) | 87 | |||
РЫНОК ЦИФРОВЫХ ФОТО- И ВИДЕОКАМЕР | 88 | ||||
| ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ (ФОТО, ВИДЕО) 2004-2010 | 88 | |||
| СТРУКТУРА РЫНКА ПО КАНАЛАМ ПРОДАЖ 2006-2007 | 90 | |||
| ДОЛИ ВЕДУЩИХ БРЕНДОВ 2007 | 90 | |||
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА | 91 | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 93 | ||||
| Курс доллара и численность населения РФ | 93 | |||
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 93 |
Российский рынок перепелиных яиц в текущей ситуации демонстрирует положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей перепелиных яиц характеризуются стремительным ростом.
Российский рынок пахты в текущей ситуации демонстрирует снижение своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию.
В современном мире, где здоровый образ жизни становится все более популярным, мобильные приложения для подсчета калорий становятся незаменимым инструментом для многих. Недавний онлайн-опрос, проведенный компанией ГидМаркет, раскрыл интересные тенденции в использовании этих приложений среди различных групп населения.