В 2009 году ситуация на рынке бытовой техники и электроники существенно ухудшится, причиной чему станет финансовый кризис, начавшейся в России осенью 2008 года. Замораживание зарплат, рост безработицы, снижение объемов потребительского и ипотечного кредитования, замедление темпов жилищного строительства, высокий уровень инфляции повлияют на покупательскую активность граждан РФ.
По оценке «Экспресс-Обзор», снижение продаж будет наблюдаться на рынке стиральных машин, встраиваемой техники, кондиционеров, утюгов, пылесосов и телевизоров. Так, например, объем рынка встраиваемой техники сократится почти на 29% в натуральном выражении и вернется на уровень 2007 года. Общие продажи крупной бытовой техники упадут на 3,3% в натуральном выражении.
Спрос на аудио- видео- и бытовую технику будет формироваться в основном за счет замены устаревшей техники и стремления некоторой части среднего класса вложить накопленные денежные средства в товары длительного пользования.
При этом стоит отметить, что без таких товаров, как холодильники, кухонные плиты, пылесосы и чайники нельзя обойтись, поэтому спрос на них не упадет ниже минимального уровня.
По мнению экспертов, ситуация в 2010 году на многих рынках должна стабилизироваться. По оценке «Экспресс-Обзор», к концу 2010 года объем рынка аудио- видео- и бытовой техники увеличится на 8,4% в натуральном выражении по сравнению с уровнем 2009 года. Увеличение продаж будет обусловлено не только снижением безработицы, ростом доходов населения и реализацией отложенного спроса, но и началом нового цикла потребления техники.
Если рассматривать развитие рынка до кризиса, то, по оценке «Экспресс-Обзор», в 2007 году продажи бытовой, аудио- и видеотехники увеличились на 12,6% в натуральном выражении, в то время как еще в 2005 году этот показатель был в 1,5 раза выше. Одной из главных причин замедления темпов роста являлась цикличность, связанная с жизненным циклом этих товаров. Первая волна покупок приходилась на 1994-1997 гг., вторая - на 2002-2005 гг., а третья - ожидается в 2011-2012 гг.
По итогам уходящего 2008 года темпы роста рынка продолжат замедляться. Основным «локомотивом» роста спроса на аудио- видео- и бытовую технику в последние годы был рост покупательской способности. На увеличение продаж крупной бытовой и аудио- и видеотехники также влияло увеличение жилищного строительства в РФ.
Характерной тенденцией последних лет на рынке является смещение спроса в сторону аудио- и видеотехники. По итогам 2007 года ее покупки почти на половину обеспечили прирост продаж общего рынка в натуральном выражении. Это объясняется тем, что большая часть покупателей уже приобрела товары первой необходимости, а это, прежде всего, крупная бытовая техника и некоторые позиции малой бытовой техники. Чайники, утюги, пылесосы есть уже практически во всех семьях. Например, из года в год сокращается доля утюгов на рынке: в период с 2004 по 2008 гг. она уменьшилась на 3 п.п. в натуральном выражении.
Лидером продаж на рынке техники по итогам 2008 года станет малая бытовая техника - более 40% в натуральном выражении. А в стоимостном выражении - аудио- и видеотехника. Основным сегментом в структуре продаж крупной бытовой техники будут холодильники, которые составят 35% от общего объема продаж в натуральном выражении.
Одной из важных тенденцией последних лет стало снижение объема импортных поставок стиральных машин, холодильников и кухонных плит за счет переноса многими иностранными компаниями своих производственных мощностей на территорию России. Так, в конце 2006 года во Владимирской области был открыт завод «БЕКО» по производству холодильников, стиральных машин и кухонных плит и построен цех по производству стиральных машин и холодильников на заводе «Вестел-СНГ». В том же 2006 году в Московской области был открыт завод компании LG Electronics по выпуску холодильников. А в 2007 году компания BSH Bosch und Siemens Hausgeraete GmbH построила завод по производству холодильников в Санкт-Петербурге.
Исследование рынка аудио-, видео- и бытовой техники включает в себя 14 основных частей:
По каждому сегменту рынка аудио-, видео- и бытовой техники дан прогноз на 2008-2010 гг. с учетом финансового кризиса.
Приведены рейтинги ведущих производителей холодильников и стиральных машин.
В качестве источников для прогноза рынка в условиях кризиса использовались мнения экспертов и участников рынка, данные открытых источников, на основе которых были выявлены три фактора, влияющие на общее развитие рынка: темп ввода жилых домов, реальных располагаемых доходов и доля покупок техники в кредит.
Более подробное содержание каждой части приведено в оглавлении.
Методология:
АННОТАЦИЯ | 2 | ||||
О КОМПАНИИ "ЭКСПРЕСС-ОБЗОР" | 4 | ||||
ОГЛАВЛЕНИЕ | 5 | ||||
РЫНОК АУДИО-, ВИДЕО- И БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ | 12 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 12 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 12 | ||
|
| Факторы, влияющие на динамику объема рынка | 15 | ||
|
| Основные тенденции | 16 | ||
|
| Основные последствия на рынке в условиях финансового кризиса | 18 | ||
|
| Структура рынка по товарным группам 2004-2010 | 19 | ||
|
|
| КБТ, МБТ, аудио- и видеотехника | 19 | |
|
|
| Товарная сегментация | 20 | |
|
|
|
| В натуральном выражении (13 товарных групп) | 20 |
|
|
|
| В стоимостном выражении (16 товарных групп) | 21 |
|
| Структура рынка по городам (Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь, Краснодар, Ижевск) 2006-2007 | 23 | ||
|
| Структура рынка по каналам продаж (сетевая торговля, интернет-розница, другое) 2007 | 24 | ||
|
| Потребительское кредитование 2004-2009 | 25 | ||
| ОСНОВНЫЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ | 27 | |||
|
| Доли на рынке 7 крупнейших сетей 2004-2007 | 27 | ||
|
| Сравнительная характеристика основных торговых сетей | 29 | ||
РЫНОК БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ | 41 | ||||
| ИМПОРТ | 41 | |||
|
| Динамика объема импорта 2004-2007 (в натуральном выражении) | 41 | ||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 42 | |||
|
| Динамика и структура рынка по товарным группам (КБТ и МБТ) 2004-2010 | 42 | ||
| СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НЕКОТОРЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП 2004-2007 (данные официальной статистики) | 43 | |||
|
| В натуральном выражении | 43 | ||
|
| В стоимостном выражении | 44 | ||
РЫНОК КРУПНОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ (КБТ) | 45 | ||||
| ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ 2004-2010 | 45 | |||
| СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ 2004-2010 | 47 | |||
| СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ | 48 | |||
|
| Потребительские цены 2004-2010 | 48 | ||
РЫНОК ХОЛОДИЛЬНИКОВ | 49 | ||||
| ПРОИЗВОДСТВО | 49 | |||
|
| Динамика объема производства 2004-2007 | 49 | ||
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (в натуральном выражении) | 49 | ||
|
| Рейтинг крупнейших производителей 2004-2007 (в натуральном выражении) | 51 | ||
| ИМПОРТ 2004-2007 (в натуральном выражении) | 52 | |||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 52 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 52 | ||
|
| Структура рынка по ценовым сегментам 2004 и 2007 (в натуральном выражении) | 53 | ||
| ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ | 54 | |||
|
| Доли на рынке 6-ти основных производителей 2004-2007 (в натуральном выражении) | 54 | ||
РЫНОК СТИРАЛЬНЫХ МАШИН | 55 | ||||
| ПРОИЗВОДСТВО | 55 | |||
|
| Динамика объема производства 2004-2007 | 55 | ||
|
| Региональная структура производства 2005-2007 (в натуральном выражении) | 56 | ||
|
| Рейтинг крупнейших производителей 2004-2007 (в натуральном выражении) | 58 | ||
| ИМПОРТ 2004-2007 (в натуральном выражении) | 59 | |||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 59 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 59 | ||
|
| Структура рынка по ценовым сегментам 2007 (в натуральном выражении) | 60 | ||
РЫНОК КУХОННЫХ ПЛИТ | 61 | ||||
| ПРОИЗВОДСТВО, ИМПОРТ, ОБЪЕМ РЫНКА | 61 | |||
|
| Динамика объема производства и импорта 2004-2007 | 61 | ||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 62 | ||
РЫНОК ВСТРАИВАЕМОЙ ТЕХНИКИ | 63 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 63 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 63 | ||
|
| Структура рынка по товарным сегментам 2005-2007 (в натуральном выражении) | 64 | ||
РЫНОК КОНДИЦИОНЕРОВ | 65 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 65 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 65 | ||
|
| Структура рынка по видам кондиционера 2006-2007 (в натуральном выражении) | 66 | ||
|
| Структура рынка по ценовым сегментам (описательная характеристика) | 67 | ||
|
| Доли ведущих игроков 2007 (в натуральном выражении) | 68 | ||
РЫНОК МАЛОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ (МБТ) | 69 | ||||
| ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ 2004-2010 | 69 | |||
| ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ | 71 | |||
| СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ 2004-2010 | 72 | |||
| СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ | 73 | |||
|
| Потребительские цены 2004-2010 | 73 | ||
РЫНОК ПЫЛЕСОСОВ | 74 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 74 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 74 | ||
|
| Структура рынка по типу уборки (моющие, сухая уборка) и наличию мешка (без мешка, с мешком, с мешком и без) 2007 | 74 | ||
|
| Доли 5-ти ведущих игроков 2007 (в стоимостном выражении) | 75 | ||
| СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ 2004-2007 (данные официальной статистики) | 76 | |||
РЫНОК СВЧ-ПЕЧЕЙ | 77 | ||||
| ПРОИЗВОДСТВО И ИМПОРТ | 77 | |||
|
| Динамика объема производства и импорта 2004-2007 | 77 | ||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 78 | |||
|
| Динамика объема рынка 2004-2010 | 78 | ||
РЫНОК АУДИО- И ВИДЕОТЕХНИКИ | 79 | ||||
| ОБЪЕМ РЫНКА | 79 | |||
|
| Динамика объема и структуры рынка по товарным группам 2004-2010 | 79 | ||
| СРЕДНЕДУШЕВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ 2004-2010 | 82 | |||
| СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ | 83 | |||
|
| Потребительские цены 2004-2010 | 83 | ||
| СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ НЕКОТОРЫХ ТОВАРНЫХ ГРУПП 2004-2007 (данные официальной статистики) | 84 | |||
|
| В натуральном выражении | 84 | ||
|
| В стоимостном выражении | 84 | ||
РЫНОК ТЕЛЕВИЗОРОВ | 85 | ||||
| ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ (ЖК, ПЛАЗМА, ЭЛТ-ТЕЛЕВИЗОРЫ) 2004-2010 | 85 | |||
| СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ 2004-2007 (данные официальной статистики) | 87 | |||
РЫНОК ЦИФРОВЫХ ФОТО- И ВИДЕОКАМЕР | 88 | ||||
| ОБЪЕМ И СТРУКТУРА РЫНКА ПО ТОВАРНЫМ ГРУППАМ (ФОТО, ВИДЕО) 2004-2010 | 88 | |||
| СТРУКТУРА РЫНКА ПО КАНАЛАМ ПРОДАЖ 2006-2007 | 90 | |||
| ДОЛИ ВЕДУЩИХ БРЕНДОВ 2007 | 90 | |||
ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА | 91 | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ | 93 | ||||
| Курс доллара и численность населения РФ | 93 | |||
| Оценки экспертов, использованные в исследовании | 93 |
По данным "Анализа рынка подгузников для взрослых в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г в их продажи в стране выросли на 1% и составили 746 млн шт. Потребители привыкли использовать подгузники для ухода за пожилыми, инвалидами, лежачими пациентами. При этом произошла частичная стабилизация логистических цепочек при поставках сырья, что благоприятно отразилось на производстве санитарно-гигиенических изделий и расширило возможности продаж.
По данным "Анализа рынка коммерческих дата-центров в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2020-2024 гг оборот рынка ЦОД в стране увеличился более чем в 2,5 раза: с 42,9 до 113,1 млрд рублей. Одной из главных причин развития рынка выступает стремительный рост объемов данных, не только на фоне увеличения количества пользователей интернета в стране, но и вследствие развития цифровой экономики, а также роста объемов данных, генерируемых бизнесом и государством.
По данным «Анализа рынка профосмотров в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг численность обязательных медицинских осмотров, законодательно предусмотренных для отдельных видов профессиональной деятельности в России, снизилась на 8%: с 24,2 до 22,3 млн.